Технологическая карта урока "Древние люди и их стоянки на территории современной России"
план-конспект урока по истории (6 класс)
Технологическая карта урока по истории по УМК под ред. А.В. Торкунова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevnie_lyudi_i_ih_stoyanki_na_territorii_sovremennoy_rossii_2.docx | 139.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс: 6
Предмет: История России
Тема урока: Древние люди и их стоянки на территории современной России.
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока | Создать условия для формирования представлений учащихся о том, как первобытным людям удалось выжить и заселить территорию современной России. |
Задачи урока | Образовательная: - Определить степень влияния природно- климатических условий на образ жизни предков; - Познакомить с переменами в образе жизни древних людей в связи с изменением климатических условий. Воспитательная: - развить познавательный интерес к истории. Показать значимость изучения истории России. Развивающая: - продолжить формирования умений анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой. |
Планируемые результаты обучения | Предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых стоянок на территории современной России, описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности; Метапредметные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать с различными источниками информации. Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию. |
Основные понятия | Палеолит, мезолит, неолит, стоянки, родовая община, племя, первобытный строй, разделение труда |
Межпредметные связи | География |
Ресурсы | - История России, 6 класс. Под ред. А.В. Торкунова. М.: 2018, карта «Территория России в древности», раздаточный материал. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые УУД |
1.Организа-ционный момент | Здравствуйте, ребята. Давайте отметим того, кого сегодня нет. | Дети приветствуют учителя и говорят кто отсутствует. | |
2. Мотивационный этап | Историк и археолог Михаил Петрович Погодин утверждал: «Человек и природа сначала бывают связаны узами неразрывными и имеют одну общую историю… Чем более человек образовывается, тем более он выходит из-под власти природы… и из раба ее делается властелином». - Согласимся ли мы с позицией ученого или опровергнем ее? На этот вопрос мы ответим в конце урока. | Слушают учителя и думают над поставленным вопросом. | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. |
3. Актуализация знаний | Ответьте на вопросы, используя знания, полученные в 5 классе при изучении истории Древнего мира. - Когда появились первые люди на Земле? Почему именно в этих местах? - Как шло расселение древнейших людей? | Дети отвечают на поставленные вопросы. | Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
4.Изучение нового материала |
Итак, Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Верно, тема нашего урока «Древние люди и их стоянки на территории современной России». Работать мы будем по следующему плану, давайте запишем его в тетрадь: План урока:
Первое, что мы с вами рассмотрим это то, как люди появились на территории нашего могучего государства. 1. Появление людей на территории современной России. Древнейшие люди на территории современной России появились на юге страны – Северном Кавказе и в районе реки Кубань примерно 700 тысяч лет назад. Однако совсем недавно археологи обнаружили стоянки древних людей, которые жили ок. 1 млн. лет назад. Обнаружены они были в Дагестане и на Таманском полуострове. Теплый климат, богатый растительный и животный мир давал людям все необходимое для жизни. Древние люди обеспечивали свои потребности в продовольствии охотой и собирательством, не занимаясь сельскохозяйственным производством, т.