МОТИВАЦИЯ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
методическая разработка

ХОРОШЕВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА

  В основе  моего опыта работы лежит идея организации мотивационной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время, в ходе которой роль учителя сводится не к передаче знаний, а к организации работы детей, формирующей  знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа с. Макарово»

Иркутской области, Киренского района

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ

ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

методические рекомендации

http://www.zdravnica-samara.ru/allimages/256.jpg

с. Макарово, 2020

Лучший способ изучить что-либо — это открыть самому.

Д. Пойа

   Одна из проблем, стоящих перед современной школой и российским образованием, - это снижение мотивации. В планах второго стандарта образования введение обязательного предмета, непосредственно связанного с историей и обществознанием «Россия в мире».

   На сегодняшний день педагогическая практика испытывает некоторые затруднения. В первую очередь это поток необработанной информации, который идет на учеников, и нежелание учиться. Таким образом, активизация познавательной деятельности на уроках, в том числе на  уроках  истории и обществознания,  относится к наиболее актуальным проблемам современной педагогики.

   Необходимо развивать познавательную активность на уроке. Многие учащиеся не могут или плохо справляются при работе с источником, исторической картой или учебником, с трудом сравнивают, обобщают изученный материал, не умеют устанавливать причинно-следственные связи.         Данные факты говорят о том, что надо искать, разрабатывать и внедрять современные формы и средства активизации познавательной деятельности. Результативная познавательная деятельность способствует формированию целеустремленной личности, которая готова работать и воспринимать все новую и новую информацию; способна адекватно и ответственно подходить к решению важных жизненных обстоятельств; и ,конечно же, реализовывать свои возможности.

  Высокий  уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика, недостаточно мотивированного, успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.

  Мотивация учения может выступить, к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также показателем уровня его развития. Нередко мотивы учения учащихся могут быть весьма прозаическими: получить желаемые подарки от родителей, похвалу родителей и учителей, желание стать отличником, выделиться среди товарищей и т.п.

  В основе  моего опыта работы лежит идея организации мотивационной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время, в ходе которой роль учителя сводится не к передаче знаний, а к организации работы детей, формирующей  знания.

  Сравнительный анализ психолого-педагогической диагностики, проводимой в классах, позволяет судить о достижении положительного результата в создании условий для подготовки инициативной творческой личности, способной к самореализации, имеющей чувство собственного достоинства, занимающей активную гражданскую позицию.

  Ученые считают, что учебная мотивация держится на 3 китах - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний ( «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» ) + ощущение свободы выбора («Мы не пешки, у нас есть выбор!») + ощущение успешности ( «У меня это получается, я понял, я умею!»). 

Уроки истории и обществознания обладают большими возможностями для формирования образовательной компетентности, универсальных учебных действий, развития активности мыслительной деятельности учащихся. Развитие таких качеств возможно с помощью творческих работ.

Приём коллажа помогает активизировать не только интеллектуальную деятельность ребёнка, но и включить его в творческий процесс, улучшить эмоциональную атмосферу обучения, реализовать индивидуальный подход к учащимся.

Применение данного приема возможно на различных этапах изучения истории и обществознания:

  • изложение материала учителя с использованием коллажа;
  • беседа с использованием коллажа на этапе выступления;
  • приём соединения информации коллажа с другими источниками информации;
  • работа с применением коллажа на повторительно-обобщающем этапе;
  • применение дискуссии на основе коллажа;
  • работа с коллажем на этапе закрепления с решением познавательных задач.

Этот вид наглядности способствует систематизации полученных знаний по предмету и повышает интерес в целом.

Буклет. Данный вид работы может применяться на уроках с 5-11 класс.

Научно-практическая значимость заключается в том, что мне удалось обосновать и апробировать методику создания буклета как одной из эффективных форм работы с текстом на уроках истории и обществознания.       Практическое  применение этого вида работы очевидно, данная форма работы с текстом может применяться не только на уроках истории и обществознания, но и на любых предметах школьного цикла.

Проблемы, которые решаются с использованием данной методики:

  • появление интереса к предмету у учащихся;
  • оптимизация учебного времени;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие всех универсальных учебных действий (регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных);
  • самостоятельное изучение нового материала;
  • получение удовольствия учащимся от самого процесса работы .
  • заинтересованность и продуктивность работы учащихся.

Буклет представляет собой лист формата А4, сложенный гармошкой, содержащий в себе информацию по определенной теме. Как правило – это тема параграфа, по которому создается буклет. Буклет может быть цветным или черно - белым.

