Личностно-ориентированная технология. Уроки по В.В. Шогану.
учебно-методический материал по истории

Степанова Лариса Александровна

Личностно – ориентированная технология урока – как обращение к культурно – историческому явлению, соотнесенному с предметной темой, содержит расположенные в следующем порядке новые типы уроков:

  1. Урок – образ, создающий условия, в которых личный опыт детей очищается от бытовых нагромождений и восходит на уровень символов и знаков явлений истории и культуры.
  2. Урок логического мышления, создающий условия для восхождения от тенденций детского логического опыта к «чистым» формам мышления.
  3. Урок настроения создает условия для восхождения детского сознания от тенденций личностных смысловых переживаний через личностные смыслы жизни персон истории и культуры к переживанию «чистых» смыслов бытия.
  4. Урок самостоятельного действия создает условия для восхождения от стихийного действенно – волевого опыта ребенка к «чистому» смыслу действий и поступков. На этом уроке осуществляется синтез всех, возникающих на предыдущих этапах, который далее запечатлеваются в устойчивых структурах детского сознания.
  5. Урок актуализации и проповеди. Урок создает условия для перевода пережитого школьниками опыта чистых состояний сознания в реальность рационально – логических и нравственных поступков. Здесь главным является направленность детского сознания на гармонизацию среды в свете идеалов, запечатленных детьми в конкретной предметной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированная технология.

«На трех «китах»

 построена моя технология –

мышление, переживание, воля.»

Владимир Васильевич Шаган.

 Личностно – ориентированная технология урока по В.В. Шагану предполагает в качестве пробуждения урок  образ, в качестве открытия смыслов мышления – урок логического мышления, в качестве условий для переживания личностных смыслов жизни – урок настроения. Для проживания смыслов действия, т. е. волевых состояний – урок самостоятельного действия, для выхода «вопрошающего» сознания в реальность – урок актуализации и проповеди. «Все понимают, что обычные  исторические знания бесполезны, но они становятся достижением человека, если добыты в радости самостоятельного мыслительного откровения. …для современного школьника важен опыт и смысл жизни персоны истории и переживания на этой основе личностных смыслов жизни». Сам В. В. Шоган назвал свою технологию, «механизм» - «личностно-значимая историческая тема». Она представляет собой совокупность содержания и технологии и создает условия для пробуждения мысли, чувства и воли, она же обращает ученика к рефлексии, т.е. осознанию смыслов собственной жизни и судьбы.  «Ребенок, изучая историю, должен с искренностью сказать тебе: «Я мыслю, я чувствую и умею концентрировать волю для поступков, и я уже другой, лучший. Более уверенный в себе, я готов приносить пользу другим, я – счастлив!». Исторические знания в технологии личностно-значимой исторической темы это средство для саморазвития детского воображения, фантазии, мышления, чувства и воли.

         Итак, личностно – ориентированная технология урока – как обращение к культурно – историческому явлению, соотнесенному с предметной темой, содержит расположенные в следующем порядке новые типы уроков:

  1. Урок – образ, создающий условия, в которых личный опыт детей очищается от бытовых нагромождений и восходит на уровень символов и знаков явлений истории и культуры.
  2. Урок логического мышления, создающий условия для восхождения от тенденций детского логического опыта к «чистым» формам мышления.
  3. Урок настроения создает условия для восхождения детского сознания от тенденций личностных смысловых переживаний через личностные смыслы жизни персон истории и культуры к переживанию «чистых» смыслов бытия.
  4. Урок самостоятельного действия создает условия для восхождения от стихийного действенно – волевого опыта ребенка к «чистому» смыслу действий и поступков. На этом уроке осуществляется синтез всех, возникающих на предыдущих этапах, который далее запечатлеваются в устойчивых структурах детского сознания.
  5. Урок актуализации и проповеди. Урок создает условия для перевода пережитого школьниками опыта чистых состояний сознания в реальность рационально – логических и нравственных поступков. Здесь главным является направленность детского сознания на гармонизацию среды в свете идеалов, запечатленных детьми в конкретной предметной теме.

Урок – образ

        Урок  образ – это первый этап каждой новой темы. Тема включает в себя всю совокупность новых типов уроков. Но начинается с урока образа. Тема «Великая отечественная война 19941 – 1945 » в 9 классе, первый урок образ есть опережающее целостное  символическое начало всей темы. Результатом урока образа по существу является целостное опережающее образное представление учащихся о будущей теме. Урок – образ, отвечая за самодвижение детского сознания, представляет собой модуль, который открывает отношение детей к будущему явлению истории и культуры, а через него к собственному целостному состоянию сознания. Структура модульного урока – образа.

