Рабочая программа по истории 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс)
Рабочая программа. Всеобщая история. Предметная линия учебников под редакцией А.А. Искендерова, А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина 9 класс. : М Просвещение. 2019г.
Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» (основная школа): учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А.А. Данилов, О.Н. Журавлёва, И. Е. Барыкина.-М.:Просвещение, 2017 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematich_9_kl_istoriya.docx | 90.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Называевская Гимназия»
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Руководитель ШМО ____________ / / Протокол № от « » _________________г. | «Согласовано» Заместитель директора Гимназии по УВР / ./ « » ______________г. | «Утверждаю» Директор гимназии ______________________ Приказ № 10от « » _____________г. |
По предмету (курсу ) История
Класс 9
Учитель Москвина Т.В.
Рабочая программа. Всеобщая история. Предметная линия учебников под редакцией А.А. Искендерова, А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина 9 класс. : М Просвещение. 2019г.
Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» (основная школа): учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А.А. Данилов, О.Н. Журавлёва, И. Е. Барыкина.-М.:Просвещение, 2017 г.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История»
Личностные результаты изучения истории включают:
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
Освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко–культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;
Уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
Уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;
Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период; устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
Уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
Формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
Готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.
Метапредметные результаты освоения
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения .
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- Раскрывать противоречия в русском обществе в конце XVII в Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
- Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- критически оценивать содержание и форму текста.
9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
10.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм.
Предметные результаты изучения истории включают:
- представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIXв.;
- знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
- представление о социально-политическом устройстве крупнейших государств и регионов в ХIХ- начале ХХ вв.;
- понимание процессов промышленной революции. Индустриализации, монополизации, миграции населения, урбанизации, происходящих в экономики стран Европы, США, Латинской Америки, Азии и Африки в ХIХ- начале ХХ вв;
- целостные представления об историческом пути народов и государств мира во второй период Нового времени как необходимой основы для миропонимании и познания современного общества;
- представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
- знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;
- установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);
- определение и использование основных исторических понятий периода;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений второго периода Нового времени , их связи с современностью;
- установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;
- составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
- поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
- анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);
- анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений;
- сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
- определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
- систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
- приобретение опыта историко-культурного, историко–антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
- представление о культурном пространстве России в XIX в., о достижениях в культуре европейских стран и США в ХIХ- начале ХХ вв, понимание многообразия и разнообразия культурных достижений причин формирования массовой культуры;
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:
- целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Выпускник научится:
- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
- анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
- сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;
- • проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности;
- • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
II. Содержание предмета.
Цели и задачи изучения учебного предмета «История»:
1.Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2. Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
3.Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
4. Формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
5. Воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов
В результате изучения курса учащиеся 9 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX - начала XX вв.: периодизация Нового времени; особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным; причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои прирожденные права на «жизнь, свободу и собственность»; использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй; международные конфликты, приводившие к войнам; особенности духовной жизни народов, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости; важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.
Учащиеся должны овладеть ключевыми умениями;
- определять и объяснять понятия;
- уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, в письменном тексте, документе;
- рассматривать общественные явления в развитии;
- анализировать исторические явления, процессы, факты по памятке; обобщать и систематизировать полученную информацию по алгоритму;
- обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос;
Для практической направленности осуществления программы предусмотрены виды деятельности обучающихся: работа с исторической и контурной картой, заполнение таблиц по образцу, работа по алгоритму и памяткам.
Место предмета в базисном учебном плане.
Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах.
Изучение предмета «История» как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др.
Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России.
В Федеральном базисном учебном общеобразовательном плане на изучение Всеобщей истории и истории России в 9 классе отведено 2, 5 ч в неделю (всего 85 ч). Всеобщая история - 35часов , история России- 50 часов.
Содержание курса «Всеобщая история. История Нового времени» в 9 класс.
Начало индустриальной эпохи
Экономическое развитие в ХIХ – начале ХХ вв.Промышленная революция в ХIХ в. Демографическая революция. Век демократизации. Либералы. Консерваторы. Социалисты. Анархисты. Марксизм. Образование и наука. Культура ХIХ.Повседневная жизнь.
Страны Европы и США в первой половине ХIХ.
