«Правление князя Владимира и крещение Руси»
план-конспект урока по истории (6 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
- Класс: 6. Предмет: история
- Тема урока: «Правление князя Владимира и крещение Руси»
- Место и роль урока в изучаемой теме: третий урок в теме» Русь в IX – первой половине XII в.
- Тип урока: комбинированный урок
Цель урока | Подведение учащихся к пониманию роли князя Владимира Святославовича в развитии государства, причин и последствий крещения Руси. |
Задачи урока | Образовательные: определять основные направления политики князя Владимира и значение его деятельности для укрепления государства на Руси; Развивающие: развивать умение работать с картой, находить информацию в тексте, и иллюстрациях, выделять главное. Воспитательные: формировать уважительное отношение к историческому прошлому страны, стремление к правдивому изложению исторического прошлого, толерантности по отношению к людям другой национальности и веры. |
Планируемые результаты | Личностные: – осознавать историческое значение принятия христианства на Руси, дополнить знания о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие христианства; – сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке объектам; – помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений; –развивать навыки общения и совместной деятельности. Метапредметные: – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи; –создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД. Предметные: учащиеся научатся: – объяснять причины принятия христианства, определять основные события крещения Руси, понимать значение этого события для русского народа; – давать оценку деятельности князя Владимира для развития Русского государства; учащиеся получат возможность научаться: – сравнивать свидетельства различных исторических источников; – составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описание событий крещения Руси; – уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий; – извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста. |
Основные понятия и термины | Ислам, иудаизм, христианство, митрополит, епископ, монастырь, православие, язычество, крещение, католичество. |
Персоналии | Владимир Первый (Святой) |
Основные источники информации | мультимедийная презентация, учебник «История России 6 класс» под редакцией А.В.Торкунова , отрывки из «Повести временных лет». |
Оборудование | Карта «Древнерусское государство в 9 – начале 12 веков», проектор, компьютер, раздаточный материал по крещению Руси. |
Технологии и методы | Технология смыслового чтения |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Приложение
Сообщение ученика
В 983 г. Владимир ходил войной на вятичей и покорил их. Возвратившись в Киев, он совершил жертвоприношение идолам. Старшины и бояре советовали Владимиру: “Бросим жребий на отрока или девицу: на кого падет того и принесем богам”. Жребий пал на юного Ивана, сына одного варяга-христианина по имени Федор. Посланные сказали отцу: “Отдай сына богам, они выбрали его себе в жертву”. Федор же отвечал: “Ваши боги – неправильные, сотворенные руками человеческими. Един Бог, которому покланяются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына моего бесам”. Услышав этот ответ, киевляне сбежались и разрушили двор варяга. Федор стоял с сыном на сенях. Народ кричал ему: “Дай сына своего богам!”. Он отвечал: “Пусть боги сами придут и возьмут его, если они боги. А вы о чем хлопочите?”. Яростный крик был ответом толпы язычников, которые убили варягов.
1 пара Текст №1 «Повесть временных лет» о крещении Руси.
«Князь Владимир повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!». Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор».
Вопросы: - Когда и где происходили описанные события?
- Какое наказание идолам учинил князь Владимир после принятия христианства. Объясните, почему?
- Как относились к такому наказанию люди? Объясните их поведение.
2 пара Текст №2 «Повесть временных лет» о крещении киевлян
«….Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: "Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в этих странах". Люди же, крестившись, разошлись по домам».
Вопрос:
- Какое событие описано в отрывке из «Повести временных лет»?
- Как восприняли крещение киевляне?
3 пара Текст №3 Из кн.Сиповского В.Д. «Родная старина» о крещении Новгорода
«Всполошились новгородцы, когда проведали, что Добрыня идет крестить их, – собрали вече, поклялись не пускать его в город и не давать кумиров на поругание. Когда же он пришел, новгородцы разобрали наскоро мост, ведущий через Волхов в самый город, и взялись за оружие. Попробовал Добрыня уговаривать их, – они и слушать ничего не хотели, вывезли пороки (камнеметательные машины) против дружины его. Епископ со священниками остановились на Торговой стороне. Ходили они по рынкам и улицам, учили людей сколько могли, в два дня успели окрестить несколько сот человек. На другой же стороне один из старшин новгородских, Угоняй, ездил на коне среди народа и кричал:
– Лучше умереть нам, чем дать богов наших на поругание!
- Как новгородцы отнеслись к крещению?
- Какая поговорка сложилась о новгородцах?
Из кн.Сиповского В.Д. «Родная старина» о крещении Новгорода
Разъяренный народ кинулся на дом Добрыни, разорил, разграбил его имение, убил жену и некоторых родичей. …… Окружили они маленький отряд Путяты, и началась злая сеча; но на рассвете подоспел на помощь ему Добрыня с людьми своими и велел для острастки мятежникам зажечь некоторые дома на берегу. Новгородцы испугались и запросили пощады,… Добрыня приказал уничтожить идолы: деревянные сжечь, а каменные разбивать и бросать в реку. Многие язычники с воплями и слезами умоляли не трогать их богов; но Добрыня с насмешкой сказал им:
– Нечего вам жалеть о тех, которые сами не могут оборонить себя! Какой пользы вы можете ждать от них?
Он приказал всем креститься: многих удалось уговорить, и они шли по своей воле; но были и такие, которых воины тащили силою. О новгородцах сложилась поговорка, что их «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем»».
- Как новгородцы отнеслись к крещению?
- Какая поговорка сложилась о новгородцах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Князь Владимир и крещение Руси»
Рассказывается о внешней и внутренней политике князя Владимира; христианства; выясняются причины и значение принятия христианства; развивается интерес к изучению истории государства; воспитывает...
Презентация и конспект урока 6 класс "Князь Владимир и крещение Руси"
Цель урока: рассмотреть историю Древнерусского государства при князе Владимире, причины, процесс и итоги крещения Руси.Задачи: дать учащимся представление о Древнерусском государстве при Владимире; по...
Урок-проект в 6 классе "Князь Владимир и крещение Руси".
Урок-проект по истории России "Князь Владимир и крещение Руси". 6 класс....
Конспект и презентация урока истории в 6 классе «Правление князя Владимира и крещение Руси»
Класс: 6....
«Правление князя Владимира и крещение Руси».
Урок истории в 6 классе...
«Правление князя Владимира и крещение Руси».
Урок истории в 6 классе...
Правление князя Владимира и крещение Руси.
Тема: Правление князя Владимира и крещение Руси.Цель: ознакомить учащихся с внешней и внутренней политикой князя Владимира, дать представление о принятии христианства на Руси.Задачи:объяснить осо...