Историко-литературный альманах "Я только слышал о войне"
методическая разработка (10 класс) на тему

Генкина Татьяна Борисовна

Внеклассное мероприятие, посв. 70-летию Победы. Возраст- 10-11 класс. Интеграция истории и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_ya_tolko_slyshal_o_voyne.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Историко-литературный альманах  «Я только слышал о войне»

(70-летию Победы посвящается)

Подготовили: учитель истории –Генкина Т.Б.

Учитель литературы –Молчанова Л.Н.

Возрастная группа – 10 класс.

Цель: воспитание  патриотизма;  увековечение подвига многонационального народа в Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:

– воспитание чувства гордости за свое Отечество, свой народ и свою семью;

– формирование у подрастающего поколения чувства верности Родине, ответственности за судьбу страны, готовности к служению Отечеству и его защите, выполнению гражданского долга; приобщение к историческим, культурным и нравственным ценностям, традициям своего народа;

– развитие национального самосознания и гражданской позиции в условиях учебно-воспитательного процесса, внеклассной и досуговой деятельности обучающихся;

– вовлечение школьников, их родителей в подготовку мероприятий, приуроченных к празднованию 75-летия Великой Победы.

Оборудование: проектор, компьютер, электронная доска.

Предварительно ученики разбиты на группы: «Историки», «Литераторы», «Бессмертный полк», «Искусствоведы».

Ход мероприятия.

Просмотр ролика «Я знаю о войне лишь понаслышке»

Ученики самостоятельно определяют тему мероприятия « Я только слышал о войне».

Цель- Используя проектную работу, определить основное значение памяти о войне.

Предварительно вы были поделены на группы: «Историки», «Литераторы», «Бессмертный полк», «Искусствоведы». Каждая группа представит свой проект воспоминаний о войне.

Задумывались ли вы, что может быть вечным?

« И сказала память:

«Я могу все забыть,

Но нищим станешь ты.

Я твои богатства стерегу,

Я тебя храню от слепоты» (В.Шефнер)

Надо ли хранить память о Великой Отечественной войне?

Стоит ли былое вспоминать,

Брать его в дорогу, в дальний путь?

Всё равно –упавших не поднять,

Всё равно – ушедших не вернуть. (В.Шефнер)

Группа историков. Представляет проект «Ассоциации войны», защищает его.

Мы изучили ряд документов и предлагаем их вашему вниманию. А вы подумайте, какие ассоциации вызывает у вас тот или иной документ.

 – Еще в мае 1940 г.руководство фашистской Германии приступило к разработке плана покорения народов Восточной Европы, получившего название «Ост». По своей жестокости и бесчеловечности план «Ост» не имеет себе равных. Согласно этому чудовищному плану предполагалось освободить жизненное пространство для немецких колонистов, для чего уничтожить 30 млн. русских и 5-6 млн. евреев. Выселение значительной части населения как рабочей силы для великого рейха.

На занятых территориях фашисты создавали лагеря смерти, производили зверские расправы с местным населением.

Каждый воин Вермахта носил в своем кармане «Памятку немецкому солдату»: 1) ... Нет нервов, сердца, жалости - ты сделан из немецкого железа. После войны ты обретешь новую душу, ясное сердце - для детей твоих, для жены, для великой Германии, а сейчас действуй решительно, без колебаний...

2) ... У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай, этим самым спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навек.»

Какие чувства вы испытываете при чтении этой памятки? С чем ассоциируется война по этим документам?  (Жестокость)

 После войны мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени. 11-летняя Таня Савичева в блокадном Ленинграде   не строила укреплений и вообще она не совершила никакого геройства, ее подвиг в ином. Она написала блокадную историю своей семьи...

 “Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч утра 1941 г.”

 “Бабушка умерла 25 января в 3 ч дня 1942 г.”

 “Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г.”

 “Дядя Вася умер в 2 ч ночи 14 апреля 1942 г.”

 “Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч дня 1942 г.”

 “Мама умерла 13 мая в 7.30 ч утра 1942 г.”

 “Савичевы умерли”.

 “Умерли все”.

 “Осталась одна Таня”.

