Урок М.И. Кутузов
план-конспект урока по истории (10 класс)

Морилов Сергей Тимофеевич

(классный час по теме: «Уроки мужества» в 8-11 классах, занятие по элективному курсу в 9 классе, как вариант урок по истории в 10 классе,).

 

Цели: 1) Дальнейшее формирование критического отношения к исторической личности.

2) Развивать у учеников умения работать в группах, самостоятельно работать с культурным аналогом, критически анализировать информацию.

3) Способствовать дальнейшему духовному развитию личности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

МБОУ «Кезская средняя общеобразовательная школа № 1»

Морилов Сергей Тимофеевич

Тема: М.И. Кутузов

(классный час по теме: «Уроки мужества» в 8-11 классах, занятие по элективному курсу в 9 классе, как вариант урок по истории в 10 классе,).

Цели: 1) Дальнейшее формирование критического отношения к исторической личности.

2) Развивать у учеников умения работать в группах, самостоятельно работать с культурным аналогом, критически анализировать информацию.

3) Способствовать дальнейшему духовному развитию личности.

Используемые приемы: прогнозирование через линии сравнения, чтение с остановками, отображение исторической личности в образах, рисунках.

Вызов

  1. Историческая загадка (см. Приложение №1)

- Индивидуальная работа, затем обсуждение в паре, социализация в классе.

После обсуждения учитель озвучивает и записывает тему занятия на классной доске.

  1. Прогнозирование через линии сравнения (см. Приложение №2)

Учитель: Используя ранее полученные знания, касающиеся Михаила Илларионовича Кутузова попытайтесь предположить его годы жизни, происхождение, образование, черты характера, личные качества, заслуги перед Отечеством, результаты его деятельности.

    - Обучающиеся самостоятельно заполняют колонку «Прогноз до чтения», затем обсуждение в паре, социализация в классе.

      По ходу обсуждения учитель фиксирует предположения обучающихся на классной доске. (Желательно записывать все предположения, даже самые невероятные).

Содержание

1. Чтобы проверить прогнозы обучающиеся предлагается обратиться к тексту (см. Приложение №3)

Первая остановка

Учитель предлагает обучающимся проверить свои прогнозы и заполнить колонку «Подтверждение прогноза, факты после прочтения».

Вопросы для обсуждения:

   1) Перед Кутузовым открывалась легкая и безопасная для жизни карьера придворного, но он выбрал тяжелую службу в действующей армии. Как вы думаете, почему?  (Сказалось воспитание отца, сказался собственный характер, и молодой офицер выпросился в действующую армию).

- Индивидуальная работа, затем обсуждение в паре, социализация в классе.

2. Учитель предлагает обучающимся прочитать очередной текст (см. Приложение №4)

Вторая остановка

Учитель предлагает обучающимся проверить свои прогнозы и заполнить колонку «Подтверждение прогноза, факты после прочтения».

Вопросы для обсуждения:

      1) Предположите, для каких – таких необыкновенных, важных дел высшая божественная сила (провидение) сохраняет Кутузова.

- Индивидуальная работа, затем обсуждение в паре, социализация в классе.

3. Учитель предлагает обучающимся прочитать следующий текст (см. Приложение №5)

Третья остановка

Учитель предлагает обучающимся проверить свои прогнозы и заполнить колонку «Подтверждение прогноза, факты после прочтения».

Вопросы для обсуждения:

   1) Кутузова перед Бородинским сражением спрашивали: «Надеетесь ли вы разбить Наполеона?»   Как вы думаете, что отвечал Кутузов?     («Разбить – нет, а обмануть – надеюсь», - отвечал он с улыбкой).

- Индивидуальная работа, затем обсуждение в паре, социализация в классе.

4. Учитель предлагает следующий текст для чтения (см. Приложение №6)

Четвертая остановка

Учитель предлагает обучающимся проверить свои прогнозы и заполнить колонку «Подтверждение прогноза, факты после прочтения».