е. вели присваивающее хозяйство. Древние люди ничего не выращивали, а добывали и присваивали то, что было создано самой природой. Они охотились на зверей, ловили насекомых и земноводных, собирали ягоды, плоды. Съедобные коренья. Такое хозяйство называют ПРИСВАИВАЮЩИМ. Человек умел поддерживать огонь, хотя добывать его ещё не научился. Орудия труда были примитивными. Из чего могли делать первые орудия труда? ( камни, кости, дерево) Древнейший период существования человека назывался каменным веком. Длился он многие тысячелетия. Каменный век учёные делят на: 1) палеолит – древний каменный век. 2) мезолит – средний каменный век. 3) неолит – новый каменный век. Давайте запишем это в тетрадь. Как вы думаете, как им жилось тяжело или легко? Трудно ли было выжить в одиночку? Выжить в условиях дикой природы в одиночку было трудно. Поэтому люди объединялись в небольшие группы по 20-30 человек. Они назывались первобытные человеческие стада. Давайте нарисуем с вами на доске схему: 2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России. Давайте же узнаем, на каких территориях, и в каких городах и местах были найдены древнейшие стоянки. Ваши одноклассники подготовили мини-доклады. (Приложение 1). Давайте послушаем. Остальные по ходу рассказа заполняют таблицу (Приложение 2). 3. Зарождение родового строя Около 80 тыс. лет назад наступило похолодание – ледниковый период. Лёд сковал северные территории Европы, Азии, Северной Америки. (Учитель показывает на карте эти территории) Что же происходит со всем живым? Правильно, вымирают. На смену им пришли мамонты, бизоны, шерстистые носороги, северные олени, дикие лошади. Тяжело ли было человеку приспосабливаться к новым условиям? Почему? Человеку с трудом приспособился с новым условиям. Однако главным занятием все также оставалась охота. На охоту стали выходить небольшими группами. Давайте вспомним из курса истории Древнего мира, как человек осуществлял охоту ( стр. 12 – со слов « На охоту выходили целыми группами…» до стр. 13 ( 1 абзац) От холода люди спасались благодаря постоянному использованию огня, вскоре они сами научились его добывать. Приготовленная на огне пища лучше усваивалась, увеличилась продолжительность жизни. Техника изготовления орудий совершенствуется. Техника обработка камня становится совершеннее, орудия труда – разнообразными. Сколотые по всей длине камни имели форму ножей, пил, тёсел, шильев. Люди научились обрабатывать рога и кости животных. Появились иглы с ушками, человек стал шить одежду из шкур с помощью сухожилий или растительных волокон. Также сформировалось разделение труда между мужчинами и женщинами. Охота теперь только мужское занятие. Женщины вели домашнее хозяйство и занимались собирательством. Дети помогали взрослым. Постепенно развивалась речь. Люди между собой стали сплоченными. Менялся физический облик человека. Около 40 тыс. лет назад окончательно сформировался человек современного типа. Давайте вспомним, что такое род? ( группа кровных родственников, живущих на одной территории, едущих одно хозяйство, скот, утварь и т.д.) На смену первобытным стадам пришел род или родовая община. Все члены имели равные права, все дела решали вместе. Нессколько живущих по соседству родовых общин составляли племя. Таким образом, древние люди стали жить родами и имели примитивные орудия труда. Работали сообща и поровну все распределяли. Такое устройство стало называться первобытнообщинным строем. 4. Совершенствование орудий труда. Примерно 12-14 тыс. лет назад закончился ледниковый период, установился климат близкий к современному, людям нужно приспосабливаться к новым условиям жизни, в этом им помогает совершенствование орудий труда. Давайте прочитаем последний пункт и выясним, как изменились орудия труда и составим синквейн к слову «Труд». (Приложение 3) труд Труд | Слушают рассказ, основные моменты записывают. Ведут диалог с учителем, отвечают на поставленные вопросы, размышляют над проблемными вопросами и анализируют свои ответы, пытаясь обосновать свою точку зрения. Делают необходимые записи в тетрадь. | Когнитивные: работа с информацией, анализ, выбор главного, понимание закономерностей, умение ориентироваться по тексту учебника. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи. Регулятивные: планирование своих действий. |
5.Первичное закрепление материала | Мы проследили исторический путь древних людей, поселившихся на территории нашей страны. — Покажите на карте стоянки древних людей, обитавших на территории современной России. — Перечислите основные занятия древних людей. — Дайте характеристику присваивающего хозяйства. — Перечислите основные особенности родового строя. (Проверка выполнения заданий.) Вспомните высказывание историка Погодина, приведенное в начале нашего урока. — Согласны ли вы с позицией ученого или можете ее опровергнуть? (Ответы учеников.) | Отвечают на вопросы и общаются с учителем. | Когнитивные: первичное запоминание нового материала. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, улучшение навыка самоконтроля. |
6. Домашнее задание | П. 1,записи в тетрадях выучить. Задание на выбор. • Узнать, какие древние стоянки были найдены на территории нашего края. Подготовить краткое сообщение об одной из этих стоянок. • Написать мини-сочинение о жизни древних людей, проживавших на территории современной России. | Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы, если что-то не понятно. | |
7.Рефлексия | У вас на столах лежат листочки, напишите в них свои впечатления от урока и сдайте их мне. Можно листочки не подписывать. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. |
Приложение 1
Первобытная стоянка Костенки (Ученик 1)
Русский археолог Александр Спицын назвал Костенки «жемчужиной русского палеолита». Первые серьезные археологические исследования этого поселения были проведены выдающимся ученым-антропологом Иваном Поляковым во второй половине XIX в. 28 июня 1879 г. были извлечены кремниевые орудия труда, наконечники копий и другие предметы, подтверждающие существование людей в этих местах много веков назад. Костенки — это важнейший археологический памятник, доказывающий, что на нашей земле с древнейших времен существовала высокоразвитая цивилизация. Обнаруженные в Костенках скелеты людей современного типа и возраст археологических находок позволяют утверждать, что Homo sapiens появился в среднем течении Дона намного раньше, чем в Европе. Американский археолог Джон Хоффекер утверждал: «Костенковские стоянки интересны не только своей уникальной древностью. Мы еще не знаем, какими путями первобытные люди мигрировали сюда — из Африки или из Азии? Но именно в этих местах они приобрели новые способности и сформировали зачатки человеческой цивилизации. Об этом свидетельствуют находки в нижнем слое раскопа — кремниевые орудия труда, костяные, каменные статуэтки женщин и животных, которые можно отнести к самым древним произведениям первобытного искусства. Так что здешние Homo sapiens жили не только охотой, они знали многие ремесла и были не чужды художественному творчеству».
К нашему времени на территории заповедника Костенки было найдено множество свидетельств того, что во времена палеолита здесь жили люди, умеющие строить жилые сооружения, изготовлявшие многофункциональные орудия из костей и камня. Они обладали развитым искусством — нигде раньше не находили такие украшения со сложным орнаментом, подвески и совершенные статуэтки из бивня мамонта. Найдены эти изделия были под слоем вулканического пепла, что позволяет предположить, что они были изготовлены около 40 тыс. лет назад. Именно в то время произошло крупнейшее извержение вулкана, в результате которого слой пепла накрыл огромную территорию.
Стоянка Сунгирь (Ученик 2)
Сунгирьское захоронение было обнаружено в 1964 г. Могила палеолитического человека содержала большое количество вещей, которые, по мнению его соплеменников, были необходимы умершему в загробной жизни. Это свидетельствовало о высоком положении покойного. Кто он был — вождь племени, жрец, выдающийся охотник или воин?
Он был похоронен прямо на территории поселения, недалеко от очага из костей мамонта. На его груди археологи обнаружили мозаику из 3500 мелких бусинок, изготовленных из кости мамонта. Такими же бусинами была расшита и его одежда. Люди умели не только изготавливать такие крошечные шарики, но и просверливать в них микроскопические отверстия.
Через пять лет в Сунгире раскопали еще одно погребение. В трехметровой могиле лежали головами друг к другу, а ногами в противоположные стороны, два скелета подростков 12—13 и 7—8 лет. Рядом с телами находились очень острые, искусно сделанные копья из расщепленных и выпрямленных бивней мамонта, костяные дротики, кинжалы, браслеты. Одежду детей покрывали костяные бусины. На груди старшего подростка лежала плоская скульптура лошади, а у его плеча находилась статуэтка мамонта.
Считается, что богатство погребений определялось общественным положением покойного. Были ли это дети вождя или жреца? Или их внезапная одновременная смерть очень потрясла всех жителей поселка?
Капова пещера (Ученик 3)
Трудно представить, как не только выжили, но и освоили громадные территории наши далекие предки, вооруженные орудиями из камня и кости. Ведь это была эпоха великого оледенения. Лед покрывал север Евразии. Южнее расстилалась бескрайняя тундра.
