Верования древних греков
план-конспект урока по истории (5 класс)
Предварительный просмотр:
Урок по теме "Верования древних греков". 5-й класс
Шамсиева Лилия Талгатовна, учитель истории МБОУ «Бетькинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» Тукаевского района республики Татарстан
Цели:
- Расширить знания учащихся о религии народов древности, дать представление об особенностях религии древних греков, характерных чертах древнегреческого пантеона богов.
- Воспитывать интерес к античной культуре.
Планируемые результаты:
Предметные: изучить Богов Древней Греции
Метапредметные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
- формулировать свою точку зрения;
- слушать и слышать друг друга;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- владеть общим приемом решения учебных задач.
Личностные УУД:
- обрести мотивацию к изучению нового материала;
-оценивать роль мифологии в истории человечества;
-осознать важность изучения истории;
- проявление личностных качеств, способствующих успешной социализации
Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, ноутбук, реквизит для сценки.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие.
Добрый день, ребята.
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе
Все, конечно, молодцы
2. Актуализация. Мотивация
Ребята, начинаем нашу работу. Внимание на середину класса.
Сценка. Ученик в роли Зевса.
« Я, Зевс – сильнейший из Богов. Бог неба, грома и молний. Повелеваю, чтобы все получили сегодня 5!».
3.Целеполагание
- Ребята, о ком мы будем сегодня говорить.
Ответы детей: - О богах
- Верно. О богах какой страны?
- Греции (многие дети знают, что Зевс – бог Древней Греции)
- А что бы вы хотели узнать о богах?
- Как выглядит бог, за что отвечает, каким занятиям покровительствует, какие у него были символы, где жили, их количество.
- Давайте ваши вопросы поставим в задачи урока. Значит, то, что вы хотите узнать, будут задачами нашего урока. Обобщив ваши вопросы, мы вывели задачи, к которым должны будем вернуться в конце урока.
Презентация. На слайде
Задачи урока:
- где жили Боги
- чему покровительствовали
- символы Богов.
- Ребята, где жили Боги Древней Греции?
- На горе Олимп.
- Да. Среди гор Эллады возвышается гора Олимп. Склоны ее покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, и вечнозеленый кустарник. Трудно подняться на гору, скалистые склоны ее обрывисты, на вершине лежит вечный снег. В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Древние греки считали, что боги живут не ее вершине. Посмотрите на слайд, как расположились боги?
- Они расположились ступенчато, по иерархии.
- Значит, были главные боги и второстепенные.
4.Изучение нового материала
Сейчас мы их рассмотрим. Для эффективной работы, мы разделились на 3 группы. На партах у вас лежат конверты с материалом. Изучив материал, заполните таблицу. В группах работаете сообща. На работу отводится 5 мин.
Имя Бога | Чему покровительствовал | Его символы |
- Ребята, отведенное время прошло. Прежде, чем приступить к проверке выполненного задания, откроем конверт номер №2. В нем находятся изображения Богов. Ваша задача - внимательно слушать ответы и по описаниям найти бога и расположить на горе Олимп.
Учитель открывает доску, где прикреплена нарисованная на ватмане гора Олимп.
- Приступаем к работе. 1 группа представьте изученный материал.
Первая группа работала с богами: Зевс, Аид, Посейдон.
Представление работы.
Зевс - сильнейший из всех богов. Чему покровительствовал: тучегонитель и громовержец, взмахнет Зевс рукой - удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния – и хлынут потоки дождя. Символы: орел, волшебный посох – скипетр, дуб.
-Пожалуйста, посмотрите на картинке. Найдите Зевса.
- Где расположим?
(Дети прикрепляют на вершине горы)
Посейдон – владыка морей. Чему покровительствовал: Ударит грозный бог морей своим трезубцем и поднимется на море страшная буря, но отложит трезубец – утихают волны.
Символы: трезубец, дельфин.
- У кого на картинках Посейдон.
Дети прикрепляют на горе рядом с Зевсом.
Аид – бог подземного царства. Чему покровительствовал: управляет миром мертвых. Символ: трехглавый пёс Цербер.
- Кто нашел Аида?