Рефлексия

     Опираясь на знания полученные на занятии и высказывания о Кутузове, а также его цитаты (см. Приложение №7), попробуйте изобразить его исторический портрет в виде символа, рисунка.

- Работа в группе

- Социализация в классе. (Презентация)

Приложение №1

Историческая загадка.    Подумайте и скажите, о какой исторической личности идет речь?         В ноябре 1790 г.  он присоединился к войскам Суворова, осаждавшим Измаил. При штурме этой грозной крепости он возглавлял 6-ю колонну. Суворов в своем донесении о нем говорил: «Он шел у меня на левом крыле, но был моей правою рукою». В один из моментов, когда успех штурма казался сомнительным, гонец от Суворова сообщил ему, что он назначается комендантом Измаила. Поняв, к чему его призывает командующий, он в числе первых ворвался в крепость. За Измаил он был произведен в чин генерал - поручика и награжден орденом святого Георгия 3-й степени.

Подсказка, если обучающиеся не догадаются.  В последующем главнокомандующий русскими армиями во время Отечественной войны 1812 года, первый полный кавалер ордена Святого Георгия. В 1812 г. получил чин генерал - фельдмаршала и титул светлейшего князя Смоленского.

 Приложение №2

Прогноз до чтения

Линии сравнения

Подтверждение прогноза и факты после прочтения

1) Годы жизни, происхождение, образование.

2) Черты характера, личные качества.

3)Заслуги перед Отечеством,

направления деятельности.

4) Результаты деятельности, память народная.

Приложение №3

 Кутузов (Голенищев-Кутузов), Михаил Илларионович, светлейший князь Смоленский, фельдмаршал (1745 - 1813), родился в дворянской семье, имевшей родовые корни на новгородской земле. Его отец, военный инженер, генерал-поручик, оказал большое влияние на образование и воспитание сына. С детства Кутузов был одарен крепким сложением, соединяя пытливость, предприимчивость и резвость с задумчивостью и добрым сердцем. Он рос  веселым мальчиком, умел подмечать характерные черты своих сверстников и комически незлобиво им подражать.   Военное образование получил в артиллерийско-инженерной школе. Товарищи любили Кутузова за веселый нрав, преподаватели ценили его за способности и прилежание.

         Учился будущий полководец успешно. Он хорошо освоил инженерное дело и артиллерию, любил военную историю, знал языки: французский, немецкий, латынь, а впоследствии изучил еще и английский, шведский, турецкий и польский. Артиллерийско-инженерную школу   окончил в 1759 г. в числе лучших, был оставлен при школе преподавателем. В 1761 г. произведен в первый офицерский чин (прапорщика) и по собственной просьбе направлен командиром роты в Астраханский пехотный полк. По причине отличного знания языков  в 1762 г. был назначен адъютантом к ревельскому генерал-губернатору. Кутузов находился при нем на встречах с титулованными особами и дипломатами, прибывавшими в Россию из-за границы. Перед Кутузовым открывалась легкая и безопасная для жизни карьера придворного.

Приложение №4

        Но пробыл он в адъютантах недолго. Сказалось воспитание отца, сказался собственный характер, и молодой офицер выпросился в действующую армию. Кутузов участвовал в русско-турецкой войне 1768-1774 гг., 1787-1791 гг. В 1774 г. в бою с крымчаками близ Алушты он со знаменем в руке вел за собой солдат в бой, при преследовании противника был тяжело ранен: пуля вошла ниже левого виска и вышла у правого глаза. Михаил Илларионович был удостоен ордена святого Георгия 4-й степени и отправлен Екатериной II для лечения за границу. Выздоравливая, одновременно знакомился с опытом военного дела в Австрии и Пруссии, имел беседу с Фридрихом II Великим. В начале русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг. в составе Екатеринославской армии Потемкина он принял участие в осаде Очакова (1788 г.). Здесь, во время отражения вылазки турок, был вторично тяжело ранен (пуля попала в щеку и вышла в затылок). Когда он выздоровел, врач, его лечивший, заметил: "Видимо, провидение сохраняет этого человека для чего-то необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая была смертельна".

Приложение №5

       М.И.Кутузов не только выдающийся военачальник, каковым его знают все. Он был также одним из крупнейших русских дипломатов, блестяще сочетавшим в себе военные и дипломатические таланты. В 1792 г. Екатерина, доверяя проницательному и гибкому уму Кутузова, направила его чрезвычайным и полномочным послом в Турцию. Там он заслужил большое доверие турецкого двора и смог решить в пользу России ряд важных дипломатических вопросов. Несмотря на свои заслуги полководец был в немилости у царя Александра I. Царь не любил Кутузова, не мог простить ему самостоятельности и популярности. Отечественная война 1812 г. застала его в Петербурге без дела. В то время, как русские армии на западе возглавляли Барклай-де-Толли и Багратион, Кутузов был избран начальником петербургского, а затем и московского ополчений. Лишь после сдачи французам Смоленска Александр I  был вынужден пойти навстречу требованиям общественности и войск и назначить Михаила Илларионовича главнокомандующим над обеими армиями, которые к этому времени соединились. Восторженно встречаемый по дороге населением, Кутузов 17 августа прибыл к войскам. Не согласившись с предложениями сразу же дать французам генеральное сражение, он еще несколько дней вел армию назад и 22-го остановился при селе Бородино, где началась подготовка к генеральной битве. На рассвете 26-го августа русская армия (155 тыс. человек с ополчением) встретилась с армией Наполеона (около 134 тыс.). Построив свои войска в глубокий боевой порядок, Кутузов энергичным маневром сил и средств пресекал все попытки Наполеона добиться решающего перевеса, сам успешно контратаковал. Ценой огромных потерь французам удалось потеснить русских на левом фланге и в центре, но, признав бесплодность дальнейших усилий. Наполеон к вечеру отвел свои войска на исходные позиции. Русская армия в этой битве потеряла 44 тыс. человек, французская - около 40. Кутузов не только разрушил мечту Наполеона - одним сражением выиграть войну, но и сохранил боеспособную, морально сильную армию.

Приложение №6

       «Надеетесь ли вы разбить Наполеона?» - спрашивали в это время Кутузова. «Разбить - нет, а обмануть – надеюсь», - отвечал он с улыбкой. Осуществляя стратегически выигрышный план ведения войны, Кутузов 2 сентября оставил противнику Москву, но уже в это время началось пополнение русской армии резервами, развернулась партизанская борьба в тылу врага. Скрытно совершив маневр к деревне Тарутино, Кутузов закрыл французам путь на юг, где они могли получить продовольствие и фураж. Осознав критическую ситуацию. Наполеон послал к Кутузову адъютанта с предложением о мирных переговорах, но тот ответил, что война только начинается. Покинув 7 октября Москву, Наполеон двинулся к Малоярославцу, где Кутузов преградил ему дорогу и после кровопролитного сражения заставил французов отступать по ими же разоренной Смоленской дороге. Развернув контрнаступление, русская армия нанесла по отступавшим французским войскам удары под Вязьмой, Ляхово, Красным. Характерно бережное отношение Кутузова к своим солдатам: видя постепенное истощение французской армии, он говорил: "Теперь за одного русского я не дам и десять французов". Голод и наступившие холода усиливали деморализацию французской армии, и после Березины ее отступление превратилось в бегство. Наполеон потерял в России более 500 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными, почти всю артиллерию и конницу. 21 декабря Кутузов в приказе по армии поздравил войска с изгнанием врага из пределов России. За умелое руководство русской армией в 1812 г. он был пожалован чином генерал-фельдмаршала и титулом князя Смоленского. Награжден золотой шпагой с алмазами за сражение при Тарутино. Он получил в награду также орден святого Георгия 1-й степени, став первым полным Георгиевским кавалером.