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш.М.Талейран. Священный союз .Развитие индустриального общества. Промышленный переворот. Политическое развитие европейских стран 1815-1849гг. Выступление рабочих. Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине ХIХв. Революции.США до середины ХIХв.
Азия, Африка и Латинская Америка в ХIХ- начале ХХ вв.
Индия к началу ХIХ. Восстание сипаев. Восстание тайпинов. Китай в первой половине ХIХв. Африка половине ХIХв. Покорение Африки.Эфиопия. Колониальное соперничество. Латинская Америка к началу ХIХв.
Страны Европы и США во второй половине ХIХ- начале ХХ вв.
Великобритания до первой мировой войны. Викторианская эпоха. Ирландский вопрос. Франция: Вторая империя и третья республика. Германия на пути к европейскому лидерству. Правление Вильгельма II. Рост национализма. Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны. Виктор Эммануил.. Реконструкция Юга. Монополии. Рабочее движение. Фермерское движение. Рассовая проблема после Гражданской войны в США. Международные отношения в ХIХ- начале ХХ вв. Венская система. Крымская война 1853-1856 гг. Система союзов Бисмарка.
Содержание курса история России 9 класс
Российская впервой четверти XIX (10 ч).
Россия на пути к реформам (1801–1861)Александровская эпоха: государственный либерализм Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский. Отечественная война 1812 г. Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.
Россия во второй четверти ХIХ в (9ч)
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм
Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании.Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д.Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.
Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры. Пространство империи: этнокультурный облик страны Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля. Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И.Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.
Россия в эпоху Великих реформ (8ч)
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос. Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Россия в 1880-1890 г.г (10ч). «Народное самодержавие» Александра III .Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений. Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории. Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели. Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство. Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов. Формирование гражданского общества и основные направления общественных движенийОбщественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП. Кризис империи в начале ХХ векаНа пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.
Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры.
Россия в начале ХХ в. (9ч)
Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение. Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения».
Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г.
Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг.
Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г.Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.
Общество и власть после революции Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А.Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной Думе. Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы. «Серебряный век» российской культуры Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа.
Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом.
Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру. Региональный компонент. Наш регион в XIX в.
Раздел: Тематическое планирование , в том числе с учётом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Тематическое планирование составлено в соответствии с рабочей программой и тематическим планированием курса «Всеобщая история. История Нового времени» 9 класс. М: Просвещение 2019г. (42ч)
№ урока | Раздел (главы), тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока | Д/З | |||||||
Планиру емая | Факти ческая | ||||||||||
1. | Введение: «Долгий ХIХ век» (1ч) | 1 | Стр3-6 | ||||||||
Глава I. Начало индустриальной эпохи. (10ч) | |||||||||||
2. | Экономическое развитие в ХIХ- начале ХХ века. | 1 | 1 | ||||||||
3. | Меняющееся общество | 1 | 2 | ||||||||
4. | Политическое развитие мира в ХIХ- начале ХХ вв. | 1 | 3 | ||||||||
5 | «Великие идеологии» | 1 | Стр 33-35 | ||||||||
6 | «Великие идеологии» | 1 | 4 | ||||||||
