интегрированный урок по истории и географии
методическая разработка по истории (10 класс)
Сталинградская битва. Начало коренного перелома
в ходе Великой Отечественной войны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_uroka.docx | 28.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по истории, географии в 9 классе.
Тема: «Сталинградская битва. Начало коренного перелома
в ходе Великой Отечественной войны»
Предметные области: История, География.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о событиях на южном фронте в 1942-1943 году, определить причины коренного перелома в ходе войны.
Задачи урока:
Развивающая: совершенствовать у учащихся навыки самостоятельной работы с научным материалом (учебник, карта) и дополнительной литературой, делать выводы и обобщения; развивать речевые способности.
Воспитательная: показать учащимся, какой ценой «ковалась» победа над немецко-фашистскими захватчиками; формировать чувство уважения гордости за своих соотечественников - участников Великой Отечественной войны за их подвиги и борьбу, чувство патриотизма и стремление принести пользу Родине и обществу.
Образовательная: ознакомить учащихся с обстановкой на фронте в 1942 - 1943гг., выделить основные причины, которые позволили начать активное сопротивление немецко-фашистской агрессии и заложили предпосылки коренного перелома в ходе войны.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма урока: урок – исследование.
Оборудование: видеопроектор с демонстрационным экраном и лицензионным программным обеспечением, видео, фото и фоно документы по теме урока, учебник «История России XX – XXI века» В. В. Шестаков, М. М. Горинов, Е. Е. Вяземский, рабочая тетрадь «История России XX – XXI века» Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова, географический атлас 8-9 кл, раздаточный материал.
Подготовительный этап
- Распределение учащихся на группы,
- Опережающее задание: подготовить выступление по теме: «Памятники Волгограда, посвящённые Сталинградской битве».
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие.
Слово учителя истории Мы сегодня будем работать в группах. За каждый правильный ответ вы будете получать флажок, т.к. вы знаете, красный флаг это символ победы и когда войска Красной Армии одерживали победу, они водружали именно красный флаг. Оценки за урок вы получите по следующим критериям: у кого больше флажков «5», следующие «4», и у кого меньше всех «3».
Просмотр видеоролика «Начало Великой Отечественной войны»
Слово учителя истории:
Мотивация:
- Как вы думаете, какие события иллюстрирует этот ролик?
- Отметьте настроение солдат н\ф армии?
- Что вы чувствуете, видя эти кадры, какие эмоции у вас возникают?
Слово учителя географии:
Во время великой Отечественной войны произошло несколько крупных сражений, оказавших значение на решающий исход войны, сегодня мы изучим одно из них, которое стало началом коренного перелома. Для определения темы урока вы должны выполнить 1 задание. У вас на столах алгоритм выполнения этого задания. На его выполнение 5 минут.
Откройте атлас и учебник на стр. 218.
- Определите название города, расположенного в междуречье Волги и Дона?
- На каком берегу Волги расположен этот город?
- Как этот город расположен относительно Москвы, германии, Бурятии?
- Высчитать расстояние от Берлина до этого города? (используя масштаб карты)
Опрос учащихся по выполнению задания, оценивание результатов выполнения соответствующим количеством флажков.
Слово учителя истории:
Какое событие мы будем сегодня изучать?
Правильно тема нашего урока «Сталинградская битва»
Вы сделали вывод о том, что солдаты н\ф армии были настроены на эту битву очень серьёзно и уверены в том, что итог победы предрешен в их пользу. Командованием н\ф армии была составлена памятка немецкому солдату.
На слайде.
Слово учителя истории: Следующим заданием будет анализ количественного состава обеих армий и вооружения. На основе статистической таблицы представленной на слайде постройте столбиковую диаграмму и сделайте выводы о готовности Германии и СССР к сражению. Попробуйте предсказать исход сражения.
Линии сравнения | Советские войска | Немецкие войска |
Личный состав (тыс. чел.) | 1134,8 | 1011,5 |
Количество танков | 1560 | 675 |
Количество орудий и минометов | 14934 | 10290 |
Количество самолетов | 1916 | 1219 |
Подведение итогов выполнения задания, защита учащимися выполненных работ, оценивание результатов выполнения соответствующим количеством флажков.
Слово учителя географии:
Так как сражение обязательно надо спланировать по карте, то следующее задание состоит в том, что вы должны нанести на контурную карту:
- Города Сталинград, Москва
- Направления главных ударов немецкой армии
- Оборонительные бои и контрудары советских войск
- Линия фронта к 19 ноября 1942 года.
Учащиеся сдают выполненные работы учителю географии для оценивания.
Слово учителя истории:
Не открою ничего нового, если скажу, что история это события и даты. Поэтому, следующее задание заключается в следующем. Вам нужно, используя учебник вписать к определённой дате соответствующее событие.
