Революционные события 1905-1907гг. Формирование политических партий и российского парламентаризма
учебно-методический материал по истории (9 класс)

Любко Юлия Викторовна

Материал к учебнику: Соловьёв К.А., Шевырёв А.П. История России. 1801—1914: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Революционные события  1905-1907гг. Формирование политических партий и российского парламентаризма § 31,32

I. Формирование многопартийности в России после Манифеста 17 октября 1905 г.

Задание 1. Прочитайте п.1,2,3 § 31 (стр.236-242)

Издание Манифеста 17 октября стало толчком к формированию в России системы многопартийности. Однако  политические партии в этот период в России уже существовали. Но они  находилась на нелегальном положении, в связи с тем, что политические партии в России до издания Манифеста 17 октября 1905 г. были запрещены.

 Это были партии социалистического (революционного) направления:

-партия эсеров (социалистов- революционеров. Абравиатура СР, читалась в разговорном языке как эсер). Она была создана в 1901-1902 гг.  на базе ранее существовавших народнических организаций и позже стала занимать одно из ведущих мест в системе российских политических партий.

-партия РСДРП -Российская социал-демократическая рабочая партия (социал-демократы). Была основана в 1898 г., скрепляющей основой партии выступила нелегальная газета «Искра», которую основал В.И. Ульянов (Ленин). Окончательно партия оформилась в 1903 г., со своего II съезда, на котором были приняты Программа и Устав партии. Именно на этом съезде и произошел раскол еще не оформившейся до конца организации, образовав две фракции: большевиков во главе с В.И. Лениным  и меньшевиков во главе с Ю.О. Мартовым.

- различные национальные партии социалистической направленности: в Польше, Армении, Финляндии и т.д.

Непосредственно после выхода Манифеста 17 октября 1905 г. в России начали формироваться партии либерального и консервативного направления.

После издания Манифеста 17 октября 1905г. можно говорить о формировании в России политического спектра партий: левые (социалистические), центристы (либеральные), правые, консервативные (монархические)

C:\Users\A\Desktop\Дистанционное обучение 2020\11-15 мая\История 9 класс\Схемы и таблицы по партиям\hello_html_m44fee39.jpg

Задание 2. Перенесите в тетрадь схему «Образование политических партий в кон. XIX- нач. XXв.»  и заполните пропущенные графы таблицы:

Партии

Политическая направленность

Дата

образования

Лидер

Социальный состав

Форма

правления

Основные требования

Методы борьбы

Партия социалистов-революционеров

(эсеры)

социалистичес-

кая

«левые»

Интеллигенция

Республика

Террор, пропаганда, стачки, забастовки,

вооруженное восстание

Российская социал-

демократическая

рабочая партия

РСДРП : 1.большевики

2. меньшевики

социалистичес-

кая

«левые»

1.

2.

Большевики: рабочий класс,

крестьяне, интеллигенция.

Меньшевики: рабочий класс,

крестьяне, интеллигенция,

либеральная

буржуазия (мало)

Большевики:

пропаганда, стачки, забастовки,

вооруженные восстания, свержение самодержавия (революция).

Меньшевики:

то же + реформы

Конституционно-демократическая

партия

(кадеты)

либеральная

«центристы»

Интеллигенция,

либеральная буржуазия

Констиуцион-

ная монархия

или республика

Реформы: давление на правительство через Государственную

Думу.

«Союз 17 октября»

(октябристы)

либеральная

«правые

центристы»

Интеллигенция, крупная буржуазия и помещики

Реформы: содействие правительству

Союз русского народа,

Союз Михаила

Архангела

Консервативная

(монархическая)

«правые»

ноябрь

1905 г.

Интеллигенция, дворяне-землевладельцы, духовенство, крестьяне, мелкая буржуазия, рабочие

Индивидуальная борьба с лидерами революционного движения, погромы.

Задание 2. Сделайте вывод об особенностях российской многопартийности в период первой русской революции 1905-1907 гг.

II. Революционные события ноября 1905-июня 1907 гг.

Задание 3. Прочитайте п.4 § 31 (стр.242-244),   § 32

Задание 4. Продолжи составление таблицы, внеся в нее  события  из п. 4. и § 32

Ключевые события революции 1905-1907 гг.

Дата

Событие

Участники

Итоги

ноябрь 1905 г.

9-19 декабря 1905 г.

11 декабря 1905 г.

27 апреля-8июля 1906г.

20 февраля -3 июня 1907 г.

3 июня 1907 г.

Задание 5. Рассмотрите График 1 развития революционных событий 1905-1907 гг., перенесите его в тетрадь и подпишите события, обозначенные цифрами 1-9.

График 1

C:\Users\A\Desktop\Дистанционное обучение 2020\11-15 мая\История 9 класс\Графики революции\график с заданием-картинками.jpg

Задание 6. Издание Основных государственных законов Российской империи 23 апреля 1906 г. многие историки считают первой российской Конституцией. На основании  схемы 1 и содержания учебника (стр. 246) запишите их основное содержание

C:\Users\A\Desktop\Дистанционное обучение 2020\11-15 мая\История 9 класс\Схема власти по Основным законам.jpg

III. Российский парламентаризм. Деятельность I и II Государственных дум.

Задание 7. Рассмотрите столбчатую диаграмму «Численность отдельных фракций первых Государственных дум» (стр. 250). Состав какой Думы оказался «левее»? Подтвердите свой ответ данными диаграммы.

Задание 8. Заполните таблицу о деятельности I и II Государственных дум, опираясь на п.2 и 3 § 32 (стр. 246-251) и данные диаграммы.

Партийный состав Думы

(% депутатов от каждой партии)

Основные вопросы

Причины разгона Думы

I Дума (апрель-июль 1906 г.)

II Дума (февраль-июнь 1907г.)

Задание 9. Сделаем вывод о характере первой российской революции 1905-1907 гг.

                

Перерисуйте схему и аргументируйте  каждое ее положение (по материалам § 30-32)   по образцу:

1. Буржуазно-демократическая – т.к. ставила своей задачей ликвидацию самодержавия, феодальных пережитков, помещичьего землевладения; установление республики (Всероссийская октябрьская стачка); обеспечение демократических прав и свобод населения, облегчение положения трудящихся. И частично эти задачи были решены, в частности изданием Манифеста 17 октября 1905г.

2. Народная-

3. Крестьянская-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар на тему:" Острые и актуальные проблемы общества в программах политических партий Российской федерации"

Цель урока:ознакомить с особенностями структуры политической партии, программ ведущих политических партий Российской Федерации («Единая Россия», «КПРФ», «ЛДПР»), развивать умения осуществлять ко...

Презентационный материал к уроку по теме "Избирательная система в Российской Федерации. Политические партии"

Презентация к уроку обществознания в 10 классе по теме "Демократические выборы и политические партии"...

Методическая разработка итогового урока обществознания в 10 классе. Тема урока: «Парламентаризм в России. Роль политических партий в формировании демократической системы власти».

Развитие способности понимать общественную обусловленность данного политического периода, критически анализировать полученную политико-социальную информацию, определять собственную позицию и соотносит...

Конспект урока по теме «Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Становление российского парламентаризма».

Конспект урока по истории для 11 класса по теме «Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Становление российского парламентаризма» с использованием п...