Технологическая курта урока по истории:Смута в Российском государстве
план-конспект урока по истории (7 класс)
На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных ситуациях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях России в XIV – XVIII веках; Определитьпричины экономических трудностей начала XVII в; объяснить появление самозванства; кто поддержал поход Лжедмитрия I на Москву. Выяснить наиболее главные события смуты и их последствия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_iitsorri_smuta.docx | 31.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ
Тема урока | Смута в Российском государстве | ||
Тип урока | Изучение нового материала | ||
Цель урока | Можно ли считать боярство главным виновником начала Смуты в Российском государстве? | ||
Задачи урока | На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных ситуациях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях России в XIV – XVIII веках; Определитьпричины экономических трудностей начала XVII в; объяснить появление самозванства; кто поддержал поход Лжедмитрия I на Москву. Выяснить наиболее главные события смуты и их последствия. | ||
Образовательные ресурсы | История России. Поурочные рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 2018. — 160 с., рабочая тетрадь к учебнику, презентация, Электронное приложение, карта «Россия в XV — начале XVII в.», видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания http://nsportal.ru/node/1340631 | ||
План урока | 1) Экономические трудности начала XVII в.2) Народные выступления.3) Самозванец. 4) Политика нового правителя.5) Боярский заговор.6) Царь Василий Шуйский. 7) Восстание Ивана Болотникова.8) Лжедмитрий II.9) Тушинское правительство. 10) Перелом в настроении народа.11) Вторжение Речи Посполитой и Швеции | ||
Личностно значимая проблема | Докажите, что деятельность правителей России способствовала развитию страны «в ногу со временем» | ||
Методы и формы | Методы: метод проблемного обучения, технология сотрудничества Формы: работа в паре и в группе, фронтальная, составление генеалогической таблицы | ||
Основные понятия | Самозванство. Магнат. Смута. Основные даты 1605—1606 гг. — правление Лжедмитрия I. 1606—1610 гг. — правление Василия Шуйского. 1607 г. — установление 15-летнего срока сыска беглых крестьян.1609 г. — вторжение войск Речи Посполитой в Россию | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Объясните понятия «Смутное время», «Смута». Кого можно считать главным виновником начала Смуты в Российском государстве? | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Высказывать и аргументироватьсобственные суждения.Определять причинно-следственные связи. Ставить учебную задачу урока (под руководством учителя) | Фронтальная Работа Беседа. Работа с текстом | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Включение в учебный процесс Постановка учеб- ной задачи урока |
II. Актуализация знаний | 7 | 1. Беседа | Вспомните, о каких гражданскихвойнах вам известно из курсовистории Древнего мира, Среднихвеков, Нового времени. Что общего было между этими войнами и событиями Смутного времени в России? Можно ли называть гражданскими войнами усобицы феодаловили князей?Как смутные времена отражаютсяна государстве, народе? Какие народные восстания из курса всеобщей истории вы помните? Чем они, как правило, заканчивались? | Привлекать межкурсовые, внутрипредметные знания | Беседа. | Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. | Устный рассказ. Беседа |
III. Изучение нового материала | 17 | Беседа Рассматривают слайд и отвечают на вопросы Работа с источником Работа Работа Работа | Правительство Бориса Годунова нежалело средств на борьбу с голодом 1601—1603 гг. Царь Борис восстановил Юрьев день и отменил сыскбеглых крестьян. Выскажите мнение о действиях царя Бориса Годунова. (Используйте материал пп. 1,2 параграфа.) На основе рассказа учителя, презентации о Борисе Годунове обсудите,почему боярство сначала встало насторону самозванца, а затем поддержало заговор против него. Как вы понимаете слова историкаВ. О. Ключевского о Лжедмитрии I:«Он был только испечён в польскойпечке, а заквашен в Москве»? Прочитайте п. 6 параграфа. Предположите, какие социальные группы поддерживали правление Василия Шуйского — «боярского» царя. Составьте рассказ о восстании подпредводительством Болотникова. Предварительно с помощью учителя составьте памятку по характеристике восстания. Используйтематериал п. 7 параграфа, фрагмент «Московской хроники» К. Буссова(см. рубрику «Изучаем документ»),«Очерков» С. Ф. Платонова (см. дополнительный материал), карту. Какие слои населения и почемуподдерживали Лжедмитрия I,И. Болотникова, Лжедмитрия II? Что обусловило перелом в настроении народа? Как повлияло на положение дел встране участие в Смуте внешних сил? Какие цели ими преследовались?