Подготовка к олимпиаде по истории
олимпиадные задания по истории (9, 10, 11 класс)

Бобылева Татьяна Анатольевна

задания для подготовки к олимпиаде 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_v_poezii_.docx11.84 КБ
Файл lidery_sssr_xx_veka_.docx10.19 КБ

Предварительный просмотр:

Дайте пояснение. какие исторические факты, события, процессы описываются в данных отрывках.

 В застенке Трубецкого Равелина

Пытает царь царевича и кровь

Засеченного льет по кнутовищу...

Царицы коронуются на царство

По похоти гвардейских жеребцов.

Пять женщин распухают телесами

На целый век в длину и в ширину.

Граф Алексей Андреич Аракчеев.

Он вырос в смраде Гатчинских казарм,

Его познал, вознес и всхолил Павел.

"Дружку любезному" вставлял клистир

Державный мистик тою же рукою,

Что иступила посох Кузьмича

И сокрушила силу Бонапарта.

  Стрелец в Москве у плахи говорит:

"Посторонись-ка, царь, мое здесь место".

Народ уж знает свычаи царей

И свой удел в строительстве империй.

Пять виселиц на Кронверкской куртине

Рифмуют на Семеновском плацу;

Волы в Тифлис волочат "Грибоеда",

Отправленного на смерть в Тегеран;

Гроб Пушкина ссылают под конвоем

На розвальнях в опальный монастырь;

Так хлынула вся бестолочь России

В пустой сквозняк последнего царя;

Желвак От-Су, Ходынка и Цусима,

Филипп, Папюс, Гапонов ход, Азеф...

.

Великий Петр был первый большевик,

Замысливший Россию перебросить

Склонениям и нравам вопреки

За сотни лет к ее грядущим далям.

В Петрову мрежь попался разночинец,

Оторванный от родовых корней,

Отстоенный в архивах канцелярий -

Ручной Дантон, домашний Робеспьер, -

Бесценный клад для революций сверху.

Но просвещенных принцев испугал

Неумолимый разум гильотины.

Монархия извергла из себя

Дворянский цвет при Александре Первом,

..Я нес в себе - багровый, как гнойник,

Горячечный и триумфальный город,

Построенный на трупах, на костях

"Всея Руси" - во мраке финских топей,

Со шпилями церквей и кораблей,

….

Растоптанным копытами коня,

И с озаренным лаврами и гневом

Безумным ликом медного Петра.

А семя разночинцев при Втором.

Боярский сын, долбивший при Тишайшем

Вокабулы и вирши, - при Петре

Служил царю армейским интендантом.

Отправленный в Голландию Петром

Учиться навигации, вернувшись,

Попал не в стать галантностям цариц.

Ученики французских эмигрантов,

Детьми освобождавшие Париж,

Сгноили жизнь на каторге в Сибири...

Отвергнутый царями разночинец

Унес с собой рабочий пыл Петра

И утаенный пламень революций:

Книголюбивый Новиковский дух,

Горячку и озноб Виссариона.

  От их корней пошел интеллигент.

Его мы помним слабым и гонимым,

В измятой шляпе, в сношенном пальто,

Сутулым, бледным, с рваною бородкой,

Страдающей улыбкой и в пенсне,

Прекраснодушным, честным, мягкотелым,

Оттиснутым, как точный негатив

По профилю самодержавья: шишка,

Где у того кулак, где штык - дыра,

На месте утвержденья - отрицание,

Идеи, чувства - все наоборот,

Все "под углом гражданского протеста".

Он верил в Божие небытие,

В прогресс и в конституцию, в науку,

Есть дух истории - безликий и глухой,

Что действует помимо нашей воли,

Что направлял топор и мысль Петра;

Что вынудил мужицкую Россию

За три столетья сделать перегон,

От берегов Балтийских до Аляски.

И тот же дух ведет большевиков

Исконными народными путями.

  Грядущее - извечный сон корней:

Во время революций водоверти

Со дна времен взмывают старый ил

И новизны рыгают стариною.

Мы не вольны в наследии отцов,

И вопреки бичам идеологий

Колеса вязнут в старой колее:

Неверы очищают православье

Гоненьями и вскрытием мощей,

Большевики отстраивают стены

На цоколях разбитого Кремля,

Социалисты разлагают рати,

Чтоб год спустя опять собрать в кулак.

И белые и красные Россию

Плечом к плечу взрывают как волы -

В одном ярме - сохой междоусобья,

Москва сшивает снова лоскуты

Удельных царств, чтоб утвердить единство.

Истории потребен сгусток воль:

Партийность и программы - безразличны.

  1. С каким историческим периодом поэт сравнивает власть большевиков? В чем видит сходство?
  2. Какие исторические события, процессы, явления большевистского периода указаны в отрывке?
  3. ОТношения автора к большевикам



Предварительный просмотр:

Перед Вами характеристики политических лидеров СССР XX века. Распределите отрывки на группы, определив  о ком идет речь.  

