Разработка урока по всеобщей истории на тему: "Финикия" 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс)

Заричук Ольга Леонидовна

Технологическая карта, презентация и раздаточный материал к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiy_list.docx262.17 КБ
Файл finikiya_tk.docx24.36 КБ
Файл mify_finikii.docx14.18 КБ
PDF icon finikiya.pdf1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя ___________________________________________________

Тема урока: _____________________________________________________

  1.  Рассмотрите контурную карту

  1. Обведите территорию Финикии
  2. Подпишите на карте названия финикийских городов
  3. Обозначьте на карте самый крупный город-колонию

  1. Заполните схему «Занятия финикийцев»

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0825/0007e3dc-4630b1f5/1/hello_html_72d201d2.jpg

  1. Запишите определения понятий Пурпур____________________________________________________________________________________________________________________Благовония________________________________________________________________________________________________________________

Колонизация_______________________________________________________________________________________________________________

  1. Решение проблемного задания: Финикийцы – первооткрыватели или морские разбойники?

Запиши аргументы «за» или «против»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        



Предварительный просмотр:

Предмет: История

Тема: Финикия

Тип урока: Изучение нового материала

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Словесное приветствие

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

Личностные: управление своим настроением, умение оценивать свои эмоции

Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.

Игра «Мое настроение»

Перед вами на столе лежат изображения эмоций. Посмотрите на них и определите какие эмоции вы сейчас испытываете. Радость, печаль, а может быть страх? Наклейте подходящий смайлик на доску

Настраиваются на работу

Создать позитивное настроение

Актуализация опорных знаний

Работа с картой

Слайд 2

Показать на карте Египет и Междуречье, крупные реки этих регионов

Вспоминают изученное ранее, работа с картой

Предметные: формирование картографических умений

Познавательные: выделять явление из общего ряда других явлений; выстраивать логическую цепочку

Актуализировать знания учащихся

Игра «Угадай страну» - Работа в парах

Учащиеся получают картинки. Необходимо выстроить визуальный ряд, найти лишнее и определить страну

Вспоминают изученное ранее, работа в парах

Постановка учебной задачи

Вступительное слово учителя

В 1860 г вместе с французской экспедицией в Ливане высадился известный историк Эрнест Ренан. Он знал, что когда-то здесь находились города таинственного народа, о котором часто упоминается в Библии и трудах античных авторов. И вскоре нашел их - на побережье. Руины стояли, заросшие густой травой, и никого особенно не интересовали. Находки эти были не слишком впечатляющими и об этой стране снова забыли. Только в 1923 г. известный египтолог Пьер Монтэ продолжил раскопки в древнем городе и открыл четыре нетронутые царские гробницы с золотыми и медными украшениями. Там же обнаружились тексты, записанные не иероглифами, а неизвестным буквенным письмом. С этого момента началось изучение…

Слушают учителя, настраиваются на познавательную деятельность

Личностные: сформировать у учащихся яркие, эмоционально окрашенные образы исторических эпох

Регулятивные: определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей

Зародить интерес к изучаемой стране

Разгадай ребус

Слайд 3

А вот какой страны вы узнаете, если отгадаете ребус!

Учащиеся разгадывают ребус

Познавательные: продолжить формировать умение работать со знаковыми системами и логически мыслить

Продолжить формировать интерес к изучаемой теме, развивать умение мыслить логически

Постановка проблемной задачи

Постановка проблемного вопроса

Слайд 4

Были финикийцы первооткрывателями или морскими разбойниками?

Учащиеся включаются в познавательную деятельность

Регулятивные: умение самостоятельно ставить цель обучения, решать познавательные задачи

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть к осознанию необходимости получения новых знаний

Планирование деятельности

Составление плана работы

Слайд 5

Ребята вспомните по каким пунктам мы изучали Египет и Междуречье. Что мы определяли в первую очередь?

- Географическое положение.

- Занятия

- Культура

Обсуждают тему урока, самостоятельно составляют план урока

Регулятивные: самостоятельно составляют план урока

Предметные: раскрывают характерные черты объекта

Подвести учащихся к составлению плана работы, исходя из знаний полученных ранее. Составить план

Изучение нового материала

Работа с картой

Слайд 6

Посмотрите на карту.

- Где располагается Финикия? Есть ли крупные реки? Есть ли горы?

- Какое море омывает Финикийское побережье?

- Назовите крупные города Финикии

- Предположите, какими занятиями могли заниматься жители этих территорий?

Учащиеся работают с картой; на основании полученных знаний, высказывают предположения об особенностях развития территории

Предметные: продолжить формировать умение использовать историческую карту как источник информации о расположении древних цивилизаций и государств

Регулятивные:

Выдвигать гипотезы

Провести работу по формированию картографических умений

Рассказ учителя о занятиях финикийцев

Слайд 7

Заполнение «Фишбоун»

Слайд 8

Финикийцы сажали виноградники (вино), оливковые деревья (масло). Рос ливанский кедр (древесина)

Ремесленники изготавливали - украшения из золота и серебра, вырезали изделия из дерева и слоновой кости, стекло, пурпурные ткани

Торговля

На основании рассказа учителя заполняют схему

Предметные: сформировать представление об условиях жизни и занятиях финикийцев

Познавательные: продолжить формировать умение заполнять модели и схемы

Познакомить с основными занятиями финикийцев. Зафиксировать полученные знания в виде схемы

Работа в парах

-Как нашли пурпур?

