Конспект урока истории в 5 классе на тему: «Финикия».
план-конспект урока по истории (5 класс)

Тотикова Нелли Хасановна

Формирование у учащихся представлений о географическом положении, природных условиях и религиозных верованиях данной страны;

Развитие умений учащихся сравнивать, выделять общие черты и возможности в жизни людей других цивилизаций;

Прививать учащимся интерес к развитию историй других цивилизаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finikiya.docx113.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им.А.Коцоева с.Гизель»

МО-Пригородный район

Конспект урока истории в 5 классе на тему:

«Финикия»

http://www.historie.ru/uploads/posts/2012-04/1334257538_flot-finikiici.jpg

Учитель истории и обществознания

Тотикова Нелли Хасановна

2013 г.

Тема урока: «Финикия» в 5 классе

Цель урока:

  1. Формирование у учащихся представлений о географическом положении, природных условиях и религиозных верованиях данной страны;
  2. Развитие умений учащихся сравнивать, выделять общие черты и возможности в жизни людей других цивилизаций;
  3. Прививать учащимся интерес к развитию историй других цивилизаций.

Задачи:

  • Развивать умение работать в группах;
  • Формировать умения работать с картой, историческими источниками;
  • Воспитывать интерес к истории как науки.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран, карта «Передняя Азия в древности».

Структура урока:

  1. Мотивационная беседа;
  2. Повторение изученного материала;
  3. Изучение нового материала.

План урока:

  1. Географическое положение и природа Финикии;
  2. Финикийские мореплаватели и их занятия;
  3. Финикийские колонии;
  4. Открытия финикийцев.

Используемые методы:   I. Актуализация учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим наше путешествие в историю Древнего мира и побываем в древней Финикии. Но прежде чем мы начнем знакомство с этой древней страной, давайте вспомним, в каких странах мы с вами побывали. Для этого мы поделимся на 3 группы:

-I группа характеризует Древний Египет;

-II группа характеризует Двуречье;

-III группа охарактеризует, каким образом Вавилону удалось стать главным городом Двуречья.

Учащиеся показывают на карте древние государства, рассказывают об их природе, географическом положении, занятиях и религиозных верованиях.

Учитель задает вопросы участникам групп:

  • Как делают папирус?
  • Каких египетских богов вы знаете?
  • Назовите самую большую пирамиду в Египте?
  • Что объединяет понятия:
  • Шамаш-Сина-Иштар;
  • Ур-Урук-Вавилон;
  • Столб-Хаммурапи-Законы;
  • Черное море-Передняя Азия-реки Тигр и Евфрат?

Учащиеся отвечают на заданные вопросы, подводят итоги работы в группах.

II. Изучение нового материала.

Далее учителем выдвинута первая задача урока: Охарактеризовать географическое положение и природные условия Финикии. Учащиеся слушают рассказ учителя, который показал небольшую презентацию о государстве, которое расположено на месте древней Финикии-Ливан.

  1. Ребята, используя карту и рассказ учителя, определите, как географические условия страны влияли на занятия людей.
  2. Сравните занятия финикийцев с занятиями жителей Древнего Египта и Вавилона.

Далее учитель рассказывает о крупных городах Финикии и учащиеся находят на карте города: Библ, Тир, Сидон. Описываются основные занятия жителей крупных городов: ремесла, торговля, финикийцы были отважными мореплавателями. Они основали свои колонии, что способствовало оживлению торговли.

Финикийцы нередко пользовались выгодой своего положения, они обращались в морских разбойников, захватывали на чужом берегу беззащитных жителей, особенно женщин и детей, везли их продавать в рабство на азиатские рынки.

Работа с учебником: Прочитать отрывок «Как финикийцы похитили женщин».

Вопрос классу: Ребята, с какой целью так поступали финикийцы и как их деяния можно характеризовать?

