Урок-проект в 6 классе "Князь Владимир и крещение Руси".
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Урок-проект по истории России "Князь Владимир и крещение Руси". 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_proekt_6_klass.docx | 110.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Аксентисская основная общеобразовательная школа»
Урок – проект
6 класс
Тема:
«Князь Владимир и крещение Руси».
Выполнила:
Копаёва Анна Николаевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Аксентисская ООШ»
п.Аксентис
2013-2014 учебный год
Урок – проект
6 класс
Тема: Князь Владимир и крещение Руси».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Тема "Князь Владимир и крещение Руси" представляет собой большой интерес для изучения и исследования. Князь Владимир, его деятельность, личность, роль в судьбе древней Руси - вопросы интересующие и привлекающие внимание. В данном проекте раскрывается вопрос об основных направлениях внешней и внутренней политики князя Владимира, значение его деятельности для укрепления государства на Руси. На основании знаний учащихся, работы с дополнительным материалом в ходе урока выделяются причины и значение принятия христианства на Руси.
Вхождение в проект начинается с обсуждения вопросов, связанных с темой проекта с выяснением областей знания – незнания. (Презентация учителя).
Одна из главных целей проектной деятельности на уроке – развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся. Итогом, продуктом проекта на уроке должна стать таблица «Причины и значение принятия христианства на Руси», её представление на уроке, а также выделение главной проблемы урока («Почему именно христианство было избрано князем Владимиром, как главная религия Руси?») и написания исследовательской работы по ней (в основном одарёнными учащимися).
Цель: контроль знаний и умений учащихся, содействие их творческому развитию и формированию у них интеллектуальных знаний и умений.
Задачи:
- формирование навыков использования справочного материала, его систематизация и использование в работе;
- формирование навыков публичного представления результатов работы;
- активизация, актуализация, расширение знаний по предмету ;
- совершенствование технологических умений;
- развитие учебной мотивации.
Регулятивные универсальные учебные действия
В процессе урока учащийся научается:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- планировать пути достижения целей;
- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять учебную и познавательную деятельность как устойчивую в отношении помех;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- владению основами саморегуляции эмоциональных состояний; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
В процессе урока учащийся научается:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным образом;
- уметь договариваться и приходить к общему решению, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владение устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- владеть основами коммуникативной рефлексии; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержания совершаемых действий.
Познавательные универсальные учебные действия
В процессе урока учащийся научается:
- основам реализации проектной деятельности;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий,
Матапредметные результаты:
- Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, карточки с заданиями, таблицы, историческая карта.
ХОД УРОКА.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжаем рассматривать тему «Князь Владимир и крещение Руси».
Скажите мне пожалуйста, какова цель нашего урока?
Учащиеся дают ответы, цель урока формулируется:
- Осознание и понимание учащимися причин и значимости крещения Руси.
Учитель: Ребята, давайте сейчас с вами сформулируем проблему нашего урока и обозначим дальнейший план наших с вами действий:
- Почему именно христианство было избрано князем Владимиром, как главная религия Руси?
План:
- Анализ и систематизация полученных знаний по теме.
- Самостоятельное изучение информации, а именно фрагментов легенд о крещении Руси.
- Составление таблицы «Причины и значение принятия христианства на Руси».
- Анализ полученной информации.
- Представление результата проекта.
- Ответ на вопрос «Почему именно христианство было избрано князем Владимиром, как главная религия Руси?»
Тест.
1. Перед тем как стать киевским князем, где правил
князь Владимир:
А) в Полоцке
Б) в Новгороде
В) в Древлянской земле
2. В каком году князь Владимир овладел киевским престолом:
А) 980 году
Б) 988 году
В) 600 году.
3. Во время первой религиозной реформы, князь Владимир объявил главным богом:
А) Перуна
Б) Мокошь
В) Ярило.
4. Укажите лишнее. Крестив Русь, князь Владимир стремился:
А) укрепить княжескую власть
Б) укрепить государство с помощью единой религии
В) укрепить международный авторитет Руси
Г) ввести на Руси многобожие.
5. Расставьте события в хронологическом порядке:
А) Крещение жителей Киева
Б) Захват Владимиром Корсуни
В) Обращение византийского императора к Владимиру с просьбой подавить бунт в войсках
Г) Принятие крещения Владимиром.
