Конспект урока на тему "Греки и критяне"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Окрачкова  Яна Геннадьевна

5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon greki_i_krityane_.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ

  1. Тема урока: «Древнейшая Греция. Греки и критяне»
  2. Целевые установки урока:
  • образовательная цель: познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, основными занятиями древних греков, мифом о Тесее и Минотавре, Критским царством.
  • воспитательная цель: воспитание интереса к изучению истории Древней Греции, воспитание готовности встать на защиту своей Родины  через миф о Тесее и Минотавре.
  • развивающая цель:  развитие умения работать с исторической картой, источниками, текстом учебника, видеоматериалами;  развитие умения сравнивать, анализировать, решать проблемные задачи,  отвечать на поставленные вопросы по существу. 
  1. Тип урока: урок изучения нового материала
  2. Литература:
  • А.А. Вагасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.  – М.: Просвещение, 2013. – 287 с.
  • Г.И. Годер Рабочая тетрадь Всеобщая история. История Древнего мира, Ч.2, 5 класс.  / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с.
  1. Интернет сайты:
  1. Технические средства обучения:
  • Компьютер;
  • Экран;
  • Проектор;
  • Звуковые колонки;
  • Доска;
  • Мел.

План урока

Деятельность

учителя

Деятельность

 обучающихся

1.Организационный момент

Учитель приветствует обучающихся: «Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь!».

Проверка отсутствующих.  

Обучающиеся приветствуют учителя стоя и молча, затем садятся на свои места.  

Староста называет отсутствующих.

2.Определение темы урока

Ребята, изучая страны Древнего мира, мы с вами познакомились с историей многих государств, ранее существовавших в древнем мире и это составляет 1/3 часть пути, который мы уже прошли при изучении истории стран Древнего Востока.

Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по странам Древнего Востока  и переходим к изучению истории новой страны. А как эта страна называется попробуйте догадаться, послушав Оду, посвященную этой стране. (слайд №1)

После окончания чтения Оды, учитель повторно задает вопрос: Как Вы думаете, о какой стране идет речь?

Ученик читают Оду, отображаемую на экране.

Речь идет о Греции

3.Новая тема урока «Древнейшая Греция. Греки и критяне».

План урока:

1)Географическое положение Древней Греции.

2)Основные занятия древних греков.

3)Миф о Тесее  и Минотавре.

4)Критское царство.

Молодцы! Совершенно верно! Сегодня мы с Вами начинаем изучение истории Древней Греции. Теперь давайте откроем тетради и запишем тему сегодняшнего урока, с которой мы и начнем изучение истории этой страны: «Древнейшая Греция. Греки и критяне». Сегодня на уроке мы рассмотрим географическое положение Древней Греции, основные занятия древних греков, познакомимся с мифом    о Тесее и Минотавре, а также узнаем о Критском царстве.

В конце урока нам нужно ответить на вопрос: «Почему произошла гибель Критского царства?», а также сравнить основные занятия в Древней Греции и в Древнем Египте.

1)Работа с картой в учебнике на с.111 (Слайд №3)

Вопросы:

1.На каком полуострове расположена Древняя Греция?

2.Какими морями омывается Древняя Греция?

3.Есть ли крупные реки в Древней Греции?

4.Есть ли природные возвышенности на территории Древней Греции?

5.Назовите самый крупный остров в Эгейском море.

6. Условно Древняя Греция делилась на три части. Посмотрите внимательно на карту и назовите их.

7.Назовите крупные города Древней Греции.

Мы с Вами верно определили географическое положение Древней Греции: Древняя Греция расположена на Балканском полуострове, омывается Эгейским и Ионическим морям, ее территория делится на три части: Южную, Северную и   Среднюю Грецию,  на ее территории нет полноводных рек, а большую часть территории занимают крутые и обрывистые горы.

Давайте сравним географическое положение Древней Греции и других древневосточных государств, которые мы с вами уже изучили.

Верно, географическое положение Древней Греции отличает отсутствие больших и полноводных рек, наличие гор, а также близость моря.

2) Таким образом, мы рассмотрели географическое положение Древней Греции. Давайте вспомним, что в жизни людей  связано с географическим положением страны, в которой они проживают?

Верно! Из географического положения у нас вытекают основные занятия населения.

Работа с источником (приложение №2).

На экранах вы видите текст. Давайте прочитаем его и найдем основные занятия древних греков.

Верно, древние греки занимались выращиванием винограда и оливок, из которых изготавливали вино и масло, также занимались ремеслом и строили корабли.

С какими особенностями географического положения связаны эти занятия?

Таким образом, мы видим, что занятия древних греков во многом обусловлены географическим положением их страны. Так как, не было плодородных земель, выращивали виноград и оливки, из которых изготавливали масло и вино, а близость моря объясняет то,  что они строили корабли.

3) Мы уже знакомы с вами с мифами. Напомните, что такое миф.

Верно, миф - это древнейшее сказание, представляющее собой художественное повествование о происхождении мира, о богах, царях и героях.

Теперь давайте еще раз посмотрим на карту в учебнике на с. 111 и назовем самый большой остров Древней Греции.

Верно, самый большой остров древней Греции – это остров Крит.

В греческих мифах, рассказывается, что Афины вынуждены были платить дань царю острова Крит.  Каждые 9 лет  жители Афин посылали на Крит 7 девушек и 7 юношей на съедение  чудовищу Минотавру.  

Работа с видеороликом: Сейчас мы посмотрим небольшой отрывок из мультфильма (11:07-14:07), где мы увидим кому и как удалось победить это чудовище, а затем с помощью текста учебника (стр. 113-114-приложение №1), работая по парам, заполним таблицу, которую Вы получили  (приложение №2).

Вопросы:

1.Кто такой Минотавр?

2. Кто такой Эгей?

3. А как звали сына царя Эгея?

4. Какой подвиг совершил Тесей?

5. Что такое лабиринт?

6. Кто такой Минос?

7. Кто помог Тесею выбраться из лабиринта?

8. К кому за помощью обратилась девушка?

Молодцы! Все задания выполнили верно! Таким образом, мы выяснили, что Минотавра победил Тесей, который был сыном афинского царя Эгея, а помогла ему в этом Ариадна, которая дала ему путеводную нить. А что же сейчас означает выражение «нить Ариадны»?

Верно, сегодня «нитью Ариадны» называют способ, помогающий решить какой-либо тяжелый, запутанный вопрос или выйти из затруднительного положения.

4)Теперь давайте представим себя исследователями и отправимся на Родину Минотавра – остров Крит, чтобы узнать много нового о Критском царстве.

Начнем мы наше исследование с теоретической подготовки, а затем перейдем к практике.

На домашнее задание одному из обучающихся было задано подготовить сообщение о Критском царстве. Сейчас мы его внимательно послушаем – это и будет нашей теоретической подготовкой.

Мы с Вами послушали сообщение о Критском царстве, а значит прошли теоретическую подготовку и готовы приступить к своему исследованию. Давайте разделимся на 2 группы и каждая группа выполнит свое маленькое исследование с помощью текста учебника на с. 116 (приложение №3, Слайд №5).

1 группа: Почему цари Крита стали властвовать на всем Эгейском море?

2 группа: Какова судьба Критского царства?

 

Замечательные исследования, верно, критяне были отважными мореходами и имели хороший военный флот, что и обеспечило господство Крита на Эгейском море. Но в 15 веке Критское царство погибло в результате землетрясения на соседнем острове.

Обучающиеся записывают тему урока в тетради.

Обучающиеся выходят к доске и отвечают на вопросы с помощью карты:

1.Древняя Греция расположена на Балканском полуострове.

2.Древняя Греция омывается Эгейским и Ионическим морями.

3.Крупных рек на территории Древней Греции нет.

4.Да, большую часть территории Древней Греции занимают горы.

5.Самый крупный остров в Эгейском море – это Крит.

6.Северная Греция, Средняя Греция, Южная Греция.

7.Спарта, Афины, Дельфы, Микены и т.д.

Географическое положение Древней Греции от географического положения изученных ранее древневосточных государств отличает отсутствие полноводных рек, наличие горных массивов и то, что страна  со всех сторон, кроме северной, омывается морями.  

Основные занятия, которыми занимаются жители этой страны.

Один из обучающихся читает текст вслух. Затем обучающиеся выполняют задание – называют занятия древних греков: выращивали зерно, виноград и оливки, изготавливали масло и вино, занимались ремеслом, строили корабли.

Выращивали виноград и оливки, т.к. не было плодородных земель, а большую часть территории занимали горы. Корабли строили, т.к. практически со всех сторон  территория Греции омывается морями.

Миф – это древнейшее сказание о богах, царях и героях.

Крит.

Обучающиеся просматривают видеоролик, а затем, используя текст учебника, заполняют таблицу, отвечая на вопросы:

1.Минотавр – это чудовище с туловищем человека и головой быка.

2.Эгей-царь Афин.

3. Сын Эгея – Тесей.

4.Тесей победил Минотавра.

5.Лабиринт-большое здание со множеством ходов и помещений.

6. Минос - царь Крита.

7. Тесею помогла Ариадна.

8. Ариадна обратилась за помощью к строителю лабиринта Дедалу.

После выполнения задания, один из учащихся оглашает результаты, а остальные сверяются с ним.

Сейчас это означает то, что помогает найти выход из какой-либо сложной ситуации.

 

Обучающийся рассказывает свое сообщение о Критском царстве.

Крит находился на пересечении морских путей, поэтому критяне славились как отважные мореходы, цари Крита создали военный флот и стали властвовать на всем Эгейском море.

В 15-м веке до н.э. на острове Фера произошло землетрясение и извержение вулкана. Волны и пепел обрушились на Крит, постройки были разрушены, а население спаслось бегством.

4.Закрепление нового материала

Давайте теперь посмотрим, хорошо ли мы усвоили новую тему: выполним задание, которое вы видите на экранах (слайд 6). Нам необходимо вставить недостающие слова:

1.Греция расположена в Европе, в южной части ……………. 

полуострова.

2.Основные занятия древних греков: ………………

3.Более трех с половиной тысяч лет назад в Греции существовали города: ………………

4. На морях, омывающих Грецию, много островов, самый большой из них называется …………

5. Героя, который победил  Минотавра зовут…..

6. Критское царство погибло в 15 веке до н.э. в результате …………………………..

Молодцы! На все вопросы ответили верно, а теперь давайте ответим на два главных вопроса в нашей теме, о которых мы говорили в начале нашего урока.

Почему произошла гибель Критского царства?

Верно, в 15 веке Критское царство погибло в результате землетрясения на соседнем острове.

Сравните  основные занятия в Древней Греции и в Древнем Египте.

Верно, основные отличия занятий в Древнем Египте и Древней Греции обусловлены природными условиями, поэтому земледелие было менее развито в Древней Греции, чем в Древнем Египте, где благодаря илу из Нила были очень плодородные земли.

1.Греция расположена в Европе, в южной части БАЛКАНСКОГО  полуострова.

2.Основные занятия древних греков: ВЫРАЩИВАНИЕ ВИНОГРАДА И ОЛИВОК, ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВИНА И МАСЛА, РЕМЕСЛО, СУДОСТРОЕНИЕ.

3.Более трех с половиной тысяч лет назад в Греции существовали города:  АФИНЫ, КНОСС, ПИЛОС, МИКЕНЫ, ТИРИНФ, ТРОЯ.

4. На морях, омывающих Грецию, много островов, самый большой из них называется  КРИТ.

5. Героя, который победил  Минотавра зовут ТЕСЕЙ.

6. Критское царство погибло в 15 веке до н.э. в результате  ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

Гибель Критского царства произошла в результате землетрясения на острове Фера.

В Древнем Египте были более плодородные земли, чем в Древней Греции, поэтому в Древнем Египте было больше развито земледелие. В Древней Греции, как и в Древнем Египте занимались ремеслом.

5. Вывод учителя по новой теме

Таким образом, мы с Вами начали изучение Древней Греции. Узнали о природных особенностях Древней Греции, об основных занятиях древних греков. Также мы узнали о Критском царстве и как оно погибло. Кроме того познакомились с отважным Тесеем, который победил Минотавра.

6.Рефлексия

 Давайте представим, что наш класс – это Древнегреческий ресторан, а тема урока – это те блюда, которые мы попробовали. Продолжите фразы:

  • Я бы еще съел…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Я почти переварил…
  • Я переварил…
  • Пожалуйста, добавьте…
  • Я переел…

7.Домашнее задание

Учитель просит учащихся достать дневники и записать домашнее задание:

параграф 24, вопросы с.116;

*иллюстрация к мифу о Тесее и Минотавре

Обучающиеся  достают дневники и  записывают домашнее задание.

