План-конспект и материалы урока по Истории России п.5-6 в 6 классе
план-конспект урока по истории (6 класс)
Материал включает План-конспект 2 уроков на тему «Образование государства Русь» (п.5-6 учебник Е.В. Пчёлов, П.В. Лукин «История России с древнейших времен до начала XVΙ века») и учебные задания к ним. Уроки связаны между собой и работа учащихся начатая на первом уроке продолжается на втором. Основная работа на уроках это работа учащихся в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект на 1 урок | 60 КБ |
План-конспект на 2 урок | 69 КБ |
Задание на 1 из 2 уроков | 34.5 КБ |
Задание на 1 из 2 уроков | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Форма 1.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
(Тема урока)
«Образование государства Русь»
(1 урок)
1. | Предмет | история |
2. | Класс | 6 класс |
4. | Тема урока | «Образование государства Русь», пятый урок в разделе II «Русь в IX-XII веках» |
5. | Цели урока | создание условий для реализации: - содержательной цели – расширения понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; познакомить учащихся как шло образование государства Русь; - деятельностной цели – развитие у учащихся навыков работы над общей целью в группе; выработка навыков по распределению обязанностей при работе в группе; развитие умений учащихся реализации новых способов действий; совершенствования умений, обучающихся анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную из разных источников, применять полученные знания при решении нестандартных задач. |
6. | Оборудование, наглядность | Компьютер с выходом в Интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор, атлас «Отечественная история с древнейших времён до конца XVIII века», карта «Русь в IX – начале XII веках». |
7. | Используемая литература | Учебник: Е.В. Пчёлов, П.В. Лукин «История России с древнейших времен до начала XVΙ века». М.:«Руское слово», 2015 |
8. | Тип урока | Урок открытия «нового» знания |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организация начала урока | Приветствие учащихся | |
2. Контроль знаний, проверка домашнего задания предыдущего урока. | Контрольный опрос по предыдущей теме: 3 чел. рисуют на доске схему задания №3 стр. 32. 2 чел. устно отвечают задание №6*. Остальные ученики в это время, по колонкам, обмениваются сделанными дома кроссвордами и решают их | 3 чел. рисуют на доске схему задания №3 помогая и дополняя друг друга и рассказывают её содержание; 2 чел. устно с места пока готовятся первые отвечают задание №6*; остальной класс решает кроссворды друг друга. |
3. Объявление темы урока и основных вопросов | «Образование государства Русь»: 1. Зарождение государственности у восточных славян. 2. Соседи Руси. 3. Призвание варягов. 4. Первые сведения о Руси. 5. Государство Русь. | Ученики записывают тему урока в рабочую тетрадь. |
4. Выдача домашнего задания на следующий урок | 2 ученика (по желанию) готовят задание № 6*, 7* стр. 42-43. | Ученики выбирают вопросы, по которым будут отвечать на следующем уроке, записывают домашнее задание. |
5. Переход к главной теме урока | Ключевые вопросы: Когда сложилось государство у восточных славян? Как объясняют историки причины его возникновения? | |
6. Изучение нового материала | На каждой из колонок парт выделяются по три парты (последние), создаются группы по 6 человек в каждой. Каждой группе выдаются вопросы для самостоятельного изучения в течении урока: 1 группа – 1) Кто играл главную роль в решении важных для «племени» вопросов? 2) Найдите и покажите на карте (учебника, атласа, электронной формы учебника) торговые пути, проходившие по территории восточных славян. Какие реки играли главную роль в торговле? 3) Что общего имели между собой западнославянские государства и государство, возникшее у восточных славян в VIII-IX веках? 2 группа – 1) Найдите и покажите на карте соседей восточных славян (страны и народы) на юге, востоке, севере. 2) Объясните, как соотносятся между собой термины: викинги, норманны, варяги. Чем они были известны в Европе? Привлекайте материал из истории Средних веков. Опишите на основании рисунков в учебнике (стр. 35) ладью и вооружение варягов. 3) Проследите по карте торговый путь «из варяг в греки». Почему он так назывался? 3 группа – 1) Объясните почему летописный рассказ о призвании варягов вызывал острые споры среди учёных? 2) Какую роль сыграло призвание варягов в истории русского государства? 3) Какие два центра были очагами русской государственности? Покажите их на карте. Расскажите, что произошло в 882 году. | Выделенные группы работают над заданием. |
