Историко-литературная гостиная «ИСПАНИЯ – ЭХО ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ» 9-11 классы
методическая разработка по истории (9, 10, 11 класс)

Плотникова Татьяна Николаевна

Цель: 

  • Показать на примере Испании, как внутренние проблемы и конфликты, возникающие в государстве в сочетании с ростом противоречий на международной арене в 30-е годы привели к образованию очагов военной опасности.
  • Историческое, героико-патриотическое и культурно-нравственное воспитание учащихся, формирование личности гражданина - патриота, способного встать на защиту Отечества, на основе боевых традиций Русской и Советской Армий, славного военно-исторического прошлого России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispaniya.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Историко-литературная гостиная

«ИСПАНИЯ – ЭХО ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ»

9-11 классы

Цель: 

  • Показать на примере Испании, как внутренние проблемы и конфликты, возникающие в государстве в сочетании с ростом противоречий на международной арене в 30-е годы привели к образованию очагов военной опасности.
  • Историческое, героико-патриотическое и культурно-нравственное воспитание учащихся, формирование личности гражданина - патриота, способного встать на защиту Отечества, на основе боевых традиций Русской и Советской Армий, славного военно-исторического прошлого России.

Оформление:

  • Флаги СССР и Испании;
  • Флаги России и Испании;
  • на доске цитата А.Твардовского «…Нет героев от рожденья, они рождаются в боях»;
  •  презентация.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход мероприятия

1 ведущий: Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на историко-литературной гостиной «Испания – эхо гражданской войны».

2 ведущий: Любая война — трагедия для каждого, кто в ней участвует. Гражданская война в Испании формально продолжалась три года — с 1936 по 1939-й.

Ощущением неотвратимо приближающейся битвы была пронизана жизнь страны предвоенного десятилетия. В 30-е годы тревожный ветер военной грозы бушевал подчас непосредственно у самых границ Советского Союза.

1 ведущий: Мировой экономический кризис, разразившийся в 1929г.в разной степени  затронул практически все европейские страны. В Испании экономический кризис перерастает в кризис политический. В стране развернулось широкое забастовочное движение, вспыхивали крестьянские восстания. Свергнута монархия, провозглашена республика.

Уч-ся (__________________): В стране проведены социальные и экономические реформы, но они истощили казну и привели к новому витку забастовочного движения. В 1933г. на выборах победу одерживает блок консервативных партий, устанавливается режим жесткой экономии; это несколько стабилизирует положение в экономике, но вызывает новый массовый протест трудящихся. Растет влияние фашистского движения: партия "Испанская фаланга" призывает к национальной революции и установлению "законности и порядка". В ответ на активизацию фашистского движения ускорился процесс сближения левых партий. В 1936г. в Испании создается Народный фронт.

2 ведущий: Фашистская партия и армейская верхушка начали готовить военный переворот. Мятеж начался 17 июля 1936г., его возглавил генерал Ф.Франко.

Однако часть армии, флот и авиация остались верными правительству. В Испании начинается гражданская война. Лига Наций призвала все страны не вмешиваться во внутрииспанский конфликт. Однако это оказалось невозможно: в события гражданской войны в Испании вмешался целый ряд государств.

1 ведущий: Федерико Гарсиа Лорка (1898-1936) - испанский поэт и драматург, известный также как музыкант и художник-график. Центральная фигура «поколения 27 года», один из самых ярких и значительных деятелей испанской культуры XX века. Убит в начале Гражданской войны в Испании.

Уч-ся (____________________):

А в траве апельсин, как оранжевый отблеск заката.
Он уходит один, нет, его уводили куда-то…
До рассвета лишь шаг, остается дыхание смерти,
И в последних стихах вы поверьте, ему и проверьте.
Что еще в эту ночь, эту лунную ночь? Лишь соната
И не может помочь даже ангел, летящий куда-то,
- За душою спешит? - кто-то спросит, и отсвет покоя
За чертой, за границей, но откуда сегодня такое?

Безысходное чувство, что черные всадники немо,
Отпустились на землю, пленили бескрайнее небо.
Корабли в океане, только призраки, только стихия,
Рассмеется, обманет, и будет бессилен мессия.

Это смерть в суматохе его виновато задела,
Апельсин, и жестокий, черный всадник за миг до расстрела
Потянулся за ним, не достать ему там апельсина,
Что там – горечь и гимн, погибает напрасно мужчина.

Но Поэт в этой бездне останется вновь виноватым,
И уйдет и исчезнет он где-то в стихии заката.
И бессильные стоны в его беззащитной улыбке.
Звездопад, обреченно припомнят грехи и ошибки.

Кто там, в поле метался? Явилась прекрасная в белом.
Черный всадник остался, командовал Дьявол расстрелом…
Он уходит один, нет, его уводили куда-то…
А в траве апельсин, как оранжевый отблеск заката.


Уч-ся (_______________________):

Pero el poeta en este abismo de nuevo culpable
Y va a ir y desaparecer en alguna parte del elemento de la puesta del sol.
Y los débiles gemidos de su sonrisa indefensa.
Lluvia de estrellas, doom recordará los pecados y errores.

Que por ahí en el campo de metal? Era hermosa en blanco.
Jinete Negro se quedó en la orden del diablo para disparar ...
Él tiene una, no, se lo llevó en alguna parte ...
Y en la hierba, naranja, brillo de color naranja como el sol.

Уч-ся (_______________________): Советский  Союз  не  сразу принял участие в событиях, разворачивавшихся на Пиренейском полуострове и вокруг него. Несмотря на благожелательное отношение к республиканскому руководству Испании и его борьбе с франкистами, по крайней мере до середины августа 1936г., советское руководство не планировало какого-либо вмешательства во внутренние дела Испании. Сталин не мог не учитывать военно-политических последствий утверждения в Испании режима фашистского типа, ориентированного на Германию и Италию, что могло радикально изменить расстановку сил на европейском континенте и поставить под угрозу всю систему коллективной безопасности, задуманной как барьер на пути гитлеровской агрессии. 23 октября Майский заявил, что СССР не считает себя связанным политикой невмешательства в связи с ее несоблюдением другими членами. Благодаря продолжающимся переговорам о контроле он смог, однако, по-прежнему участвовать в работе комитета. Все эти инициативы, призванные дать Советскому Союзу официальное право помогать республиканцам, исходили напрямую от Сталина.

2 ведущий: Тысячи политических заключенных из числа заподозренных в «национализме» в те дни демонстративно выводили из тюрем, конвоировали по центральным улицам до пригородов и там расстреливали под звуки франкистской канонады. Тысячи молодых романтиков-интербригадовцев текли им навстречу, к баррикадам, к фронтовым рубежам. Добровольцы со всего мира, в большинстве своем не имевшие ни малейшей боевой подготовки, наводнили столицу. На какое-то время они даже создали республиканской стороне численное преимущество на поле брани, но количество, как известно, не всегда переходит в качество.

1 ведущий: Десятки тысяч беженцев устремились из Каталонии во Францию по дороге, ведущей к приграничному Перпиньяну.

2 ведущий: Массированные бомбардировки знаменитой Герники немецким легионом «Кондор» (воевал на стороне Франко) повлекли гибель более полутора тысяч человек.

1 ведущий: Советские писатели активно участвовали в международных конгрессах в защиту мира и культуры в Париже летом 1935 года, в Валенсии и Мадриде летом 1937 года. В Испании некоторые писатели были бойцами интернациональных бригад. Героически погиб в одном из боев советский писатель венгр Мате Залка (генерал Лукач).

В Испании находились А.Фадеев и А. Толстой, И. Эренбург, М. Кольцов.

2 ведущий: Новым реальным смыслом наполнилась тогда для многих советская “Гренада”.

Звучит песня “Гренада”.

Исполняют уч-ся (_________________________________________________________________)


Мы ехали шагом,
Мы мчались в боях
И «Яблочко»-песню
Держали в зубах.
Ах, песенку эту
Доныне хранит
Трава молодая -
Степной малахит.

Но песню иную
О дальней земле
Возил мой приятель
С собою в седле.
Он пел, озирая
Родные края:
«Гренада, Гренада,
Гренада моя!»

Он песенку эту
Твердил наизусть...
Откуда у хлопца
Испанская грусть?
Ответь, Александровск,
И Харьков, ответь:
Давно ль по-испански
Вы начали петь?

