Формирование патриотических чувств и гражданского сознания учащихся в процессе исторического образования.
статья по истории
Статья обобщает из опыта работы как применимы методы, приемы и средства обучения, которые способствуют воспитанию патриотизма у обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование патриотических чувств и гражданского сознания учащихся в процессе исторического образования
Горшенина Людмила Семёновна,
МБОУ Лицей №1г. Киселёвск
Одной из главных задач исторического образования сегодня - это не только объективное изложение происходивших событий и фактов, но именно воспитание чувства любви к своей Родине у школьников, гордости культурными достижениями, осознание высокой гражданственности и своего долга перед Отечеством. Поэтому мы считаем, что основной задачей учителя, тем более историка, будет являться привитие этого чувства каждому, кто обучается, так как не будет настоящего специалиста ни в одной из областей, если он не состоялся как гражданин, как патриот.
Считаем, что урок был и остается важнейшим звеном в системе воспитательной работы с учащимися. Именно на уроках должен закладываться фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина - строителя и защитника Отечества. Практика показывает, что никакой интересно поставленной внеклассной и внешкольной воспитательной работой никогда не удается компенсировать пробелы, допущенные в деле воспитания на уроке.
Часть своих уроков мы проводим под девизом «Воспитание патриотизма начинается с познания Родины, родного края», поскольку невозможно стать патриотом, не зная исторического прошлого своей малой родины. Всю работу по патриотическому воспитанию строим с учетом психологических особенностей школьников, тем более, что каждый раздел истории способствует воспитанию чувства патриотизма.
Благодатной почвой для осуществления воспитания патриотических чувств и гражданского сознания являются такие виды учебной деятельности как моделирование (игровая деятельность), коммуникативный диалог (дискуссионную деятельность), изучение источников (исследовательская деятельность), а так же работа над проектами (проектная деятельность).
Мы согласны с методистами, которые убеждены, что патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение». Без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры. Различают следующие направления краеведческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое. И здесь приходят на помощь коллеги литераторы,
Конечным результатом серьезной краеведческой работы в музее лицея является собранный материал буквально по крупицам и представленный в виде статей, а так же работ которые неоднократно занимали призовые места как на областном, так и на всероссийском уровне. Поисковая краеведческая работа согласуется с работой краеведческого музея города Киселёвска.
Поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, является одним из важных компонентов пополнения фондов музея лицея.
Хороший результат дают циклы бесед, посвященных символике страны, создания Государственного герба, флага, текста и музыки гимна РФ; мероприятия посвящённые темам «Почему флаг нашей Родины - триколор?», «Герб РФ», «Как создавался Герб РФ».
Единство требований преподавателей, касающихся области патриотического воспитания обучающихся находит свое конкретное выражение в продуктивной работе, без которого невозможно успешное решение задач обучения, ни воспитания в целом. Так в качестве примера можно привести урок по теме «Отечественная война 1812 года», когда урок истории гармонично переплетается с материалом литературных произведений.
Хотелось бы раскрыть содержание исследовательской деятельности, включенной в классную и внеклассную работу образовательной области «Обществознание»:
- социологические исследования (изучение мнений обучающихся об отношении к событиям Великой Отечественной войны),
- микроисследования (изучение мнений разных поколений людей о событиях Октября 1917 года, Великой Отечественной войны, «Моя семья в годы войны», Герои Киселёвска войны и мирных дней);
- уроки гражданственности в школьном музее («Учителя-ветераны Великой Отечественной войны», «История нашего лицея», Малая родина - Киселёвск и др).
Думаем, что в работе по патриотическому воспитанию нужно использовать тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений людей. Нужно постоянно обращаться к этим материалам, включать их в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на событиях истории своего поселка, истории школы.
Итогом этой деятельности являются уроки погружения в историю, на которых проходит публичная защита своих исследований. Формы таких уроков: «Круглый стол», учебная дискуссия, Открытая трибуна и другие.
