Конспект урока на тему "Греки и критяне"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ
- Тема урока: «Древнейшая Греция. Греки и критяне»
- Целевые установки урока:
- образовательная цель: познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, основными занятиями древних греков, мифом о Тесее и Минотавре, Критским царством.
- воспитательная цель: воспитание интереса к изучению истории Древней Греции, воспитание готовности встать на защиту своей Родины через миф о Тесее и Минотавре.
- развивающая цель: развитие умения работать с исторической картой, источниками, текстом учебника, видеоматериалами; развитие умения сравнивать, анализировать, решать проблемные задачи, отвечать на поставленные вопросы по существу.
- Тип урока: урок изучения нового материала
- Литература:
- А.А. Вагасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2013. – 287 с.
- Г.И. Годер Рабочая тетрадь Всеобщая история. История Древнего мира, Ч.2, 5 класс. / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с.
- Интернет сайты:
- http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/11/17/drevneyshaya-gretsiya-greki-i-krityane
- http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/11/21/greki-i-krityane
- https://infourok.ru/konspekt-urokaprezentaciya-greki-i-krityane-klass-612828.html
- https://doc4web.ru/istoriya/konspekt-uroka-po-istorii-drevneyshaya-greciya-greki-i-krityane-.html
- Технические средства обучения:
- Компьютер;
- Экран;
- Проектор;
- Звуковые колонки;
- Доска;
- Мел.
План урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент | Учитель приветствует обучающихся: «Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь!». Проверка отсутствующих. | Обучающиеся приветствуют учителя стоя и молча, затем садятся на свои места. Староста называет отсутствующих. |
2.Определение темы урока | Ребята, изучая страны Древнего мира, мы с вами познакомились с историей многих государств, ранее существовавших в древнем мире и это составляет 1/3 часть пути, который мы уже прошли при изучении истории стран Древнего Востока. Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по странам Древнего Востока и переходим к изучению истории новой страны. А как эта страна называется попробуйте догадаться, послушав Оду, посвященную этой стране. (слайд №1) После окончания чтения Оды, учитель повторно задает вопрос: Как Вы думаете, о какой стране идет речь? | Ученик читают Оду, отображаемую на экране. Речь идет о Греции |
3.Новая тема урока «Древнейшая Греция. Греки и критяне». План урока: 1)Географическое положение Древней Греции. 2)Основные занятия древних греков. 3)Миф о Тесее и Минотавре. 4)Критское царство. | Молодцы! Совершенно верно! Сегодня мы с Вами начинаем изучение истории Древней Греции. Теперь давайте откроем тетради и запишем тему сегодняшнего урока, с которой мы и начнем изучение истории этой страны: «Древнейшая Греция. Греки и критяне». Сегодня на уроке мы рассмотрим географическое положение Древней Греции, основные занятия древних греков, познакомимся с мифом о Тесее и Минотавре, а также узнаем о Критском царстве. В конце урока нам нужно ответить на вопрос: «Почему произошла гибель Критского царства?», а также сравнить основные занятия в Древней Греции и в Древнем Египте. 1)Работа с картой в учебнике на с.111 (Слайд №3) Вопросы: 1.На каком полуострове расположена Древняя Греция? 2.Какими морями омывается Древняя Греция? 3.Есть ли крупные реки в Древней Греции? 4.Есть ли природные возвышенности на территории Древней Греции? 5.Назовите самый крупный остров в Эгейском море. 6. Условно Древняя Греция делилась на три части. Посмотрите внимательно на карту и назовите их. 7.Назовите крупные города Древней Греции. Мы с Вами верно определили географическое положение Древней Греции: Древняя Греция расположена на Балканском полуострове, омывается Эгейским и Ионическим морям, ее территория делится на три части: Южную, Северную и Среднюю Грецию, на ее территории нет полноводных рек, а большую часть территории занимают крутые и обрывистые горы. Давайте сравним географическое положение Древней Греции и других древневосточных государств, которые мы с вами уже изучили. Верно, географическое положение Древней Греции отличает отсутствие больших и полноводных рек, наличие гор, а также близость моря. 2) Таким образом, мы рассмотрели географическое положение Древней Греции. Давайте вспомним, что в жизни людей связано с географическим положением страны, в которой они проживают? Верно! Из географического положения у нас вытекают основные занятия населения. Работа с источником (приложение №2). На экранах вы видите текст. Давайте прочитаем его и найдем основные занятия древних греков. Верно, древние греки занимались выращиванием винограда и оливок, из которых изготавливали вино и масло, также занимались ремеслом и строили корабли. С какими особенностями географического положения связаны эти занятия? Таким образом, мы видим, что занятия древних греков во многом обусловлены географическим положением их страны. Так как, не было плодородных земель, выращивали виноград и оливки, из которых изготавливали масло и вино, а близость моря объясняет то, что они строили корабли. 