Урок - модуль "Наполеон и Кутузов в изображении Л.Н.Толстого"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Езофатова Елена Викторовна

Урок помогает понять отношение Л.Н.Толстого к историческим деятелям, совершенствовать умения осознавать авторскую позицию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- модуль в 10 классе ( урок литературы) :

Тема : Наполеон и Кутузов в изображении Л.Н.Толстого (роман «Война и мир»).

   

ЗАДАЧИ:    Показать связь художественного произведения с исторической эпохой. Развивать имеющиеся представления об исторических событиях и исторических лицах. Совершенствовать  умения понимать авторскую позицию.

Проводить сопоставительный анализ.

ЦЕЛИ : Выявить отношение автора к Наполеону и Кутузову, разобраться, в чём изображение их в «Войне и мире» отличается от традиционного.

МАТЕРИАЛ: технологические карты на каждого ученика, карточки- приложения, тексты романа (том 3)

Карточка-приложение №1  А.С.Пушкин « К морю», « Пиковая дама», «Дубровский», « Евгений Онегин». М.Ю. Лермонтов «Демон», «Бородино», «Воздушный корабль». Ф.М.Достоевский « Преступление и наказание»,

 « Бедные люди».

Карточка- приложение №2

Наполеон

Кутузов

портрет

Отношение к людям

Отношение к смерти

Поведение во время боя

Технологические карты

Этапы урока

Задание

Вид деятельности

Оценка

1 этап

Вступление. Ознакомление с целями и задачами урока.

2 этап.

Цель: вспомнить произведения, где упоминается имя Наполеона. Сформулировать традиционный взгляд на это историческое лицо.

5-6 мин.

 Работа с карточкой- приложением№1

Ответы на вопросы:

1. Назовите произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.М.Достоевского, в которых упоминается имя Наполеона?

2. Каким видят его авторы?

3. Почему отношение к нему двойственное?

По группам

3 этап.

Цель: понять, в чём нравственный и философский смысл противопоставлений Наполеона и Кутузова в романе Л.Н.Толстого

17 мин.

Работа карточкой-приложением № 2, с таблицей «Образы Наполеона и Кутузова в «Войне и мире» (проверка д/з- ученики дома отмечали слова-характеристики)

Пользуйтесь своими записями, подборками (д/з), обращайтесь при необходимости к тексту романа ( т.3 ч.1- Наполеон, т.3 ч.2 – Кутузов)

После заполнения таблицы ответьте на вопрос: в чём взгляд Л.Толстого на Наполеона отличается от традиционного взгляда?

Наполеон

Кутузов

портрет

Отношение к людям

Отношение к смерти

Поведение во время боя

индивидуально

4 этап

Цель: сформулировать главное отличие образов Наполеона и Кутузова.

5 мин.

Подобрать по 3-4 ключевых  слова к каждому образу  (при необходимости обращайтесь за помощью к своему словарю-справочнику (записываем слова с учениками с 5 класса. Слова типа добро, зло, истина, правда, война, ми, нравственность, бездуховность и др.)

Ответить на вопрос:

Почему автор противопоставляет «владыке полумира», кумиру нескольких поколений именно «немощного старика Кутузова»?

По парам

5 этап

Цель: Сделать выводы по уроку, высказать своё мнение.

15 мин.

Написать мини-сочинение на тему

«Можно ли согласиться со словами Л.Н.Толстого: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

Записать домашнее задание: 1.Значение Бородинской битвы в жизни героев романа 2. Выписать слова Л.Толстого о войне.

индивидуально


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наполеон и Кутузов в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Л.Н.Толстой говорит о судьбах народных и судьбах отдельных людей, о народном чувстве как о мериле нравственности.Все любимые герои Толстого - частицы народа, и каждый из них по - своему близок народу....

Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого (по роману "Война и мир") Конспект урока литературы

В ходе урока-исследования решались вопросы:Где определяется исход сражения (в штабе или на поле битвы)?Почему русские войска победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?Какова роль ан...

Презентация к уроку в 10 классе "Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого (по роману "Война и мир")

Презентация содержит слайды с целями исследования, карту военных действий в 1805 - 1807 гг., таблицу с заданием сравнить Аустерлицкое и Шенграбенское сражения....

Методическая разработка "Война в изображении Л.Н. Толстого. От "Севастопольских рассказов" к роману "Война и мир".

Данная работа представляет собой осмысление традиций Л.Н. Толстого в изображении войны. Работа состоит из вступления, двух глав, заключительной части и дидактического материала....

Урок-исследование на тему: Особенности изображения батальных сцен в произведениях А.С.Пушкина «Полтава», М.Ю. Лермонтова «Бородино», Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце»

На данном уроке анализируется изображение батальных сцен в произведениях А.Пушкина, М.Лермонтова и Л.Толстого, определяется специфика их творческого метода....

Урок "Война в изображении Л.Н.Толстого"

Л.Н.Толстой "Севастопольские рассказы"...

Урок М.И. Кутузов

(классный час по теме: «Уроки мужества» в 8-11 классах, занятие по элективному курсу в 9 классе, как вариант урок по истории в 10 классе,). Цели: 1) Дальнейшее формирование критическо...