  • Микромодуль мотивационного образа – это первый этап урока, в котором создаются условия для восхождения детского личностного стихийного опыта на уровне знаков и символов всей темы;
  • Микромодуль опережающего рационального представления. Его задача в том, чтобы создать условия для восхождения неразвитого рационально – логического опыта учащихся на уровень опережающей рационально-логической  схематики всей темы.
  • Микромодуль смысла – это создание условий для опережающих личностно-смысловых диалогов в контексте судьбы эпохи и судьбы ученика нового поколения.
  • Микромодуль действия – это опережающее для всей темы выполнение самостоятельного действия, в котором синтезируются воображаемые поступки, коллективные и персональные поступки субъектов и персон будущей темы.
  • Микромодуль актуализации и проповеди – это создание условий для перевода детского сознания из абстрактных, опережающих образных схем смыслов и действий урока в структуру непосредственного опыта жизни для его понимания и гармонизации.

Микромодуль – это такой этап урока, в котором и создаются условия для восхождения детского сознания от непосредственных интуиций к его «чистым» состояниям, преходящим далее к знаково-символической продуктивности, определенной конкретным содержанием урока. Нельзя нарушать последовательность микромодулей в уроке. Все микромодули урока должны действовать на основе единства средств: слово, наглядность, музыка, жест, развиваться в необходимом темпоритме с элементами ускорения. Где каждый последующий микромодуль должен быть интереснее предыдущего. Пять микромодулей урока-образа должны быть построены на основе диалога между личностным опытом ученика и инвариантным опытом субъектов и персон истории, культуры и жизни.

        В каком-то смысле урок-образ можно сравнить с уроком-лекцией либо с уроком объяснения нового материала. Однако старый знаниевый подход ориентировал учителя на подведение учащихся к усвоению ведущих понятий всей темы, а также для подбора фактов и их понимание.

        В уроке-образе идея усвоения понятий остается, однако не в столь категорическом виде, как это было ранее. Здесь понятия усваиваются, но с ориентацией на априорное существование в детском сознании, символы и на уроке-образе не изучаются. Ученик достигает понятия, но через состояние радости мышления.

Урок логического мышления

        В технологии личностно-ориентированного урока понятие мышления и логики приобретает качественно иной характер. Это объясняется тем, что урок логического мышления понимается, как условие открытия и переживания чистых состояний мышления. Личностно-ориентированный урок логического мышления должен соответствовать следующим требованиям.

        Урок логического мышления начинает свое функционирование в личностно-ориентированной теме после урока-образа и призван отражать один из его основополагающих, содержательных аспектов (обычно уроков логического мышления  в теме не более 3-х – урок ассоциативного мышления, рационально-логического мышления, событийно-логического мышления).

        Урок – это условия, при которых открываются глубинные, интеллектуальные потенциалы личности школьника, и потому все его микромодули связаны с опорой на личностный логический опыт детей.

        Урок логического мышления это особое состояние сознания ученика, приближающее его к смыслу интеллектуальной деятельности.

        Структура урока логического мышления имеет следующее построение:

  • Микромодуль интригующего образа – здесь в предметном материале истории скрытно присутствуют основы детского мыслительного опыта. Интригующее начало урока имеет свою структуру и состоит из двух стадий:
  1. Сюжетное повествование, в котором скрытно под формами предметного содержания присутствует глубинный конфликт жизни.

Такого  рода конфликты направляют свое влияние на открытие пространства для воображения, мысли и чувства. Это повествование, в котором на первой стадии конфликт, идущий к разрешению, прерывается в самой интригующей части и аккумулирует далее энергию интеллекта на протяжении всего урока, где ученики с абсолютной «чистотой помыслов» желают разрешить для себя проблемный конфликт интриги.

  1. По сути, вторая стадия представляет собой предположения по поводу разрешения конфликта интриги. Выслушав альтернативные предположения, учитель произносит фразу, определяющую весь дальнейший ход урока: «А вот, что произошло на самом деле, вы узнаете из содержания сегодняшней темы».

Содержание интриги предполагает скрытую ассоциативную опору на детский интеллектуально-личностный опыт. Эффективны для пробуждения мышления использование  деталей (вещей), взятых из актуальной среды ребенка. Жизнь реальная и жизнь предметная «сталкиваются» в момент сравнения деталей. Эта неразрывность прошлого и настоящего – такой же острый конфликт, как и в словесных сюжетах.