-Как изобрели стекло?

- Как финикийцы торговали?

Работают в парах, знакомясь с мифами и легендами финикийцев

Предметные: проводить поиск информации в отрывках исторических текстах

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; умение презентовать результаты своей деятельности

Организовать работу в парах над текстом

Разгадай ребус

Слайд 9

Еще одно важное занятие финикийцев – (колонизация)

Учащие разгадывают ребус

Познавательные: продолжить формировать умение работать со знаковыми системами и логически мыслить

Продолжить формировать интерес к изучаемой теме, развивать умение мыслить логически

Рассказ учителя, работа с картой

Слайд 10

Финикийцы плавали по всему Средиземноморью. На берегах они основывали свои поселения – колонии.

Показать на карте крупные колонии.

Самое крупное поселение – Карфаген.

Учащиеся слушают рассказ учителя, работают с картой и ее легендой

Предметные: продолжить формировать умение использовать историческую карту как источник информации о расположении древних цивилизаций и государств

Продолжить формировать умение работать с легендой карты

Составление определения к термину «колонизация»

Колония – поселение, основанное вдали от родины

Учащиеся называют характерные черты явления, обобщают их составляя историческое понятие

Предметные: продолжить формировать умение составлять исторические понятия

Регулятивные: объяснять явления, процессы, обобщать явления по имеющимся признакам

 

Продолжить формировать умение составлять понятия

Задание «Закончи фразу»

Слайд 11

Финикийцы продавали…

Учащиеся заполняют пропуски в словосочетаниях

Познавательные: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову

Предметные: продолжить формировать представление об условиях жизни и занятиях финикийцев

Промежуточное закрепление материала

Работа с историческим источником «Как финикийцы похитили женщин» стр. 

Прочитайте отрывок из произведения Греческого ученого Геродота. Ответьте на вопросы:

- Зачем были похищены женщины?

- Как вы думаете, часто ли финикийцы так поступали?

Учащиеся читают текст, отвечают на вопросы учителя

Познавательные: учиться излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решения поставленной задачи

Регулятивные: формировать умение высказывать предположения

Коммуникативные: учиться определять свою точку зрения, отстаивать ее

Организовать работу с текстом

Продолжить формировать умение высказывать свои мысли

Работа с изображением

Слайд 13

Поисковая работа «Зачем финикийцам свое письмо?»

Что изображено на слайде?

- Как вы думаете, зачем финикийцам было необходимо письмо?

- Почему им не подошли египетские иероглифы или клинопись Междуречья?

Учащиеся вспоминают изученный материал

Выдвигают собственные гипотезы, обосновывают их

Предметные: объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита. Регулятивные: формировать умение высказывать предположения

Коммуникативные: учиться определять свою точку зрения, отстаивать ее

Умение работать с визуальным рядом. Уметь высказывать предположения и отстаивать их

Рассказ учителя о финикийском алфавите

Слайд 14

Какой на ваш взгляд был недостаток у финикийского алфавита?

Учащиеся слушают рассказ педагога, выдвигают собственные гипотезы, обосновывают их

Веселое задание

Слайд 15

Что записано на доске?

ЛТВЛПРМКСКНФ

Учащие разгадывают ребус

Познавательные: продолжить формировать умение работать со знаковыми системами и логически мыслить

Обобщить знания учащихся по теме

Закрепление изученного материала

Работа с картой

Слайд 16

Работа со схемой

- Показать на карте Финикию

- Назвать какое море ее омывает

- Назвать крупные города

- Показать колонии финикийцев

- Перечислить занятия финикийцев

Учащиеся отвечают на вопросы по изученному на уроке материалу

Предметные: продолжить формировать умение использовать историческую карту как источник информации о расположении древних цивилизаций и государств

Проверить умение использовать полученные знания на практике

Игра «Составь предложение»

Назовите слова, термины, названия, явления, которые вы запомнили.

Составьте с этими словами предложения

Учащиеся называют понятия, которые запомнили. Используют их в построении предложений

Познавательные:

Продолжить формировать умение использовать полученную информацию в контексте решаемой задачи

Проверить умение использовать полученные знания на практике

Работа в группах над проблемным заданием

Объединитесь в 2 группы.

1-я группа – Приведите аргументы в пользу того, что финикийцы были открывателями

2-я группа - Приведите аргументы в пользу того, что финикийцы были разбойниками

Учащиеся приводят аргументы «за» и «против» высказанной проблемы

Личностные: формировать понимание важности исторического наследия

Познавательные: учиться излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решения поставленной задачи

Регулятивные: формировать умение высказывать предположения

Коммуникативные: учиться определять свою точку зрения, отстаивать ее

Рефлексия

Игра «Паруса Финикийцев»

- Если вам понравилось на уроке, было интересно и все понятно – приклейте алые паруса.