Главной пищей человека, источником его существования были мамонты и другие крупные животные. Шкуру мамонта не пробьешь каменным оружием. Охота была загонной. Иногда удавалось загнать в пропасть целые стада животных. Мясо шло в пищу, кости и шкуры использовались для строительства жилищ.
Жизнь человека целиком зависела от удачи на охоте. Поэтому и религиозные обряды были связаны с культом животных. В тайных, труднодоступных пещерах совершались колдовские магические обряды, призванные обеспечить удачу на охоте. Считается, что в пещерах проводился и обряд инициации, т. е. посвящения во взрослых подростков, будущих охотников: в одной из пещер обнаружен отпечаток ладони молодого человека.
Долгое время рисунки находили лишь в пещерах Южной Франции и Северной Испании. Но в 1959 г. в труднодоступной части Каповой пещеры на Южном Урале были обнаружены более 49 ярко-красных рисунков мамонтов, носорогов, лошадей.
Начались раскопки. Вскоре нашли угольки от костров, небольшое количество каменных орудий. Материалы для изготовления краски были принесены в Капову пещеру издалека. Через три горных хребта приходили люди в свое святилище.
Денисова пещера (Ученик 4)
В самом сердце Азии, там, где начинаются Алтайские горы, в живописной долине Ануя находится знаменитая Денисова пещера. Она возвышается на 670 м над уровнем моря. На одном из склонов горы, в нескольких метрах над дорогой открывается широкий вход в пещеру. Здесь был обнаружен самый древний из культурных слоев обитания человека в Сибири.
Археологи нашли останки прежде неизвестного науке типа древнего человека. Этот человек был одинаково далек генетически как от неандертальца, так и от современного Homo sapiens. К такому мнению исследователи пришли после того, как была получена расшифровка генома, сохранившегося в образцах тканей — фаланговой кости пальца руки и коренного зуба.
Ученые установили, что культура «денисовцев» была более прогрессивной, нежели у неандертальцев, которые когда-то населяли окрестные скалы. В Денисовой пещере были найдены не только каменные, но и костяные предметы, орудия труда, украшения. В пещере находился каменный браслет со следами внутренней расточки. Но самое удивительное,
что сверление производилось на станке. Такая технология стала широко использоваться лишь в эпоху неолита. А этот браслет был обнаружен в слое, насчитывающем 50 тыс. лет. В этом же слое были найдены бусины, изготовленные из скорлупы яиц страуса, привезенные из Забайкалья или Монголии. Все это говорит о высоком уровне развития жителей Денисовой пещеры.
Приложение 2
Название | Место нахождения | возраст | Что найдено |
Костёнки | |||
Сунгирь | |||
Карпова пещера |
| ||
Денисова пещера |
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 6 классе по теме "Древние люди и их стоянки на территории современной России"
Данный материал содержит планеруемые цели и задачи по ФГОС,наглядную схему....
Конспект урока по истории в 6 классе "Древние люди и их стоянки на территории современной России"
Урок "Древние люди и их стоянки на территории современной России" был разработан в соотсетствии с ФГОС. При разработке данного урока частично был использован материал урока учителя истории Гимназии № ...
Древние люди и их стоянки на территории современной России
Материал к уроку истории России в 6 классе по теме " Древние люди и их стоянки на территории современной России"....
Урок 6 класс ИР Древние люди и их стоянки на территории современной России
Урок по теме "Древние люди и их стоянки на территории современной России" к УМК Торкунова...
История России 6 класс Древние люди и их стоянки на территории современной России
Технологическая карта урока "Древние люди и их стоянки на территории современной России", так же сопроводительная презентация к уроку. Данный материал разработан по учебнику Истории Ро...
Презентация по теме "Древние люди и их стоянки на территории современной России".
На уроке предстоит познакомиться с процессом появления первых людей на территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя, неолитической революцией и появлением сос...
Рабочий лист к уроку «Древние люди и их стоянки на территории современной России»
Рабочий лист к уроку «Древние люди и их стоянки на территории современной России»...