Der Spiegel: «Он переживает за мир»

публикуются воспоминания четвёртого федерального канцлера ФРГ Вилли Брандта

«….мы редко встречались друг с другом, но, когда виделись, говорили много часов. Я думаю, что вместе у нас бы получилось сделать больше в интересах мира, но звёзды распорядились иначе. И он, разумеется, был не просто пожилым ангелом мира (если ангелы могли стареть). Нет, он был человеком своей партии, своего государства и своих международных амбиций. Он знал, чего хочет. И привык взвешивать интересы, задавать вопросы, касающиеся выживания народов или даже человечества.

На нашей встрече в Кремле летом прошлого года Генеральный секретарь, который также стал Председателем Президиума Верховного Совета СССР, во время нашего знакомства показал себя таким образом, что я мог без преувеличения сказать, что он (даже он) переживает за мир. Это не противоречило его известной роли в политике», — рассказал Der Spiegel Брандт.

Одна из самых подробных и, пожалуй, самых интересных биографий советского лидера написана американским историком Уильямом Таубманом.

— На мой взгляд, это был человек незаурядный, но у него были серьёзные недостатки. Он руководил громадной страной, игравшей в то время очень важную роль в международных делах, пользовавшейся огромным влиянием и имевшей большой авторитет в мире.

Конечно, у него были амбиции. И конечно, среди тех обстоятельств, которые привели его на вершину советского политического олимпа, немалое значение имеют его личные качества. Несмотря на то что ---------был минимально образован, он был умным, хитрым.

Владимир Николаевич Ипатьев (1867–1952), царский генерал, ученый–химик:

«Бездарные члены Временного правительства смеялись над речами ------- и считали, что тезисы, проповедуемые им, никакой угрозы для них не представляют, поскольку для их выполнения не найдется надлежащего количества последователей. Он был на голову выше всех своих соратников и имел твердый характер, не метался из стороны в сторону, отлично понимая всю обстановку в России, – как в тылу, так и на фронте, ....»

Референт А. Бовин,писал:

« ------- не обладал яркими личностными характеристиками. Его трудно назвать крупным политическим деятелем. Он был человеком аппарата и, по существу, слугой аппарата. Если же иметь в виду человеческие качества, то, по моим наблюдениям,  был в общем-то неплохим человеком, общительным, устойчивым в своих привязанностях, радушным, хлебосольным хозяином… Но то, что раньше было трагедией, теперь стало фарсом»

Теодор Драйзер, американский писатель.

Когда я был в 1927 и 1928 годах в России, мне случалось видеть на отдаленных окраинах страны, объединенной духом-------, крестьян и рабочих, мужчин и женщин, благоговейно склонившихся или обнаживших голову перед бюстом --------, насколько я понял, видевших в нем (и, по-моему, совершенно справедливо) своего спасителя.

...Русский народ, освобожденный --------- никогда не допустит, чтобы его снова превратили в раба. Он будет бороться, проникнутый духом --------. В исходе этой борьбы я не сомневаюсь.

Ф. Бурлацкий:

”Главное - личные качества -------: человечность, доброта, которые он так и не смог выдавить из себя, несмотря ни на что».

------------с одинаковой энергией проводил свои правильные, и ошибочные идеи; таких у него было более чем достаточно».

К. А. Тимирязев, русский естествоиспытатель, открыл фотосинтез.

Большевики, - я верю и убежден,- работают для счастья народа и приведут его к счастью. Я всегда был ваш и с вами... Передайте ---------мое восхищение его гениальным разрешением мировых вопросов в теории и на деле. Я считаю за счастье быть его современником и свидетелем его славной деятельности. Я преклоняюсь перед ним и хочу, чтобы об этом все знали...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к олимпиаде по истории

В данном документе предлагаю вашему вниманию расписание дополнительных занятий для подготовки к 3 этапу Всероссийской олимпиады школьников по истории ....

Подготовка к олимпиаде по истории

Презентация - помощник в подготовке к олимпиаде по истории...

подготовка к олимпиаде по истории

Материал для подготовки к олимпиаде по истории...

Программа для подготовки к олимпиаде по истории

Олимпиада по истории выявляет знания учащихся о той или иной эпохе, исторических деятелях, важнейших исторических событиях и процессах. Большое внимание на олимпиадах уделяется анализу письменных исто...

Подготовка к Олимпиаде по истории Санкт-Петербурга

Перечень тем и вопросов для подготовки учащихся...

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ ПО ИСТОРИИ

Программа содержит лекционные и практические занятия по темам олимпиадой истории, соответствующих требованиям состязаний.  Представленный олимпиадный курс — это, прежде всего, идеи, которые часто...

задания для подготовки к олимпиадам по истории 8-11 классах

задания для подготовки к олимпиаде по истории 8-11 классах...