Дети прикрепляют на горе рядом с Зевсом.
- Ребята, почему мы расположили этих богов на верхней ступени
- Они были главными, управляли стихиями.
Вторая группа изучала богов: Аполлон, Артемида, Афродита. По ходу выступления дети прикрепляли богов на горе Олимп. Они заняли середину горы.
Третья группа изучала богов: Гефест, Деметра, Арес. По ходу выступления дети прикрепляли богов на горе Олимп. Их расположили на ступень ниже средней.
- Ребята, посмотрите, мы с вами расположили Богов от вершины до подножья. Давайте вернемся к началу урока, вспомним задачи.
Задачи урока:
- где жили Боги
- чему покровительствовали
- символы Богов.
- Ответили мы на эти вопросы? Выполнили задачи?
- Да.
- Молодцы. Вы справились с заданиями.
5.Закрепление.
- Ребята, у вас на партах в конверте № 3 находятся задания. Выполните их.
Рефлексия.
- Ребята, я хочу узнать ваше отношение к уроку – ваше настроение, как вы оцениваете свою работу на уроке. Откройте конверт №4. В нем находится древнегреческая богиня Ника – богиня победы. Расположите богиню Нику в той части горы, как вы чувствовали, ощущали себя на уроке.
К горе прикреплены таблички:
1.Я справился с заданиями урока. Все усвоил.
2.Понравилось. Мне нужно глубже изучить материал.
3. Мне было интересно, но есть вопросы, которые нужно уточнить.
Дети прикрепляют картинку с богиней Никой, ориентируясь на таблички.
- Ребята, на парте находится конверт № 5. В нем домашнее задание, разно уровневое.
1. Изучить параграф 22.
2. Изучив материал учебника, дополнительную литературу, дополните гору Олимп богами, которых мы не изучили на уроке.
3 Подготовьте презентацию о нимфах и сатирах.
- Ребята мне было интересно с вами работать. Вы были активными. Спасибо за урок.
Список использованной литературы.
1.Ю.Зайцев. Мифы Древней Греции. М., 2006
2. Н.А.Кун. Легенды и мифы Древней Греции. М., 2019
Интернет ресурсы.
1.Инфоурок.
Приложение.
Зевс - сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром - всё это происходит по воле Зевса. Взмахнет Зевс рукой - удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния – и хлынут потоки дождя. Он - тучегонитель и громовержец. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный Зевсом на Земле! Взмахнёт могучий бог правой рукой и поразит клятвопреступника пламенной молнией. Поэтому те, кто клянутся, всегда призывают Зевса в свидетели. «Клянусь Зевсом!» - говорят у эллинов.
Зевс оберегает домашний порядок. У эллинов во дворе каждого дома - жертвенник великого бога. Он - покровитель чужестранцев, каждый из них может найти защиту у алтаря Зевса. Во многих местах священным деревом почитается дуб. Именно под священным дубом, в роще Додоны, любит отдыхать Зевс. Свою волю, Зевс может передать людям, послав священную птицу - орла. Если греки видят орла, они считают, что им будет сопутствовать удача. Один раз в четыре года в Олимпии греки устраивают Олимпийские игры в честь бога Зевса.
Посейдон.
Брат Зевса, владыка морей Посейдон. Ударит грозный бог морей своим трезубцем, и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные пенящиеся волны, как лёгкие скорлупки, швыряют они корабли, захлёстывают их или с силой разбивают о прибрежные скалы. Но отложит свой трезубец Посейдон - утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, и могут продолжить свой путь мореплаватели. А Посейдон на колеснице, запряженной золотогривыми конями, спускается на дно моря в великолепный дворец, где живёт он со своей женой Амфитритой. Богу морей и его супруге послушны обитатели глубин - морские чудовища. Ударами трезубца он колеблет землю, сдвигает горы, создаёт бездонные пропасти, обращает вспять течение рек. Горе тому, кто оскорбит владыку морей!
Аид
Самый мрачный из богов - Аид - царит глубоко под землёй, в царстве мёртвых. Вход в его царство находится там, где заходит солнце, глубокая пропасть ведёт в царство Аида с поверхности земли. Нет оттуда возврата. В царстве мёртвых катят свои волны реки Стикс и Ахерон. Угрюмый перевозчик Харон перевозит души умерших через мрачные воды Ахерона. Трехглавый пёс Цербер сторожит вход в царство Аида.