      Во время Великой Отечественной войны в СССР были учреждены ордена Кутузова 1-й, 2-й и 3-й  степени. Ими награждено около 7 тысяч человек и целые воинские части. В честь М. И. Кутузова был назван один из крейсеров ВМФ. Именем М. И. Кутузова назван астероид 2492 Кутузов. А. С. Пушкин в 1831 г. посвятил полководцу стихотворение «Перед гробницею святой». В честь Кутузова создавали стихи Г. Р. Державин, В. А. Жуковский и другие поэты. Известный баснописец И. А. Крылов при жизни полководца сочинил басню «Волк на псарне», где в аллегорической форме изобразил борьбу Кутузова с Наполеоном. Во многих городах России, а также в городах бывших республик СССР есть улицы, названные в честь М.И.Кутузова, а также воздвигнуты памятники. Лик Кутузова есть на почтовых марках СССР. В литературе романы «Кутузов», «Война и Мир». Кутузов отображен в кинофильмах «Гусарская баллада», «Война и Мир», «Эскадрон гусар летучих», «Багратион».

Источник: 1) http://chrono.ru     2)  Кутузов, Михаил Илларионович — Википедия 

                                                            Приложение №7

- «Старый лис Севера»

                                                                                           ( Наполеон)

- «Умён, умен! Хитер, хитёр! – никто его не обманет»

                                                                                                  ( А. Суворов)

- «Память о Михаиле Илларионовиче Кутузове увековечена в России так величественно, как ни о каком другом из русских военачальников рослее А.В. Суворова»

                                                                                        (Маршал артиллерии Василий Казаков)

- «Когда в виду ты всей вселенны
Наполеона посрамил,
Языки одолел сгущенны,
Защитником полсвета был»

                                                                                        Г.Р. Державин

    - В городке Бунцлау 16 апреля 1813 г. Прусский король поставил Кутузову памятник с надписью: «До сих мест князь Кутузов-Смоленский довел победоносные российские войска; но здесь смерть положила предел славным дням его. Он спас отечество свое и отверз путь к избавлению Европы. Да будет благословенна память героя!»

Афоризмы, цитаты, высказывания М.И. Кутузова

- «Я для России только счастливая случайность»

- «Главное не крепость взять, а войну выиграть»

- «Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать»

- «Москва – это ещё не вся Россия»

- «Лучше потерять Москву, чем армию и Россию»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«М.И.Кутузов и Наполеон Бонапарт. (Опыт сравнительной характеристики)»

Аннотация       Работа представляет собой исследовательский проект в форме исторического расследования. Автор выдвигает гипотезу, которая...

Урок литературы на тему: « Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Урок предлагается учителям общееобразовательных школ и преподавателям общееобразовательных предметов НПО и СПО. Роман "Война и мир" - величайшее произведение, интересно не только содержание, но и уник...

Урок - модуль "Наполеон и Кутузов в изображении Л.Н.Толстого"

Урок помогает понять отношение Л.Н.Толстого к историческим деятелям, совершенствовать умения осознавать авторскую позицию...

Презентация к интегрированному уроку: "М. Кутузов и Наполеон".

Урок по литературе при изучении романа "Война и мир" Л. Н. Толстого....

Открытый урок литературы в 9 классе "Кутузов и Наполеон"

Открытый урок литературы в 9 классе "Кутузов и Наполеон"...

Открытый урок литературы в 10 классе с использованием ИКТ на тему: Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». «И нет величия там, где нет простоты, добра и правды» Л.Н. Толстой

Цель урока: сравнить образы Наполеона и Кутузова в романе «Война и мир»; узнать, как раскрываются они автором в романе, соответствуют ли реальным историческим личностям, рассмотреть вопрос...