Сформулируйте причины Смуты в виде тезисов. Запишите их в тетрадь | Аргументировать вывод на основе материалов параграфа. Определять мотивы, цели и последствия деятельности историческихперсоналий. Принимать участие в обсуждении проблемы. Моделировать отношения социальных групп. Составлять рассказ по теме, использовать памятку (алгоритм) и дополнительные источники информации. Определять мотивы, цели деятельности социальных групп. Давать оценку последствиям исторического события, процесса. Фиксировать выводы по теме урокав виде тезисов | Беседа. Работа с учебником Работа с картой Дискуссия. Индивидуальная работа Дискуссия | Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания | Работа с текстом, картой. Рассказ. Составление памятки. Беседа Устные Ответы Записи в рабочих тетрадях |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа с учебником | Как вы объясните появление понятия самозванство? Можно ли назвать его одним из важных признаков Смуты? Почему Лжедмитрий I не смог удержаться на русском троне? Каким должен был быть истинныйцарь в представлениях жителейРоссии XVII в.? Кого называли тушинцами? Дайтесобственную оценку их действиям.Можно ли оценить одновременное существование московского и тушинского дворов как проявлениедвоевластия в стране? Подготовьте эссе на темы: «ГригорийОтрепьев — авантюрист на польскойслужбе»; «Тушинский вор». (Используйте интернет-ресурсы.) Выберите из работ одноклассниковнаиболее интересное эссе. Аргументируйте свой выбор. Что бы вы хотели дополнительно узнать обучастниках Смуты в России? | Раскрывать смысл понятий. Определять причинно-следственныесвязи событий и процессов.Оценивать поступки людей и ихпоследствия. Моделировать отношения социальных групп.Выполнять творческие задания поисторической тематике.Давать оценку творческим работамодноклассников. Определять свои познавательные интересы.Раскрывать истоки и последствияисторических событий и процессов.Доказать вывод, обосновывать суждение на основе систематизацииинформации | Фронтальная работа с текстом | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Устные ответы Работа с картой. Творческая работа (эссе). Тезирование. Беседа (дискуссия) |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: Почему вРоссии до начала ХVII в. не было самозванцев? Самостоятельно сформулируйте условия, прикоторых появляются самозванцы. Кто же, на ваш взгляд, виновен вначале Смутных времён? В чём вы видите главные уроки Смуты и интервенции для России? Работаем с картой: покажите на картетерриторию охваченную смутой, направления действия войск интервентов. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Показывают на карте территорию России в период правления Ивана Грозного | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 14—15 Проведите дискуссию о причинах и последствиях Смуты. | Конкретизирует домашнее задание Что такое гражданская война? Почему гражданские войны считаются самыми трагическими событиями в истории любой страны? Можно ли избежать гражданских войн? Почему Смуту называют гражданской войной? | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Дополнительный материал к уроку
Пример памятки по характеристике народных восстаний
1. Причины восстания.
2. Как началось восстание:
А) что послужило поводом к нему;
Б) кто возглавил восстание;
В) социальный состав (участники) восстания.
3. Ход восстания:
А) действия восставших (использовать карту, схему);
Б) цели, требования восставших;
В) основные этапы восстания (если есть).
4. Итоги восстания: причины его поражения; судьбы руководителей и участников.
5. Последствия и историческое значение восстания.
Причины Смуты
1. Экономический кризис (дожди и ранние заморозки три года подряд уничтожали урожай;крестьянское хозяйство потеряло устойчивость — в стране начался голод (1601—1603).
2. Династический кризис (прекращение династии Рюриковичей: гибель сына Ивана IV царевича Дмитрия в Угличе (1591), смерть царя Фёдора Ивановича (1598).
