конспект урока "куликовская битва"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Гусева Надежда Ивановна

В конспекте речь идет о событиях периода Татаро-монгольского ига в Русском государсте (XIV в.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Куликовская битва»

Класс: 6

Цель: 

Показать ход и результат Куликовской битвы, её значение для дальнейшего развития древнерусского государства.

Задачи:

-Продолжить формировать представление о закономерности объединения русских земель вокруг ---Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия.

-Способствовать формированию у обучающихся личностного восприятия исторических фактов;

-Продолжить формирование следующих навыков умений:

  • Установление причинно-следственных связей;
  • Анализ исторического явления;
  • Развитие логических связей и образного мышления;

  - Осуществлять нравственное воспитание;

 -  Показать примеры героизма и мужества русского народа.

Оборудование к уроку:

  1. Карта: «Образование Российского централизованного государства»;
  2. Раздаточный материал «Подготовка Орды и Москвы к решающей битве»
  3. Электронная презентация.

Структура урока (план, отражающий этапы урока):

  1. Организационный момент.
  2. Вводное слово учителя.
  3. Изучение нового материала.
  4. Сообщения  обучающихся о Д. Донском.
  5. О С. Радонежском.
  6. Рефлексия.
  7. Выводы по теме.

Раскрытие содержания этапов урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вводное слово учителя

Эпиграф: «… время, исторический процесс требовали появления на Руси личности, способной понять ордынскую политику, найти её слабые стороны и нейтрализовать её губительное действие…» И.Б. Греков)

Тема нашего сегодняшнего урока – «. Куликовская битва».

- Ребята, какие, на ваш взгляд, наиболее важные вопросы мы должны рассмотреть на уроке? (Обстановку в стране накануне Куликовской битвы, ход сражения, его итог, личность Дмитрия, его роль в подготовке и ходе сражения).

- Я предлагаю провести с вами историческую разминку.

Дайте определение следующим терминам:

Ордынский выход, Баскак, Ярлык, Иго.

  • Приведите примеры и характеристики термина «иго».

(Метод «чистая доска»).

 «Кто думал-гадал?..»- запечатлено народно удивление перед необычайной судьбой Москвы, малой крепости затерявшейся в лесах.

- покажите на карте местоположение Москвы. В чём выгодность её географического положения?

- Метод «кластеры»

Впишите свои ответы  в квадраты.

 (Она находилась в центре русских княжеств, которые прикрывали её от ударов из вне; в Москву со всех сторон стекались люди, и это увеличивало численность её населения; Москва находилась на пересечение торговых путей: водных и сухопутных; торговые пошлины стали важным источником пополнения княжеской казны).

  • Какую политику по отношению к Орде проводил Иван Калита?
  • Как вы думаете, существовали ли в первой половине 14 века иные способы борьбы с Ордой, чем те, которые избрал Иван Калита и его приемники?

3. Изучение нового материала

1. Дмитрий Донской. Подготовка к сражению.

   Выдающимся политическим успехом было отмечено княжение внука Калиты – Дмитрия Ивановича, который внёс огромный вклад в борьбу русского народа с монголо-татарами.  Более 150 лет русский народ томился под игом монголо-татар. Велико было стремление избавиться от власти татар, и именно князь Дмитрий стал той исторической фигурой, выразившей стремления народа к освобождению.

Сообщения обучающихся « Дмитрий Донской

Учитель: Как могла отреагировать Орда на решение князя о прекращении выплаты дани? (Новым нашествием).

   Мамаю становилось ясно, что русские земли выходят из-под повиновения.    Только новый поход на Русь мог укрепить пошатнувшуюся власть монголо-татар над русским народом.

   Получив сведения о движении врага на Москву, Дмитрий решил не допустить его в пределы Московской земли и разбить на территории Рязанского княжества. Русская рать, возглавляемая Дмитрием, встретилась с войсками Бегича на берегах реки Вожи, где и произошло кровопролитное сражение. Поражение монголо-татар было полное.   Сражение на Воже выявило блестящие военные способности Дмитрия. Знание противника, выбор местности для сражения, стремление заставить врага драться в невыгодных для него условиях, активная оборона с переходом в наступление, применённые Дмитрием в этом сражении, характеризуют его как искусного полководца, настойчивого в достижении цели, решительного.

   Эта битва продемонстрировала возросшую мощь Руси.    Назревало решающее сражение между Русью и Ордой.

2. Сергий Радонежский

Учитель:По летописному преданию перед походом Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь и получил благословение на бой у  Сергия Радонежского, игумену и основателю Свято-Троицкого монастыря, что под Москвой.

Дмитрий Иванович получает благословение у Сергия Радонежского Художник А. Новоскольского.

Стих ученика.

И у толпы притихшей на глазах

Встал Дмитрий пред игуменом на колени

И получил его благословенье:

  • Иди!

Да не коснётся сердца страх!

Ты вернёшься скоро!..

И двух богатырей измерил взором:-

Вот иноки- сподвижники тебе.

  1. Сражение на Куликовом поле.

   Учитель: И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого дотоле врага. Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон.

-Почему он переправил войска через Дон?

   Закройте глаза представьте себе ночь накануне сражения.

   «Тогда всю ночь выли волки страшно. Вороны и орлы день и ночь каркали и клекотали, ожидая грозного, изволенного кровопролитного часа… от такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро, но ещё нестерпимее ярилось сердце отвагой при думе о «великой туге» под игом монголо-татар. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие».

   Открываем глаза. Рассеивается утренний туман.

   8 сентября 1380 года русичи увидели перед собой ордынские полчища. Впереди разъезжал богатырь, вызывая на поединок русского ратника.