Разработка и защита научно-исследовательских проектов. Исследовательские проекты – это одна из форм обобщений результатов, подведения итогов самостоятельной работы старшеклассников под руководством учителя – научного руководителя. Думаю, что во многом успех исследовательской работы зависит от правильно организованной подготовки старшеклассников к самостоятельной и познавательной деятельности, от готовности учеников стать состоятельными, успешными в жизни, быть действительными гражданами российского общества. При защите проекта ученик должен показать основы ораторского искусства, мастерство речи, уметь доказывать свои суждения, нравственные позиции. Работа над исследовательским проектом не укладывается в рамки одного учебного года, т.к. проблемы, которые изучает старшеклассник требуют глубокого осмысления, учета возрастных особенностей учащихся и его возможностей, умения выполнить аналитическую часть проекта.
Приведём конкретный пример. Проблема «Человек и война». Цель проекта – проанализировать малоизученный аспект психологического состояния человека на войне. Ученики встречались с участниками войны в Чечне и Афганистане, с ветеранами Великой Отечественной войны, с работниками военкомата г.Киселёвска, был использован материал из семейного архива(воспоминания, фотографии), а так же материалы предоставленные советом ветеранов и музеем города Киселёвска. Считаю, что обращение к подобной теме заслуживает внимания, т.к. способствует более глубокому восприятию исторического материала и формированию патриотических чувств учащихся.
Мероприятия, проводимые в рамках предметной недели по истории.
Конкурс знатоков истории, деловая игра «Государственные символы России», вечер встречи с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, Афганской и Чеченской войн, уроки мужества Героев-киселевчан, театрализованная игра «История в лицах» исторический праздник «Слава русской стороне, слава русской старине…» и др. мероприятия (КВНы, викторины, турниры и.т.д.).
Такие праздники, в которых участвуют несколько поколений, имеют огромное значение не только для ребят, для их нравственного становления, но и для людей старшего поколения, особенно для единения родителей и детей, бабушек и внуков. Общая цель, совместный поиск, воспитание исторической памяти.
Считаем, что используемые методы, приемы и средства обучения способствуют воспитанию патриотизма у обучающихся. Для себя видим перспективы по внедрению опыта театрализированных представлений как на уроках так и на внеурочных занятиях по истории. Уместно упомянуть актуальность мнения ученого Троицкого Ю.Л. о том, что «настоящее воспитание историей заключается в предоставлении школьнику реальной возможности самовоспитания, которое состоит в «примеривании на себя» исторических костюмов, масок, ситуаций».
Таким образом, над заявленной проблемой продолжаем работать, используя накопленный опыт и постоянно совершенствуясь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагогического потенциала творчества А.Е.Кулаковского в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся на интегрированный уроках по истории
Проблема переизбытка информации, обилие недостоверной информации с которыми в век информации сталкивается каждый школьник является одной из самых важных. Ведь не правильное использование информа...
Роль уроков литературы в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихся
Роль уроков литературы в формировании патриотических чувств и гражданского сознания обучающихсяМ.В. Шамбанович,г. Белово, Кемеровская обл. К сожалению, события последнего времени в политике, экон...
Тема методической разработки «Формирование патриотических чувств и нравственных качеств у обучающихся начальной школы посредством инновационных технологий».
Краткая аннотация Многовековая, драматическая история нашего Отечества, имеющего протяженные границы и особое геополитическое положение, всегда была сопряжена с решением многосложных задач по за...
Формирование патриотических чувств и гражданственности
Под патриотическим воспитанием Л.В. Кокуева понимает взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие...
Статья "Формирование патриотических чувств обучающихся посредством реализации социальных проектов в условиях внеурочной деятельности" - 2013 г.
Статья создана как итоговая выпускная работа курсовой подготовки...
формирование патриотических чувств на уроках русского языка
презентация представляет систему работы по формированию патриотических чувств на уроках русского языка...
«Развитие патриотических чувств и гражданских убеждений у членов детских общественных объединений»
Выступление на районном методическомобъединении старших вожатых (октябрь 2014 г.)...