- Если было интересно, но не всегда понятно – желтые паруса.

- Если совсем не интересно и не понятно – черные паруса

Оценивают свою деятельность на уроке

Регулятивные: продолжить формировать умение оценивать свою познавательную деятельность

Самооценка деятельности на уроке

Игра «Мое настроение»

Выберите пушистика

Оценивают свое настроение по окончанию урока

Личностные: управление своим настроением, умение оценивать свои эмоции

Самооценка настроения

Домашнее задание

Домашнее задание

Прочитать п. 15, уметь объяснять значение слов стр. 76, отвечать на вопросы стр. 77

Дополнительное задание: подготовьте сообщение «Путешествия финикийских мореплавателей» (@ стр. 77)

Записывают домашнее задание

Метапредметные: умение внимательно слушать, выполнять задания

Выполнение домашнего задания, закрепление изученного



Предварительный просмотр:

Группа 1

Однажды Мелькарт гулял по морскому берегу со своей собакой. Собака рыскала по берегу, обнюхивая все вокруг и время от времени что-то раскусывая. Так она раскусила раковину, и тотчас ее пасть окрасилась яркой краской, напоминающей горящее пламя. Сначала Мелькарт испугался, подумав, что это кровь. Но скоро он понял, что это краска, и поразился, до чего она красивая. В это время возлюбленная Мелькарта, нимфа Тир, убедила его окрасить этой краской свою одежду. И одежда тоже стала изумительно красивой. Так была открыта пурпурная краска. А Мелькарт научил людей добывать ее и окрашивать ею самые ценные одежды.

Вопрос: О каком открытии финикийцев идет речь? Расскажи, как это произошло. 

Группа 2

Когда финикийцы освоили океанские берега Африки, они стали активно торговать с местными жителями. Однако финикийцы не знали языка местных жителей, а те, в свою очередь, конечно же не знали финикийского языка. Но и те, и другие нашли выход. Когда торговые корабли подходили к облюбованному месту, купцы высаживались на берег и раскладывали свои товары. Затем они разводили костер, так чтобы поднимающийся столбом дым был виден как можно дальше. После этого они садились на свои корабли и ждали. Туземцы, завидев столб дыма, приходили к морскому берегу и клали то количество золота, какое считали нужным заплатить за выставленные товары. Но сами товары они не трогали, а уходили. Купцы снова сходили на берег. Если они считали, что золота достаточно, они его забирали и отплывали, а местные жители забирали товары. Но если финикийцы считали, что золота недостаточно, они, не трогая его, возвращались на свои суда. Увидев это, туземцы приносили еще какое-то количество золота. И так продолжалось до тех пор, пока обе стороны не будут полностью удовлетворены. И никто друг друга не обманывал. Так финикийцы получали африканское золото, а жители западного побережья Африки те товары, которые им казались столь необходимыми.

Вопрос: Расскажи, как финикийцам удавалось торговать с другими народами, не зная их языка

Группа 3

Плиний Старший приписывает изобретение стекла именно финикийцам – экипажу одного судна. Согласно преданию, произошло это совершенно случайно. Переправляясь морем купцы из Финикии попали в сильный шторм. Побоявшись, что их разобьет оскалы, моряки высадились на берег. Для приготовления пищи они развели костер. Не найдя на берегу подходящего камня, чтобы поставить котелок, финикийцы вынесли из трюма куски соды, которые везли из Сидона.

На следующее утро, когда ветер утих, они решили вернуть груз на судно. Но в пепле своего костра они обнаружили переливающиеся куски непонятного, твердого вещества. Камешки получились блестящие и красивые, привлекли внимание команды. Стекло образовалось от того, что перемешались сода, песок, вода и попали в огонь. Так при помощи божьего провидения было изобретено стекло.

Вопрос: О каком открытии финикийцев идет речь? Расскажи, как это произошло. 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Всеобщей истории "Во владениях Великого Хана", 6 класс

На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с применением технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Бойцова М.А. и др....

Разработка урока по Всеобщей истории 7 класс.

Эпоха Великих географических открытий....

Разработка урока по Всеобщей истории "Император Карл", 6 класс

На уроке  организуется  самостоятельная работа учащихся по технологии индивидуализированного обучения и ИКТ. Работу условно можно разделить на 3 части.  В первой  представлен проек...

Разработка урока по Всеобщей истории в 6 классе "Крестовые походы глазами современников". ФГОС ООО

Данная работа представляет собой разработку урока по истории Средних веков.ФГОС ООО. Используются технологии:развивающего обучения, проблемного обучения, обучающие ролевые игры. Широко представлена ра...

Методическая разработка урока по всеобщей истории 9 класс " Тоталитарный режим в 30-е годы "

Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы....