План - конспект урока истории (6 класс). "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва."
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
План - конспект урока на тему "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" содержит материал о борьбе Москвы за политическое первенство, о ходе сражения на Куликовом поле, о подвигах Дмитрия Донского, Дмитрия Боброка; интересные факты о жизни Сергия Радонежского; о значении Куликовской битвы в истории России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kulikovskaya_bitva.docx | 35.69 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока
Балятиной Наталии Фёдоровны
Тема урока: Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
1.Раскрыть значение Куликовской битвы в истории Руси, рассказать о подвигах в ходе сражения.
2. Формировать умение анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям.
3.Развивать кругозор, устную речь, творческое мышление, память, познавательный интерес.
4. Воспитывать интерес к истории Отечества.
5.Формировать чувство патриотизма и гражданственности.
Основные понятия: тактика, манёвр.
Основные даты: 8 сентября 1389г.- Куликовская битва, 1382г.- набег Тохтамыша.
Выдающиеся личности: Дмитрий Донской, Дмитрий Боброк Волынский, Сергий Радонежский, Мамай, Тохтамыш.
Оборудование: -мультимедиа проектор;
-презентация;
-компьютер;
-экран;
- учебник;
- исторические документы
План изучения: 1.Борьба Москвы за политическое первенство. 2.Русь и Орда накануне решающего столкновения. 3. Битва на поле Куликовом. 4. Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.
-Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по страницам родной истории.
II. Проверка домашнего задания, подготовка к основному этапу.
-Вспомните, что такое история?
(История – это наука о прошлом. История изучает, как жили разные народы, какие происходили события.)
Пришвин говорил, что любить свою Родину, значит знать историю.
Блиц опрос.
-Когда в военной истории России опасность представляли в виде свиньи ? (Ледовое побоище 5 апреля 1242 г. Немецкие воины были построены клином – свиньёй)
- Объясни происхождение слова « Кремль» (город, окружённый крепостной стеной)
-Кому принадлежат слова: « Кто на нашу землю с мечом придёт, тот от меча и погибнет ? ( А. Невский)
- Какой город стал центром объединения русских земель? Почему? ( Москва)
- Как народ прозвал московского князя Ивана Даниловича? Почему? (Калита)
-Почему князя Александра прозвали Невским?
– Назовите основные причины возвышения Москвы?
А – Выявите причины противостояния Москвы и Твери?
Б – Кого из первых московских князей вы знаете?
А – Какими методами они добивались усиления Москвы?
Тест
- Выбери правильный ответ и отметь.
1) Что выплачивала Русь Золотой Орде?
а)выкуп;
б)налог;
в)дань.
2) Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси нанесли...
а)монголы;
б)шведы;
в)рыцари-крестоносцы.
3) Разбил шведов на реке Неве князь...
а)Александр;
б)Ярослав;
в)Владимир.
4) Какое прозвище получил новгородский князь за победу над шведами?
а)Мудрый;
б)Невский;
в)Вещий.
5). Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам?
а) Новгород;
б) Рязань;
в) Козельск
6) Установите соответствие
1237г. | Крещение Руси
|
988 г. | Невская битва
|
15 июля 1240г | Ледовое побоище
|
5 апреля 1242г. | Нашествие монголо-татар на Русь
|
III. Изучение нового материала
Объявление темы урока, ознакомление учащихся с эпиграфом и планом работы.
- Сколько раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю своего существования. Сколько горя, слез, унижений пришлось испытать нашим предкам. Это навевает грусть, печаль в сердцах каждого гражданина Отечества. Об одном из таких событий мы сегодня и поговорим. Тема нашего урока «Куликовская битва».(слайд)
ЗАПИСЬ ТЕМЫ В ТЕТРАДЬ
1.Борьба Москвы за политическое первенство.
2.Русь и Орда накануне решающего столкновения.
3) Битва на Куликовом поле.
4) Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы.
Проблемный вопрос: Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли победа полной неожиданностью для обеих сторон? (слайд)
I . Борьба Москвы за политическое первенство.
- Политика «разделяй и властвуй», как могло показаться на первый взгляд, навеки укрепила господство Золотой Орды и ничто уже не могло вернуть Русь к единству и согласию. Однако «время, исторический процесс способствовали появлению на Руси личности, способной нейтрализовать её губительное действие». Такой личностью оказался Великий князь Московский Дмитрий Донской (слайд ).
– В 1359 году на московском престоле оказался девятилетний внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович (1359-1389). Московские бояре, опираясь на поддержку митрополита Алексея, добились в 1362 г. ярлыка для Дмитрия на великое княжение владимирское.
- Чем он был привлекателен?
Основным противником Москвы в борьбе за великое княжение стал тверской князь Михаил Александрович. Возмужав, Дмитрий доказал свои права на старшенство над прочими князьями. В открытом поле Дмитрий победил своего главного соперника, тверского князя, заставил того признать себя младшим по отношению к Дмитрию. В московско- тверском договоре владимирский престол был признан наследственным владением московских князей. Оба князя договорились в случае войны с Ордой действовать вместе.
-Итак, какой город победил в борьбе за политическое первенство?
Именно с именем Дмитрия связано начало решительной борьбы за освобождение Руси из-под власти Орды (10 из 30 лет своего княжения он воевал). При нем Московское княжество еще больше укрепилось и возвысилось над другими. Дмитрий Иванович возвел надежный Кремль (крепость) из белого камня вместо дубового. Сейчас нам более подробно об этом расскажет _________________.
В 1365 году в один их засушливых дней случился пожар. Москва вся сгорела, в том числе и деревянные стены Кремля. Княжил в то время внук Ивана Калиты – Дмитрий Иванович. Он возвел стены Кремля из белого камня ( 1367). Неприступные стены имели протяжённость 2000 м. Толщина стен была 2 – 3 метра. Крепость насчитывала 9 башен, 6 из которых имели проездные ворота. И когда очередной враг напал на Москву, то Кремль блестяще выдержал осаду. Более 100 лет белокаменные стены и башни Кремля служили надежной защитой Москве и Руси. За это время много раз подвергались они осаде неприятеля и пожарам. К середине 15 века стены сильно обветшали, и тогда был возведен тот Кремль, который мы знаем (из красного кирпича).
-Как стали называть с тех пор Москву? (Белокаменной.)
II. Русь и Орда накануне решающего столкновения.
Если Русь стремилась к единству, то Золотая Орда переживала период феодальной раздробленности.( с конца 50- х г. 14 века)
– Однако к середине 70-х годов в правобережной Орде усобицы прекратились. Правителем стал темник Мамай. Умный и хитрый, жестокий и изворотливый правитель.
Но ханом стать он не мог, так как не был потомком Чингисхана. Поэтому хан стремился доказать через завоевание Руси, что он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя.
Работа с отрывком из документа
«Захвачу землю Русскую и разорю христианские церкви, и вместо их веры установлю свою, а где были церкви, там поставлю мечети и посажу баскаков по всем городам русским, а князей русских перебью…»
Вопрос: Что ожидало Русь, если бы Мамай захватил её земли?
- Какие же цели стояли перед предводителями Орды и Москвы?
Учащиеся высказывают свои мнения, после чего учитель обращает внимание на экран
Цель Московского княжества
Цель Мамая
Объединение русских земель, освобождение от ордынского владычества
Мамай мечтал о славе Батыя, стремился унизить московское княжество
- Первое крупное столкновение русских с монголо-татарами произошло 11 августа 1378 г. у реки Воже на Рязанской земле.
К.Маркс писал, что это было «первое правильное сражение, выигранное русскими.
– Москва быстро усиливалась, после победы на Воже. Дмитрий прекратил выплату дани.
Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве... На протяжении 100 лет ваши предки регулярно платили дань Золотой Орде. А ваш князь стал неуважительно относится к завоевателям монголо-татрам.
-Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Мнения детей)
- Мамай пришёл в ярость. Он не хотел признавать независимость Руси и терять большую дань. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Стал собирать Мамай огромное войско. (По разным данным, войско насчитывало от 100 до 150 тысяч человек). Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.
Рассказ учителя о подготовке к сражению.
- В ход пошли золото и серебро, копившиеся в Орде долгие годы. За большую плату была наняты за деньги военные отряды из Западной Европы. Множество различных мелких феодалов – разбойников со своими отрядами-шайками потянулись к Мамаю. В это же время хан Мамай заключил военный союз с литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом.
Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо–татарами все русские княжества должны объединить свои силы.
Разослал он «по всей Русской земле гонцов со своими грамотами по всем городам».
Работа с документом
«Радостно нам, братья сложить головы свои за провославную веру христианску, да не будут захвачены города наши погаными, не запустеют святые Божии церкви, да не будут жёны наши и дети уведены в плен, да не будем вечно страдать от поганых… »
Русское войско по свидетельствам летописцев, не уступало в численности Мамаевой рати – «от начала такой силы русской не бывало». Оно состояло из княжеских дружин и ополчений большинства земель. Основным ядром были москвичи.
Учащимся предлагается рассмотреть вооружение дружинника времен Куликовской битвы: шлем с бармицей, пластинчатый доспех, меч в ножнах, копье и деревянный щит и доспехи и оружие татарского воина ХIVв.
СООБЩЕНИЕ О ВООРУЖЕНИИ
Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали броню – кольчугу (рубахи до колен из плотно сплетенных мелких железных колец). Употреблялись еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна, с нашитыми на них маленькими железными дощечками. На голове носили шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и достатку.
Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина, кроме этого – мечи, кинжалы, ножи, сабли и топоры.
- Дмитрий Иванович стремился дать сражение за пределами русской земли. Поэтому русское войско покинуло Коломну 20 августа 1380 г. и быстро двигалось к Дону. На каждой остановке в его состав вливались новые пополнения, подтягивались отставшие.
По пути к Дону русская рать во главе с князем остановилась у Троицкого монастыря, где получила благословение настоятеля монастыря Сергия Радонежского.
Сообщение учащегося о жизни Сергия.
Сергий Радонежский был боярского рода. Звали его прежде Варфоломеем. Он жил с родителями в городе Радонеже, близ Москвы. Мальчик был слабым и болезненным, у него была плохая память, отчего учение шло плохо. Однажды он заблудился в лесу, и ему встретился монах, который благословил его и дал чудесную шкатулку. Мальчик почувствовал, как окреп и прояснился ум. Догадался Варфоломей, что этот добрый человек послан ему Богом, а шкатулка – ларец знаний. Отрок решил посвятить себя служению Господу. Вместе с братом, отказавшись от наследства, они пустились в путь. Шли долго и набрели на полянку в глухом лесу. Здесь они срубили себе по келье и поставили деревянную церковь. Вскоре Варфоломей остался один: брат не вынес тягот лесной жизни и ушёл в монастырь. Варфоломей стал жить отшельником. Лишь изредка его навещал монах, который приносил ему хлеб и наставлял в богослужении. Варфоломей принял монашество и назвался Сергием. Молитвы давали ему силы преодолеть трудности. Прослышали люди про Сергия и захотели последовать его примеру: жить с ним, добровольно отречься от мира. Один за другим стали приходить ученики. Жили они в трудах и молитвах. Пригревали больных, помогали неимущим, кормили голодных и нищих.
Сергий Радонежский прожил до глубокой старости и умер в 70 лет. Этот замечательный человек обладал удивительным даром утешать людей. Для каждого он находил нужные слова, наставлял, внушал надежду на лучшее. Славился Сергий и чудесным умением предсказывать будущее.
Физкультминутка
Мы старались, мы учились.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения крыльев.)
III. Битва на Куликовом поле
- Подойдя к Дону, русское войско переправилось через реку 7 сентября 1380 года. И вышло на Куликово поле (на карте обозначается Куликово поле).
- Дмитрий сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон. После переправы русских войск через реку он приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано?
(Чтобы никто и не думал о возможности отступления. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.)
Рассказ учителя о расположении русского войска и тактике князя Дмитрия
Работа с картой-схемой (Рисунок 2.)
- Посмотрите на схему. Как расставил свои войска князь Дмитрий?
- В чем проявился его талант как полководца?
( Использование засадной тактики, экономия сил, знание тактики противника)
Рассказ учителя по картине «Утро на Куликовом поле»
- Настало утро 8 сентября 1380 год. (слайд)
Только что взошло солнце, рассеялся осенний утренний туман, и русские увидели врага. Всё войско пришло в движение. Один потянулся за щитом, другой поднял обнаженный меч, третий сжал в руках крепкую палицу. Опираясь на копьё, зорко вглядывается вдаль старый дружинник.
( Сражение началось в 6.10 утра и длилось 4 часа)
- Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют? (Страх перед неизвестностью.)
- Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что…
“Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”.
- Дмитрий Иванович решил принять участие в сражении, и переодевшись в одежду простого воина встал во главе войска.
- Почему он так поступил?
( Мнения детей)
Каждый воин схватки знал, что великий князь бьётся бок о бок с ним. Если бы Дмитрия взяли в плен на поле брани, никто бы того не заметил, не охватило бы русскую рать уныние.
Работа с документом
“Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.
Поединок
- Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Что такое поединок?
( Поединок – единоборство двух воинов.)
СООБЩЕНИЕ (слайд)
Рано поуту 8 сентября 1380 г.сошлись русская рать(50 тыс.) и ордынское войско (60 тыс.).Перед началом битвы , по обычаю тех времён, выехал вперёд на огромном коне великан- монгол Челубей, играя копьём, стал вызывать на поединок русских . Его вызов принял могучий Пересвет – тот самый монах – витязь.. Их поединок был недолог - сблизившись, они нанесли друг другу смертельные удары копьями. Удары их были страшны, щиты разлетелись вдребезги. Пронзенные друг другом богатыри замертво упали наземь. Поединок был сигналом к началу битвы. В сражение ринулись огромные силы. Задыхаясь от тесноты, многие воины гибли под копытами коней.
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.
Рассказ о битве.
- И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мячи.
-Теснили ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай главный удар перенес на левый фланг.
Страшен был набег ордынской конницы.
Но тут вышли из засады отборные русские дружины. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить. Беспорядочно отступавшая конница татаро-монгол, опрокинула и растоптала собственную пехоту.
Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. Но к чувству торжества и ликования примешалась горечь и скорбь по убитым. - Многие славные сыны Руси полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона 3 дня были красным.
Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они «стояли на костях», погребая погибших.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЕ – Дата 8 сентября 1380 г.
В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей.
В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко.
С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.
- Куликовская битва закончилась сокрушительным разгромом ордынской рати. Ответы на вопросы, поставленные в начале урока.
Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли победа полной неожиданностью для обеих сторон?
Выделяются следующие причины
1. Умелые действия князя, его авторитет среди воинов.
2. Мужество и храбрость рядовых воинов.
3. Объединение сил русских княжеств.
4. Ослабление Орды и усиление Московского княжества.
5. Поддержка Русской православной церкви.
IV. Набег Тохтамыша.
( Уч –ся изучают сам- но.)
Фронтальная проверка
- Куликовская битва истощила силы Московского княжества.
- Как звали хана золотой Орды, который воспользовался этим и двинулся на Москву и разорил её? В каком году?
- Почему Дмитрий Донской не стал ввязываться в войну с Ордой и возобновил выплату дани?
Значение Куликовской битвы.
- Каково же значение Куликовской битвы для Руси?
(Ответы уч - ся.)
(Слайд )
1. Русь спасена от разгрома.
2.Русский народ убедился, что врага можно победить, только объединив свои силы.
3.Ускорилось объединение русских земель вокруг Москвы.
V. Подведение итогов урока.
( Фронтальная беседа по вопросам.)
- Что послужило причиной похода Мамая на Русь? (Почему Мамай выступил против Руси?) - восстановить прежнее господство над Русью.
- Кто из русских князей бросил вызов Золотой Орде?
- Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом?
- Где произошла битва?
- Какое значение имела Куликовская битва?
Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.
- Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова. (слайд)
Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой!
VI. Домашнее задание.
Учебник с.147-156
Подготовить мини - сообщение о Дмитрии Донском.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс
Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...
Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
Презентация содержит карту Московского княжества и схему Куликовской битвы; репродукции картин, посвященных данной теме, основной вывод по уроку, для закрепления - текст с ошибками. К презентации прил...
Урок истории в 6 классе "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва."
Урок помогае топределить факторы, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель, рассмотреть ход и значение Куликовской битвы...
Технологическая карта урока истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»
Урок представлен в технологической форме, разработан в соотвнтствии с требованиями ФГОС....
Приложение к уроку истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»
Презентация к к уроку истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»...
Конспект урока по истории России в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва» с мультимедийной презентацией
Конспект урока по истории России в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва» с мультимедийной презентацией. В презентации нет видеофрагмента, который используе...
Конспект урока истории 6 кл - Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
Конспект урока истории 6 кл - Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва...