"Владимир мономах. Последний князь единого государства Киевская Русь"
план-конспект урока по истории (6 класс)
Урок проводился в рамках изучения курса истории России в 6 классе. На котором дети закрепили ранее изученный материалл и провели исследование с целью изучения новой темы.
Использование аторской разработки (рабочей тетради) позволило прменить метод индивидуальной работы и самооценки. Удалось привлеч к работе на уроке всех учеников класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект урока истории 6 класс. Правление Владимира Мономаха | 25.58 КБ |
разворот рабочей тетради, применимый во время урока | 432.91 КБ |
prezentatsiya_1_chast.pptx | 933.37 КБ |
prezentatsiya2_chast.pptx | 1.54 МБ |
prezentatsiya3.pptx | 1.11 МБ |
prezentatsiya4.pptx | 498.77 КБ |
prezentatsiya5.pptx | 532.17 КБ |
prezentatsiya6.pptx | 1.25 МБ |
prezentatsiya7.pptx | 991.66 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока по истории в 6 классе
Тема: « Правление Владимира Мономаха. Последний князь единого государства Киевская Русь»
Цели:
Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX-XII вв. (домонгольский период); дать оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси; закрепить знание основных дат и понятий, значения принятия христианства на Руси, процесса раздробленности и централизации Руси; установить причинно-следственные связи между деятельностью первых князей и дальнейшим развитием Руси. Формирование у учащихся знаний о развитие Древнерусского государства во второй половине XI - начале XII века, выявление причин и последствий политической раздробленности.
Продолжить формирование умения работать с историческими источниками и развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты; развивать быстроту мышления и коммуникативные способности, умение работать командой; активизировать познавательный интерес к изучению истории.
Способствовать формированию уважительного отношения к героическим событиям и культурному наследию прошлого нашего Отечества, понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве.
Планируемые результаты:
предметные: объяснять причины княжеских усобиц; определять исторические процессы, события по времени; соотносить историческое время и участников; анализировать события и выстраивать выводы, опираясь на подтвержденные исторические факты;
метапредметные: (коммуникативные) владеть устной и письменной речью; организовать учебное сотрудничество между учителем и учащимся, воспринимать полученную информацию, подкреплять ее ранее полученными знаниями и выстраивать цепочку логических суждений. Обосновывать свои выводы.
(регулятивные определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; формулировать новые задачи учебной деятельности, составлять план действий, оценивать правильность решений.
( познавательные) привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач, работать с различными источниками информации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, анализировать материал рабочей тетради и дополнительную литературу
личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, развивать творческие способности через активные формы деятельности, оценивать исторические события и роль личности в истории;
Оборудование: учебник, доска, проектор, мультимедийный экран, индивидуальные авторские рабочие тетради, карта, портреты исторических деятелей данного периода, дополнительная информация.
Основные вопросы урока:
- итоги правления Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей;
- лествичное право;
- княжеские усобицы;
- Любечский съезд;
- вокняжение Владимира Мономаха в Киеве в 1113 г.;
- развитие феодальной раздробленности.
Тип урока: комбинированный; урок-исследование.
Основные понятия: лествичное право, княжеские усобицы.
Основные даты: 1054г – смерть князя Ярослава, 1097 г. – Любечский съезд, 1113-1125 гг. – правление Владимира Мономаха в Киеве.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие учащихся. Формирование позитивного настроя.
Мотивационно-целевой этап
Между древними князьями дотатарского периода после Ярослава никто не оставил по себе такой громкой памяти, как Владимир Мономах, князь деятельный, сильный волей, выделявшийся здравым умом среди своей братии князей русских.
Н. И. Костомаров
- как вы думаете, почему историк Костамаров описал князя Владимира Мономаха именно так?
Исходя из цитаты, что мы будем исследовать на нашем уроке?
Проверка пройденного материала
Задание №1
У каждого ученика на столе находится индивидуальная рабочая тетрадь. В первом задании необходимо самостоятельно отметить основные даты из истории Древней Руси.
- Ребята, прежде чем мы начнем изучать нашу новую тему, давайте закрепим наши знания. Я предлагаю вам выполнить очень необычное задание – распределить на «ленте времени» основные даты по истории Древней Руси, которые мы с вами уже знаем. Это задание будет оцениваться баллами: все даты выписаны правильно и в верном порядке – 2 балла, одна ошибка или пропущена дата – 1 балл, 2 ошибки и более – 0 баллов, за дополнительное пояснение добавляется еще один балл. Максимальное количество баллов за это задание – 3 балла.
Приступаем, на выполнение – 2 минуты.
А теперь давайте проверим ваши ответы. Мои подсказки будут на слайдах. Сверяем сои даты и данные на экране, дополнительное пояснение событий – приветствуется. В конце каждый выставляет себе то количество баллов, которые он заработал.
Рассмотреть слайд с наследниками князя Ярослава.
И так, мы с вами остановились на правлении князя Ярослава Мудрого, давайте вспомним его правление и заслуги.
Дети по очереди подходят к доске и собирают кластер с терминами, относящимися к правлению Ярослава Мудрого. Выбор термина кратко поясняется. За каждый верный ответ - 1 балл.
- Молодцы, мы с вами вспомнили заслуги этого значимого князя, но дайте теперь вспомним, какие проблемы вновь начинаются на Руси после его смерти?
Мотивационно-целевой этап
- Умирая, Ярослав Мудрый обратился к своим детям: «Если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. Если же, будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов и дедов своих!» Выполнили ли его наказ наследники? Этот и другие вопросы мы обсудим на нашем уроке.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
- На какие вопросы нам предстоит найти ответы?
Задание №2
Рассмотрев карту в рабочей тетради, ученики пробуют определить территории, доставшиеся разным сыновьям Ярослава на карте, которая закреплена на доске. Подводится основание для формулирования выводов о целесообразности лествичного права, как системы престолонаследия.
Задание №3
Давайте попробуем самостоятельно сделать вывод о структуре системы престолонаследия Киевской Руси, ее достоинствах и недостатка. Попробуем сделать итог – к чему она привела государство.
Ученики в тетрадях самостоятельно кратко формулируют свое мнение по данному вопросу. Потом итог озвучивается учителем. Учащиеся отмечают у себя то количество баллов, которые они получили: все записано правильно и сделаны выводы – 2 балла, допущена неточность в формулировке – 1 балл, не верный ответ – 0 баллов
Физминутка
Давайте, немного разомнемся, повторяем все за мной
Текст физминутки
| Примерные движения |
Мы расскажем вам сейчас Кто такой великий князь: Много городов славянских Существует на Руси. Но один из них – особый, Про него мы не забыли – Это наш любимый Киев! Знаем - этот стольный град Удивительно богат: Правит в нем великий князь – Самый старший он из нас. Наши земли объезжает И полюдье собирает: Все для Киевской казны Все на пользу для Руси. Князь великий правит мудро Хоть порой бывает трудно. | - Руки на пояс, повороты вправо – влево; - Показать большой круг руками, потянуться на носочках вверх; - Сложить руки «как за партой», присесть, одну руку поднять и указательным пальцем «посчитать» несколько раз, остановиться и вертикально выпрямить руку, изобразить «флигель», который «указывает» в сторону Киева; - Руки поставить на бока и изобразить «упитанного богача»; - Важно поднять голову, подняться на носки и немного походить «как князь»; - Изобразить наездника на коне: поворот вокруг себя; - «сгребающие» движение руками к себе; - Несколько приседаний.
|
Первичное усвоение новых знаний
- Проблемный вопрос:
Как Владимиру Мономаху удалось приостановить распад Древнерусского государства?
Ярослав Мудрый велел детям не ссориться. А старшему, Изяславу, он сказал: «Помогай обиженному, если братья между собой не поладят». Но вскоре после его смерти на Руси началось тяжелейшее время опустошительных княжеских усобиц.
- Почему это произошло? Какие тяготы пришлось переносить русичам в это время? Попытаемся выяснить на нашем уроке.
Задание №4
Мы с вами подошли к основной проблеме Древнерусского государства, давайте попробуем разобраться, какие события происходили в тот период и как их пытались решить.
Перед вами в ваших рабочих тетрадях есть таблица, давайте ее попробуем заполнить и проанализировать.
Любечский съезд князей 1097 года Причины: Положить конец затянувшимся междоусобицам и сплотится против половцев | |
Наследование князьями земель своих отцов | |
«Каждый да держит отчину свою» | |
Окончательно закрепилась феодальная раздробленность | Каждая ветвь Рюриковичей владела своей территорией и передавала по прямому наследованию. |
За активное участие в обсуждении причин и следствий - 1 балл
Задание №5
Дети записывают под портретом Владимира Мономаха даты его правления.
Задание №6
Давайте, обсудим, почему именно Владимир Мономах становится киевским князем. Сейчас мы с вами будем заполнять таблицу в тетрадях и обсуждать ее.
Князь Владимир II Мономах |
Внук Ярослава Мудрого, сын Марии, дочери византийского императора Константина IX Мономаха |
Организовал успешные совместные походы князей против половцев в 1103г., 1109г. и 1111 году. |
Выступал за единство Руси. Был инициатором и участником съезда князей в Любече в 1097 году. |
Был призван на княжение в Киев во время народного восстания. В 1113 году становится Великим киевским князем |
Ввел в действие «Устав Владимира Мономаха». Были ограничены проценты по займам и запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг. Приостанови распад Древнерусского государства. Написал «Поучение детям» в котором осуждал усобицы и призывал к единству. Продолжил политику укрепления династических связей с Европой. Был женат на Гите, дочери Гарольда II последнего англо-саксонского короля Англии. |
Подведение итогов
- получилось ли у нас исследовать события времен княжения Владимира Мономаха?