8.Выставление оценок

Учитель оценивает работу обучающихся на уроке, выставляет оценки в журнал и дневники обучающихся.

Обучающиеся, получившие оценки на уроке, подносят дневник учителю для выставления оценок.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1


Каждые девять лет жители 
Афин посылали на Крит семь девушек и семерых юношей. Там их пожирал Минотавр - чудовище, имевшее туловище человека и голову быка.
Подоспел срок посылать дань в третий раз.
- Афиняне! - обратился к согражданам седой Эгей, царь 
Афин. - Решайте жребием, кому из ваших детей суждено погибнуть!
Люди стали негодовать на то, что собственный сын Эгея избавлен от жеребьевки и потому царь равнодушен к их бедам. Слыша эти упреки, царский сын Тесей не мог оставаться безучастным.
- Я поеду на Крит добровольно. Да помогут мне боги одолеть Минотавра!
Вместе с теми, кому выпал жребий, Тесей взошел на корабль под черным парусом. Эгей напутствовал сына:
- Если останешься жив, замени черный парус на белый. Пусть белый парус издалека возвестит о твоей победе.
Через несколько дней афинский корабль вошел в гавань Крита. Где-то там, на этом острове, находился Лабиринт - большое здание со множеством запутанных ходов и помещений. Человек, попавший в Лабиринт, не мог выбраться из него без посторонней помощи. В Лабиринте жил свирепый Минотавр.
Чужеземцев привели во дворец царя Миноса. Красота Тесея тронула сердце царской дочери Ариадны. Как ей спасти афинского юношу?
Девушка обратилась за помощью к строителю Лабиринта - знаменитому мастеру Дедали, который сам был родом из 
Афин. По его совету Ариадна тайно принесла Тесею меч и клубок ниток.
- Привяжи нить у входа, - сказала она Тесею, - и, углублясь в Лабиринт, разматывай клубок. По этой нити найдешь обратный путь.
Содрогаясь от ужаса, афинские Лабиринта. юноши и девушки шли по извилистым ходам  Вдруг с грозным ревом явилось чудовище, острыми рогами готовилось оно пронзитьТесея. Внезапно Минотавр прыгнул и вопль ужаса огласил своды Лабиринта. Казалось,Тесей погиб... Но герой не был даже ранен. Одной рукой он схватил Минотавра за рог, другой нанес ему удар прямо в сердце.
По нити Ариадны вывел Тесей своих спутников из Лабиринта. Взяв с собой царскую дочь, греки отправились в обратный путь. Они так ликовали и радовались своему спасению, что Тесей забыл просьбу старого отца... А между тем царь Эгей подолгу стоял на крутом берегу, вглядываясь в морские дали. И вот показался корабль.
- Афиняне! - закричал он. - Я узнаю корабль, но не могу различить цвет паруса. - Мужайся, царь, - был ответ, - парус остался черным.
Решив, что сын погиб, Эгей бросился с обрыва в бурлящие волны и разбился насмерть. С тех пор это море называют Эгейским.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Вопросы:

Ответы:

1. Кто такой Минотавр?

2. Кто такой Эгей?

3. А как звали сына царя Эгея?

4. Какой подвиг совершил Тесей?

5. Что такое лабиринт?

6. Кто такой Минос?

7. Кто помог Тесею выбраться из лабиринта?

8. К кому за помощью обратилась девушка?

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Крит находился на пересечении морских путей. Задолго до финикийцев критяне славились как отважные мореходы. Цари Крита создали сильнейший военный флот и стали властвовать на всем Эгейском море.

На Крите найдены глиняные таблички с непонятными письменами. Эти надписи пока не разгаданы. Мы не знаем о Древнем Крите многого, даже того. На каком языке говорило его население.

Гибель критского царства. В 15-м веке до н.э. на острове Фера произошло землетрясение и извержение вулкана. Чудовищной величины волна и тучи пепла обрушились на Крит. Многие постройки на нем были разрушены.

После катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе "Природа Греции. Греки и критяне"

Конспект урока  к начальному знакомству с разделом "Древняя Греция", в соответствии с ФГОС...

5 класс. Конспект урока "Древнейшая Греция. Греки и критяне"

План-конспект урока с применением технологии критического мышления....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Конспект урока истории в 5 классе "Греки и критяне"

Знакомство с историей Древней Греции и ее местоположением....