Конспект урока «История Верхнеудинска в 18-20 веках».
план-конспект урока по истории (6 класс)
Конспект урока «История Верхнеудинска в 18-20 веках».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока «История Верхнеудинска в 18-20 веках». | 172.19 КБ |
verhneudinsk.pptx | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «История Верхнеудинска в 18-20 веках».
Цель: познакомить ребят с историей Верхнеудинска и дать возможность увидеть, как изменились культура и быт жителей города.
Задачи:
- Выяснить, что ребята знают об истории города
- Познакомить с национальным костюмом бурят, эвенков
- Дать представление о внутреннем убранстве избы
- Показать, какими предметами пользовались наши предки в хозяйстве.
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, ребята. Мы рады видеть всех вас на нашем уроке-игре. Сегодня все вместе мы отправимся в прошлое одного удивительного города на необычном корабле времени. Ребята, вы готовы? (Да). Однако. Но для начала нам нужно распределиться в группе, чтобы каждый из вас знал свои обязанности. Перед вами лежат картинки, возьмите ту, которая вам нравится (дети вытягивают). Опираясь на памятку, ознакомьтесь со своими обязанностями. Встаньте командиры – вы отвечаете за работу в команде, советники – вы помогаете командиру, предлагаете варианты ответов, секретари – вы заполняете маршрутный лист, контролеры – оцениваете на каждом этапе ребят монетой, номиналом от 1 до 5 рублей и двигаете фишку на оценочном листе после завершения каждого этапа игры от 1 до 5 шагов. Осталось определить место, в котором мы окажемся. Я прочитаю вам стихотворение, а вы постарайтесь отгадать, о каком городе идет речь.
В России есть город, где шумно и вольно Купечество радо-довольно
Там чайная манит дорога, там ярмарка ждет у порога. А сколько прекрасных там зданий
С атлантами дом, театр с конями. И герб отражает обилие. На нем Жезл Меркурия, рог изобилия.
Ребята: Это город Верхнеудинск.
Учитель: А, по каким ключевым фразам мы можем догадаться, о каком периоде пойдет речь. (18-20 вв.). А теперь давайте попробуем поставить цель урока (Познакомиться с историей Верхнеудинска и понять, как изменилась жизнь сегодня). Осталось определить задачи, которые помогут нам достигнуть поставленной цели. (Определяют задачи). Итак, мы с вами преодолели первый этап. Давайте подведем итоги и отправимся далее.
Этап. Меняется время – рождается история
Учитель: На горизонте показался Верхнеудинск – город, который хранит историю в каждом памятнике, каждой улице, каждом здании и площади. Нам необходимо приземлиться, а для этого мы должны знать, где что располагается. Вашему вниманию представляется Викторина
«Меняется время – рождается история». (Ребята отвечают на 3 вопроса). Мы снижаемся и на монитор стали приходить картинки с земли, ваша задача отгадать, что на них изображено и где находится. (Работают с картинками). А теперь давайте подведем итог второго этапа нашего путешествия.
Этап. Верхнеудинск гостеприимный.
Учитель: Исстари на берегах Байкала жили люди. Разные племена и народы селились здесь, они говорили на разных языках, совершали разные обряды, молились разным богам. Но всех их можно было встретить в Верхнеудинске. В какое время и где? (2 раза в год на Верхнеудинской ярмарке, дети показывают гостиные ряды). Сегодня как раз ярмарка, куда съехалось много народу. Давайте по костюмам попробуем угадать, кто есть кто. Перед вами несколько костюмов
и бумажные куклы. Вам необходимо собрать костюм, который соответствует тому народу, который у вас описан в карточке.
Карточка 1.
Эвенки - малочисленный коренной народ, традиционно проживащий на территории Прибайкалья, Бурятии, Якутии, Забайкальского, Хабаровского и Приморского краев. Основной особенностью костюма является его составность: не сходящийся на груди кафтан, нагрудник, подвешенный на шею, натазник, ноговицы (защищает голень выше колен) и унты. Костюм со вкусом украшался. Особенности костюма были обусловлены пешей охотой: легкая, не стесняющая движений. Спинная часть оканчивалась острым мысом, на которую можно было сесть на лед, камень или холодную землю. Орнамент (узор) на традиционной одежде - это не просто украшение. В орнаменте зашифрована информация об окружающем мире и человеке.