3) Мы уже знакомы с вами с мифами. Напомните, что такое миф. Верно, миф - это древнейшее сказание, представляющее собой художественное повествование о происхождении мира, о богах, царях и героях. Теперь давайте еще раз посмотрим на карту в учебнике на с. 111 и назовем самый большой остров Древней Греции. Верно, самый большой остров древней Греции – это остров Крит. В греческих мифах, рассказывается, что Афины вынуждены были платить дань царю острова Крит. Каждые 9 лет жители Афин посылали на Крит 7 девушек и 7 юношей на съедение чудовищу Минотавру. Работа с видеороликом: Сейчас мы посмотрим небольшой отрывок из мультфильма (11:07-14:07), где мы увидим кому и как удалось победить это чудовище, а затем с помощью текста учебника (стр. 113-114-приложение №1), работая по парам, заполним таблицу, которую Вы получили (приложение №2). Вопросы: 1.Кто такой Минотавр? 2. Кто такой Эгей? 3. А как звали сына царя Эгея? 4. Какой подвиг совершил Тесей? 5. Что такое лабиринт? 6. Кто такой Минос? 7. Кто помог Тесею выбраться из лабиринта? 8. К кому за помощью обратилась девушка? Молодцы! Все задания выполнили верно! Таким образом, мы выяснили, что Минотавра победил Тесей, который был сыном афинского царя Эгея, а помогла ему в этом Ариадна, которая дала ему путеводную нить. А что же сейчас означает выражение «нить Ариадны»? Верно, сегодня «нитью Ариадны» называют способ, помогающий решить какой-либо тяжелый, запутанный вопрос или выйти из затруднительного положения. 4)Теперь давайте представим себя исследователями и отправимся на Родину Минотавра – остров Крит, чтобы узнать много нового о Критском царстве. Начнем мы наше исследование с теоретической подготовки, а затем перейдем к практике. На домашнее задание одному из обучающихся было задано подготовить сообщение о Критском царстве. Сейчас мы его внимательно послушаем – это и будет нашей теоретической подготовкой. Мы с Вами послушали сообщение о Критском царстве, а значит прошли теоретическую подготовку и готовы приступить к своему исследованию. Давайте разделимся на 2 группы и каждая группа выполнит свое маленькое исследование с помощью текста учебника на с. 116 (приложение №3, Слайд №5). 1 группа: Почему цари Крита стали властвовать на всем Эгейском море? 2 группа: Какова судьба Критского царства?
Замечательные исследования, верно, критяне были отважными мореходами и имели хороший военный флот, что и обеспечило господство Крита на Эгейском море. Но в 15 веке Критское царство погибло в результате землетрясения на соседнем острове. | Обучающиеся записывают тему урока в тетради. Обучающиеся выходят к доске и отвечают на вопросы с помощью карты: 1.Древняя Греция расположена на Балканском полуострове. 2.Древняя Греция омывается Эгейским и Ионическим морями. 3.Крупных рек на территории Древней Греции нет. 4.Да, большую часть территории Древней Греции занимают горы. 5.Самый крупный остров в Эгейском море – это Крит. 6.Северная Греция, Средняя Греция, Южная Греция. 7.Спарта, Афины, Дельфы, Микены и т.д. Географическое положение Древней Греции от географического положения изученных ранее древневосточных государств отличает отсутствие полноводных рек, наличие горных массивов и то, что страна со всех сторон, кроме северной, омывается морями. Основные занятия, которыми занимаются жители этой страны. Один из обучающихся читает текст вслух. Затем обучающиеся выполняют задание – называют занятия древних греков: выращивали зерно, виноград и оливки, изготавливали масло и вино, занимались ремеслом, строили корабли. Выращивали виноград и оливки, т.к. не было плодородных земель, а большую часть территории занимали горы. Корабли строили, т.к. практически со всех сторон территория Греции омывается морями. Миф – это древнейшее сказание о богах, царях и героях. Крит. Обучающиеся просматривают видеоролик, а затем, используя текст учебника, заполняют таблицу, отвечая на вопросы: 1.Минотавр – это чудовище с туловищем человека и головой быка. 2.Эгей-царь Афин. 3. Сын Эгея – Тесей. 4.Тесей победил Минотавра. 5.Лабиринт-большое здание со множеством ходов и помещений. 6. Минос - царь Крита. 7. Тесею помогла Ариадна. 8. Ариадна обратилась за помощью к строителю лабиринта Дедалу. После выполнения задания, один из учащихся оглашает результаты, а остальные сверяются с ним. Сейчас это означает то, что помогает найти выход из какой-либо сложной ситуации.
