Методическая разработка урока по истории : « Поход Аександра Македонского на Восток»
методическая разработка по истории (5 класс)

Тарасов Михаил Владимирович

Конспект  урока по Истории Древнего мира для учащихся 5 класса по теме “ Поход Александра Македонского  на Восток ” предназначена для учащихся средних школ . К уроку разработана презентация. Предполагается использование видео фрагментов . .Данный урок может быть использован при изучении и закреплении лексического материалапо теме“ Поход Александра Македонского  на Восток ”. Урок содержит тренировочные задания по подготовке к ВПР . Настоящая методическая разработка составлена к учебнику «История Древнего мира », авторы  А.А. Вигасин, Г.И. Годер , И.С. Свеницкая .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx275.79 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №319 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Методическая разработка урока по истории :

« Поход Александра Македонского  на Восток»

 

Выполнил: Тарасов М.В.

г. Санкт - Петербург, 2021г.

Аннотация

Методическая разработка урока по Истории Древнего мира для учащихся 5 класса по теме “ Поход Александра Македонского  на Восток ” предназначена для учащихся средних школ . К уроку разработана презентация. Данный урок может быть использован при изучении и закреплении лексического материалапо теме“ Поход Александра Македонского  на Восток ”. Урок содержит тренировочные задания по подготовке к ВПР . Настоящая методическая разработка составлена к учебнику «История Древнего мира », авторы  А.А. Вигасин, Г.И. Годер , И.С. Свеницкая .

Технологическая карта урока

Тема урока

ПОХОД АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО НА ВОСТОК.

Тип урока

Изучение нового материала

Дата урока

15. 03. 2021 г.

Информационно-
методическое
обеспечение

1.История Древнего мира. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин,Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая ; под ред. А.А.Искендерова. – М. : Просвещение, 2020.

2.История Древнего мира. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /

А.А.Вигасин,Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая ; под ред. А.А.Искендерова.. – М. : Просвещение, 2018.

3. Презентация на тему «Поход Александра Македонского на Восток»

4 .Карта «Древняя Греция в V в. до н. э.»

План урока

1. Начало войны

2.Завоевание Египат

3.Гибель Персидской державы

4.Поход в Индию

Цель урока

Ознакомить учащихся с восточным походом греко- македонских войск; подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского; продолжить формирование умений работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности.

Формы и методы
обучения

Методы: интерактивный метод работы.

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в  группах.

Основные понятия
и термины

Сатрап , Полководец, Парменион ,битвы при Гранике , Иссе,Гавгамелах.


Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-
компетентностного опыта

учатся: определять, анализировать историческую информацию из разных источников.

Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Умеют: определять понятия; вступать
в речевое общение; работать с книгой, документом, картой

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Вре-мя
(мин)

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы
органи-
зации
совзаимо-действия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Организационный момент

4

Эмоциональная, психологическая  и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Видеоролик «Александр и Гордиев узел» 1956.

Презентация к уроку «Поход Александра Македонского на Восток».

Слова приветствия .На экране видеролик «Гордиев узел» Задание: О ком пойдёт речь на уроке ? Какие качества  полководца вы можете выделить ?

Слайд № 1 Раскрывается тема урока . Проводит беседу
по обсуждению темы, целей и плана урока.

Слайд № 1 (тема урока); слайд № 2 (план урока).

Индивидуально ученик  формулирует тему  (Поход Александра на Восток).

Определяют ключевую фигуру урока  (Александра Македонского).

Сформулировать главный проблемный вопрос урока : Почему Александр смог покорить Персидское царство?

Записывают тему и план урока в тетрадь

Индивидуальная.

Фронтальная.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Познавательные:

общеучебные – формулирование ответов на вопросы учителя;

логические – поиск существенной информации

Устные ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

II. Актуализация знаний

3

Беседа.

Презентация к уроку «Поход Александра Македонского на Восток».

Организует диалог
с учащимися
по вопросам: Чем была вооружена армия царя Македонии Филиппа?

  • Почему греки жили недружно и воевали между собой?

Что давала тактика Филиппа ссорить противников? Сделай вывод.

Слайды № 3- 4«Подготовка Александра к походу»

Отвечают
на вопросы.

Фронтальная

Познавательные:

общеучебные – осознанное речевое высказывание  в устной форме о значении общения, способах общения; формулирование ответов на вопросы учителя;

логические – дополняющие
и расширяющие имеющееся представление о деньгах.

Устные ответы

III. Изучение
нового мате-
риала

20

1. Показ видео «Выпуск денег в России».

Презентация к уроку «.Поход Александра Македонского на Восток».

Видеоролик битва при Гавгамелах

1. Организует обсуждение изученного документа просмотренного видео .

Прочитать пп. 2, 3 § 42 на с. 193-194 Вигасина.

Выяснить, какие крупные сражения смог выиграть Александр Македонский в период военного похода на Восток.

  1. Беседа по прочитанному
  2. Где находится город Исс? (На побережье Средиземного моря.)
  3. Благодаря чему македоняне смогли ворваться в город Тир? (Они применили тараны и метательные машины. Разрушили стены и захватили город.)

Почему египтяне встретили Александра как освободителя? (Они устали от власти персов, от их притязаний.)