Ученикам, не вошедшим в группы, раздаются карточки с заданиями №3, 4 стр. 23 из Рабочей тетради (Кочегаров К.А.). выполнившим задания задаются дополнительные вопросы (Какая дата считается началом русской государственности? Как учёные объясняют происхождение названия «Русь»?) и задания из электронного учебника (№2,3 соответствующей темы). | Ученики работают с учебником и атласом. Заполняют таблицы и отвечают на дополнительные вопросы. | |
7. Обобщение и систематизация знаний | Кратко перечислить основные вопросы, рассмотренные на уроке. | |
8. Подведение итогов урока |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Этапы урока | Время |
1. Организация начала урока | 2 мин. |
2. Контроль знаний, проверка домашнего задания предыдущего урока | 20 мин. |
3. Объявление темы урока и основных вопросов | 1 мин |
4. Выдача домашнего задания на следующий урок | 2 мин. |
5. Переход к главной теме урока | 1 мин. |
6. Изучение нового материала | 17 мин. |
7. Обобщение и систематизация знаний | 1 мин. |
8. Подведение итогов урока | 1 мин. |
Предварительный просмотр:
Форма 1.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
(Тема урока)
«Образование государства Русь»
(2 урок)
1. | Предмет | история |
2. | Класс | 6 класс |
4. | Тема урока | «Образование государства Русь», шестой урок в разделе II «Русь в IX-XII веках» |
5. | Цели урока | создание условий для реализации: - содержательной цели – расширения понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; познакомить учащихся как шло образование государства Русь; - деятельностной цели – развитие у учащихся навыков работы над общей целью в группе; выработка навыков по распределению обязанностей при работе в группе; развитие умений учащихся реализации новых способов действий; совершенствования умений, обучающихся анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную из разных источников, применять полученные знания при решении нестандартных задач. |
6. | Оборудование, наглядность | Компьютер с выходом в Интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор, атлас «Отечественная история с древнейших времён до конца XVIII века», карта «Русь в IX – начале XII веках». |
7. | Используемая литература | Учебник: Е.В. Пчёлов, П.В. Лукин «История России с древнейших времен до начала XVΙ века». М.:«Руское слово», 2015 |
8. | Тип урока | Урок открытия «нового» знания |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организация начала урока | Приветствие учащихся | |
2. Контроль знаний, проверка домашнего задания предыдущего урока. | Контрольный опрос по предыдущей теме: 2 чел. устно отвечают задание №6*, 7* стр.42-43. | 2 чел. устно у доски отвечают задание №6*, 7*. Остальные ученики в это время, по группам продолжают работу над вопросами данными на предыдущем уроке. |
3. Объявление темы урока и основных вопросов | «Образование государства Русь», второй урок: 1. Зарождение государственности у восточных славян. 2. Соседи Руси. 3. Призвание варягов. 4. Первые сведения о Руси. 5. Государство Русь. | Записывают в тетради кто не записывал на предыдущем уроке. |
4. Переход к главной теме урока | Ключевые вопросы: Когда сложилось государство у восточных славян? Как объясняют историки причины его возникновения? | |