Карточка 2.
Буряты - самый большой по численности из коренных народов Сибири, проживающий в Иркутской области, Республике Бурятия, забайкальском крае. Мужская одежда - это традиционный халат (зимний - дэгэл, дэли, летний - тэрглиг), перетянутый в талии поясом, с запахом обязательно направо. Удлиненные рукава дэгэла служили рукавицами. Женщины первым делом надевали правый рукав, а мужчины наоборот. В пазухе дэгэла бурят держал пиалу. Зимние шапки шили из шкуры ягненка, соболя, белки. Безрукавка замужней женщины называлась хубайси.
А теперь давайте проверим, как вы слушали друг друга и предлагаю каждой команде ответить на 2 вопроса. (После подводятся итоги команд)
Этап. Всему свое место
Учитель: Ребята, а теперь прогулявшись по Арбату, вашему взору представляется вид на старинную часть Верхнеудинска. Посмотрите на картинку, какие дома вы видите? (Деревянные, напоминают избу). А знаете ли вы, что русская изба делилась на 4 части: это красный угол, женский и мужской уголы и печь. Давайте попробуем расставить предметы, где они должны были располагаться. Убранство русской избы вы изучали на уроке изобразительного искусства. Подводятся итоги.
4 Этап. Загадочный предмет.
Учитель: Время быстро бежит вперед, сегодня мы даже не представляем, что наши бабушки и дедушки в хозяйстве пользовались непривычными для нас вещами. Мы предлагаем вам отгадать распространенные предметы 19-20 в., которые находятся в черном ящике. (Ребята получают карточку с описанием предмета и должны отгадать, что это за предмет и как им пользовались).
Карточка 1.
Предком этого предмета считаются 2 плоских камня. Позднее появился «рубель» - деревянная палка с ребрами. Именно ее в руки брала хозяйка, наматывала на нее белье и катала по столу. Позднее это слово стало означать «огонь» и «ложить». Сегодня этот предмет есть в каждом доме. (утюг)
Карточка 2.
Её изобретателем считается фармацевт Игнатий Лукасевич. Предком этого предмета служила щепка сухого дерева. Позднее использовали растительные, животные жиры и фитиль. Каждый вечер можно было увидеть, как хозяйка залила горючую жидкость, подожгла фитиль и принялась за дело. (керосиновая лампа).
Карточка 3.
История этого предмета имеет глубокие корни. Он состоит из двух частей, которые соединены вместе. С помощью этого предмета хозяйка могла приготовить кулинарный шедевр, который напоминает «соты» или «ячейки». Для приготовления использовались горячие угли или костер. (вафельница)
Заключение
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по улочкам Верхнеудинска. Сегодня вы получили возможность сравнить жизнь верхнеудинцев и улан-удэнцев. Обобщить полученные знания, мы предлагаем вам с помощью приема «Три О». Назовите по одному моменту от команды, которое вас сегодня удивило или заинтересовало. (Затем дети вскрывают банк знаний и покупают оценки).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Острог Острог построен между 1677 Острог построен между 1677 и 1680 годом Острог построен между 1677 и 1680 годом на месте уже существовавшего ясачного зимовья. Зимовье было срублено отрядом баргузинского Острог построен между 1677 и 1680 годом на месте уже существовавшего ясачного зимовья. Зимовье было срублено отрядом баргузинского казака Острог построен между 1677 и 1680 годом на месте уже существовавшего ясачного зимовья. Зимовье было срублено отрядом баргузинского казака Гаврилы Ловцова в 1666 году Острог построен между 1677 и 1680 годом на месте уже существовавшего ясачного зимовья. Зимовье было срублено отрядом баргузинского казака Гаврилы Ловцова в 1666 году на высоком берегу реки, который называли «Заудинский камушек». На этом месте уже существовала дорога и переправа кочевников. Впервые о переправе сообщил в 1647 году Острог построен между 1677 и 1680 годом на месте уже существовавшего ясачного зимовья. Зимовье было срублено отрядом баргузинского казака Гаврилы Ловцова в 1666 году на высоком берегу реки, который называли «Заудинский камушек». На этом месте уже существовала дорога и переправа кочевников. Впервые о переправе сообщил в 1647 году казацкий десятник Костька Москвитин, искавший серебряную руду по приказу атамана Василия Колесникова . Удинский острог построен, по разным данным, в 1677, 1678 или 1680 году. К 1716 году с запада к пятибашенному острогу пристроили новую стену. На новой площади расположились строения с плотной квартальной застройкой. С возведением стен вокруг поселения Удинск превратился в крепость наиболее распространённого в Сибири типа — «двойной острог».