Дата | Событие |
13 сентября 1942 года | Попытка штурма г. Сталинграда н\ф войсками |
19 ноября 1942 года | Контрнаступление советских войск под Сталинградом |
23 ноября 1942 года | Окружение группировки н\ф войск в районе г. Калач |
Декабрь 1942 года | Попытка Гитлера освободить свои окружённые войска |
10 января 1943 года | Начало ликвидации окружённой группировки н\ф войск |
31 января 1943 года | Основные силы противника во главе с Паулюсом сдались |
2 февраля 1943 года | Капитуляция н\ф войск под Сталинградом |
Для оценивания выполненных работ используем взаимопроверку, (правильные ответы на слайде)
Слово учителя географии:
Из предыдущего этапа работы вы узнали, что наступление советских войск началось 19 ноября 1942 г. В 7 часов 30 минут советская артиллерия открыла огонь. Удар был настолько мощным, что противник в панике бросился бежать. Затем в прорыв были брошены танковые соединения и пехота Юго-Западного фронта. 20 ноября в наступление перешли войска Сталинградского фронта, устремившись на северо-запад, навстречу наступающим частям Юго-Западного фронта.
Днем 23 ноября войска двух фронтов соединились в районе города Калач. В окружение попали основные силы врага: 6-я и 4-я танковые армии. В котле оказалась 330-тысячная группировка противника. Все попытки немецких войск прорвать кольцо окружения были безрезультатны. В середине декабря на помощь окруженным армиям была послана ударная танковая группировка под командованием фельдмаршала Манштейна. После упорных боев дивизии Манштейна приблизились к окруженным войскам на расстояние 35-40 км. Но подошедшая из резерва 2-я гвардейская армия генерала Р.Я. Малиновского остановила врага и вынудила отойти к Ростову.
Окруженная немецкая группировка после наступления Юго-Западного фронта в районе Донбасса и отступления армии Манштейна оказалась в глубоком тылу. Во избежание кровопролития командующий Донским фронтом генерал К.К. Рокоссовский 8 января 1943 г. предложил немецким войскам сдаться. Но командующий 6-й армией Паулюс отказался принять ультиматум, но участь 6-й армии была решена. Один из немецких солдат записал в дневнике: «Лошади давно съедены. Я бы съел и кошку. Солдаты скорее похожи на трупы или на лунатиков. Они больше не прячутся от русских снарядов». Советские войска приступили к ликвидации окруженной группировки. Упорные бои продолжались до конца января 1943 г. 31 января основные силы окруженных немецких войск сдались в плен. 2 февраля капитулировала последняя часть.
Слово учителя истории:
Давайте вернемся к началу урока и вспомнить боевой настрой немецких солдат. А сейчас посмотрите ещё один фрагмент исторической хроники, и попробуем ответить на вопрос, можно ли считать победу советских войск под Сталинградом началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войн.
Просмотр видеоролика «Пленение Паулюса»
Выводы учащихся после просмотренного фрагмента.
Слово учителя истории:
Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны. Красная армия захватила стратегическую инициативу. После Сталинградской битвы гитлеровцы не захватили на Восточном фронте ни одного нового участка территории нашей страны. Победа Советской армии под Сталинградом нанесла сокрушительный удар по военной мощи фашистской Германии, ее военному престижу, по моральному духу вермахта.
Прошло более 70лет, но люди чтят память павших героев. В Волгограде, а так сейчас называется Сталинград, много памятных мест связанных с теми историческими событиями. О них нам расскажет Дармажапов Александр.
Учитель географии
Рефлексия: перед вами карточка, на которой вы видите две формулы: география + история = сотрудничество география + история ≠ сотрудничество.
После сегодняшнего урока, какую бы формулу вы выбрали? Поставьте галочку напротив выбранной вами формулы..
Учитель истории оценивает работу учащихся на уроке, (подсчёт флажков).
Дом задание: выпустить боевой листок по темам
Подвиги защитников Сталинграда:
1 гр. Дом Павлова
2гр. Подвиг Михаила Паникахи.
3 гр. Снайпер Зайцев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по истории и географии в 9 классе"Стратегия и тактика российских полководцев в войне 1812 года".
Интегрированный урок (история и география) для учащихся 9 классов. Урок изучения нового материала. Урок в форме беседы с элементами практической работы....
Интегрированный урок по истории и географии в 9 классе"Стратегия и тактика российских полководцев в войне 1812 года".
Беседа с элементами практической работы....
Интегрированный урок по истории и географии в 10 классе октябрь 2012 год
Интегрированный урок по истории и географии в 10 классе.Тема : Эпоха Великих географических открытий и ее влияние на формирование мирового хозяйства. Глобализация, как завершающий этап фор...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 8 КЛАССЕ (география и история СПБ)
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 8 КЛАССЕ (география и история СПБ)...
Конспект интегрированного урока по истории и географии в 7 классе на тему "История Великих географических открытий"
Предназначен для изучения темы "Великие географические открытия"....
Интегрированный урок по истории и географии пот теме "Сибирь: прошлое и настоящее"
Урок способствует развитию интереса к исследовательской деятельности, обобщить и систематизировать ранее полученные знания по истории и географии; совершенствует умения и навыки работы с исторической ...
Интегрированный урок по истории и географии «Победы А.В. Суворова в истории и на карте»
Интегрированный урок истории и географии для 8 класса адаптивной школы. Урок составлен с учётом психофизических особенностей учащихся со слуховой депривацией. Урок сопровождае...