7 | Образование и наука | 1 | 5 | ||||||||
8 | ХIХ век в зеркале художественных изысканий | 1 | Стр 48-53 | ||||||||
9. | ХIХ век в зеркале художественных изысканий | 1 | 6 | ||||||||
10. | Повседневная жизнь и мировосприятие человека ХIХ в | 1 | 7 | ||||||||
11. | Повторительно- обобщающий урок. Тест «Начало индустриальной эпохи». | 1 | |||||||||
Глава II. Страны Европы и США в первой половине ХI Х в (9ч) | |||||||||||
12. | Консульство и империя Наполеона Бонапарта | 1 | Стр 70-75 | ||||||||
13. | Консульство и империя Наполеона Бонапарта | 1 | 8 | ||||||||
14. | Франция в первой половине ХIХ в: от Реставрации к Империи | 1 | 9 | ||||||||
15. | Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы | 1 | 10 | ||||||||
16 | Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы | 1 | 10 | ||||||||
17. | «От Альп до Сицилии» : объединение Италии | 1 | 11 | ||||||||
18. | Германия в первой половине ХIХ в. | 1 | 12 | ||||||||
19. | Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине ХIХ в | 1 | 13 | ||||||||
20. | США до середины ХIХ в.: рабовладение, демократия, экономический рост. | 1 | 14 | ||||||||
21 | Повторительно- обобщающий урок. Тест «Страны Европы и США в первой половине ХIХв | 1 | |||||||||
Глава III. Азия, Африка и Латинская Америка в ХIХ – начале ХХ в (3ч) | |||||||||||
21. | Страны Азии в ХIХ- начале ХХ века | 1 | 15 | ||||||||
22 | Страны Азии в ХIХ- начале ХХ века | 1 | 15 | ||||||||
23. | Африка в ХIХ- начале ХХ века | 1 | 16 | ||||||||
24 | Африка в ХIХ- начале ХХ века | 1 | 16 | ||||||||
25. | Латинская Америка: нелёгкий груз независимости | 1 | 17 | ||||||||
26 | Латинская Америка: нелёгкий груз независимости | 1 | 17 | ||||||||
Глава IV. Страны Европы и США во второй половине ХIХ – начале ХХ в (12ч) | |||||||||||
27. | Великобритания до Первой мировой войны | 1 | 18 | ||||||||
28 | Великобритания до Первой мировой войны | 1 | 18 | ||||||||
29. | Франция: Вторая империя и Третья республика | 1 | 19 | ||||||||
30 | Франция: Вторая империя и Третья республика | 1 | 19 | ||||||||
31. | Германия на пути к европейскому лидерству. | 1 | 20 | ||||||||
32 | Германия на пути к европейскому лидерству. | 1 | 20 | ||||||||
33. | Австро-Венгрия и Балканы до первой мировой войны | 1 | 21 | ||||||||
34 | Австро-Венгрия и Балканы до первой мировой войны | 1 | 21 | ||||||||
35. | Италия: время реформ и колониальных захватов | 1 | 22 | ||||||||
36 | Италия: время реформ и колониальных захватов | 1 | 22 | ||||||||
37. | США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры» | 1 | Стр207-210 | ||||||||
38. | США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры» | 1 | 23 | ||||||||
39. | Международные отношения в ХIХ- начале ХХ вв. | 1 | Стр215-220 | ||||||||
40. | Международные отношения в ХIХ- начале ХХ вв. | 1 | 24 | ||||||||
41. | Итоговая контрольная работа | 1 | |||||||||
42. | Повторительно- обобщающий урок «» Основные итоги истории ХIХ- начала ХХ вв | 1 |
Тематическое планирование составлено в соответствии с рабочей программой и тематическим планированием курса «История России» 9 класс. М: Просвещение 2017г. (60ч)
№ урока | Раздел (главы), тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока | Д/З | ||
Планир | Факти | |||||
Глава I. Россия в первой четверти ХIХв. (11ч) | ||||||
1. | Россия и мир на рубеже XVIII – XIX вв | 1 | 1, сообщение | |||
2. | Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Стартовый контроль | 1 | 2 | |||
3. | Внешняя политика Александра I в 1801 – 1812 гг | 1 | 3, таблица | |||
4. | Отечественная война 1812 года | 1 | 4 | |||
5. | Отечественная война 1812 года | 1 | 4, таблица, даты | |||
6 | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813 – 1825 гг. | 1 | 5 | |||
7. | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813 – 1825 гг. | 1 | 5, даты | |||
8. | Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815 – 1825 гг. | 1 | 6 | |||
9. | Национальная политика Александра I | 1 | Стр 44-49 | |||
10. | Социально–экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. | 1 | 7 | |||
11. | Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов | 1 | Стр55-59, понятия | |||
12. | Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов | 1 | 8-9, таблица, даты | |||
13. | Повторительно- обобщающий урок. Тест «Россия в первой четверти XIX в.» | |||||
Глава II. Россия во второй четверти ХIХ в ( 8ч) | ||||||
14. | Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I | 1 | 10, с 69№3 | |||