  • Когда интрига, открывшая путь к чистому мышлению, сделала свое дело и класс готов к интеллектуальной работе, в уроке логического мышления начинает действовать микромодуль мышления на основе воспоминания.

Чтобы разрешение конфликта интриги состоялось в конце урока, чтобы ученики были готовы к ассоциативному осмыслению нового, они должны вспомнить опыт своего интуитивно-логического мышления и опыт мыслительных операций при выполнении домашнего задания. В микромодуле воспоминание  все построено на ассоциативных связях. Ассоциация – это ведь опора на предмет, слово, избранное, взятое из реальной жизни. Оно, это «нечто», есть исток человеческой жизни и по этой причине напоминает, сравнивает, обобщает. Воспоминание по поводу символов есть мыслительная ассоциация, единящая предметный мир истории и культуры с личностным опытом.

Микромодуль воспоминание состоит из 3-х последовательно меняющихся стадий:

  1. Фронтально-ассоциативная стадия воспоминания. На этой стадии ассоциативной символикой воспоминания охвачен весь класс. Например, воспоминание о контрнаступлении под Москвой весь класс опутан (а следовательно, объединен) одной телеграфной лентой. Лента как предмет (вещь) ассоциативного характера дает возможность целостного образного и в то же время рационального воспоминания о том времени в целом. Читая даты, непонятные полустертые слова, цифры, ученики интуитивно объединяют свой интеллектуальный опыт с опытом персон истории, символически запечатленных на ленте ассоциации.
  2. Индивидуальные задания. Стадия предполагает индивидуальные ответы по заданиям, полученным в начале урока (сразу же после интриги). Эти задания даются в специальных папках ответов. В папке могут  находиться материалы, которые способны помочь. Это возможно портрет, фраза исторического деятеля, поэтические или прозаические художественные фрагменты. Репродукции картин, предметы-детали, либо документ, которые по ассоциациям нужно внести в ответ и связать с фронтальной работой класса. В папке обязательно наличествует план ответа, чтобы ученик точно знал, в каких содержательных рамках он будет излагать материал. В целом задача этой стадии – поставить в центр индивидуальный ответ-монолог и посредством его осмысления всем классом создать условия для возникновения атмосферы интеллектуального откровения на основе воспоминания.
  3. Третья стадия – стадия творческого асоциального воспоминания. Обычно эта стадия осуществляется с помощью отдельной микрогруппы. Здесь посредством заданий создаются условия для возникновения внутреннего диалога персоны истории с жизненной позицией ребенка. Примеры заданий микрогруппам.: подготовить обращение Петра I к войскам перед Полтавской битвой. «Перед тобой рисунок костюма, фонограмма солдатского «ура» (солдаты увидели Петра). Ты выходишь под звуки этой фонограммы, но когда начинаешь говорить, «ура»стихает. Твоя задача: кроме создания петровского образа, а так же речи, осуществить патриотическое влияние на своих товарищей по классу. Поэтому проговори, отрепетируй. Успеха!». Это  может быть подготовка разговора князя и его воеводы о тактике видения битвы. Задание может носить характер писем с фронта домой. При этом по письму солдата, который в нем не может сказать ничего лишнего, весь класс по намекам, недоговоренным фразам определяет, с какого фронта письмо, какой этап войны и т. д.

Урок настроения

Данный тип личностно-ориентированного урока получил столь определенное название в силу того, что его функционирование в реальности школы есть создание условий для пробуждения некоторой совокупности переживаний, что и представляет собой настроение. При этом настроение понимается как глубинная совокупность переживаний, направленная на личностный смысл жизни детей. В. В. Шоган предлагает выразить формулу этого урока так: «Я создаю тебе атмосферу, представляю светлый коридор твоего саморазвития и, наконец, открываю тебе просторную залу свободного переживания судьбы. Это и есть личностный смысл жизни. Тема, которую ты изучишь, - лишь путь, пройденный когда-то людьми, бери его как опыт для собственных чувственных созерцаний бытия…» Никто не возражает против урока настроения, но все в то же время указывают на обстоятельства, на нехватку времени и средств… Все таки… Но урок настроения выше обстоятельств.» Урок настроения должен присутствовать в каждой личностно-значимой теме. В уроке настроения в качестве средств, создающих условия переживания личностных смыслов, используются пособия художественного содержания – поэзия, проза, репродукции картин, музыка, драматические фрагменты. В уроке настроения художественные средства – главное и единственное условие для переживания детьми личностных смыслов жизни на различных возрастных этапах школьной жизни. Микромодуль личностно-смыслового мышления, переживания действия – это целый комплекс, в котором саморазвитие смысловых состояний благодаря переживаниям оформляется в некий конструкт детского сознания и, на конец, микромодуль проповеди возвращает сознанию абсолютно устойчивую личностно-смысловую структуру для окончательного закрепления самостоятельной деятельности учеников на уроке.

