Конспект урока по истории России для учащихся 6-го класса на тему: " Борьба Руси с ордынским владычеством".
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по истории России для учащихся 6-го класса на тему: " Борьба Руси с ордынским владычеством".
Назарова Алина Сергеевна, учитель истории
Урок по формированию универсальных учебных действий
Цель: формирование представления о значении Куликовской битвы, ее влиянии на ход объединительного процесса и на историю Русского государства в целом.
Задачи:
1. формировать у учащихся универсальные учебные действия:
- личностные: выявить свое отношение к проблеме, оценивать события с морально-этической точки зрения;
- регулятивные: планирование, контроль, коррекция и самооценка своей работы на уроке;
- коммуникативные: логически стройная речь, доказательность своей точки зрения, сотрудничество в группе;
- познавательные: самостоятельно выделять предпосылки объединения Руси и значение Куликовской битвы;
2. Выработать умения соотносить исторические имена (Дмитрий Иванович, Мамай, Сергий Радонежский) и даты (1378 г. и 08.09.1380 г.).
3. Развивать навыки оценивания исторических событий, работы с учебником, картой, учебными рисунками.
4. Воспитать чувство патриотизма и гражданственности.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: создание проблемной ситуации, поисковый, наглядно-иллюстративный, словесный, репродуктивный.
Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.
Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до конца XVI в., презентация, анимированная карта, карточки для индивидуального задания, карточки-тест для дифференцированного задания, историческая карта «Куликовская битва», схема сражения.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов |
1.Организационный момент | - приветствие; - проверка отсутствующих; - проверка готовности к уроку; - мотивация: 1. Формулировка темы урока, опираясь на учебник и материал предыдущего урока. «Тема нашего урока – Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва». Сегодня нам предстоит не только изучить события знаменитой Куликовской битвы, но и выявить, как они повлияли на процесс объединения Руси. | Проверяют готовность к уроку, формулируют и записывают тему урока. | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, смыслообразование (Л). Целеполагание (Р). |
2.Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Предпосылки объединения русских земель» (опрос). | 1. Индивидуальное задание: подготовить устный ответ по карточке. 2. Индивидуальное задание: письменно ответить на вопросы. 3. Фронтальный опрос. Вопросы: - назвать центры борьбы за политическое первенство; - перечислить князей Московского княжества; - указать причины возвышения Москвы (не менее 3-х). | По выбору учеников. Устно отвечают на вопросы. | Структурирование знаний (П). |
3. Переход к новой теме | Итак, мы выяснили, что к середине XIV в. обозначилось два главных центра объединения: Тверское и Московское княжество, а так же то, что у последнего стремительно возрастали силы и авторитет. Сегодня мы должны решить: кто из них и почему станет центром объединения русских земель, а главное, какое значение в этом процессе имела Куликовская битва. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Что ты знаешь о Куликовской битве?» | Устные ответы учащихся (определяют границы своих знаний и ставят задачи на урок). | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). |
4. Изучение новой темы 1) Русь и Орда Физкультминутка 2) Битва на Куликовом поле 3) Значение сражения. | Исходя из узловых вопросов урока: 1) Почему происходит столкновение между русскими и ордынскими полками? 2) Что происходит на Куликовом поле? 3) Чем важна для Руси Куликовская битва? учащиеся составляют план изучения новой темы. План: 1) Русь и Орда; 2) Битва на Куликовом поле; 3) Значение сражения. С середины XIV в. происходит усиление Московского княжества. Этому во многом способствовало ослабление Орды из-за междоусобных войн и разделение ее на две части: западную и восточную. В Западной части власть захватывает военачальник Мамай и стремится подчинить себе Русь как во времена Батыя. В 1378 г. свои замыслы он воплощает в реальность и направляет свои войска на Русь. Сейчас ваша задача выяснить, почему происходит ослабление Орды и кто из русских князей понял как этим воспользоваться, а для этого узнать: кто такой Мамай и что произошло на р. Воже. Вы распределяетесь на 2 варианта и работаете в парах в течение 4 минут по следующему алгоритму: 1) 1 в. – читает на стр. 148 учебника - 3 абзац, 2 в. – на стр. 149 - 3 и 4 абзац; 2) Через 2 мин. вы обмениваетесь информацией и отвечаете на поставленный вопрос; 3) вместе проверяем, и основное записываем в тетрадь. А) Подготовка к битве. После поражение татар на р. Воже, Дмитрий Иванович понял, что Мамай не смирится с этим, и начинает подготовку к решающей битве. - Объединение русского войска. - Союзники Мамая. -Благословение на битву Сергия Радонежского. - Военный совет 6 сентября. Б) Утро на Куликовом поле. Поединок. 8 сентября 1380 г. Противоборствующие войска на поле. - Смотр русского войска перед битвой - Поединок Пересвета и Челубея. В) Сражение. Расположение войск. Нанесение удара. - На Куликовом поле - Засадный полк - Отступление войск Мамая - Анимированная карта «Куликовская битва» - Итог Г) Куликовская битва и Коломна. - Смотр русских войск в Коломне. (1. В Коломне собрались полки из Москвы, Владимира, Коломны, Переславля, Костромы, княжеств: Ярославского, Муромского, Елецкого и др. 2.