Древние люди и их стоянки на территории современной России.
план-конспект урока по истории (6 класс)
Урок в 6 классе. По истории России. Учебник под редакцией академика РАН А.В. Торкунова. Поможет подготовиться к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Параграф 1Древние люди и их стоянки на территории современной России. | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
§ 1. Древние люди и их стоянки на территории современной России.
6 класс. История России
Цели и задачи :
- познакомить с процессом появления первых людей на территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя;
- Определить степень влияния природно- климатических условий на образ жизни предков;
- Познакомить с переменами в образе жизни древних людей в связи с изменением климатических условий.
Планируемые результаты:
предметные: применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия причин появления первых стоянок на территории современной России; определять исторические процессы, события по времени; соотносить историческое время и пространство; находить и систематизировать информацию из различных источников
метапредметные: (коммуникативные) организовать учебное сотрудничество между учителем и учащимся, воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения
( регулятивные) формулировать новые задачи учебной деятельности, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план действий, оценивать правильность решений.
( познавательные) работать с различными источниками информации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, анализировать материал учебника и дополнительную литературу
личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, развивать творческие способности через активные формы деятельности
Оборудование: учебник, тетрадь.
Основные вопросы урока:
1) Появление людей на территории современной России.
2)Древнейшие стоянки человека на территории современной России
3) Зарождение родового строя.
4) Совершенствование орудий труда.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока.
Организационное начало урока.
Проверка домашнего задания: тест по истории Средних веков глава 2, 3.
Мотивационно - целевой этап.
Историк и археолог М.И. Погодин утверждал: «Человек и природа сначала бывают связаны узами неразрывными и имеющими одну историю. Чем более человек образовывается, тем более он выходит из-под власти природы и из раба её делается властелином.»
Согласимся ли мы с этим высказыванием или опровергнем его? На этот вопрос мы попытаемся найти ответ в конце урока.
Вспомните из курса 5 класса, когда и где появился первый человек?
Как шло расселение древнейших людей?
Тема нашего урока называется: «Древнейшие люди и их стоянки на территории современной России».
Проблемный вопрос: «Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своём развитии такой же путь, как и остальные жители Земли?»
Введение в новый материал.
1. Появление людей на территории современной России.
Древнейшие люди на территории современной России появились на юге страны – Северном Кавказе и в районе реки Кубань, примерно 700 тысяч лет назад. Теплый климат, богатый растительный и животный мир давал людям все необходимое для жизни. Древние люди обеспечивали свои потребности в продовольствии охотой и собирательством, не занимаясь сельскохозяйственным производством, т.е. вели присваивающее хозяйство.
Древние люди ничего не выращивали, а добывали и присваивали то, что было создано самой природой. Они охотились на зверей, ловили насекомых и земноводных, собирали ягоды, плоды. Съедобные коренья. Такое хозяйство называют ПРИСВАИВАЮЩИМ.
Человек умел поддерживать огонь, хотя добывать его ещё не научился. Орудия труда были примитивными.
Из чего могли делать первые орудия труда? (камни, кости, дерево)
Древнейший период существования человека назывался каменным веком.
Длился он многие тысячелетия. Каменный век учёные делят на:
1) палеолит – древний каменный век
2) мезолит – средний каменный век
3) неолит – новый каменный век
Как им жилось? Трудно ли было выжить в одиночку?
Выжить в условиях дикой природы в одиночку было трудно. Поэтому люди объединялись в небольшие группы по 20-30 человек. Они назывались первобытные человеческие стада.
2. Древнейшие стоянки человека на территории современной России.
Работа в таблице и с картой на стр. 12: Прочитайте материал на стр. 11 п. 2
Название | Место нахождения | Возраст | Что найдено |
Костёнки | Под Воронежем | 35-45 тыс. лет | Орудия труда, украшения, произведения искусства |
Сунгирь | Под Владимиром | 25 тыс. лет | Фрагменты изделий древних жителей, восстановили одежду, оружие |
Карпова пещера | Южный Урал ( Башкирия) | Обнаружили в 1959 г. | Различные рисунки |
Денисова пещера | На Алтае | 50 тыс. лет |
3. Зарождение родового строя
Около 80 тыс. лет назад наступило похолодание – ледниковый период. Лёд сковал северные территории Европы, Азии, Северной Америки.
Что же происходит со всем живым? (Вымирают.)
На смену им пришли мамонты, бизоны, шерстистые носороги, северные олени, дикие лошади.
Тяжело ли было человеку приспосабливаться к новым условиям? Почему?
На охоту стали выходить небольшими группами. Давайте вспомним из курса истории Древнего мира, как человек осуществлял охоту (стр. 12 – со слов « На охоту выходили целыми группами…» до стр. 13 (1 абзац).
С тем, как люди приспособились охотиться мы узнали, а как же им приходилось защищаться от холода?
Техника изготовления орудий совершенствуется. Техника обработка камня становится совершеннее, орудия труда – разнообразными. Сколотые по всей длине камни имели форму ножей, пил, тёсел, шильев. Люди научились обрабатывать рога и кости животных. Появились иглы с ушками, человек стал шить одежду из шкур с помощью сухожилий или растительных волокон.
Давайте вспомним, что такое род? (группа кровных родственников, живущих на одной территории, ведущих одно хозяйство, скот, утварь и т.д.)
Что такое племя? (несколько живущих по соседству родовых общин)
Что такое община?
4. Совершенствование орудий труда.
Прочитайте самостоятельно п. 4 (стр. 13-14) и расскажите, в чём заключалось усовершенствование орудий труда.
Какой же вывод вы для себя сделали?
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Покажите на карте места стоянок древнего человека?
Каковы основные занятия древних людей?
Что такое присваивающее хозяйство?
Давайте вернёмся к проблемному вопросу урока: « Можно ли утверждать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию современной России, прошли в своём развитии такой же путь, как и остальные жители Земли? Выскажите своё мнение.
Домашнее задание: § 1, вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 6 классе по теме "Древние люди и их стоянки на территории современной России"
Данный материал содержит планеруемые цели и задачи по ФГОС,наглядную схему....
Конспект урока по истории в 6 классе "Древние люди и их стоянки на территории современной России"
Урок "Древние люди и их стоянки на территории современной России" был разработан в соотсетствии с ФГОС. При разработке данного урока частично был использован материал урока учителя истории Гимназии № ...
Древние люди и их стоянки на территории современной России
Материал к уроку истории России в 6 классе по теме " Древние люди и их стоянки на территории современной России"....
Урок 6 класс ИР Древние люди и их стоянки на территории современной России
Урок по теме "Древние люди и их стоянки на территории современной России" к УМК Торкунова...
История России 6 класс Древние люди и их стоянки на территории современной России
Технологическая карта урока "Древние люди и их стоянки на территории современной России", так же сопроводительная презентация к уроку. Данный материал разработан по учебнику Истории Ро...
Презентация по теме "Древние люди и их стоянки на территории современной России".
На уроке предстоит познакомиться с процессом появления первых людей на территории современной России, древнейшими стоянками, зарождением родового строя, неолитической революцией и появлением сос...
Рабочий лист к уроку «Древние люди и их стоянки на территории современной России»
Рабочий лист к уроку «Древние люди и их стоянки на территории современной России»...