Учебный буклет. Такой тип буклета, вполне, может заменить конспект по параграфу, которые дети не любят писать. Он должен содержать в себе основное содержание (факты, события, деятелей) параграфа. Создание такого вида буклета целесообразно давать на уроках истории во время изучения культурных аспектов времени, великих географических открытий, тем связанных с большим количеством материала. Такой вид буклета  применяется и на уроках обществознания.

Буклет тематический. Такой буклет создается по определенной теме. И в данном случае не имеет значение, сколько параграфов в него входит. Такой буклет можно создавать и с помощью дополнительного материала. Главное, раскрыть заявленную тему.

Буклет творческий. Он раскрывает какую-либо тему, дополняет ее. Такой буклет может содержать в себе и личностный опыт учащегося. Применяется, чаще всего, на уроках обществознания. Например, в 7 классе на уроке обществознания, изучая тему «Ты и твои товарищи» я задаю детям буклет по той же теме, только в нем должна быть не теория, а жизненный опыт учащихся.

Буклеты могут быть как в бумажном варианте, так  и в электронном. Все зависит от технических возможностей учащихся. К оцениванию буклета необходимо подходить очень серьезно. Практически это начало научной деятельности учащихся. Только данная работа во многом интереснее, чем обычное переписывание или перекачивание материала по теме. Ведь поместить на одном листе максимум нужной информации потребует от учащихся больших усилий, творческих способностей, смекалки.

Новизна применяемой методики - создание буклета как форма работы с текстом на уроках истории и обществознания.

   Практикую создание презентаций и плакатов  самими учащимися. Развивая творческий потенциал, формируя заинтересованность в глубоком изучении конкретной темы, ученикам старших классов предлагаю  готовить творческие работы для уроков истории и обществознания с сопровождением компьютерных презентаций. 

   Такая форма работы обычно применяется на вводных, повторительно-обобщающих уроках, на интегрированных уроках, при изучении тем по культуре и т. п. Как обычно, даю списки тем для презентаций, либо принципиальные направления, по которым можно сделать презентацию. В этом случае выбор конкретной темы остается за учеником. Все делалось строго добровольно, разрешалось готовить одну презентацию группой из двух-трех человек.

   Собран своеобразный банк ученических презентаций по темам «Роль личности в истории», «Культура России с древнейших времен до 19 века», «Значимые события российской истории», «Глобальные проблемы человечества», «Экологические правонарушения»,  «Конституция РФ», «Права ребёнка», «Девиантное поведение» и др.

Учебные плакаты -  это наглядное изображение, которое может быть использовано в самых различных целях: реклама, агитация, обучение и т. п. Важно то, что плакат по своей сути - это средство предоставления информации, то есть основная его функция - демонстрация материала.

Цель использования плакатов:

  • активизировать  познавательную деятельность учащихся;
  • вызвать интерес к предмету;
  • облегчить процесс восприятия и запоминания;
  • развивать памяти и логического мышления.

   В процессе обучения плакат позволяет достичь двух очень важных результатов: создание  условий для систематизации и обобщения учебного материала; добиться максимальной наглядности информации.

Плакат обеспечивает создание целостно усваиваемой единицы информации. Поэтому учащиеся могут:

  • изучать одновременно взаимно обратные действия и операции; 
  • сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно;
  • сопоставлять родственные и аналогичные понятия;
  • сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения и т. д.

Учитель ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно - поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
   В процессе демонстрации творческих работ ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Считаю, что выбранные мною методы являются наиболее эффективным способом формирования метапредметных и личностных результатов обучения.

        Использование представленных  методов обучения позволяет освоить способы овладения новыми знаниями в условиях стремительного увеличения информации, дают возможность сохранения и раскрытия в каждом ребёнке его индивидуальности, неповторимости, творческого дара.

 За несколько лет использования творческих работ на уроках истории и обществознания в школе  отмечены положительные моменты данной формы работы.

Среди учащихся школы была проведена анкета

"Мое отношение к творческой деятельности на уроке"

1. Выберите утверждение (или несколько) которое (которые) наиболее точно описывают Ваше отношение к творческой  деятельности в школе.

  • Мне очень хочется заниматься творческой деятельностью, познавать новое, работать в коллективе единомышленников, гордиться успехами.
  • Я бы хотел заниматься творческой деятельностью, но я не успеваю осваивать основную школьную программу.
  • Я бы чаще выполнял задания творческого характера, только если за это по предмету поставят высокую отметку.
  • Я бы не хотел заниматься творческой деятельностью.