Скажи мне, Украйна,
Не в этой ли ржи
Тараса Шевченко
Папаха лежит?
Откуда ж, приятель,
Песня твоя:
«Гренада, Гренада,
Гренада моя»?

Он медлит с ответом,
Мечтатель-хохол:
- Братишка! Гренаду
Я в книге нашел.
Красивое имя,
Высокая честь -
Гренадская волость
В Испании есть!

Я хату покинул,
Пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде
Крестьянам отдать.
Прощайте, родные!
Прощайте, семья!
«Гренада, Гренада,
Гренада моя!»

Мы мчались, мечтая
Постичь поскорей
Грамматику боя -
Язык батарей.
Восход поднимался
И падал опять,
И лошадь устала
Степями скакать.

Но «Яблочко»-песню
Играл эскадрон
Смычками страданий
На скрипках времен...
Где же, приятель,
Песня твоя:
«Гренада, Гренада,
Гренада моя»?

Пробитое тело
Наземь сползло,
Товарищ впервые
Оставил седло.
Я видел: над трупом
Склонилась луна,
И мертвые губы
Шепнули: «Грена...»

Да. В дальнюю область,
В заоблачный плес
Ушел мой приятель
И песню унес.
С тех пор не слыхали
Родные края:
«Гренада, Гренада,
Гренада моя!»

Отряд не заметил
Потери бойца
И «Яблочко»-песню
Допел до конца.
Лишь по небу тихо
Сползла погодя
На бархат заката
Слезинка дождя...

Новые песни
Придумала жизнь...
Не надо, ребята,
О песне тужить,
Не надо, не надо,
Не надо, друзья...
Гренада, Гренада,
Гренада моя!

1 ведущий: Немало подвигов совершили русские добровольцы в Испании.

Уч-ся (__________________): В августе 1937 г. дружина, взводом в составе которой командовал генерал-майор Фок была брошена против шедшей на прорыв к Сарагосе красной интербригады. Дружина только два дня смогла сдерживать натиск противника, потом оставшиеся в живых бойцы и командиры 12 дней держали героическую оборону в деревенской часовне, пока не были уничтожены артиллерийским огнем. Там же погиб соратник А. В. Фока штабс-капитан марковского артиллерийского дивизиона и испанский офицер Иаков Тимофеевич Полухин. Посмертно поручики национальной армии И. Т. Полухин и А. В. Фок были награждены высшей боевой наградой Испании - коллективной лауреадой.

Уч-ся (__________________): Легионер Збигнев Казимирович Компельский погиб 26 сентября 1937 г. в бою под Толедо. Франкисты наступали, но был ранен командир взвода и убит пулеметчик, что не давало возможности отвести раненых в тыл. Тогда З. К. Компельский со словами: "Солдаты, спасайте своего командира!", сам открыл огонь из пулемета, прикрывая отходящих в тыл раненых. Через некоторое время вновь перешли в наступление, а у пулемета было найдено убитого разрывной пулей З. К. Компельского.

Уч-ся (__________________): Легионер Сергей Техли-Чиж, бывший русский морской офицер, погиб на позициях под Толедо 10 мая 1937 г., когда его взвод без поддержки артиллерии, одними ручными гранатами отбил наступление испано-фашистских танков и в 10 раз превосходивших сил интербригады. Военно-морской летчик старший лейтенант Всеволод Михайлович Марченко геройски погиб, будучи сбит в воздушном бою под Сарагосой 14 сентября 1937 г. (по другим данным - под Мадридом в 1939 г.). Он также был удостоен высшей испанской боевой награды.

Уч-ся (__________________): В боях за свободную Испанию геройски пали А. А. Бонч-Бруевич (служил в армии), Николай Иванов, Александр Куценко (служил в "Фаланге", попал в плен и был замучен), Луарсаб Магалов (служил в армии) и многие другие русские добровольцы. Из 72-х добровольцев 34 было убито. 9 ранено, причем по нескольку раз. Вечная память героям!

Фрагмент из к/ф «Офицеры».

Уч-ся (__________________):

Под ливнем стали перекрестным
Упал боец на пулемет.
Он в звездный час под небом звездным
Открыл для взвода путь вперед.
Итак всегда. В любом движенье
Есть тот, кто жертвует собой.
И, на него держа равненье,
Выходят люди в наступленье,
Победно завершая бой.

Герой не гибнет, умирая:
Двойная жизнь ему дана,
И эта жизнь его вторая
Бессмертной славою полна.

1 ведущий: При оказании интернациональной помощи народам Испании, звание Героя Советского Союза было присвоено 59 воинам Красной Армии и Флота, 19 из них посмертно. Среди наиболее отличившихся воинов-интернационалистов — летчики Яков Смушкевич и Сергей Грицевец. Впоследствии они стали дважды Героями Советского Союза, проявив мужество и героизм в боях на реке Халхин-Гол (Монголия) в 1939 г., тогда это звание было присвоено 70 воинам. За умелое руководство войсками первую Золотую Звезду получил комкор Георгий Жуков, будущий Маршал Советского Союза и четырежды Герой Советского Союза.

2 ведущий: В 1937 году Агния Барто посетила Испанию и вернувшись домой издала сборник «Звезды над Морем», куда вошел целый цикл стихотворений о детях Испании. Герои Барто – юные республиканцы, убежденные и стойкие, как их отцы:

Уч-ся (__________________):

Клятва 

Есть в Испании обычай:
Называют пальму в роще
Славным именем героя,
Победившего в бою.

Никогда в бою ты не был,
Не держал в руках винтовки,
Но назвали пальму в роще
В память светлую твою.

Никогда в бою ты не был,
Но раздался рев снаряда,—
Ты был ранен в мирном доме
В ночь, когда пришли враги.

Было лет тебе немного,
Но умел ты быть отважным.
За окном дорога в горы,
Ты сказал сестре: «Беги!»

Было лет тебе немного,
Но умел ты быть отважным,
Ты врага достойно встретил,
Ты сказал в лицо врагу:

— Я за мир и за свободу!
Мой отец республиканец!
И победа будет нашей —
В этом клятву дать могу!

И склоняются в салюте
Пионерские знамена,
Клятву юного героя
Повторяет весь отряд:

— Мы за мир и за свободу,
И победа будет нашей!
За товарищей погибших
Пионеры отомстят.

Уч-ся (__________________):

Лолита, десять лет тебе,
Но ты привыкла ко всему:
К ночной тревоге и к стрельбе,
К пустому дому своему.

И ранним утром у ворот
Стоишь подолгу ты одна.
Ты ждешь:
А вдруг отец придет?
А вдруг
Окончилась война?

Нет, вновь пожар!
Дома горят.
Ревет снаряд над головой,
И ты опять зовешь ребят
Смотреть воронки в мостовой.

Идет колонна мимо вас,
И ты знакомому бойцу
Кричишь: «Маноло, в добрый час!
Что я жива, скажи отцу».

2 ведущий: Дети гибнут, потому что они проводят весь день на улицах. Повсюду они возятся, копошатся. В рабочих кварталах, у Толедского моста, в Аточе, они помогают взрослым строить баррикады. Крохотные карапузы долго выковыривают большой камень из мостовой, кладут его в плетеную корзинку и, держа с двух сторон за ручки, чинно тащат его к баррикаде. Старик каменщик кивает им, кладет камень в верхний ряд и посыпает песком. Ребятишки с достоинством отправляются за новым камнем».

1 ведущий: Восемь месяцев спустя, после начала гражданской войны,  весной 1937 года, в Советский Союз из Валенсии прибыл первый корабль с 72 испанскими детьми-беженцами на борту. Но это было только начало. 

Уже следующий корабль, Sontay, пришвартовавшийся в Кронштадте в июле, привез в Советскую Россию 1499 ребят разного возраста: от 3 до 15 лет. Позже, в 1938 и 1939 годах, еще несколько судов из Валенсии, Сантурсе и Хихона с детьми и их воспитателями пришли в Кронштадт и Одессу. Так началась долгая эмиграция более 3 тысяч испанских детей, для многих из которых она так никогда и не закончилась.

Уч-ся (__________________): За годы Гражданской войны в Испании из страны выехало более 34 тысяч детей. иммигрантам, попавшим в СССР, пришлось многое пережить, прежде чем они смогли адаптироваться к советским реалиям. Для их размещения было организовано 14 детских домов в Москве. Обнинске, Одессе, Евпатории, Киеве. Многие из них так и не обрели в СССР новой родины. большая часть "советских испанцев" вернулась на родину лишь в конце 70-х, начале 80-х годов. Многие из них по сей день скучают по России, скучают, как ни странно, по зиме, по снегу и, конечно, по черному хлебу, квашеной капусте, соленым огурцам и сметане. Дома, в Испании, они продолжают говорить между собой по-русски или на смеси испанского и русского - "русиньоль". Многие реэмигрировавшие испанцы приезжают в Россию на студенческие юбилеи.

2 ведущий: В Советском Союзе также оказались несколько сотен испанских коммунистов, ставших политическими эмигрантами и затем принявших участие в Великой Отечественной войне.

1 ведущий: Первая реэмиграция в Испанию была разрешена лишь после смерти Сталина, в 1956 году. Но тогда вернулись немногие. Вторая, и довольно мощная, волна реэмиграции произошла уже после смерти генералиссимуса Франко в 1975 году. Некоторые испанцы остались жить в России.

2 ведущий: В настоящее время в России живет более трехсот испанских эмигрантов. А вместе с детьми и внуками испанское землячество в РФ насчитывает 1200-1300 человек. Между Москвой и Мадридом подписано специальное соглашение о признании двойного гражданства для детей Гражданской войны, о переводе пенсии из России в Испанию.

Уч-ся (__________________): ...В 30-ти километрах к северу от Мадрида есть местечко Алальпардо. Здесь, в маленькой испанской деревушке, на самом выезде из этого населенного пункта расположена "резиденция" - фактически дом для престарелых - "Эль Реторно" (в переводе с испанского означает "Возвращение"). Здесь и живет небольшая часть "испаносовьетикос", как их называют местные жители, т.е. "советских" испанцев - тех, кто реэмигрировал из России в Испанию в последние годы.

Неподалёку от Мадрида был открыт лично Франсиско Франко 1 апреля 1959 года Монумент «Святого Креста над Долиной Павших».

1 ведущий: Сегодня королевство Испания – одна из ведущих стран мира. 2011 год – это год Испании в России и России в Испании.

2 ведущий:  Король Испании Хуан Карлос I и Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев придают огромное значение развитию многогранных отношений между нашими странами.

Звучит фрагмент гимна Испании.

http://blog.rtve.es/emisionenruso/2011/03/фильм-испанцы-наш-гость-в-студии-хосэ-петрович-и-дети-войны.html

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D0%B2%20%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&stype=image

http://blog.rtve.es/emisionenruso/2011/03/фильм-испанцы-наш-гость-в-студии-хосэ-петрович-и-дети-войны.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий историко-литературной гостиной, посвященной выводу советских войск из Афганистана

Сценарий ориентирован на читателей школьной библиотеки старших классов...

Историко-литературный альманах "Я только слышал о войне"

Внеклассное мероприятие, посв. 70-летию Победы. Возраст- 10-11 класс. Интеграция истории и литературы....

Историко – литературная гостиная "Подвиг любви бескорыстной»

Цель: расширить знания учащихся по истории декабристского движения, раскрыть гражданский подвиг женщин – декабристок и причины, побудившие их поехать за опальными мужьями в Сибирь; показать глуби...

План-конспект урока по истории России Тема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9

План-конспект урока по истории РоссииТема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...

Историко-литературная гостиная "Блокадный Ленинград"

Закрепление и расширение  знаний учащихся о героической обороне Ленинграда. Воспитывать чувство патриотизма, уважение и благодарность к участникам тех событий, сохранять преемственность поко...

Конспект урока по истории «Октябрьское вооруженное восстание: на пути к гражданской войне» для 9 класс (учебник История Россия В.С. Измозик, О.Н.Журавлева, С.Н. Рудник)

Цель урока: Рассмотреть причины, ход октябрьских событий 1917 г. ; сформировать представления о новом политическом режиме , о причинах гражданской войны. Задачи:Образовательные:  Р...

Историко-литературная гостиная «Да будут незабвенны имена ваши»

литературная гостиная о подвиге жен декабристов...