- поединок Пересвета и Челубея.

Как вы понимаете, что такое поединок?

   Поединок- не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – ничто иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог. И вот разомкнулся передовой полк русичей, и навстречу ордынцу выехал инок Сергия Радонежского Пересвет. И съехались, и ударили друг друга копьями. И свалился замертво оземь непобедимый ордынец, а Пересвет, пронзённый насквозь, удержался на коне будто живой, вернулся в русские полки.

   «И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилось, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи».

  • И в выборе местности и в расположении войск полностью проявился полководческий талант Дмитрия Донского.
  • А сейчас вы  посмотрите ход Куликовской битвы, и поработаем с документом в учебнике на стр. 155
  1. Итоги.

Полная победа русских войск.

Потери: 20 тысяч убитыми и ранеными.

   Учитель: восемь дней не уходило с Куликова поля русское войско. Хоронили мёртвых, подбирали раненых. И плач был великий, многие жёны и дети не дождались своих мужей и отцов.

  1. Историческое значение.

 (обучающиеся определяют самостоятельно)

-    Битва подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила её распад;

  • Поднялся авторитет Руси;
  • Победа способствовала росту и объединению русского государства;
  1. Причины победы.

 (обучающиеся определяют самостоятельно)

  • Полководческое искусство Дмитрия Донского;
  • Патриотизм русских воинов;
  • Объединение части русских земель.

Вывод: Победа в Куликовской битве Москва окончательно закрепила за собой роль объединителя, а её князья – защитников Русской земли.

Учитель: В настоящее время неподалёку от южных рубежей Руси, там, где в Дон впадает Непрядва, раскинулось «поле чисто и велико». Над обширной равниной, поросшей степными травами, поднимается Красный холм. Его венчает высокий памятник в виде чугунного столба, на котором затейливой славянской вязью сделана надпись: « Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство».

5.Закрепление.

  • А теперь проверим, как мы запомнили рассмотренные нами сегодня события.

   И сделаем это не совсем обычным образом.

   Перед вами сундук, чтобы его открыть нужно ответить на вопрос: о ком или о чём идёт речь?

-«именно с него на Руси началось пустынножитие, как вид монашеского подвижничества, он основал монастырь. Который является резиденцией патриархов русской православной церкви, его имя неразрывно связано с одной из самых важных побед русского народа» ( С. Радонежский).

  • «этот человек не был потомком Чингизхана, и это вызывало недовольство среди подданных. В ответ на отказ московского князя платить выход, он собрал своё войско. Вдохновившись обещаниями этого человека, огромное войско двинулось усмирять Русь. Потерпев жестокое поражение на поле Куликовом, бежал в Крым, где погиб». (Мамай).
  • «Он осадив коня, взглянул окрест:

     Чем этот день для братьев обернётся?

Копьё,

Да схима,

Да тяжёлый крест,

Что Сергий дал,-

Оружье ратоборца». (Пересвет).

  • «уникальное холодное оружие, с которым русские ратники шли в бой на поле Куликовом. Удивительно, но факт, на месте страшной, кровопролитной сечи археологам не удалось найти это оружие». (Меч).

Учитель: Дмитрий Донской оставил сильное Московское княжество, интересы которого входили в противоречие с интересами Орды; княжество, ставшее центром сопротивления татарской власти. Дмитрий Донской скончался 19 мая 1389 года в возрасте 39 лет. Он лучшим образом отвечал духу той героической эпохи, в которую ему выпало жить, он сумел понять ордынскую политику, найти её слабые стороны и нейтрализовать её губительное действие. В 1988 году, в связи с празднованием 1000 – летия крещения Руси, Православная церковь причислила Дмитрия Донского к лику святых. Его прах покоится в Архангельском соборе Московского Кремля.

– Архангельский Собор

– В единстве сила Руси!

А слова современника Сергия Радонежского: « В единстве сила Руси!», актуальны и в наши дни. И раздаётся над необъятными просторами России колокольный звон православных храмов, напоминанием о величии подвига русского воина. Русь за все времена своего существования не раз переживала трудные времена, но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее  «А русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны подобной ей!» (А. Никитин)

6.Рефлексия.  Синквейн

Домашнее задание: Параграф 18, задания в рабочей тетради № 1-4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы VIII вида "Бородинская битва"

Конспект комбинированного урока по программе 8 класса школ VIII вида. Является частью в изучении темы "Отечественная война 1812 года". Урок рассчитан на 2 часа учебного времени. На уроке используются ...

Конспект урока по истории России к учебнику А.Ф. Киселева, 6 класс "Куликовская битва""

Учебники этого автора проходят опрабацию в школах России. Данное учебное пособие отличается полнотой содержания учебного материала, но по изложению тексты доступны восприятию учащихся, хорошо подобран...

Конспект урока «Дерзай отчизну мужеством прославить» в великий день Полтавской битвы.

Исследуя характеры и поступки исторических лиц (интегрированная форма урока литература+история), вызвать чувство восхищения и гордости подвигами героев, осмыслить прошлое, выявив художественные средст...

Конспект открытого урока истории в 11 классе с региональным компонентом на тему "Битва за Кавказ"

gry online marketing webК данному уроку можно использовать презентацию или фильм "Битва за Кавказ"...

Интеллектуальная игра "Сталинградская битва" (конспект внеклассного мероприятия)

Интеллектуальная игра посвящена 70-летию победы советских войск в Сталинградской битве, отражает основные этапы битвы....

План - конспект урока истории (6 класс). "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва."

План - конспект урока на тему "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" содержит материал  о борьбе Москвы за политическое первенство, о ходе сражения на Куликовом поле,...