Технологическая курта урока по истории:Смута в Российском государстве
план-конспект урока по истории (7 класс)

Федоренкова Анна Юрьевна

На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных ситуациях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях России в XIV – XVIII веках; Определитьпричины экономических трудностей начала XVII в; объяснить появление самозванства; кто поддержал поход Лжедмитрия I на Москву. Выяснить наиболее главные события смуты и их последствия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_iitsorri_smuta.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема урока

Смута в Российском государстве

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Можно ли считать боярство главным виновником начала Смуты в Российском государстве?

Задачи урока

На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных ситуациях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях России в XIV – XVIII веках; Определитьпричины экономических трудностей начала XVII в; объяснить появление самозванства; кто поддержал поход Лжедмитрия I на Москву. Выяснить наиболее главные события смуты и их последствия.

Образовательные ресурсы

История России. Поурочные рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 2018. — 160 с., рабочая тетрадь к учебнику, презентация, Электронное приложение, карта «Россия в XV — начале XVII в.», видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания   http://nsportal.ru/node/1340631

План урока

1) Экономические трудности начала XVII в.2) Народные выступления.3) Самозванец.

4) Политика нового правителя.5) Боярский заговор.6) Царь Василий Шуйский.

7) Восстание Ивана Болотникова.8) Лжедмитрий II.9) Тушинское правительство.

10) Перелом в настроении народа.11) Вторжение Речи Посполитой и Швеции

Личностно значимая проблема

Докажите, что деятельность правителей России способствовала развитию страны «в ногу со временем»

Методы и формы
обучения

Методы: метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Формы: работа в паре и в группе, фронтальная, составление генеалогической таблицы

Основные понятия

Самозванство. Магнат. Смута. Основные даты 1605—1606 гг. — правление Лжедмитрия I. 1606—1610 гг. — правление Василия Шуйского. 1607 г. — установление 15-летнего срока сыска беглых крестьян.1609 г. — вторжение войск Речи Посполитой в Россию

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Объясните понятия «Смутное время», «Смута».

Кого можно считать главным виновником начала Смуты в Российском государстве?

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Высказывать и аргументироватьсобственные суждения.Определять причинно-следственные связи. Ставить учебную задачу урока (под руководством учителя)

Фронтальная

Работа

Беседа.

Работа с текстом

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Включение в учебный процесс Постановка учеб-

ной задачи урока

II.

Актуализация

знаний

7

1. Беседа

Вспомните, о каких гражданскихвойнах вам известно из курсовистории Древнего мира, Среднихвеков, Нового времени. Что общего было между этими войнами и событиями Смутного времени в России? Можно ли называть гражданскими войнами усобицы феодаловили князей?Как смутные времена отражаютсяна государстве, народе? Какие народные восстания из курса всеобщей истории вы помните? Чем они, как правило, заканчивались?

Привлекать межкурсовые, внутрипредметные знания

Беседа.

Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Устный рассказ.

Беседа

III.

Изучение

нового

материала

17

Беседа

 Рассматривают слайд и отвечают на вопросы

Работа с источником

Работа
с учебником и картой

Работа
с учебником

Работа
с учебником

Правительство Бориса Годунова нежалело средств на борьбу с голодом 1601—1603 гг. Царь Борис восстановил Юрьев день и отменил сыскбеглых крестьян. Выскажите мнение о действиях царя Бориса Годунова. (Используйте материал пп. 1,2 параграфа.)

На основе рассказа учителя, презентации о Борисе Годунове обсудите,почему боярство сначала встало насторону самозванца, а затем поддержало заговор против него.

Как вы понимаете слова историкаВ. О. Ключевского о Лжедмитрии I:«Он был только испечён в польскойпечке, а заквашен в Москве»?

Прочитайте п. 6 параграфа. Предположите, какие социальные группы поддерживали правление Василия Шуйского — «боярского» царя.

Составьте рассказ о восстании подпредводительством Болотникова.