- Как ему удалось приостановить феодальную раздробленность?
- как развивалась Русь во время правления Владимира Мономаха? Во время правления Ярослава Мудрого?
Сейчас вы посчитаете количество баллов, которые вы набрали за время урока и подпишите в своих рабочих тетрадях. По вашим баллам будут выставляться оценки в журнал.
За работу на уроке получают оценки… такие ученики - …
Рефлексия.
- Сегодня на уроке я узнал…
- Я сам не смог справиться с затруднением…
- у меня не было затруднений…
- Мне было легко…
- Мне нужно немного подучить…
Домашнее задание:
§ 8, вопросы, задание « Думаем, сравниваем, размышляем» (на выбор)
Предварительный просмотр:
Тема: «Правление Владимира Мономаха. Последний князь единого государства Киевская Русь»
1. Отметить на временной ленте основные даты:
2. Рассмотрите данное изображение
3.Проанализировать принцип наследования после смерти Ярослава Мудрого. Выделить основные особенности данного явления.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Заполнить таблицу.
5. Рассмотрите изображения. Подпишите имена исторических личностей и основные даты, связанные с ними.
6. Правление Владимира Мономаха. Заполнить таблицу.
7. Подвести итоги.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Термины:
Триумвират - в Древнем Риме: совместное управление государством тремя лицами, а также вообще — политическое соглашение трёх лиц для совместных действий.
Лествичное право (родовой принцип наследования, сеньорат) - обычай княжеского престолонаследия на Руси. Все князья Рюриковичи считались братьями (родичами) и совладельцами всей страны. Поэтому старший в роду сидел в Киеве, следующие по значению в менее крупных городах.
Даты:
1054 - смерть Ярослава Мудрого и разделение Руси между его сыновьями. Триумвират Ярославичей.
1068 - Битва на Альте. Восстание в Киеве.
1072 - Составлена «Правда Ярославичей», вторая часть «Русской Правды».
ок. 1072 - Восстания в Новгородской земле и Ростово-Суздальской земле.
1078 - Битва на Нежатиной Ниве между великим князем Изяславом и его братом Всеволодом с одной стороны, и их племянниками Олегом Святославичем и Борисом Вячеславичем с другой. Гибель Изяслава и Бориса Вячеславича; вокняжение в Киеве Всеволода Ярославича.
1093 - вокняжение в Киеве Святополка Изяславича (до 1113).
1097 - Съезд князей в Любече. Принято правило «Каждый держит отчину свою», закрепившее тенденцию к политической раздроблённости Древнерусского государства.
1111 - разгром половцев в степях и их откочёвка в Грузинское царство.
1113 - Вокняжение Владимира Мономаха в Киеве. Киевское восстание народа против старшей дружины.
1118 - Окончательная редакция «Повести временных лет».
1125 - Смерть Владимира Мономаха и вокняжение в Киеве Мстислава Владимировича.
1127 - взятие войсками Мстислава Владимировича Полоцка и высылка полоцких князей в Константинополь.
1132 - смерть Мстислава Владимировича и начало распада Киевской Руси.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории по теме "Владимир Мономах. Последние попытки объединения Руси" для 10-го класса
Тип урока: комбинированныйЦель урока: Познакомить учащихся с попытками Владимира Мономаха сохранить единство Руси в период усобиц и создать у них представление о нём не только как о выдающ...
"История с образования государства Киевская Русь до Великих реформ Александра II" ( в двух частях)
Презентация разрабатывалась для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по истории. В ней содержится материал с заданиями из ЕГЭ (части А, Б и С). Старалась включать также материал по культуре, на которую...
Зарождение и развитие общинной цивилизации у древних славян и в государстве Киевская Русь.
В современную жизнь возвращается интерес к древней культуре наших далеких предков славян. Люди интересуются происхождением обычаев,терминов, материальных предметов. Сегодня важно переосмыслить многие ...
Конспект урока по истории в 6 классе "Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах"
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...
Презентация по истории России (6 класс) по теме "Происхождение государства Киевская Русь"
Данная презентация предназначена для получения учащимися 6 класса дополнительных знаний по теме "Происхождение государства Киевская Русь"...
Тема: «Древнерусское государство Киевская Русь». (практическая работа).
Практические задания по теме включает в себя задания по ленте времени, кроссворду к теме, соответствии имен и прозвищ князей....