Обучающийся рассказывает свое сообщение о Критском царстве. Крит находился на пересечении морских путей, поэтому критяне славились как отважные мореходы, цари Крита создали военный флот и стали властвовать на всем Эгейском море. В 15-м веке до н.э. на острове Фера произошло землетрясение и извержение вулкана. Волны и пепел обрушились на Крит, постройки были разрушены, а население спаслось бегством. |
4.Закрепление нового материала | Давайте теперь посмотрим, хорошо ли мы усвоили новую тему: выполним задание, которое вы видите на экранах (слайд 6). Нам необходимо вставить недостающие слова: 1.Греция расположена в Европе, в южной части ……………. полуострова. 2.Основные занятия древних греков: ……………… 3.Более трех с половиной тысяч лет назад в Греции существовали города: ……………… 4. На морях, омывающих Грецию, много островов, самый большой из них называется ………… 5. Героя, который победил Минотавра зовут….. 6. Критское царство погибло в 15 веке до н.э. в результате ………………………….. Молодцы! На все вопросы ответили верно, а теперь давайте ответим на два главных вопроса в нашей теме, о которых мы говорили в начале нашего урока. Почему произошла гибель Критского царства? Верно, в 15 веке Критское царство погибло в результате землетрясения на соседнем острове. Сравните основные занятия в Древней Греции и в Древнем Египте. Верно, основные отличия занятий в Древнем Египте и Древней Греции обусловлены природными условиями, поэтому земледелие было менее развито в Древней Греции, чем в Древнем Египте, где благодаря илу из Нила были очень плодородные земли. | 1.Греция расположена в Европе, в южной части БАЛКАНСКОГО полуострова. 2.Основные занятия древних греков: ВЫРАЩИВАНИЕ ВИНОГРАДА И ОЛИВОК, ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВИНА И МАСЛА, РЕМЕСЛО, СУДОСТРОЕНИЕ. 3.Более трех с половиной тысяч лет назад в Греции существовали города: АФИНЫ, КНОСС, ПИЛОС, МИКЕНЫ, ТИРИНФ, ТРОЯ. 4. На морях, омывающих Грецию, много островов, самый большой из них называется КРИТ. 5. Героя, который победил Минотавра зовут ТЕСЕЙ. 6. Критское царство погибло в 15 веке до н.э. в результате ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ Гибель Критского царства произошла в результате землетрясения на острове Фера. В Древнем Египте были более плодородные земли, чем в Древней Греции, поэтому в Древнем Египте было больше развито земледелие. В Древней Греции, как и в Древнем Египте занимались ремеслом. |
5. Вывод учителя по новой теме | Таким образом, мы с Вами начали изучение Древней Греции. Узнали о природных особенностях Древней Греции, об основных занятиях древних греков. Также мы узнали о Критском царстве и как оно погибло. Кроме того познакомились с отважным Тесеем, который победил Минотавра. | |
6.Рефлексия | Давайте представим, что наш класс – это Древнегреческий ресторан, а тема урока – это те блюда, которые мы попробовали. Продолжите фразы:
| |
7.Домашнее задание | Учитель просит учащихся достать дневники и записать домашнее задание: параграф 24, вопросы с.116; *иллюстрация к мифу о Тесее и Минотавре | Обучающиеся достают дневники и записывают домашнее задание. |
8.Выставление оценок | Учитель оценивает работу обучающихся на уроке, выставляет оценки в журнал и дневники обучающихся. | Обучающиеся, получившие оценки на уроке, подносят дневник учителю для выставления оценок. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Каждые девять лет жители Афин посылали на Крит семь девушек и семерых юношей. Там их пожирал Минотавр - чудовище, имевшее туловище человека и голову быка.