15. | Социально–экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. | 1 | 11, с 75№ 2-3 | |||
16 | Общественное движение при Николае I | 1 | 12., с75-76 | |||
17 | Общественное движение при Николае I | 1 | 12,с80№5 | |||
18. | Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны | 1 | С75-80 | |||
19. | Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817 – 1864 гг. | 1 | 13-14 | |||
20 | Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817 – 1864 гг. | 1 | 13-14,с 97№6 | |||
21. | Крымская война1853-1856 гг. | 1 | 13-14,с93-99 | |||
22. | Культурное пространство империи в первой половине XIX в.Наш край. Культура нашего края. | 1 | 15-16,с103№3 | |||
23. | Повторительно–обобщающий урок по теме К/Р «Россия во второй четверти XIX в..» | 1 | ||||
Глава III. Россия в эпоху Великих реформ ( 9ч) | ||||||
24 | Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России | 1 | 17,с16№5 | |||
25 | Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. | 1 | 18 | |||
26 | Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. | 18,с123№6 | ||||
27 | Реформы 1860 – 1870х гг.: социальная и правовая модернизация. | 1 | 19,таблица | |||
28 | Социально–экономическое развитие страны в пореформенный период | 1 | 20 | |||
29 | Общественное движение при Александре II и политика правительства | 1 | 21-22,137-139 сообщ | |||
30 | Общественное движение при Александре II и политика правительства | 1 | 21-22,сообщ | |||
31. | Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Наш край в эпоху великих реформ. | 1 | 23,с152№2 | |||
32. | Внешняя политика Александра II. Русско–турецкая война 1877 – 1878 гг. | 1 | 24 | |||
33 | Повторительно- обобщающий урок «Россия в эпоху Великих реформ» . Тест | 1 | ||||
Глава IV. Россия в 1880 – 1890–е гг. (9ч) | ||||||
34. | Александр III: особенности внутренней политики | 1 | 25 | |||
35. | Перемены в экономике и социальном строе | 1 | 26 | |||
36 | Общественное движение при Александре III | 1 | 27, сообщение | |||
37 | Общественное движение при Александре III | 1 | 27 | |||
38. | Национальная и религиозная политика Александра III | 1 | 28 | |||
39. | Внешняя политика Александра III | 1 | 29, сообщение, презентация | |||
40. | Культурное пространство империи во второй половине XIX в. | 1 | 30-31таблица | |||
41 | Культурное пространство империи во второй половине XIX в. | 1 | 32Записи в тетр | |||
42. | Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. | 1 | Записи в тетр, с 54-61 | |||
43. | Повторительно- обобщающий урок. Тест «Россия в 1880 – 1890–е гг.» | 1 | ||||
Глава V. Россия в начале XX в. (13 ч) | ||||||
44. | Россия и мир на рубеже XIX – XX вв.: динамика и противоречия развития. | 1 | 33 | |||
45. | Социально–экономическое развитие страны на рубеже XIX – XX вв. | 1 | 34, презент, сообщение | |||
46 | Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894 – 1904 гг. | 1 | 35 | |||
47 | Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894 – 1904 гг. | 1 | 35 | |||
48. | Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. | 1 | 36 | |||
49 | Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. | 1 | 36,табл | |||
50. | Первая российская революция и политические реформы 1905 – 1907 гг. | 1 | 37 | |||
51 | Первая российская революция и политические реформы 1905 – 1907 гг. | 1 | 37, презента | |||
52. | Социально–экономические реформы П. А. Столыпина | 1 | 38 | |||
53. | Политическое развитие страны в 1907 – 1914 гг. | 1 | 39 | |||
54. | Серебряный век русской культуры. | 1 | Записи в тетр, 40 | |||
55. | Повторительно- обобщающий урок. Тест «Россия в начале XX в.» | 1 | ||||
56. | Повторительно- обобщающий урок «Россия на рубеже XIX – XX вв.» | 1 | ||||
57. | Итоговая контрольная работа по теме «Россия на рубеже XIX – XX вв.» | 1 | ||||
58-60 | Повторение | 3 |
Контроль уровня подготовки учащихся 9 класса.
№ урока | Тема | Форма проведения работы |
2 | Стартовый контроль по предмету | Тест |
13 | Повторительно- обобщающий урок. Тест «Россия в первой четверти XIX в.» | Тест |
23 | Повторительно–обобщающий урок по теме «Россия во второй четверти XIX в..» | Контрольная работа |
33 | Повторительно- обобщающий урок «Россия в эпоху Великих реформ» | Тест |
43 | Повторительно- обобщающий урок. Тест «Россия в 1880 – 1890–е гг.» | Тест |
57 | Итоговая контрольная работа «Россия на рубеже XIX – XX вв.» | Итоговая контрольная работа |
Учебно-методическое обеспечение для учителя и учащихся.