Что же было дальше с Таней? Надолго ли пережила она своих родных? Одинокую девочку вместе с другими сиротами удалось отправить в относительно сытую и благополучную Горьковскую область. Но сильное истощение и нервное потрясение взяли свое. Она умерла 23 мая 1944 г.

Девочки нет, но остался дневник,

Детского сердца слезы и крик.

Дети мечтали о корочке хлеба… дети боялись военного неба.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом страшным и веским

Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник - это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

"Вновь не должно это все повториться!

С чем ассоциируется война по этим документам?  (Детство и война не совместимы)

 Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. Вот, например, всей стране известен подвиг  28 панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва"- эти слова политрука Клочкова известны каждому школьнику.

Этот памятник возведен  в хуторе Вербовка  Волгоградской области детям 9-13 лет, которые образовали здесь партизанский отряд, прозванный позже «Босоногий гарнизон». Командир отряда – самый старший из ребят Аксен  Тимонин. Ребята совершили дерзкий налет на почту и похитили мешки с ценными документами, укрыли советского офицера, бежавшего из лагеря военнопленных.  В ноябре 1942 года фашисты схватили мальчишек и расстреляли.

За  подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 тыс. человек

Какие  ассоциации войны вызывают эти факты?  (героизм)

В годы войны к станкам встали женщины и дети. Люди, страдающие от недоедания, работали по 11-12 часов в сутки.

Другой документ -Кютинен Даниил Иванович - пекарь блокадного Ленинграда . Он умер от истощения 3 февраля 1942 г. в возрасте 59 лет прямо на работе. Умер, но не съел ни грамма выпекаемого хлеба.

Эвакуация предприятий на Восток. За первые полгода войны было эвакуировано 1523 завода и 10 млн. специалистов,  в неслыханно трудных условиях восстановлены, им удалось в огромной степени увеличить производство в течение 1942 года - это прежде всего факт о невероятной человеческой стойкости.

С чем ассоциируется война по этим документам?  (Героизм тружеников тыла)

За что же, в конечном счёте, воевали наши солдаты? За Родину? За Сталина? За коммунистическую идею? За свою семью?

Память – это связующее звено между прошлым и будущим. Сколько бы лет ни прошло, сколько бы веков ни минуло, мы должны с благодарностью помнить тех, кто избавил мир от коричневой чумы, а наш народ – от погибели. Свыше 27 миллионов людей потеряла наша страна в той войне. Язык цифр скуп. Но вы все же вслушайтесь и представьте... Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 27 миллионов минут, а это более 51года поминальной молитвы.

Песня «Поседела в этот миг земля» (вокальная группа исполняет песню)

Группа литераторов.

Да, война ворвалась в жизнь наших людей внезапно, разрушив их планы, стремления. Со времени окончания войны прошло уже много лет. Почему же многие писатели писали и пишут о ней?

«Потому что тот подвиг, память о нём, сколько бы времени ни прошло, не остынет в наших сердцах», - сказал В. Быков.

В небольшом произведении Б.Васильева есть то, что не оставляет равнодушным ни взрослого, ни подростка – трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, рассказ о том, какой ценой досталась нам Победа.

Писатель вспоминает: «… замысел повести родился от «толчка памяти». На фронт я попал, едва окончив 10 класс в первые дни войны. Точнее 8 июля 1941 года. А 9 июля, это было по Оршей, мы, бойцы комсомольского истребительного батальона, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на свое первое задание в лес. И вот там среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мертвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага… я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог… сами понимаете, что от этой нестираемой годами картины до сюжета повести – большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь».

Прием «Ромб ассоциаций»

В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за “своего брата-шофёра”, рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал Судьбу человека”. В 1956 году, под самый Новый год, “Правда” напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года — его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую.

Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.

Прием «Ромб ассоциаций»

Ребята, как вы считаете, нужно ли сейчас читать произведения о войне?

Группа искусствоведов. Мы представляем свой проект «Символы войны»

По результатам проведенного нами опроса названы были такие символы войны: георгиевская ленточка, плакат «Родина – мать зовет», песня «Священная война», могила неизвестного солдата,  вечный огонь.

Что же стоит за этими символами?