5. Объявление результатов работы на предыдущем уроке. | Объявление результатов работы пар, работавших с карточками на прошлом уроке (задания №3, 4 стр. 23 из Рабочей тетради). По желанию тем, кто не был на прошлом уроке или тем, кто хочет улучшить оценку раздаются задания по картинам в учебнике: «Торг в стране восточных славян» стр. 35; «Призвание варяжских князей» стр. 36; Миниатюра «Поход руси на Константинополь» стр.39. В – Что можно рассказать о нападающих и обороняющихся по изображению? Миниатюра написана в XV веке. Какие ошибки допустил художник? В некоторых случаях дополнительно задаются вопросы по терминам, изученным в теме: князь, дружина, | Ученики, решившие улучшить оценку или отсутствовавшие на прошлом уроке разбиваются на пары и получив задания начинают работу с картиной и учебником. |
6. Изучение нового материала | Вызывает к доске с картой представителей групп по очереди для рассказа по результатам работы по вопросам задания. Объявление группы, которая лучше справилась с заданием. | Выделенные группы, работавшие над заданиями, выбирают одного рассказчика, и он отвечает на вопросы задания. Оценивают работу других групп. |
7. Оценивание работы каждого внутри группы. | Каждой группе предлагается самостоятельно оценить работу каждого члена группы и оценки выставить на листочке. | Ученики определяют какую оценку они бы поставили друг другу за вклад в работу в группы. |
8. Работа по заданиям с картинами. | Ученикам, взявшим задания по картинам в учебнике: «Торг в стране восточных славян» стр. 35; «Призвание варяжских князей» стр. 36; Миниатюра «Поход руси на Константинополь» стр.39. | Ученики отвечают на вопросы данные к картинам в учебнике и вопросы к миниатюре. |
9. Обобщение и систематизация знаний. | Кратко перечислить основные вопросы, рассмотренные на уроке. | Ученики, работавшие в группах, сдают листочки с выставленными членам группы оценками. |
10. Подведение итогов урока | Выставление итоговой оценки за два урока. Работавшие в лучшей группе получают две оценки (коллективную и самостоятельно выставленную) |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Этапы урока | Время |
1. Организация начала урока | 2 мин. |
2. Контроль знаний, проверка домашнего задания предыдущего урока. | 10 мин. |
3. Объявление темы урока и основных вопросов | 1 мин. |
4. Переход к главной теме урока | 1 мин. |
5. Объявление результатов работы на предыдущем уроке. | 2 мин. |
6. Изучение нового материала | 15 мин. |
7. Оценивание работы каждого внутри группы. | 10 мин. |
8. Работа по заданиям с картинами. | |
9. Обобщение и систематизация знаний. | 2 мин. |
10. Подведение итогов урока | 2 мин. |
ХОД УРОКА
Урок проводился в трёх 6-х классах А, Б и В. Во всех классах общее замечание с трудом уложились в отведённое время урока. Часть ребят в группах остались пассивными слабо, либо вообще не участвуя в работе. В 6 А в течении урока часто становилось шумно. Несколько раз пришлось успокаивать класс. Был упущен контроль над общим поведением класса. На 35 минуте из-за сильного шума вмешался преподаватель. В В классе контроль был упущен на последних 5-10 минутах урока затем восстановлен. Класс пришлось задержать после звонка и разобрать их поведение.
В 6 Б и 6 В сразу выделилась «сильная» группа, оставшиеся две явно были слабее. Часть групп подошла к работе формально – пользуясь только информацией с учебника. Также некоторые вопросы данные группам были плохо рассмотрены или время, отведённое на рассказ, затягивалось из-за слабых ответов. Две группы в А классе и одна в Б подошли творчески, сделав небольшие доклады. Оценки выставлены практически всем.
САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА:
1. Цели занятия: учебные цели в целом достигнуты.
2. Пути их достижения: разделение учеников на группы по случайному признаку, выдача каждой группе общего задания, диалог учителя с учениками, вопросы учителя, работа учеников, работа с учебником, работа в тетради, самостоятельная работа по заданиям учителя; выставление оценок всей группе, учёт при выставлении оценок мнения участников группы.
3. Полученные результаты:
- воспитательные – ученики познакомились с работой в группе над общим заданием; ученики попытались самостоятельно оценить работу каждого в группе и сравнить работу групп.