Используемый учебно-методический комплект:
- Арсеньтьев Н.М., Данилов А.А. и др. История России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х ч. / Под ред. академика РАН А.В. Торкунова. М.: Просвещение, 2019.
- Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. М.: Просвещение, 2017.
- М.Н.Чернова. Рабочая тетрадь. История России. 9 класс к учебнику А.В. Торкунова. М.: Просвещение, 2018.
- С.В. Воробьёва. Тесты по истории России. К учебнику под редакцией А. В. Торкунова «История России» 9 класс. М. : «Экзамен»2019г 5.Контурные карты по истории России к учебнику А. В. Торкунова « История России» 9 класс. М.: «Экзамен», 2018г 6.И.А.Артасов, Данилов А.А.,. и др. Рабочая тетрадь. История России. 9 класс. М.: Просвещение, 2017.
7.А.А. Искендеров. Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс. М.: Просвещение, 2019 г.
8.М.Л. Несмелова Поурочные рекомендации. Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017г
Ресурсы Интернет
- http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
- http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://www.ug.ru/ — Официальный сайт «Учительской газеты». На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения
- http://pedsovet.org/ — Всероссийский интернет-педсовет
- http://www.1september.ru/ru/ — Газета «Первое Сентября» и ее приложения. Информация для педагогов
- http://www.it-n.ru/ — Сеть творческих учителей
- http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом
- http://his.1september.ru Газета «История» и сайт для учителя «Я иду на урок истории»
- http://www.fipi.ru — ФИПИ
- http://www.uchportal.ru/ — учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
- http://rosolymp.ru/ — Всероссийская Олимпиада школьников
- http://www.zavuch.info/ — Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)
- http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp — Энциклопедия Кирилла и Мефодия
- http://www.hrono.info/biograf/index.php — Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты.
- http://www.russianculture.ru/ — портал «Культура России»;
- http://www.historia.ru/ — «Мир истории». Электронный журнал
- http://historydoc.edu.ru/ — российский общеобразовательный портал.
- http://www.tretyakovgallery.ru/ — интернет-сайт Государственной Третьяковской галереи (собрание русской живописи XII—XXI вв.).
- http://www.kazan-kremlin.ru/ — интернет-сайт Казанского кремля (материалы по истории и культуре).
- http://ru.wikipedia.org — Википедия: свободная энциклопедия.
- http://ru.wikisource.org/ — Викитека: свободная библиотека.
- http://kontur-map.ru/ — контурные карты по географии и истории.
- http://www.lectures.edu.ru/ — лекции по истории для любознательных.
- http://www.krugosvet.ru/ — онлайн-энциклопедия «Кругосвет».
- http://www.hrono.ru/ — портал «Хронос» (дополнительные материалы, исторические источники и карты).
- http://www.temples.ru/ — проект «Храмы России».
- http://www.hist.msu.ru — интернет-сайт исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
- http://www.oldrus.by.ru/ — интернет-сайт, содержащий произведения русской литературы ХI—ХVII вв.
- http://www.world-history.ru/thisday.phtml — интернет сайт, содержащий статьи по истории России и всемирной истории.
- http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm — интернет сайт, содержащий материалы по истории России.
- http://www.world-history.ru/ — статьи по истории России и всемирной истории.
- http://istoriku.ru/ — Отечественная история — факты, события, даты.
- http: //www.eliseev.ru/istor/h020.htm — книги по истории России
Технические средства:
Проектор, ноутбук, экран.