работа  с текстом учебника

работа с картой

Слайд № 5-

Слайд № 11.

1. Отвечают на вопросы по содержанию просмотренного  изученного текста учебника и источника.

Работают в микрогруппах по 2 человека  обсуждают ответы на вопросы , наносят важные битвы с датами  и направления похода на индивидуальную карту.

записывают даты и персоналии в опорный конспект

1.Фронтальная

2.Индивидуальная.

3. Групповая

1. Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения.

Познавательные:

общеучебные – составление
диалогов; осознанное речевое высказывание; формулирование ответов;
 

логические – поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению
в памяти); дополнение и рас-
ширение имеющихся знаний.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.

1. Сообщение .

2.Выступление участников групп или представителей от группы.

IV. Первичное  осмысление и закрепление

8

Презентация к уроку  .

5Слайд № 10

.

Слайд № 13

Упражнение.

Показывает ролик номер 2. Рассказ с проблемным вопросом : Какие новые черты характера появились в Александре Македонском? 

Изучение рассказа учителя

«Почему держава Александра  Македонского распалась?»

Работа в группах . Записывают причины побед македонян, прияины распада державы Алексндра, Рассуждение на вопросы.

1. Групповая.

2. Индивидуальная

Познавательные: 

общеучебные – формулирование ответов; 

 логические – осуществление
поиска информации.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному предмету

Проверка выпол-
нения
заданий

V. Итоги урока. Рефлексия

3

Обобщение полученных на уроке сведений.

Презентация к уроку .

Ставит проблемный вопрос: Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

Поясняет содержание задания – прочитать вывод.

Рассуждают, высказывают собственную точку зрения, приводят примеры.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке  

1. Фронтальная

2. Индивидуальная

3. Фронтальная

Индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке.

Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения
изучаемого материала

Устные ответы

VI. Домашнее задание

2

§ 42

Объясняет домашнее
задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная

Приложение 1.  ( Источник)

Немного войска имел молодой царь. Всего 30 ООО отборной и закаленной в битвах пехоты, 5000 всадников, флот в 160 кораблей. В обозе везли каменные боевые машины и грозные тараны для разбивания стен вражеских крепостей.

Персидская держава раскинулась от реки Инд до Средиземного моря. Народы Египта, Ассирии, Финикии давно уже страдали от власти персов, мечтали о том, чтобы сбросить ненавистное иго угнетателей персов.

Персидская армия была огромна. Лучшую ее часть составляла царская гвардия и отряды наемников разных национальностей. Сатрапы грабили и разоряли местное население. Армия, состоявшая из

людей покоренных народностей, была плохо обучена и не умела выдерживать трудные походы. Персидская знать непрерывно боролась за власть, страну терзали восстания, перевороты и гражданские войны.

Противник Александра, царь Дарий III, был слабый, нерешительный человек и бездарный полководец.

Узнав о переправе Александра через Гелеспонт, сатрапы Малой Азии собрали большое войско. У них было около 20 ООО всадников и 20 ООО греческих наемников. Один из военачальников, грек Мем- нон, опытный полководец, советовал избежать сражения, отступая, опустошать страну, чтобы Александр не мог найти нигде пристанища. Но его не послушали. Персы заняли позицию на правом берегу маленькой горной реки Граник.

Здесь произошло ожесточенное сражение. Закипел горячий рукопашный бой. Победа Александра была полная. Пало владычество персов в Малой Азии.

В городе Гордии, древней столице Фригии, армия Александра остановилась на зиму. Здесь Александру показали знаменитую колесницу, принадлежавшую царю Гордию. На ней был сделан узел из ремней, которыми прикреплялось дышло. Существовало древнее предсказание, что тот, кто развяжет узел, овладеет Азией. Александр сделал попытку развязать узел, но безуспешно. Однако он не растерялся: выхватив меч, он одним ударом разбил узел пополам. Но до завоевания Азии было еще далеко.

Приложение 1 ( 1 сторона контрольного листа)

Список литературы

1.История Древнего мира. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин,Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая ; под ред. А.А.Искендерова. – М. : Просвещение, 2020.

2.История Древнего мира. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /

А.А.Вигасин,Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая ; под ред. А.А.Искендерова.. – М. : Просвещение, 2018.

3.Гафуров Б.Г., Цибукидис Д.И.
Александр Македонский и Восток. М., Главная редакция восточной литературы издательства .- М : «Наука». 1980.

4.Шифман И.Ш. Александр Македонский . - М.: Наука, 1988. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

Методическая разработка урока "Первый крестовый поход"

Методическая разработка урока рекомендуется для 6 класса....

Разработка урока по Истории Древнего мира "Греческий Восток", 5 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с использованием технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник  Ф. А. Михайловского....

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.)

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием  РАФТ технологии.) Разработка расчитана на учащихся 10 классов. Технология предп...

методическая разработка урока в 6 классе "Нашествие с Востока"

Данный урок посвящён теме борьбы Руси со степными кочевниками в XIII веке. Урок сопровождается презентацией и кроссвордом....

Методическая разработка урока по истории России по теме: "Идем на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг."

Методическая разработка урока по истории России по теме: "Идем на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг." 9 класс.1. План-конспект урока (+приложение)2. Презентация к уроку3. ...