Необходимо над полками поставить воевод. 3.Воины должны знать свое место в полку во время битвы и после нее во время подсчета убитых). - Девичье поле – это поле, где замерла вражда между русскими княжествами, поле примирения и объединения. - Памятники истории и культуры. Нам необходимо доказать, что Куликовская битва сыграла большую роль в истории Русского государства. Для этого разделимся на группы, и каждая подумает о значении битвы конкретно для: 1. Ордынцев, 2. Дмитрия Донского, 3. Русского народа. По истечении 2-х мин. мы заслушаем мнения каждой из групп. - Обобщение мнений. - Возвращение к схеме «Что ты знаешь о Куликовской битве?» - Выводы. (В Куликовской битве родилось единое русское войско – предпосылка для объединения Руси) | Предлагают варианты планирования урока, опираясь на узловые вопросы урока. Слушают рассказ учителя, размышляют над проблемным вопросом. Читают материал в учебнике. Работают в парах. Делают вывод (о необходимости объединения сначала русского войска, а затем всей Руси.) и записывают его в тетрадь. Рассматривают учебную картину, делают вывод о роли церкви. Читают доп. материал, делают выводы. Записывают дату битвы. Изучают доп.материал. Слушают рассказ о сражении Работа по карте. Рассматривают фотографии, называют места их нахождения в Коломне. Работа в группах. | Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Построение логической цепи рассуждений (П). Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К). Извлечение необходимой информации из текста (П) Осознание ответственности за общее дело (Л). Понимание текста, извлечение необходимой информации из карты (П). Построение логической цепи рассуждений, доказательство(П). Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л). Извлечение необходимой информации из карты, учебных рисунков, мультимедийных ресурсов (П). Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). |
5. Закрепление изученного материала | 1) Взаимоконтроль. Игра «Да - Нет» - учащиеся 1 и 2 ряда поднимают карточку голубого цвета при верном утверждении, розового цвета – при неверном, учащиеся 3 ряда поднимаю одну руку вверх при правильном ответе одноклассников, две руки вверх – при неверном. При следующем вопросе роль проверяющих переходит на 2 ряд, 1 и 3 – отвечают и т.д. Игра «ДА –НЕТ». 1. Куликовская битва проходила 8 сентября 1480 года. (-) 2. В результате усобиц Золотая Орда усилилась. (-) 3. Под знаменами Москвы сражались дружины и ополчения большинства русских земель. (+) 4. Русским войском руководил Мамай. (-) 5. Битва закончилась победой русского народа. (+) 2) Рефлексия:1. На какую оценку вы оцениваете свою работу на уроке? Дифференцированное задание: карточки с тестовыми заданиями 3-х цветов: для выполнения заданий на оценку «3», «4», «5». | Устные ответы учащихся. Устные ответы. Письменно выполняют задание. | Оценка полученных знаний (Р). Формулирование и аргументация своего мнения (К). Контроль, коррекция, оценка (Р). |
6. Запись домашнего задания | Заполнить схему «Куликовская битва» и вклеить в тетрадь. *Написать сочинение «На поле Куликовом» от лица: 1) русского воина; 2) ордынского воина. | Записывают домашнее задание в дневник. | |
7. Подведение итогов. Выставление оценок. | Рефлексия: 2.«Три самых важных имени, три самых важных события, три самых важных качества». | Устные ответы учащихся. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью (К). Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Самооценка на основе критерия успешности (Л). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по физической культуре для учащихся 5-х классов по теме: Прыжок в высоту с разбега способом "Перешагивание"
Конспект урока. Тема: "Прыжок в высоту с разбега способом "Перешагивание""....
Конспект урока по физической культуре для учащихся 5-х классов по теме : Прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги".
Тема урока: Прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги"....
Конспект урока, интерактивная презентация, задания для учащихся 6-го класса по теме "Алгоритм ветвление"
В данной разработке представлен материал к уроку в 6-ом классе по теме "Алгоритм ветвление": это подробный конспект урока по данной теме, интерактивная презентация к уроку с примерами и задания для вы...
Конспект урока, интерактивная презентация, задания для учащихся 6-го класса по теме "Циклический алгоритм".
В данной разработке представлен материал по теме "Циклический алгоритм": это полный конспект урока, интерактивная презентация и задания для выполнения на ПК учащимися 6-го класса....
Конспект урока по истории России в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва» с мультимедийной презентацией
Конспект урока по истории России в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва» с мультимедийной презентацией. В презентации нет видеофрагмента, который используе...
Конспект урока по физической культуре для учащихся 8 - х классов:на тему: "Гимнастика"
Конспект урока по физической культуре для учащихся 8 - х классов: Тема: Гимнастика. Задачи урока: 1.Совершенствование техники подъема переворотом в упор толчком двумя руками(м.), ...
Разработка конспект урока и презентация занятия с учащимися 11 И класса по теме: Лемма о трезубце
31 марта 2022 года. В МАОУ "Лицей №22 "НАдежда Сибири" был проведен семинар для студентов НГПУ.Мероприятие в котором принимали участие студенты Института физико-математического, и...