Целостная внутренняя структура урока настроения в целом выглядит так:

  • Микромодуль художественного образа урока. «Можно сказать, что смысл жизни уже художественен, т.е. он имеет тенденцию к идеальному обобщению человеческих откровений и поступков. Именно неразгаданность смысла жизни ведет ребенка к учителю на урок истории. Искренний страх, ужас, плач, столь же искренняя радость, переживание счастья и есть прикосновение человека к собственной судьбе. Дети читают, слушают музыку, ходят в кино и театры только для того, чтобы приоткрыть тайну личностного смысла жизни, загадку своей судьбы». Именно эта особенность детского сознания требует обязательного включения в систему личностно-ориентированных форм образования урока настроения. В узко регламентированной школьной жизни личностно-смысловые откровения детей без специально созданных образовательных структур, которые можно рассматривать, как условия для «судьбоносных диалогов». Для микромодуля художественного образа главным является диалог детского смысла жизненных впечатлений со смыслами жизни главных персон темы. В структуру образного микромодуля входят: актуальная беседа, актуальное обобщение, актуальная характеристика, символический образ смысла.
  • Микромодуль личностно-смыслового мышления. Второй микромодуль урока имеет триадичную структуру и начинается с проникновения в сущность смысловых конфликтов, выраженных в фразах великих людей. Фраза вошедшая в историю всегда ассоциативна. Такого рода фразы открывают путь к пониманию людьми смыслов культуры и жизни. Триадиачность открытия и понимания фраз, несущих всеобщий смысл истории и культуры: фраза и ее осмысление в контексте всеобщего конфликта; рефлексия(осмысление конфликта детьми); конструирование учениками разрешения конфликта фразы в событии. В рефлексивном осмыслении логика и чувства, ум и вера входят в непримиримый конфликт, и в то же время где-то в глубине детского сознания рождаются тенденции примирения этих двух начал. Вот эту примеряющую конфликт потребность и подхватывает учитель в сюжетном повествовании третье стадии конфликта. Суть  этой стадии – поступок человека, исполненный внутреннего смысла. Но поступок представлен здесь ни как иллюстрация, а как условие для его смыслового конструирования учеником. Логика всегда рассудочна, а следовательно, противоречива. И только художественно-смысловой образ способен привести к тождеству альтернатив.
  • Микромодуль переживания личностных смыслов. В отличии от предыдущего микромодуля, где личный опыт ребенка есть условие для понимания внешнего смыслового опыта персон культуры, микромодуль этот микромодуль разворачивает свои структурные условия в направлении переживаний судьбы современного школьника. Судьба школьника в данном случае понимается как смысл его жизни. В условиях микромодуля ребенок, переходя с уровня на уровень, сначала переживает тождества своей жизни и жизни персоны культуры (прием детализации), затем на втором уровне тождества своих идеалов и идеалов персон истории с помощью искреннего диалога, и, наконец, на третьем уровне достигает глубинного переживания тождества смыслов, посредством поэзии, музыки и художественных репродукций.
  • Микромодуль переживания личностного действия. Это модуль самостоятельного смыслового действия учеников. Самостоятельное смысловое действие учеников всегда театрализовано. Здесь представлены слово. Музыка, цвет и свет декораций, поза, мимика и жест. Только столь сложная синтетическая совокупность условий и создает возможность для действенного смыслового выражения как духовного влияния на других людей. На этой основе данный микромодуль «еще и событие, если понимать событие как диалог двух бытийственных начал в сознании тех, кто воспринимает, и тех, кто влияет». По этой причине много заданий в микромодуле событийного действия носят характер инсайда («мозгового штурма»), т.е. мгновенное сосредоточение на собственном бытийственном опыте для обращения к потомкам от имени тех, кто уже пребывал в чувстве свободы и именем своим, жизнью и идеалами обрекает современного человека на смысловое самовыражение. Все предыдущие микромодули урока создали условия для подготовки ученика для самовыражения уже накопленного смыслового опыта в драматическом действии.
  • Микромодуль личностно-смысловой проповеди. Главная задача микромодуля-проповеди в уроке настроения – это создание таких условий, при которых смысловой опыт детей будет самопреобразован во внутреннюю потребность действовать в реальности в соответствии с идеалами человеческой жизни и судьбы. С помощью этого микромодуля энергия урока настроения проеобразовывается в мотивы нравственных поступков ученика в реальной жизни. Во-первых, с помощью основополагающей символики актуализируется пережитые на уроке состояния детского сознания. Затем с помощью художественно-проповеднического сюжета эти состояния переводятся в реальную жизнь, и, наконец, осуществляется призыв к самостоятельному действию в мысли, в чувстве и поступке. Итак. Микромодуль проповеди на уроке настроения представляет следующее: символическое обобщение урока настроения; художественный сюжет, соединяющий предметные и личностные смыслы с актуальной жизнью; призыв к мысли, переживанию, поступку.

