Конспект урока по истории "Греки и критяне"
план-конспект урока по истории
Предварительный просмотр:
ТИП УРОКА: Урок введения нового знания.
МЕТОДЫ РАБОТЫ: урок с элементами групповой работы, технологий: ИКТ, дифференцированного обучения, продуктивного чтения и здоровьесбережения.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, развитие сотрудничества при работе в группах, готовности и способность учащихся к саморазвитию, воспитание интереса к истории как к науке.
Предметные: познакомить учащихся с особенностями географического положения, природы Древней Греции, занятиями ее жителей, с древнейшим периодом греческой истории, объяснять и конкретизировать примерами смысл новых терминов и понятий (
Метапредметные:
- регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.
- познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять продуктивное чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.
- коммуникативные: умение работать в группе для достижения общей цели, формирование собственного мнения и позиции.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УРОКА
Урок составлен на основе УМК издательства «Просвещение»:
Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. – М.: Просвещение, 2013. Рабочая тетрадь Всеобщая история. История Древнего мира, в 2-х частях, 5 класс. Г.И. Годер., - М.: Просвещение. 2014.
Историческая карта «Древняя Греция», оценочный лист, авторская презентация с иллюстративным рядом; раздаточный материал с заданиями для работы в парах.
ХОД УРОКА
1.Психологический настрой на урок.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда.
2.Организационный момент.
- Мы начнем урок друзья и я хочу проверить у вас наличие всех необходимых для урока принадлежностей. Посмотрите внимательно на нашу доску. Какое слово на ней написано? Слово «ТРУД». Что такое труд? Ответы детей: это работа, деятельность, выполнение заданий. Давайте вспомним, что оно обозначает на нашем уроке?
Труд на нашем уроке это шифровка где Т- это наши тетеради. Покажите ваши тетради. (Дети поднимают и показывают тетради). Р. - это наши? (Ручки, демонстрируют наличие ручек) У - это наши учебники, Д-дневники. Покажите ваши дневники, (демонстрируют учебники и дневники). Хорошо, значит, мы готовы к уроку и можем начинать.
Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.
3.Микромодуль воспоминание.
На предыдущих уроках мы познакомились с вами с историей стран Древнего Востока и Азии. Познакомились с их природными условиями, географическим положением, занятиями населения структурой обществ, религиозными верованиями, изобретениями и открытиями, сделанными в древности.
-А сейчас я прошу вас обратить внимание на это историческое лукошко в нем на листках написаны предметы о которых речь шла в главе Древний Восток. (Сл.1) Теперь мы точно знаем из каких стран, они к нам пришли. Наша с вами задача, вспомнить из какой страны они к нам попали? ( Ученики берут листочки из лукошка называют страну, из которой они пришли к нам)
Предметы:
- Бумага – ответ учащихся: бумага изобретена в Древнем Китае.
- Шахматы– ответ учащихся: игра была придумана в Индии.
- Стекло- ответ учащихся: В Финикии было изобретено прозрачное стекло.
- Монета – ответ учащихся: Первую в мире монету начали чеканить в Лидии.
- Компас – ответ учащихся: Древнейший компас изобретен в Китае.
- Сахар – ответ учащихся: Древней Индии впервые появился сахар, его делали из сладкого сока сахарного тростника.
- Чай – ответ учащихся: В Древнем Китае научились выращивать чайные кусты.
- Пурпурная краска – ответ учащихся: В Финикии из раковин улиток добывали пурпурную краску.
Но это еще не все. Государства Древнего Востока дали много выдающихся имен и достижений. Помните ли вы их? Давайте посмотрим, насколько хорошо вы их помните. Но это задание будет оцениваться по особенному: то количество баллов, которое наберет группа пойдет вам в общий зачет. Вы обратили внимание, что на сегодняшнем уроке нам предстоит не только поработать в парах, но и в группах. Обратите внимание на слайде правила работы в группах, не забывайте их.(Сл.2)
Вам необходимо назвать имена, изображённых на слайде лиц и назвать сооружения древности. ( Сл.3-4)
Проверьте себя (4).
Максимальное количество баллов -9. Оцените свою работу.
4.Микромодуль символического образа.
У меня в историческом лукошке остался один листочек, на котором написано слово ваза (Сл.6)
Итак, с историей какого государства связано это слово? (Учащиеся: с историей Древней Греции)
Это конечно Древнейшая Греция.
Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки на веки.
Даже порой удивленье берёт:
Ну, до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали,
Мудрые мифы они создавали
(с детства знакомы любому из нас
и Прометей, и Геракл, и Атлант).
Древние греки моря бороздили,
Время для спорта они находили,
И Олимпийские игры они
Тоже придумали в давние дни!
А как называется народ, проживающий на территории Греции (греки).
Есть такая страна посреди винно-цветного моря, -
Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый.
В нем городов - девяносто, а людям, так нету и счета...
Кносс - между всех городов величайший на Крите.
Царил в нем девятилетиями мудрый Минос...
О каком острове упоминается в стихотворении? (Остров Крит) А как называется народ, проживающий на территории острова? (Критяне)
Предположите тему сегодняшнего урока?
И тема нашего урока: Древнейшая Греция. Греки и Критяне.(Сл. 7)
Греция дала человечеству очень многое – театр, скульптуру, архитектуру, живопись, Олимпийские игры. Греция маленькая страна, но древние греки создали высокую культуру. В русском языке много слов греческого происхождения: школа, география, ботаника, арифметика, история, грамматика, тетрадь, кино. Многие наши имена тоже греческого происхождения: Екатерина, Елена, Галина, Марина, Александр и другие. (Сл.8-9)
Что-то из истории Древней Греции вы уже слышали, а что сегодня на уроке хотите узнать, выяснить (Сл.10) Это будут наши цели, а в соответствии с ними можем предположить план (Сл.11)
Сегодня на уроке мы с вами ребята отправимся в путешествие в Древнейшую Грецию. Билеты я вам приобрела, это ваши зачетные листы. К ним еще прилагаются путевые листы, выполняя задания в которых мы будем продвигаться в нашем путешествии. Путевой лист для команды ГЕОГРАФЫ, ДОКУМЕНТАЛИСТЫ, ИСКАТЕЛИ. Подпишите ваши билеты с названием команды. Итак, мы готовы отправиться в путешествие.
А пока ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Любим мы историю, друзья!
Изучаем страны, учим строки,
Но нам без отдыха нельзя!
Так отдохнём мы на уроке:
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы не будем уставать!
Руки – вверх, потом – направо…
И начнём считать сначала.
И опять считать начнем.
Представьте что мы с вами финикийские мореплаватели, которые отправляются в далёкое плавание. Первым, кому сейчас предстоит потрудиться- это географам, от ваших добытых в учебнике сведений зависит то, как командам удасться справиться с заданиями и получить в зачет как можно больше баллов (Сл.12) Двигаясь на северо-запад мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него и жил народ, которого мы называем греками, а страну Грецией. Итак, первая наша остановка в путешествии называется порт «Практический» здесь мы познакомимся с географическим положением Греции. А для этого обратимся к карте на слайде № 14 ) учебниках (стр.111)
Учитель: Восточные народы жили по берегам больших рек, а греки расселились вокруг Эгейского моря, по выражению одного древнего писателя, как лягушки вокруг озера. Пришли они в эти края во втором тысячелетии до нашей эры с севера, примерно в тоже время, когда на востоке возникло Вавилонское царство.
Эгейское море разделяет Европу и Азию, на его европейской стороне греки заняли полуостров, давайте найдем его на карте, как он называется? (это Балканский полуостров, дети показывают полуостров и называют его). Какими морями омывается Греция и Балканский полуостров? (Эгейское и Ионическое.) Покажите их на карте. Есть ли в Греции крупные реки? ( Нет).
На какие части условно мы можем разделить Грецию? ( Северная Греция, Средняя Греция и Южная - Пелопоннес.) Покажите их на карте.
Давайте послушаем географов, какую информацию отобрали они для предстоящей практической работы. Ваше выступление.
Практическая работа1. « Природные условия». Проверим себя(Сл.16) Выставим в зачетные листы баллы.
Мы продолжаем нашу работу и нас ждет Самостоятельная работа.
Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы выберите «верное» или «неверное» утверждение. «+» или «-». Проверьте себя (Сл. 17)
Выставим в зачетные листы баллы.
Сейчас предстоит поработать документалистам и дополнить сведения географов.
У вас тоже имеется дополнительный материал, а это следующий порт КЛИМАТИЧЕСКИЙ он связан с занятиями населения жителей Древней Греции
Слайды 18-22
Отчет документалистов
Любая страна интересна не только с точки зрения природы, она славится, прежде всего, людьми. Поэтому мы с вами отправляемся в следующий порт «Мифический». Слайд № 22 Эгейское море усеяно множеством островов. Они находятся так близко друг от друга, что с них видны соседние острова. Самый большой остров – Крит. Этот остров считается частью Европы. В III тыс. до н. э. здесь возникло древнейшее в Европе государство. Слайд№
С историей, которого мы познакомимся, обратившись к мифам « О Тесее и Минотавре» и «О Дедале и Икаре». Но прежде давайте вспомним на основе, каких источников историки изучают прошлое? Ученики: Письменных и вещественных. Мифы мы отнесем, к каким источникам? Ученики: Письменным.
Как вы поняли настало время отчитаться Искателям
Просмотр миф о Тесее и Минотавре.
Задание отыскать имена и выполнить задание
Проверка, выставление баллов. Пока вы подсчитывайте общее количество баллов.
Пройтись по слайдам до конца.
Озвучиваем количество баллов по итогам урока
Итог урока:
Ребятам по очереди предлагается высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Знания Ваши нам так пригодились!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе "Природа Греции. Греки и критяне"
Конспект урока к начальному знакомству с разделом "Древняя Греция", в соответствии с ФГОС...
5 класс. Конспект урока "Древнейшая Греция. Греки и критяне"
План-конспект урока с применением технологии критического мышления....
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...
Конспект урока истории в 5 классе "Греки и критяне"
Знакомство с историей Древней Греции и ее местоположением....
Конспект урока на тему "Греки и критяне"
5 класс...