Статья "Педагогические техники развития УУД (из опыта работы учителя истории)"
статья по истории (5 класс)
Педагогические техники развития УУД у обучающихся второй ступени обучения (из опыта работы учителя истории)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_tehniki_razvitiya_uud_seroshtan_doklad.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Сероштан А.А., учитель истории
ГБОУ СОШ 312 Фрунзенского района
г. Санкт - Петербурга
Педагогические техники развития УУД
у обучающихся второй ступени обучения
(из опыта работы учителя истории)
В современном мире происходят существенные трансформации в получении и применении знаний.
Новые тенденции в развитии информационного общества, безусловно, отразились и в развитии современной системы образования. В настоящее время в школах РФ идет переход на обучение в соответствии с параметрами нового федерального стандарта второго поколения (далее ФГОС). Стандарт уделяет особое внимание достижению запланированных результатов обучения на основе системно-деятельностного подхода. Это способствует использовании. в учебном процессе разнообразных форм и видов организации учебной деятельности школьников. Особую роль играют такие формы обучения, где учащиеся могут выступать активными субъектами образовательного процесса, самостоятельно получать знания по средством использования различных вспомогательных элементов и приобретать опыт исследовательской деятельности.
В стандарте под результатами обучения понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Соответственно, важной задачей учителя становится формирование системы универсальных учебных действий учащихся.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.
В стандарте выделяются 4 группы универсальных учебных действий:
- личностные;
- регулятивные;
- познавательные;
- коммуникативные.
Рассмотрим примеры развития универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, личностных и коммуникативных) на уроках истории в основной школе.
Одним из путей повышения познавательной деятельности является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.
Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-практикум. Учитель должен грамотно организовать самостоятельную деятельность учащихся. Во время уроков истории можно применять, такие нестандартные приемы по работе с предметной наглядностью, как:
- Дневник исследователя»: учащимся предлагается самостоятельно заполнить дневник (памятку), содержащую систему вопросов и заданий к конкретному предмету или группе предметов с целью ознакомления с ними, извлечения возможной информации, определения исторической ценности данного предмета. Чтобы собрать всю возможную информацию учащиеся могут пользоваться не только указанными экспонатами, но и вспомогательными источниками информации: стендами, музейным этикетажем и т.д.
- «История одной вещи»: учащимся предлагается задание предположить на основе имеющихся данных, какой «путь» прошел данный предмет. Такой прием подходит для предметов, обладающих большой аттрактивностью, но менее информативных. Данное задание будет, в том числе, способствовать развитию творческого потенциала.
Особую ценность в формировании УУД представляет использование современных информационных технологий.
Формирование ИКТ- компетентности обучающихся происходит в рамках системно — деятельностного подхода. Целью является формирование и последующее развитие универсальных учебных действий обучающихся. Учитель может использовать цифровые образовательные ресурсы при изучении нового материала, его закреплении и контроле знаний. Для ученика являются источниками дополнительных знаний, позволяют сформулировать творческие задачи, а также могут выполнять роль тренажеров.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках — это создание презентаций к урокам; работа с ресурсами Интернет; использование готовых обучающих программ; разработка и использование собственных авторских программ. Возможности ИКТ — это создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.); создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания; создание текстовых работ; обобщение методического опыта в электронном виде и т. д. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
-усиление интенсивности урока
-повышение мотивации учащихся,
-мониторинг их достижений
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока : 1. Для обозначения темы урока в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию; 2. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.) 3. Как информационно-обучающее пособие.4. Для контроля учащихся. Когда ученик видит такую яркую, интерактивную доску, то все внимание направлено уже на нее, на учителя, на предмет обсуждения. “Презентация” — переводится с английского как “представление”. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк .Нестандартные и очень оригинальные игры, различные опыты помогут учителю сделать любой урок развивающим и незабывыемым. В исследовательской и проектной деятельности ИКТ также незаменим.
Формирование УУД средствами информационных технологий является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.
Литература:
1. Асмолов А.Г. "Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий" М, "Просвещение", 2011 г.
2. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2010. — № 2. — С. 11-12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...
Статья "Из опыта работы учителя истории "Патриотическое воспитание на уроках истории"
В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средст...
Из опыта работы учителя истории Динейкиной О.Н. "Проектирование современного урока истории в рамках реализации ФГОС".
В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу ...
Образовательная игровая технология для текущего и контрольного опросов «Учитель – ученик». (Из опыта работы учителя истории высшей квалификационной категории Невежиной Е.А.)
Работая в школе много лет, пришла к выводу, что главное в успешном обучении учащихся – это их интерес к предмету и активная познавательная деятельность. В связи с этим урок не должен быть однообразным...
Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)
Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г. Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень. Альб...
К некоторым вопросам формирования ценностных отношений учащихся при реализации требований ФГОС на совместных уроках гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.) Из опыта работы учителей истории и иностранных языков
Описание требований к личностным результатам учащихся.Пути установления межпредметных связей в обучении на уроках истории и иностранных языков.Примеры успешных реализованных проектов....
Из опыта работы учителя истории и обществознания Андреевой Н.И. МБОУ «Школа №3 Центр развития образования» г. Рязани в региональном проекте по взаимодействию школьников и судей «Знакомьтесь, судебная система России»
Представлен опыт работы по правовому воспитанию учащихся 9-11 классов в рамках регионального проекта "Знакомтесь, судебная система России".Цели и задачи по формированию правового воспитания:...