Что означают цвета георгиевской ленточки?  

Гео́ргиевская ле́нта — двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту, Георгиевской медали. Лента с незначительными изменениями вошла в советскую наградную систему под названием «Гвардейской ленты» как особого знака отличия. В период СССР гвардейская лента использовалась при оформлении колодки ордена Славы и медали «За победу над Германией». Цвета ленты — чёрный и жёлто-оранжевый — означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.

Что вы знаете об акции «Георгиевская ленточка»?  Каковы цели акции «Георгиевская ленточка»?

Акция «Георгиевская ленточка- проходит с 24 апреля по 9 мая 2006 г. задуманная РИА Новости и «Студенческой общиной» в 2006 году, с каждым годом становится все масштабней. За восемь лет было распространено более 55 миллионов ленточек по всему миру. Цель акции- дань уважения и памяти героям войны.

«Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны,( вы не знаете автора плаката?) созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года.

По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра.

По воспоминаниям сына Тоидзе, художник любил творчество Андрея Белого, у которого есть строки: «Позволь же, о родина-мать, в сырое, пустое раздолье, в раздолье твоё прорыдать…» Возможно, именно они послужили основой содержания плаката.

Еще один символ войны - песня «Священная война» (звучит песня): 
Одна из самых ярких патриотических песен Великой Отечественной войны и была неофициальным гимном воюющего с захватчиками народа. История создания «Священной войны» началась со стихов Василия Лебедева-Кумача, опубликованных в «Известиях» и «Красной звезде» уже на третий день войны, они были написаны накануне вероломного нападения фашистов на Советский Союз под впечатлением от просмотра кадров кинохроники с бомбежками городов Европы.
Руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной армии Александр Александров, увидев в газете стихи с названием «Священная война», сразу же сел за рояль. Вскоре композитор объявил певцам и музыкантам на репетиции о новой песне. Александров написал стихи и ноты мелом на грифельной доске, а музыканты переписали в свои тетради. И уже в первую неделю войны состоялась премьера песни на Белорусском вокзале, откуда отправлялись на фронт тысячи солдат. Вскоре «Священную войну» пели по всей стране: на фронте, в тылу, партизанских отрядах
.

Могила неизвестного солдата

Память о героизме советских воинов в годы Великой Отечественной войны увековечена многими мемориальными сооружениями, в том числе могилами Неизвестного солдата в ряде городов страны.
В Москве мемориал «Могила Неизвестного солдата» сооружен в Александровском саду у Кремлевской стены.
В декабре 1966 года, в дни 25-летия разгрома гитлеровских войск под Москвой, в Александровский сад из братской могилы, расположенной в 41 километре от Москвы, в местах кровопролитных боев, был перенесен торжественно погребен под Кремлёвской стеной прах Неизвестного солдата.
На могиле был зажжен Вечный огонь славы. У Вечного огня на Могиле Неизвестного солдата установлен постоянный пост почетного караула из состава Президентского полка – пост № 1 России.
Почему это могила неизвестного солдата?

Мы считаем, что эти символы помогают воспитать гордость за свою историю и благодарность к старшему поколению за их мужество и героизм,

Группа «Бессмертный полк».

Подряд уходят ветераны.

Им обдувает ветер раны,

Их ордена лежат забыты,

А имена горят сильней.

А, может, это всё логично?

Но очень больно, если лично

Ты с этим связан был и даже

Не понимал тогда всего.

Мне раньше искренне казалось,

Что деду много жить осталось,

Но уж который День Победы

Мы отмечаем без него.

Наша группа готовила проект « Бессмертный полк».

 Что вы знаете об акции «Бессмертный полк», которая проводится в нашей стране?

9 мая 2013 года десятки тысяч жителей России впервые  приняли участие в этой акции. Её суть заключалась в том, что люди несли портреты своих воевавших родственников, как бы символически знаменуя их бессмертный подвиг в годы Великой Отечественной войны. Сегодня в акцию включились многие города России. А у нас в классе есть свой «Бессмертный полк».

( Ребята представляют свой проект,  рассказывают о своих родственниках.)