Подоспел срок посылать дань в третий раз.
- Афиняне! - обратился к согражданам седой Эгей, царь Афин. - Решайте жребием, кому из ваших детей суждено погибнуть!
Люди стали негодовать на то, что собственный сын Эгея избавлен от жеребьевки и потому царь равнодушен к их бедам. Слыша эти упреки, царский сын Тесей не мог оставаться безучастным.
- Я поеду на Крит добровольно. Да помогут мне боги одолеть Минотавра!
Вместе с теми, кому выпал жребий, Тесей взошел на корабль под черным парусом. Эгей напутствовал сына:
- Если останешься жив, замени черный парус на белый. Пусть белый парус издалека возвестит о твоей победе.
Через несколько дней афинский корабль вошел в гавань Крита. Где-то там, на этом острове, находился Лабиринт - большое здание со множеством запутанных ходов и помещений. Человек, попавший в Лабиринт, не мог выбраться из него без посторонней помощи. В Лабиринте жил свирепый Минотавр.
Чужеземцев привели во дворец царя Миноса. Красота Тесея тронула сердце царской дочери Ариадны. Как ей спасти афинского юношу?
Девушка обратилась за помощью к строителю Лабиринта - знаменитому мастеру Дедали, который сам был родом из Афин. По его совету Ариадна тайно принесла Тесею меч и клубок ниток.
- Привяжи нить у входа, - сказала она Тесею, - и, углублясь в Лабиринт, разматывай клубок. По этой нити найдешь обратный путь.
Содрогаясь от ужаса, афинские Лабиринта. юноши и девушки шли по извилистым ходам Вдруг с грозным ревом явилось чудовище, острыми рогами готовилось оно пронзитьТесея. Внезапно Минотавр прыгнул и вопль ужаса огласил своды Лабиринта. Казалось,Тесей погиб... Но герой не был даже ранен. Одной рукой он схватил Минотавра за рог, другой нанес ему удар прямо в сердце.
По нити Ариадны вывел Тесей своих спутников из Лабиринта. Взяв с собой царскую дочь, греки отправились в обратный путь. Они так ликовали и радовались своему спасению, что Тесей забыл просьбу старого отца... А между тем царь Эгей подолгу стоял на крутом берегу, вглядываясь в морские дали. И вот показался корабль.
- Афиняне! - закричал он. - Я узнаю корабль, но не могу различить цвет паруса. - Мужайся, царь, - был ответ, - парус остался черным.
Решив, что сын погиб, Эгей бросился с обрыва в бурлящие волны и разбился насмерть. С тех пор это море называют Эгейским.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Вопросы: | Ответы: |
1. Кто такой Минотавр? | |
2. Кто такой Эгей? | |
3. А как звали сына царя Эгея? | |
4. Какой подвиг совершил Тесей? | |
5. Что такое лабиринт? | |
6. Кто такой Минос? | |
7. Кто помог Тесею выбраться из лабиринта? | |
8. К кому за помощью обратилась девушка? |
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Крит находился на пересечении морских путей. Задолго до финикийцев критяне славились как отважные мореходы. Цари Крита создали сильнейший военный флот и стали властвовать на всем Эгейском море.
На Крите найдены глиняные таблички с непонятными письменами. Эти надписи пока не разгаданы. Мы не знаем о Древнем Крите многого, даже того. На каком языке говорило его население.
Гибель критского царства. В 15-м веке до н.э. на острове Фера произошло землетрясение и извержение вулкана. Чудовищной величины волна и тучи пепла обрушились на Крит. Многие постройки на нем были разрушены.
После катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе "Природа Греции. Греки и критяне"
Конспект урока к начальному знакомству с разделом "Древняя Греция", в соответствии с ФГОС...
5 класс. Конспект урока "Древнейшая Греция. Греки и критяне"
План-конспект урока с применением технологии критического мышления....
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...
Конспект урока истории в 5 классе "Греки и критяне"
Знакомство с историей Древней Греции и ее местоположением....
Конспект урока по истории "Греки и критяне"
новая тема урока...