Конспект урока истории в 5 классе на тему: «Финикия».
план-конспект урока по истории (5 класс)
Формирование у учащихся представлений о географическом положении, природных условиях и религиозных верованиях данной страны;
Развитие умений учащихся сравнивать, выделять общие черты и возможности в жизни людей других цивилизаций;
Прививать учащимся интерес к развитию историй других цивилизаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finikiya.docx | 113.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им.А.Коцоева с.Гизель»
МО-Пригородный район
Конспект урока истории в 5 классе на тему:
«Финикия»
Учитель истории и обществознания
Тотикова Нелли Хасановна
2013 г.
Тема урока: «Финикия» в 5 классе
Цель урока:
- Формирование у учащихся представлений о географическом положении, природных условиях и религиозных верованиях данной страны;
- Развитие умений учащихся сравнивать, выделять общие черты и возможности в жизни людей других цивилизаций;
- Прививать учащимся интерес к развитию историй других цивилизаций.
Задачи:
- Развивать умение работать в группах;
- Формировать умения работать с картой, историческими источниками;
- Воспитывать интерес к истории как науки.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карта «Передняя Азия в древности».
Структура урока:
- Мотивационная беседа;
- Повторение изученного материала;
- Изучение нового материала.
План урока:
- Географическое положение и природа Финикии;
- Финикийские мореплаватели и их занятия;
- Финикийские колонии;
- Открытия финикийцев.
Используемые методы: I. Актуализация учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим наше путешествие в историю Древнего мира и побываем в древней Финикии. Но прежде чем мы начнем знакомство с этой древней страной, давайте вспомним, в каких странах мы с вами побывали. Для этого мы поделимся на 3 группы:
-I группа характеризует Древний Египет;
-II группа характеризует Двуречье;
-III группа охарактеризует, каким образом Вавилону удалось стать главным городом Двуречья.
Учащиеся показывают на карте древние государства, рассказывают об их природе, географическом положении, занятиях и религиозных верованиях.
Учитель задает вопросы участникам групп:
- Как делают папирус?
- Каких египетских богов вы знаете?
- Назовите самую большую пирамиду в Египте?
- Что объединяет понятия:
- Шамаш-Сина-Иштар;
- Ур-Урук-Вавилон;
- Столб-Хаммурапи-Законы;
- Черное море-Передняя Азия-реки Тигр и Евфрат?
Учащиеся отвечают на заданные вопросы, подводят итоги работы в группах.
II. Изучение нового материала.
Далее учителем выдвинута первая задача урока: Охарактеризовать географическое положение и природные условия Финикии. Учащиеся слушают рассказ учителя, который показал небольшую презентацию о государстве, которое расположено на месте древней Финикии-Ливан.
- Ребята, используя карту и рассказ учителя, определите, как географические условия страны влияли на занятия людей.
- Сравните занятия финикийцев с занятиями жителей Древнего Египта и Вавилона.
Далее учитель рассказывает о крупных городах Финикии и учащиеся находят на карте города: Библ, Тир, Сидон. Описываются основные занятия жителей крупных городов: ремесла, торговля, финикийцы были отважными мореплавателями. Они основали свои колонии, что способствовало оживлению торговли.
Финикийцы нередко пользовались выгодой своего положения, они обращались в морских разбойников, захватывали на чужом берегу беззащитных жителей, особенно женщин и детей, везли их продавать в рабство на азиатские рынки.
Работа с учебником: Прочитать отрывок «Как финикийцы похитили женщин».
Вопрос классу: Ребята, с какой целью так поступали финикийцы и как их деяния можно характеризовать?
Далее учитель рассказывает учащимся о колониях, которые были основаны финикийцами по берегам Средиземного моря: на Кипре, в Сицилии, в Северо-Западной Африке (Тунисе), где ими был основан Карфаген. Между Финикией и колониями, т.е. новыми поселениями, сохранялись дружеские отношения.
Словарная работа:
Финикия, Колония, Алфавит.
Учитель: Ребята, финикийцы были не только торговцами и мореплавателями. Они были еще и изобретателями.
Вавилоняне, ассирийцы, персы заимствовали клинопись у жителей Южного Междуречья. Познакомились с ней и финикийцы, т.к. купцам знание письма было необходимо. Но овладеть письмом как клинописным, так и египетским было одинаково сложно. Финикийцы стали думать над созданием более простого письма. Около трех тысяч лет назад они создали древний алфавит. В финикийской азбуке было всего 22 знака – буквы. Все они были согласные и имели простую для написания форму. На эту азбуку похожи все позднейшие европейские азбуки (греческая, латинская, немецкая, славянская).
Работа с историческим документом.
Геродот о финикийцах
(Путешествие финикийцев)
…Ливия же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он им приказал держать через Геракловы Столпы, пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место в Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам во время плавания вокруг Ливии солнце оказывалось у них на правой стороне.
Так впервые было доказано, что Ливия окружена морем. Впоследствии карфагеняне утверждали, что им также удалось обогнуть Ливию…
Вопросы к документу.
-Какое открытие сделали финикияне?
Работа с картой
-Где побывали финикийцы?
-Какие колонии они основали?
III. Закрепление пройденного материала.
Проверьте себя по содержанию темы «Финикийские мореплаватели».
Тест 1. Финикия расположена:
А) там же, где Древнее Двуречье;
Б) на восточном берегу Средиземного моря;
В) на западном берегу Средиземного моря;
Г) на южном берегу Средиземного моря.
Тест 2. Природные условия Финикии:
А) такие же, как и в Древнем Египте;
Б) такие же, как в Двуречье;
В) совершенно иные.
Тест 3. Финикия расположена:
А) в долине реки;
Б) по узкому побережью между морем и горами;
В) на плодородных землях.
Тест 4. Археологи находят остатки их колоний:
А) вдоль восточного побережья Средиземного моря;
Б) в Северной Африке;
В) в Испании;
Г) в Восточной Европе;
Д) в Средней Азии.
Тест 5. Занятие мореплаванием требовало знания:
А) астрономии;
Б) медицины;
В) грамоты;
Г) математики;
Д) земледелия;
Е) поэзии.
Тест 6. Именно финикийцы изобрели:
А) рисунчатое письмо;
Б) алфавит;
В) буквенное письмо;
Г) азбуку.
Подведение итогов.
Домашнее задание: п.15
Литература:
- История Древнего мира.
- Журнал «Преподавание истории в школе» №5.
- Методическое пособие по истории Древнего мира, Волгоград,
изд. «Учитель», 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развёрнутый план конспект урока в 7 классе по теме «Cпорт. Из истории олимпийских игр» по учебнику И.Л.Бим «Немецкий язык. 7 класс».
Развёрнутый план конспект урока в 7 классе по теме «Cпорт. Из истории олимпийских игр» по учебнику И.Л.Бим «Немецкий язык. 7 класс»....
Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Возникновение искусства и религиозных верований
Тема: Возникновение искусства и религиозных верований.· Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления;·...
Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Возникновение земледелия и скотоводства
Тема урока: Возникновение земледелия и скотоводства.Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, котор...
Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Появление неравенства и знати
Урок "Появление неравенства и знати". 5-й классЦели:1. Учащиеся научаться определять причины появления неравенства между людьми, давать определения понятиям «соседская община», «неравенство», «знать»...
Конспект урока истории. 5 класс. Тема: «Государство на берегах Нила»
Тема: «Государство на берегах Нила»Цель урока: знакомство с природой Древнего Египта и образованием единого государства.Задачи урока:выяснить местоположение и природные условия Древнего Египтапо...
Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»
Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...
Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»
Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....