- по учебному процессу – изучена новая тема «Образование государства Русь»; отработаны навыки работы с картой и учебником по поиску необходимой информации.
4. Причины, обусловившие удачи и трудности занятия:
- не выделены обязательные ключевые моменты в теме на этапе подготовки, что привело в некоторых случаях к уходу во второстепенные вопросы;
- в некоторых случаях отвлечения внимания на отдельных учеников упускался контроль за уровнем шума в классе, что приводило к остановкам в учебном процессе;
- упущено из виду, что ученики только учатся работать в группах, и не имеют навыков организации работы в группе;
- в некоторых группах ученики подошли к выставлению оценок друг другу ответственно, в некоторых формально (в том числе во всех группах, ставших лучшими);
- незнание большинства учеников по имени.
Подпись методиста______________________
Предварительный просмотр:
1 группа |
1) Кто играл главную роль в решении важных для «племени» вопросов? 2) Найдите и покажите на карте (учебника, атласа, электронной формы учебника) торговые пути, проходившие по территории восточных славян. Какие реки играли главную роль в торговле? 3) Что общего имели между собой западнославянские государства и государство, возникшее у восточных славян в VIII-IX веках? |
2 группа |
1) Найдите и покажите на карте соседей восточных славян (страны и народы) на юге, востоке, севере. 2) Объясните, как соотносятся между собой термины: викинги, норманны, варяги. Чем они были известны в Европе? Привлекайте материал из истории Средних веков. Опишите на основании рисунков в учебнике (стр. 35) ладью и вооружение варягов. 3) Проследите по карте торговый путь «из варяг в греки». Почему он так назывался? |
3 группа |
1) Объясните почему летописный рассказ о призвании варягов вызывал острые споры среди учёных? 2) Какую роль сыграло призвание варягов в истории русского государства? 3) Какие два центра были очагами русской государственности? Покажите их на карте. Расскажите, что произошло в 882 году. |
Предварительный просмотр:
1. Самостоятельно, при помощи карты на с. 41 и текста учебника, напишите, какие древнерусские города располагались на указанных реках.
Волга | |
Волхов | |
Десна | |
Днепр | |
Западная Двина | |
Ока | |
Припять | |
Сейм |
2. Представьте, что вы древнерусский купец. Чем бы вы заполнили трюмы своего корабля, если бы отправлялись в Византию? Что бы закупили в Константинополе для продажи дома? Впишите названия товаров в пустые клетки.
2. Представьте, что вы древнерусский купец. Чем бы вы заполнили трюмы своего корабля, если бы отправлялись в Византию? Что бы закупили в Константинополе для продажи дома? Впишите названия товаров в пустые клетки.
1. Самостоятельно, при помощи карты на с. 41 и текста учебника, напишите, какие древнерусские города располагались на указанных реках.
Волга | |
Волхов | |
Десна | |
Днепр | |
Западная Двина | |
Ока | |
Припять | |
Сейм |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории России для учащихся 6-го класса на тему: " Борьба Руси с ордынским владычеством".
Урок по формированию универсальных учебных действий...
Урок по истории России "Формирование советской государственности" 9 класс
Разработка урока по истории России "Формирование советской государственности" в 9 классе по учебнику Данилова...
План-конспект урока по истории России Тема: «Император Николай I». Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: «Император Николай I».Класс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: Ро...
План-конспект урока по истории России Тема: ««Альтруизм и эгоизм». Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: ««Альтруизм и эгоизм».Класс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: Р...
План-конспект урока по истории России Тема: «Начало Северной войны» Класс: 8
План-конспект урока по истории РоссииТема: «Начало Северной войны»Класс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия Базовый учебник: ...
План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6
План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия...
План-конспект и материалы урока по Истории России п.4 в 6 классе
Материал включает План-конспект урока на тему «Восточные славяне в древности» (п.4 учебник Е.В. Пчёлов, П.В. Лукин «История России с древнейших времен до начала XVΙ века&ra...