Предварительно с помощью учителя составьте памятку по характеристике восстания. Используйтематериал п. 7 параграфа, фрагмент

«Московской хроники» К. Буссова(см. рубрику «Изучаем документ»),«Очерков» С. Ф. Платонова (см. дополнительный материал), карту.

Какие слои населения и почемуподдерживали Лжедмитрия I,И. Болотникова, Лжедмитрия II?

Что обусловило перелом в настроении народа?

Как повлияло на положение дел встране участие в Смуте внешних сил? Какие цели ими преследовались?Сформулируйте причины Смуты в виде тезисов. Запишите их в тетрадь

Аргументировать вывод на основе

материалов параграфа.

Определять мотивы, цели и последствия деятельности историческихперсоналий.

Принимать участие в обсуждении

проблемы.

Моделировать отношения социальных групп.

Составлять рассказ по теме, использовать памятку (алгоритм) и дополнительные источники информации.

Определять мотивы, цели деятельности социальных групп.

Давать оценку последствиям исторического события, процесса.

Фиксировать выводы по теме урокав виде тезисов

Беседа.

Работа с учебником

Работа с картой

Дискуссия.

Индивидуальная работа

Дискуссия

Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания

Работа с текстом,

картой.

Рассказ.

Составление памятки.

Беседа

Устные

Ответы

Записи в рабочих тетрадях

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Работа с учебником

Как вы объясните появление понятия самозванство? Можно ли назвать его одним из важных признаков Смуты?

Почему Лжедмитрий I не смог удержаться на русском троне? Каким должен был быть истинныйцарь в представлениях жителейРоссии XVII в.?

Кого называли тушинцами? Дайтесобственную оценку их действиям.Можно ли оценить одновременное существование московского и тушинского дворов как проявлениедвоевластия в стране?

Подготовьте эссе на темы: «ГригорийОтрепьев — авантюрист на польскойслужбе»; «Тушинский вор». (Используйте интернет-ресурсы.)

Выберите из работ одноклассниковнаиболее интересное эссе. Аргументируйте свой выбор. Что бы вы хотели дополнительно узнать обучастниках Смуты в России?

Раскрывать смысл понятий.

Определять причинно-следственныесвязи событий и процессов.Оценивать поступки людей и ихпоследствия. Моделировать отношения социальных групп.Выполнять творческие задания поисторической тематике.Давать оценку творческим работамодноклассников.

Определять свои познавательные

интересы.Раскрывать истоки и последствияисторических событий и процессов.Доказать вывод, обосновывать суждение на основе систематизацииинформации

Фронтальная работа с текстом

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Устные ответы

Работа с картой.

Творческая работа (эссе).

Тезирование.

Беседа (дискуссия)

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

Почему вРоссии до начала ХVII в. не было самозванцев? Самостоятельно сформулируйте условия, прикоторых появляются самозванцы.

Кто же, на ваш взгляд, виновен вначале Смутных времён? В чём вы видите главные уроки Смуты и интервенции для России?

Работаем с картой: покажите на картетерриторию охваченную смутой, направления действия войск интервентов.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Показывают на карте территорию России в период правления Ивана Грозного

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 14—15

Проведите дискуссию о причинах и последствиях Смуты.

Конкретизирует домашнее задание

Что такое гражданская война? Почему гражданские войны считаются самыми трагическими событиями в истории любой страны? Можно ли избежать гражданских войн? Почему Смуту называют гражданской войной?

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа

Дополнительный материал к уроку

Пример памятки по характеристике народных восстаний

1. Причины восстания.

2. Как началось восстание:

А) что послужило поводом к нему;

Б) кто возглавил восстание;

В) социальный состав (участники) восстания.

3. Ход восстания:

А) действия восставших (использовать карту, схему);

Б) цели, требования восставших;

В) основные этапы восстания (если есть).

4. Итоги восстания: причины его поражения; судьбы руководителей и участников.

5. Последствия и историческое значение восстания.

Причины Смуты

1. Экономический кризис (дожди и ранние заморозки три года подряд уничтожали урожай;крестьянское хозяйство потеряло устойчивость — в стране начался голод (1601—1603).