3. Кризис власти (борьба за власть между боярскими группировками; возникновение самозванства).
4. Социальный кризис (неудовлетворённость своим положением всех социальных групп; социальный протест тяглого сословия против закрепощения, которое шло на протяжении XVI в.:указы о «заповедных летах» 1581 г., «урочных летах» 1587 г. — пятилетний сыск беглыхкрепостных крестьян; закон о холопстве; всплеск миграции (передвижения) населения внутристраны).
5. Расширение сфер влияния военными методами соседних государств (Польши, Швеции).
С. Ф. ПЛАТОНОВ. «ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ СМУТЫ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ» (ФРАГМЕНТ)
В развитии московской Смуты ясно различаются три периода. Первый может быть названдинастическим, второй — социальным и третий — национальным. Первый обнимает собою время борьбы за московский престол между различными претендентами до царя ВасилияШуйского включительно. Второй период характеризуется междоусобною борьбою общественныхклассов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достаётся успех в борьбе. Наконец, третий период Смуты обнимает собою время борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства с М. Ф. Романовым во главе. Главнейшие моменты в ходе Смуты следовали в такой постепенности: началасьоткрытая Смута рядом боярских дворцовых интриг, направленных на то, чтобы захватить влияние во дворце, власть и впоследствии престол. Эти интриги открылись тотчас по смертиГрозного и разрешились регентством, а затем и воцарением Б. Годунова… Тогда оппозиционные элементы из дворца перенесли смуту в войско и, выдвинув Самозванца, сделали орудиемборьбы войсковые массы. Эти массы, служа послушно тем своим вождям, которым они верили,сражались за Годуновых и за Дмитрия, или против Дмитрия за Шуйского, словом принималипассивное участие в борьбе за престол, доставив последнее торжество в ней Шуйскому… Однакоторжество Шуйского было непрочно. Он пал вследствие осложнений, созданных польским ишведским вмешательством, и взамен его слабого правительства создалась польская диктатура…Против иноземного господства спешили соединиться в одном ополчении все народные группы,до тех пор взаимно враждовавшие. Временное правительство, созданное в ополчении вокругЛяпунова, собрало в себе представителей этих враждебных групп, но оно скоро погибло вследего миссии.
Запоминаем новые слова
Авантюрист — человек, занимающийся беспринципным, рискованным делом в расчёте на случай и успех.
Магнат — представитель родовитой и богатой знати в Речи Посполитой. Самозванство — незаконное присвоение себе чужого имени, звания с целью обмана.
Смута (Смутное время) — период в отечественной истории (1604 — 1618), когда в стране до предела обострились экономические и политические проблемы, разгорелась первая в истории России гражданская война.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая курта к уроку по математике в 6 классе по теме Целые числа
Технологическая карта к уроку по математике в 6 класса. Материал урока посвящен Дню Победы....
Презентация к уроку присоединение Якутии в состав Российского государства
Присоединение Якутии к России было одним из важных эпизодов процесса образования Русского централизованного многонационального государства. Продвижение русских в XVI-XVII вв. в Сибирь с ее многочислен...
Разработка технологической карты урока: "Завершающий этап создания единого Русского государства" 10 класс
Разработка технологической карты урока...
Технологическая карта урока по теме: «Конституция Российской Федерации – Основной закон государства». Обществознание. 9 класс.
Технологическая карта урока по теме: «Конституция Российской Федерации – Основной закон государства». Обществознание. 9 класс....
Технологическая карта "Российское государство в первой трети XVI века" (7 класс)
Представленный материал составлен на основе УМК Н.М.Арсентьева для проведения урока истории в 7 классе (базовый уровень подготовки)....
Конспект урока по теме "Реформы управления Российским государством при Петре I". История России. 8 класс.
Учебный предмет: ИсторияУчитель: Диваева Елизавета АндреевнаКласс: 8 классАвтор и название УМК: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева. Под редакцией академика РАН А.В. Торкуно...
Технологическая карта урока «Смута в Российском государстве»
Технологическая карта урока «Смута в Российском государстве» для 8 класса по Истории России. Прилагается презентация...