2. Выберите наиболее интересное для вас направление исследования из списка:

  • Филологическое (русский и иностранный языки, литература)
  • Социально-экономическое (история, обществознание, право, экономика, ИДК)
  • Естественно-математическое (математика, информатика, химия, биология, физика, география)

3. Выберите наиболее приемлемые для вас методы исследовательской деятельности:

  • Чтение научной литературы и ее переработка (написание реферата, доклада, презентация)
  • Социологические опросы, интервью и их обработка.
  • Эксперименты и опыты, с последующей обработкой данных.
  • Выдвижение собственных гипотез, теоретическое обоснование проблем, теорий, задач с последующей презентацией своих идей.

4. Сложности, которые возникали у Вас, когда Вы занимались творческой деятельностью:

  • Нехватка времени
  • Недостаток собственных знаний
  • Отсутствие помощи со стороны педагогов
  • Отсутствие понимания со стороны одноклассников
  • Отсутствие одобрения со стороны родителей
  • Недостаток данных (нет доступа в Интернет, нет необходимых книг и т.д.)
  • Финансовые затруднения, недостатки материально-технической базы.
  • Лень.

5. Значение творческой  работы для тебя:

  • возможность творческого самовыражения;
  •  эмоциональная удовлетворенность;
  •  получение дополнительной оценки по предмету;
  •  подготовка к будущей профессии;
  •  потребность в общении;
  • желание стать более активным, успешным;
  • желание стать лидером.

6. Как ты оцениваешь свою позицию в школе?

  • Я активен (на);
  • Я хотел (а) бы быть активным, но стесняюсь;
  • Я пассивен (на);
  • Мне всё равно.

7.Какие творческие работы тебе нравится выполнять больше всего?

Данные анкетирования представлены в диаграмме:

   Проанализировав диаграмму можно сказать, что учащиеся школы  положительно относятся к работам творческого характера, что позволяет судить об эффективности выбранных мною методов обучения.  

   Считаю, что каждый учитель должен   оценивать не ученика, а его работу. А при оценивании работы, акцент делать на её положительные стороны, а не  на недостатки.

   Качество знаний по школе в среднем составляет:

  • история - 75%;
  • обществознание  - 81%.

   Среди участников муниципального этапа ВОШ по истории и обществознанию ежегодно  есть победители и призёры.

Ребята  принимают участие во всероссийских олимпиадах, конкурсах, акциях.

   Но главный результат - это личностное самоопределение и саморазвитие учащихся, которые способны самостоятельно ставить цели и строить жизненные планы. Помочь ребёнку в выборе собственного пути, на котором он может успешно самореализоваться, и принести пользу обществу вот, – с моей точки зрения, главное предназначение педагога.

        

Список использованной литературы


1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.

2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1992.

3. Бондаренко СМ. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н. Ланды. М., 1993. Вып. 2.

4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

5. Журавлева Д. «Мотивация и проблемы в обучении». Педагогика 2001.— №6

6. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 1988.

7. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. - Ярославль, 1991 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Методическая разработка   - « Мотивация  учебно – познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания»

2.Место работы - Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Макарово»

Иркутской области, Киренского района

3.ФИО - Хорошева Людмила Алексеевна

4.Должность  - учитель истории и обществознания

5.Контактный телефон - 89041485507


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме "Мотивация учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"

Представлен самоанализ работы по теме "Повышение  мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"...

Исследования мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением. Методические рекомендации для специальных учебно-воспитательных учреждений. Методическое пособие

Заместитель директора по УВР Ефимова С.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)"                 В настоящей работе рассмотре...

Презентация «Мотивация учебной деятельности обучающихся"

Презентация «Мотивация   учебной деятельности обучающихся    и обеспечение   условий для   её   развития»  была показана в рамках  Единого методического дня. Вк...

Статья "Мотивация учебной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках истории и обеспечение условий её развития"

Доклад на педагогическом совете, в котором я делюсь опытом работы по мотивации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории....

Мотивация учебной деятельности обучающихся подростков

В современном, постоянно меняющемся  мире на первый план выходит не просто обучение учащегося, а личность обучающегося, как будущего активного деятеля.  В деятельности человека проявляется с...

Мотивация учебной деятельности обучающихся подростков

В современном, постоянно меняющемся  мире на первый план выходит не просто обучение учащегося, а личность обучающегося, как будущего активного деятеля.  В деятельности человека проявляется с...

Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках истории, обществознания и создание условий для её реализации.

В современном российском обществе, в условияхмодернизации поток информации постоянно растет. Становитсяочевидным, что главная задача сегодняшнего педагога – это не датьмаксимальное количество зн...