2. Династический кризис (прекращение династии Рюриковичей: гибель сына Ивана IV царевича Дмитрия в Угличе (1591), смерть царя Фёдора Ивановича (1598).

3. Кризис власти (борьба за власть между боярскими группировками; возникновение самозванства).

4. Социальный кризис (неудовлетворённость своим положением всех социальных групп; социальный протест тяглого сословия против закрепощения, которое шло на протяжении XVI в.:указы о «заповедных летах» 1581 г., «урочных летах» 1587 г. — пятилетний сыск беглыхкрепостных крестьян; закон о холопстве; всплеск миграции (передвижения) населения внутристраны).

5. Расширение сфер влияния военными методами соседних государств (Польши, Швеции).

С. Ф. ПЛАТОНОВ. «ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ СМУТЫ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ» (ФРАГМЕНТ)

В развитии московской Смуты ясно различаются три периода. Первый может быть названдинастическим, второй — социальным и третий — национальным. Первый обнимает собою время борьбы за московский престол между различными претендентами до царя ВасилияШуйского включительно. Второй период характеризуется междоусобною борьбою общественныхклассов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достаётся успех в борьбе. Наконец, третий период Смуты обнимает собою время борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства с М. Ф. Романовым во главе. Главнейшие моменты в ходе Смуты следовали в такой постепенности: началасьоткрытая Смута рядом боярских дворцовых интриг, направленных на то, чтобы захватить влияние во дворце, власть и впоследствии престол. Эти интриги открылись тотчас по смертиГрозного и разрешились регентством, а затем и воцарением Б. Годунова… Тогда оппозиционные элементы из дворца перенесли смуту в войско и, выдвинув Самозванца, сделали орудиемборьбы войсковые массы. Эти массы, служа послушно тем своим вождям, которым они верили,сражались за Годуновых и за Дмитрия, или против Дмитрия за Шуйского, словом принималипассивное участие в борьбе за престол, доставив последнее торжество в ней Шуйскому… Однакоторжество Шуйского было непрочно. Он пал вследствие осложнений, созданных польским ишведским вмешательством, и взамен его слабого правительства создалась польская диктатура…Против иноземного господства спешили соединиться в одном ополчении все народные группы,до тех пор взаимно враждовавшие. Временное правительство, созданное в ополчении вокругЛяпунова, собрало в себе представителей этих враждебных групп, но оно скоро погибло вследего миссии.

Запоминаем новые слова

Авантюрист — человек, занимающийся беспринципным, рискованным делом в расчёте на случай и успех.

Магнат — представитель родовитой и богатой знати в Речи Посполитой. Самозванство — незаконное присвоение себе чужого имени, звания с целью обмана.

Смута (Смутное время) — период в отечественной истории (1604 — 1618), когда в стране до предела обострились экономические и политические проблемы, разгорелась первая в истории России гражданская война.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая курта к уроку по математике в 6 классе по теме Целые числа

Технологическая карта к уроку по математике в 6 класса. Материал урока посвящен Дню Победы....

Презентация к уроку присоединение Якутии в состав Российского государства

Присоединение Якутии к России было одним из важных эпизодов процесса образования Русского централизованного многонационального государства. Продвижение русских в XVI-XVII вв. в Сибирь с ее многочислен...

Технологическая карта урока по теме: «Конституция Российской Федерации – Основной закон государства». Обществознание. 9 класс.

Технологическая карта урока по теме: «Конституция Российской  Федерации – Основной закон государства». Обществознание. 9 класс....

Технологическая карта "Российское государство в первой трети XVI века" (7 класс)

Представленный материал составлен на основе УМК Н.М.Арсентьева для проведения урока истории в 7 классе (базовый уровень подготовки)....

Конспект урока по теме "Реформы управления Российским государством при Петре I". История России. 8 класс.

Учебный предмет: ИсторияУчитель: Диваева Елизавета АндреевнаКласс: 8 классАвтор и название УМК: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева. Под редакцией академика РАН А.В. Торкуно...

Технологическая карта урока «Смута в Российском государстве»

Технологическая карта урока «Смута в Российском государстве» для 8 класса по Истории России. Прилагается презентация...