6. Крестившись, Владимир женился:
А) на Рогнеде
Б) на Ольге
В) на Анне.
7. Верны ли следующие суждения?
Принятие христианства не повлияло на личность князя Владимира.
Князь Владимир объявлен святым Русской православной церковью.
А) верно 1.
Б) верно 2.
В) оба суждения верны.
Г) оба суждения неверны.
8. Верны ли следующие суждения?
Христианство запретило ритуальные убийства.
Христианство запретило многоженство.
А) верно 1.
Б) верно 2.
В) оба суждения верны.
Г) оба суждения неверны.
9. Кто из русских князей (княгинь) первым принял христианство?
А) Игорь
Б) Ольга
В) Владимир
10. Среди причин крещения Руси является лишней:
А) укрепить княжескую власть
Б) укрепить государство с помощью единой религии
В) укрепить международный авторитет Руси
Г) ввести на Руси многобожие.
Ответы к тесту:
1. б
2. а
3. а
4. г
5. в,б,г,а
6. в
7. б
8. в
9. б
10. г
Согласно легендам… рассказ учителя (с показом презентации):
В 980 г. Владимир завладел киевским престолом, а Ярополк по воле брата был убит. Отличаясь государственной мудростью и личной храбростью, Владимир вел жизнь порочную, был человеком мстительным и жестоким. Став киевским князем, Владимир приказал на холме рядом со своими теремами поставить деревянных кумиров – изображения главных 6 богов славян, а том числе Перуна с серебряной головой и золотыми усами.
В 983 г. Владимир ходил войной на ятвягов и покорил их. Возвратившись в Киев, он совершил жертвоприношение идолам. Старшины и бояре советовали Владимиру: «Бросим жребий на отрока или девицу: на кого падет того и принесем богам». Жребий пал на юного Ивана, сына одного варяга-христианина по имени Федор. Посланные сказали отцу: «Отдай сына богам, они выбрали его себе в жертву». Федор же отвечал: «Ваши боги – истуканы, сотворенные руками человеческими. Един Бог, которому покланяются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына моего бесам». Услышав этот ответ, киевляне сбежались и разрушили двор варяга. Федор стоял с сыном на сенях. Народ кричал ему: «Дай сына своего богам!». Он отвечал: «Пусть боги сами придут и возьмут его если они боги. А вы о чем хлопочите?». Яростный крик был ответом толпы язычников, которые убили варягов.
Тем не менее, именно при Владимире христианство стало государственной религией. Когда и как в душе Владимира произошел поворот к христианству, точно установить, разумеется, невозможно.
События, если верить летописцу, разворачивались следующим образом. В Византии началось восстание против императора Василия II, и положение его оказалось очень тяжелым. Василий обратился к киевскому князю Владимиру за помощью. Владимир согласился, но с условием, что женится на сестре императора Анне. Византийский монах был вынужден принять это условие, но выдвинул свое: Владимир должен был креститься, ведь Анна – христианка. Владимир помог Василию сохранить трон, но император не торопился выполнять свое обещание.
Согласно летописи, сначала князь пригласил проповедников из разных стран, выслушал их, но выбора сделать не смог. Тогда, посоветовавшись с боярами, он послал доверенных людей в разные концы света.
Учитель предлагает школьникам познакомиться с отрывками из «Повести временных лет» и ответить на вопросы:
- Куда и зачем направил князь Владимир послов?
- Почему было решено принять крещение от греков? Можно ли считать, что основную роль в выборе веры сыграла красота православных обрядов?
- Чем руководствовался князь Владимир при выборе веры – личными или государственными соображениями?
Воспроизведем фрагмент этого источника.
ФРАГМЕНТ 1. «Корсунская легенда» (Выбор веры).
Избрали мужей славных и разумных, числом десять, и сказали им: «Идите к болгарам, немцам и грекам, испытайте веру их». Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они возвратились, созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказали им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними». Он же сказали: «Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр их закон. И пришли мы к немцам и видели в храмах их службу различную, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки, ввели нас туда, где служат они Богу своему и не знали – на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как лучше рассказать об этом. Знаем только. Что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького: так и мы не можем уже быть в язычестве».
Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, а была он мудрейшей из всех людей».
И спросил Владимир: «Где примем крещение?».
Они же сказали: «Где тебе любо».
Если верить летописцу, именно после этого испытания вер Владимир принял окончательное решение. Летописное повествование о крещении Владимира принято называть Корсунской легендой.
Тогда Владимир решил принудить Византию к исполнению данных обязательств силой, захватив город Херсонес (Корсунь) в Крыму. Анну срочно отправили в Корсунь. Владимир крестился. «Епископ же Корсунский с царицыными попами крестил Владимира. Многие дружинники, увидев это, крестились», - повествует летопись. Сочетавшись браком с Анной, Владимир возвратился в Киев со священниками, и иконами. По возвращению он крестил всех своих сыновей. По примеру князя крестились многие знатные бояре, затем Владимир приступил к крещению жителей Киева.
Обстоятельства крещения киевлян также описаны в «Повети временных лет».
ФРАГМЕНТ 2. (Обстоятельства крещения киевлян).
Владимир…повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его железами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездие от людей. Велик ты, Господи, и чудны дела твои! Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его не верные, так как не приняли они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И пристави Владимир людей, к нему сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как она зовется до сих пор.
Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по всюду стольких спасенных душ.
Учащиеся изучают документ и обсуждают его содержание, отвечая на вопросы:
- Где и как крестили киевлян?
- Как поступил князь Владимир с языческими идолами?
- Охотно ли расставались киевляне со старой верой? После крещения киевлян христианская вера распространилась по всей Руси.
ФРАГМЕНТ 3. (Что нового?)
Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие… И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное…
Когда отданы, были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен, будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по Божьему устроению и по милости своей помиловал их Бог. Как сказал пророк: «Помилую, кого хочу».
Познакомившись с 3-м фрагментом, ученики отвечают на вопросы:
- Что нового появилось в жизни русского народа после принятия христианства?
- Как принятие христианства отразилось на нравственных основах народной жизни?
Создаём проект…
Причины принятия христианства на Руси | Значение принятия христианства на Руси | |
Во внутренней политике | ||
Во внешней политике |
Страница учебника 49-53.
Представляем проект…
Причины принятия христианства на Руси | Значение принятия христианства на Руси | |
Во внутренней политике | - Укрепление княжеской власти. - Объединение различных племён в державе Рюриковичей. | - Укрепление государственной власти и порядка в стране. - Распространение славянской письменности, грамотности на Руси. - Приобщение к греческой(византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописи. - Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства и т.д. |
Во внешней политике | - Тесные отношения с Византийской империей. - Христианство вводило Русь в круг более развитых стран. | - Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных отношений с другими государствами. |
Завершает урок беседа, в ходе которой выделяется главная проблема урока - «Почему именно христианство было избрано князем Владимиром, как главная религия Руси?».
Итоги урока…
- Что нового сегодня вы узнали?
- Понравился ли вам урок?
- Сложно было выполнять проект?
- Чему вы научились в процессе урока?
Домашнее задание.
- & 7, изучить, вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Князь Владимир и крещение Руси»
Рассказывается о внешней и внутренней политике князя Владимира; христианства; выясняются причины и значение принятия христианства; развивается интерес к изучению истории государства; воспитывает...
Презентация и конспект урока 6 класс "Князь Владимир и крещение Руси"
Цель урока: рассмотреть историю Древнерусского государства при князе Владимире, причины, процесс и итоги крещения Руси.Задачи: дать учащимся представление о Древнерусском государстве при Владимире; по...
Разработка урока истории России по теме "Владимир Святославович. Крещение Руси".
Разработка урока истории в 6 классе содержит конспект урока, тест для проверки знаний обучающихся по теме "Крещение Руси" и текст инсценировка на тему "Выбор религии на Руси"....
Конспект урока по истории 6 класс "Князь Владимир и крещение Руси"
План урока:I. Проблема урока: почему князь Владимир Святославич, несмотря на совершённые им низкие поступки, оставил о себе добрую память? II. Поиск решения проблемы:1. Владимир Красное Солнышко.Приме...
Владимир Святославич. Крещение Руси.
презентация к уроку "Владимир Святославич. Крещение Руси."...
"Владимир Святославович. Крещение Руси". Урок истории в 6 классе.
Основные задачи урока:Цель: рассказать о князя Владимире как реформаторе; дать представление о принятии христианства на Руси и объяснить огромную роль и принципиальность этого шага в истории русс...
Князь Владимир и крещение Руси. План-конспект урока по истории
Князь Владимир и крещение Руси. План-конспект урока по истории...