Далее учитель рассказывает учащимся о колониях, которые были основаны финикийцами по берегам Средиземного моря: на Кипре, в Сицилии, в Северо-Западной Африке (Тунисе), где ими был основан Карфаген. Между Финикией и колониями, т.е. новыми поселениями, сохранялись дружеские отношения.

Словарная работа:

Финикия, Колония, Алфавит.

Учитель: Ребята, финикийцы были не только торговцами и мореплавателями. Они были еще и изобретателями.

Вавилоняне, ассирийцы, персы заимствовали клинопись у жителей Южного Междуречья. Познакомились с ней и финикийцы, т.к. купцам знание письма было необходимо. Но овладеть письмом как клинописным, так и египетским было одинаково сложно. Финикийцы стали думать над созданием более простого письма. Около трех тысяч лет назад они создали древний алфавит. В финикийской азбуке было всего 22 знака – буквы. Все они были согласные и имели простую для написания форму. На эту азбуку похожи  все позднейшие европейские азбуки (греческая, латинская, немецкая, славянская).

Работа с историческим документом.

                                                        Геродот о финикийцах

 (Путешествие финикийцев)

…Ливия же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он им приказал держать через Геракловы Столпы, пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место в Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам во время плавания вокруг Ливии солнце оказывалось у них на правой стороне.

Так впервые было доказано, что Ливия окружена морем. Впоследствии карфагеняне утверждали, что им также удалось обогнуть Ливию…

Вопросы к документу.

-Какое открытие сделали финикияне?

Работа с картой

-Где побывали финикийцы?

-Какие колонии они основали?

III. Закрепление пройденного материала.

Проверьте себя по содержанию темы «Финикийские мореплаватели».

Тест 1. Финикия расположена:

А) там же, где Древнее Двуречье;

Б) на восточном берегу Средиземного моря;

В) на западном берегу Средиземного моря;

Г) на южном берегу Средиземного моря.

Тест 2. Природные условия Финикии:

А) такие же, как и в Древнем Египте;

Б) такие же, как в Двуречье;

В) совершенно иные.

Тест 3. Финикия расположена:

А) в долине реки;

Б) по узкому побережью между морем и горами;

В) на плодородных землях.

Тест 4. Археологи находят остатки их колоний:

А) вдоль восточного побережья Средиземного моря;

Б) в Северной Африке;

В) в Испании;

Г) в Восточной Европе;

Д) в Средней Азии.

Тест 5. Занятие мореплаванием требовало знания:

А) астрономии;

Б) медицины;

В) грамоты;

Г) математики;

Д) земледелия;

Е) поэзии.

Тест 6. Именно финикийцы изобрели:

А) рисунчатое письмо;

Б) алфавит;

В) буквенное письмо;

Г) азбуку.

Подведение итогов.

Домашнее задание: п.15

Литература: 

  • История Древнего мира.
  • Журнал «Преподавание истории в школе» №5.
  • Методическое пособие по истории Древнего мира, Волгоград,

изд. «Учитель», 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутый план конспект урока в 7 классе по теме «Cпорт. Из истории олимпийских игр» по учебнику И.Л.Бим «Немецкий язык. 7 класс».

Развёрнутый план конспект урока в 7 классе по теме «Cпорт. Из истории олимпийских игр» по учебнику И.Л.Бим «Немецкий язык. 7 класс»....

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Возникновение искусства и религиозных верований

Тема: Возникновение искусства и религиозных верований.·        Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления;·...

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Возникновение земледелия и скотоводства

Тема урока:     Возникновение земледелия и скотоводства.Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что ското­водство и земледелие - величайшие открытия челове­чества, котор...

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Появление неравенства и знати

Урок "Появление неравенства и знати". 5-й классЦели:1. Учащиеся научаться определять причины появления неравенства между людьми, давать определения понятиям «соседская община», «неравенство», «знать»...

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: «Государство на берегах Нила»

Тема: «Государство на берегах Нила»Цель урока: знакомство с  природой Древнего Египта и образованием единого государства.Задачи урока:выяснить местоположение и природные условия Древнего Египтапо...

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....