Основные даты:
1801—1825 гг. — правление Александра I
1803 г. — указ о «вольных хлебопашцах»
20 ноября 1805 г. — битва при Аустерлице
25 июня 1807 г. — заключение Тильзитского мира с Францией
1 января 1810 г. — учреждение Государственного совета
1811 г. — учреждение Царскосельского лицея
1812 г. — заключение Бухарестского мира с Османской империей
12 июня — 14 декабря 1812 г. — Отечественная война 1812 года
26 августа 1812 г. — Бородинская битва
1813—1814 гг. — Заграничные походы русской армии
4—7 октября 1813 г. — битва при Лейпциге
1814—1815 гг. — Венский конгресс
1815 г. — образование Священного союза
1817—1864 гг. — Кавказская война
1821 г. — образование Северного и Южного тайных обществ
1824 г. — открытие Малого театра в Москве; строительство здания Большого театра
14 декабря 1825 г. — восстание декабристов на Сенатской площади
1825—1855 гг. — правление Николая I
1826 г. — открытие Н. И. Лобачевским неевклидовой геометрии
1828 г. — заключение Туркманчайского мирного договора с Персией
1829 г. — заключение Адрианопольского мирного договора с Османской империей
1837 г. — строительство железной дороги Петербург —Царское Село
1837—1841 гг. — реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселёва
1853—1856 гг. — Крымская война
1856 г. — Парижский трактат
1855—1881 гг. — правление Александра II
1858—1861 гг. — присоединение к России Приамурья и Дальнего Востока
19 февраля 1861 г. — издание Манифеста об освобождении крестьян и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»
1862 г. — учреждение Санкт-Петербургской консерватории
1863—1864 гг. — восстание в Царстве Польском
1864 г. — Судебная реформа
1864 г. — Земская реформа
1866 г. — учреждение Московской консерватории
1867 г. — продажа Аляски Соединённым Штатам Америки
1869 г. — открытие Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов
1870 г. — возникновение «Товарищества передвижных художественных выставок»
1870 г. — реформа городского самоуправления
1874 г. — Военная реформа
1876 г. — издание Синодального перевода Библии
1877—1878 гг. — Русско-турецкая война
1878 г. — Берлинский конгресс
1878 г. — Сан-Стефанский мирный договор между Россией и Турцией
1 марта 1881 г. — убийство народовольцами императора Александра II
1881—1894 гг. — правление Александра III
1881 г. — издание «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»
1882 г. — оформление Тройственного союза Германии, Австро-Венгрии и Италии
1884 г. — издание нового Университетского устава
1890 г. — издание нового Земского положения
1891—1892 гг. — голод в России
1892 г. — создание Третьяковской галереи
1893 г. — заключение союза с Францией
1894—1917 гг. — правление Николая II
1897 г. — введение золотого рубля
1898 г. — образование Московского художественного театра (МХТ)
1904—1905 гг. — Русско-японская война
1905—1907 гг. — Первая российская революция
9 января 1905 г. — Кровавое воскресенье
17 апреля 1905 г. — указ «Об укреплении начал веротерпимости»
14—15 мая 1905 г. — поражение русского флота в Цусимском сражении
6 августа 1905 г. — Манифест об учреждении законосовещательной Государственной думы
5 сентября 1905 г. — заключение Портсмутского мира с Японией
7—25 октября 1905 г. — Всероссийская политическая забастовка
17 октября 1905 г. — Высочайший Манифест о даровании свобод и учреждении Государственной думы
9—19 декабря 1905 г. — вооружённое восстание в Москве
11 декабря 1905 г. — закон о выборах в Государственную думу
23 апреля 1906 г. — издание новой редакции «Основных законов Российской империи»
27 апреля — 8 июля 1906 г. — деятельность I Государственной думы
9 ноября 1906 г. — начало аграрной реформы П. А. Столыпина
20 февраля — 3 июня 1907 г. — деятельность II Государственной думы и издание избирательного закона 3 июня 1907 г.
1907 г. — окончательное оформление Антанты
1907—1912 гг. — деятельность III Государственной думы
1912—1917 гг. — деятельность IV Государственной думы
Основные понятия и термины:
Самодержавие, бюрократия. Модернизация, индустриализация. Меценатство. Теория официальной народности. Славянофильство, западничество. Разночинцы, народничество, нигилизм. Рабочий класс, стачка, урбанизация. Либерализм, консерватизм, социализм, радикализм, анархизм, марксизм. РСДРП, большевики и меньшевики, социалисты-революционеры (эсеры), кадеты (конституционные демократы), октябристы, многопартийность, Советы рабочих депутатов. Национализм, нация. Государственная дума. Конституционализм, парламентаризм. Монархизм. Революция. Классицизм, ампир, романтизм, реализм, символизм, футуризм, акмеизм, кубизм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...