Лишь немногим могучим героям позволили боги посетить царство умерших и вернуться на землю. Одиссей побывал там и увидел тени героев Троянской войны. Поведал Одиссею Ахилл, что лучше быть живым подёнщиком на земле, чем царём в царстве Аида. Побывал там и Геракл. Он принёс из царства мёртвых адского пса Цербера, это был один из двенадцати подвигов героя.
Таблица: «Боги древних греков»
Боги | Чему покровительствовали | Символы богов |
Аполлон
Аполлон – любимый сын Зевса, покровитель искусств, дарит вдохновение поэтам и певцам, художникам и музыкантам. Без промаха разят врагов стрелы его лука. Он поразил ими страшное чудовище - дракона Пифона, жившего в Дельфийском ущелье. И с тех пор в Дельфах находится святилище Аполлона.
Чтят златокудрого бога и на Делосе, где он родился. Все умолкают, когда Аполлон появляется со своими спутницами - музами. Их девять, и каждая из них - покровительница науки или искусства. С восторгом внимают боги хору муз и игре Аполлона на струнах.
Артемида
Боятся люди встреч с сестрой Аполлона, вечно юной прекрасной Артемидой - богиней природы и покровительницей охоты. С колчаном за спиной и луком в руках, лёгкая и быстрая, она преследует дичь по горам и лесам. Её любимые спутницы и подруги - нимфы - богини полей и лесов. Охотники посвящают Артемиде первых убитых животных, головы и клыки кабанов. Горе смертному, который приблизится к юной богине! Стрелы её так же метко разят, как и стрелы божественного Аполлона. Жестоко расправились Аполлон и Артемида со смертной женщиной Ниобой, оскорбившей их мать Латону. Семь сыновей и семь дочерей было у Ниобы. Возгордившись, отказалась Ниоба приносить жертвы Латоне, родившей только двух детей. Услышав жалобы матери, перебили Аполлон и Артемида всех детей Ниобы меткими стрелами. Окаменела от горя несчастная мать, она превратилась в скалу, из которой бьёт источник. Вечно плачет Ниоба о своих детях.
Афродита.
Нет на Олимпе богини, прекраснее Афродиты. Из белоснежной пены морских вод родилась прекрасная богиня, близ острова Киферы. Поэты называют её «рожденною из пены». Раньше всего начали чтить Афродиту жители островов Киферы и Кипра, где росла прекрасная богиня. Куда ни ступит богиня - повсюду благоухают цветы. Дикие звери следуют за ней, как ручные. Афродита - богиня любви и красоты. Она добра и нежна ко всем, кроме тех, кто любит лишь самого себя. Так, ею был наказан холодный и гордый красавец юноша Нарцисс, влюбившийся в собственное отражение в воде. Не ел и не пил Нарцисс, любуясь самим собой. Измученный голодом и тоскою, он умер, но тела его не нашли. На том месте, где умер Нарцисс, вырос белый красивый цветок.
Боги | Чему покровительствовали | Символы богов |
Гефест
Гефест - бог огня и кузнечного дела. Маленького Гефеста, хилого и некрасивого, сбросила с Олимпа рассерженная Гера. Но его укрыла богиня Фетида на дне моря. Там научился он ковать «кольца витые, застежки, уборы волос, ожерелья». По просьбе Фетиды Гефест выковал чудесное вооружение её сыну - славному герою Ахиллу. Гефест - бог огня и кузнечного дела. Сделал Гефест и золотое кресло для Геры. Кресло было очень красиво, но, едва богиня села в него, её обвили несокрушимые путы, и она уже не могла подняться. Только Гефест мог освободить Геру, но нелегко было уговорить его сделать это. Тогда богу огня и кузнецов поднесли чашу вина. Забыл свои обиды Гефест, освободил Геру и остался среди богов. Он построил золотой дворец для богов на Олимпе.
Деметра
Деметра – богиня плодородия, ее почитали и боги на Олимпе, и люди на Земле. Ее властью колосились поля, покрывались листвой деревья и цвели луга. Перед силой богини отступал голод и пряталась смерть. Без Деметры не знали бы люди, как выращивать хлеб и собирать урожай. Больше всего любила Деметра свою дочь, красавицу Персефону. Но вскоре пришлось испытать великой Деметре страшное горе. Однажды Персефона с подругами гуляла на лугу, собирая цветы. И вдруг из – под земли на золотой колеснице, запряженной черными конями, возник владыка подземного царства мертвых Аид и схватив Персефону, умчал ее в подземное царство. Стала Персефона женой Аида.
Надев черные одежды, Деметра отправилась искать дочь. Деметра тосковала. Ушла она от богов и, чтобы никто не мог узнать её, приняла образ старухи. Проливая горькие слёзы, блуждала она по земле. Но как только Деметра покинула Олимп, на земле стали засыхать виноградники и оливковые деревья, растения и животные погибли от засухи. Среди смертных начался голод, люди перестали приносить жертвы богам. Опасаясь гибели всего живого, Зевс послал к Деметре вестницу богов Ириду. Долго уговаривала Деметру вестница богов. Но Деметра объявила, что она не вернётся на Олимп, пока не увидит Персефону. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса, который объявил ему волю великого Зевса: Аид должен отпустить Персефону к матери. С огромной радостью бросилась Персефона к колеснице и помчалась на землю. Но перед отъездом Аид дал ей съесть гранатовое зёрнышко - символ брака - и тем навсегда связал её с царством мёртвых.
По решению Зевса две трети года - весну и лето - Персефона проводит с матерью на земле. В это время цветут деревья и цветы, а поля дают хлеб. А на треть года спускается Персефона под землю к мрачному Аиду, и земля замирает, засыхает растительность, с тем, чтобы пышно расцвести, когда вновь вернётся на землю Персефона.
Арес.
Страшен и людям, и богам кровожадный Арес - бог войны. Самая сладкая музыка для Ареса – звон оружия и стоны раненых. Самая лучшая картина – дым пожарищ, разрушенные и разграбленные дома Фракию, где живут воинственные племена, считают родиной Ареса. В честь Ареса воины, идущие в бой, издают дикий воинстве. С мечом в руке, в полном вооружении носится Арес на колеснице по полю боя. Ужасен Арес во время битвы. Он разит даже тех, кому обещал помочь.
Но, к счастью, есть кому одолеть ненасытного бога войны. Добрая и справедливая дочь Зевса Афина всегда побеждает Ареса на поле битвы. И смертным героям удавалось побеждать бога войны. Однажды Ареса даже захватили в плен. Могучие братья- великаны, От и Эфиальт, схватили Ареса, связали и посадили в медный кувшин. Прекратились кровавые битвы на земле, и люди впервые узнали, что можно жить без жестоки войн. Тринадцать месяцев томился в плену Арес. Прежде чем его отыскал и освободил вестник богов Гермес. И опять пришли на землю несправедливые войны и страх, и тысячи воинов погибали в кровавых битвах.
С копьем и горящим факелом в руках мчится Арес по полю битвы на колеснице, запряженной четверкой свирепых коней.
Боги | Чему покровительствовали | Символы богов |
Список использованной литературы
1.Ю.Зайцев. Миф древней Греции. М., 2006
2. Н.А.Кун. Легенды и мифы Древней Греции. М., 20019
Интернет ресурсы.
1.Инфоурок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Покорители свободных греков
Урок по истории Древнего мира на тему: "Покорители свободных греков" с презентацией....
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...
Древнейшая Греция. Греки и критяне.
Урок истории в 6 классе...
Тест по теме "Греки и критяне"
Тест по теме "Греки и критяне" для проверки знаний учащихся в 5-м классе...
Урок. Греки и критяне.
Урок в 5 классе по истории древнего мира с использованием КОЗ....
Греческие корабли периода греко-персидских войн
Целью данной работы являетсяисследование афинского морского флота периода греко-персидских войн....
Греческий флот периода греко-персидских войн
Состав и особенности флота периода греко-персидских войн...
- Мне нравится (1)