В 1770-е годы острожная крепость всё ещё стояла на горе, но все её жители переселились в слободу.
От собора к Нагорной площади прокладывается Большая улица. Позднее она стала называться Большая Николаевская, ныне улица имени Ленина — центральная улица города.
В 1792 году город делился на две части: городовую и слободскую. В городовой части сохраняется острог, в слободской части располагались пять провиантских магазинов, канцелярия, казармы, винный подвал, питейные дома, торговые лавки, богадельня, четыре административных здания, 110 обывательских домов, две деревянных и одна каменная церкви. В исторической части города кварталы правильной геометрической формы, улицы прямые и ровные.
С 1780 года в городе проводятся две ежегодные ярмарки. Ярмарочные торги происходят на Базарной площади, ныне Площадь Революции 1905 года.
Гостиный двор (Гостинодворские ряды) является одним из самых значительных архитектурных и исторических памятников Улан-Удэ. Гостиный двор выполнен в стиле классицизма и построен на средства купцов. В 1830 году в гостиных рядах на средства купца Я. А.Немчинова построена часовня во имя Святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца.
20 — 21 июня 20 — 21 июня 1891 года 20 — 21 июня 1891 года через город Верхнеудинск проезжает цесаревич Николай 20 — 21 июня 1891 года через город Верхнеудинск проезжает цесаревич Николай. По этому случаю, на выезде с Нагорной площади была построена деревянная арка по проекту Николая Августовича Паув. На арке было написано «Его Императорскому высочеству Государю Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу», а с другой стороны была написана дата визита «20—21 июня 1891 г., г. Верхнеудинск». Арку снесли в 1936 году . В наши дни арка каменная, восстановлена, практически на прежнем месте, в 2006 году
В начале первого десятилетия ХХ века купец Нафтолий Леонтьевич Капельман построил каменный двухэтажный дом "с атлантами". Двухэтажное здание с элементами эклектики, характерной для дореволюционного времени и необычной для Верхнеудинска пластикой фасадов, был построен в кратчайшие сроки - со 2 июня по 5 октября 1907 года. В доме Капельмана в 1905 году помещался зубоврачебный кабинет Зубовской, где велся "прием больных во всякое время". Нижний этаж сдавался хозяином в аренду под чайный магазин Син Тай Луню, а также под кондитерский магазин "Модерн" и кофейню И.Е. Цыгальницкому.
В доме находились кофейня и кондитерская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс
план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...
"Образование и культура ХVII века" (конспект урока истории в 7 классе)
Конспект урока истории в 7 классе по теме "Образование и культура ХVII века". Цель урока: выделить особенности развития отечественной культуры в ХVII веке по сравнению с...
Конспект урока истории в 10 классе по теме "Общественная и духовная жизнь России в 30 - 50-е годы XIX века"
Урок изучения новой темы на основе выполения компетентностно-ориентированных заданий, связанных с воображаемым погружением в изучаемую эпоху....
Конспект урока истории в 8 классе по теме «Образование и наука в первой половине XIX века»
Конспект урока по истории России в 8 классе по теме "Образование и наука в первой половине XIX века"....
Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века
Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века...
Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»
Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....
Конспект урока истории "Введение во всемирную историю ХХ века".
План-конспектВведение во всемирную историю ХХ века.Автор-составитель: Горбачева Е.В., учитель ГБОУ № 298 г.Санкт-ПетербургЦели: способствовать формированию представления о месте и значении 20 века во ...