Мосягина Мария: Мой двоюродный дед- Иван Петрович Кабеев, 1921 года рождения, воевал в морской авиации в Заполярье стрелком-радистом в экипаже прославленного на Севере летчика Хамдохова, совершил десятки боевых вылетов. Героически погиб в бою в 1943 году. Награжден орденом Красной Звезды.

Косов Александр: Моя прабабушка- Бардамова Полина Филипповна- старший сержант, была командиром отделения зенитчиц, войну прошла от Москвы до Берлина.

Другая прабабушка Ильина Варвара Ивановна и прадед Косяков Иван Иванович воевали в  партизанском отряде, в Белгородской области.

-Приходько Вика: Мой прадед-Логвинов Василий Кузьмич, воевал на Северном Кавказе в составе 1368 стрелкового полка, затем в морской пехоте на Черном море, был ранен, участвовал в разминировании минных полей. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

Потешкина Ольга: Моя прабабушка – Иванова Ксения Ивановна, работала на военном аэродроме, затем с четырьмя детьми оказалась  на оккупированной территории. Её деревня снабжала партизан продовольствием, за что каратели сожгли деревню, а прабабушка была насильственно вывезена немецко-фашистскими захватчиками из Псковской области в Германию, где работала на лесопильном заводе в городе Путущ, освобождена в 1945 году.

Юхова Алена: Мой прадед-Юхов Константин Алексеевич был призван Октябрьским военкоматом Ленинграда в 1943 г. В 1944 г. при форсировании реки Нарва первым достиг западного берега, в рукопашном бою убил трех немцев, принимал участие в отражении многочисленных контратак противника. Награжден медалью «За отвагу»

- Соловьева Алина: Мой прадед-Громов Алексей Николаевич, младший лейтенант, участвовал в форсировании Днепра, был ранен, Герой Советского Союза, награжден орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1 степени, медалью «Золотая Звезда».

Ребята оформляют стенд фотографиями прадедов .

Мы обязаны гордиться подвигами наших родных-участников ВОВ.

Беречь память о них, чтобы они остались достоянием других поколений.

Ролик День Победы!

Основной вопрос, который мы сегодня обсуждали: « Надо ли хранить память о войне?» Давайте подведем итог.

Война – самая чудовищная вещь на земле. И сегодняшние события подтверждают это. Память связывает поколения. Это духовный мост через годы, десятилетия. И силу свою, и храбрость, и красоту, и мужество – весь дух свой человеку помогает обрести священная память о защитнике родной земли.

В заключении проходит презентация Книги Памяти, которая начала создаваться в школе к 70-летию Победы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я только слышал о войне"

мероприятие к юбилею победы...

Великая Отечественная война. Вехи истории (историко-литературно-краеведческий устный журнал)

Цели мероприятия:1.       Воспитание у школьников патриотических чувств к своей Родины, гордости  за её героическое прошлое, уважения к участникам Великой Отеч...

Великая Отечественная война. Вехи истории (историко-литературно-краеведческий устный журнал)

Цели мероприятия:1.       Воспитание у школьников патриотических чувств к своей Родины, гордости  за её героическое прошлое, уважения к участникам Великой Отеч...

Историко-литературно-музыкальная композиция "Дети войны"

Данная разработка посвящена детям войны. Она демонстрирует учащимся тесную взаимосвязь исторических судеб и поколений прошлого, настоящего и будущего; формирует духовно-нравственные ценности....

Социально-образовательный проект – кинолекторий "Я только слышал о войне"

Социально-образовательный проект – кинолекторий  "Я только слышал о войне", посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г....

Открытое мероприятие (историко-литературная композиция), посвященное дню освобождения г. Краснодара от немецко-фашистских захватчиков "Кубанцы и Кубань в Великой Отечественной войне"

Открытое мероприятие (историко-литературная композиция), посвященное дню освобождения г. Краснодара от немецко-фашистских захватчиков "Кубанцы и Кубань в Великой Отечественной войне"...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию" Интегрированная игра по Великой Отечественной войне "Я только слышал о войне..."

Методическая  разработка по патриотическому воспитанию" Интегрированная игра по Великой Отечественной войне "Я только слышал о войне..."...