Урок жизнетворчества.

Структура этого урока создает условия, в которых ученики попадают в ситуацию, максимально приближенную к жизни или, точнее, имитирующую жизнь в практике самостоятельных действий. Помимо имитационных условий, урок возводит детское сознание к обобщению открытых ранее смысловых представлений, понятий, событий, результирует состояние смыслового мышления и личностных прикосновений к судьбе…

На уроках данного направления доминируют игровые формы, которые приводят учеников через систему действий к пониманию инвариантных конструкций жизни. Это условие «похожести» урочного конструктору и конструктора жизненной практики рождает у детей внутренне побуждение к реорганизации действительности в соответствии с идеалами культуры. Встречи на таких уроках с ситуациями, взятыми из реальной жизни, рождают настоящие мыслительные откровения. Ученикам кажется, что внедрение в жизнь идеальных конструкторов вполне осуществимым. На самом деле реальная жизнь значительно сложнее и часто представляет собой агрессивную среду, не приемлющую никаких идеалов. Но если состояние служения своему народу, своей Родине, человечеству, одному конкретному человеку пережито хотя бы схематично и ребенок в условиях урока прикоснулся на мгновение к их созидающему свету, они уже не оставят и будут обращать человека к внедрению и заданному результату. Уроки жизнетворчества рассматриваются в технологии как уроки имитационно-практического типа и представлены следующими микромодулями:

  • Микромодуль действенного образа (т. е. введение в ситуацию действий)
  • Микромодуль рационального действия
  • Микромодуль смыслового действия
  • Микромодуль творческого действии
  • Микромодуль актуально-жизненного действия

Урок актуализации и проповеди.

Урок актуализации и проповеди призван создать условия для перехода предментно-урочных состояний  сознания ученика к состояниям самостоятельной работы. Урок имеет двуединую направленность: во-первых. Он побуждает сознание к рациональной рефлексии над проблемами современной актуальной действительности, а во-вторых, к рефлексии личностно-смысловых отношений. Суть рефлексии второго направления это обращение к пониманию судьбы персон истории и собственного смысла жизни. Структура урока актуализации и проповеди такова.

  • Микромодуль образно-символического обобщения темы. С помощью системно-представленных символов ученики восстанавливают в памяти образы, представления и смыслы исторических событии, эпох.
  • Микромодуль предметной актуализации темы. Здесь учитель создает условия для понимания сущности исторических событий.
  • Микромодуль предметно-персонифицированной проповеди. Своеобразие этого модуля состоит в том, что он построен на противоречии идеалов изучаемый эпохи и современных взглядов на данное явление. Величие подвига и вселенская любовь человека без насилия и крови – вот тот конфликт, который обращает к интенсивной работе детское сознание.
  • Микромодуль личностно-смысловой проповеди. Его основная задача – создать такие условия, чтобы ученик смог выразить, заглядывая «в свое сердце и душу», отношение к личностному смыслу жизни. Открыть путь к личностным смыслам жизни ребенка невозможно без глубинных диалогов. Глубинность диалога основана на созерцательном откровении двух сознаний: сознание учителя и сознание ученика. «Здесь педагогический результат возможен только в условиях величайшей искренности, в словах, идущих от сердца». Сердечное откровений детей это цель, средством же является сердечное откровение учителя. «Не всегда этот микромодуль урока проповеди бывает успешным. Но когда он все-таки достигает своей цели, дети могут поразить любой самый взыскательный ум своим отношением к жизни».
  • Микромодуль рефлексивного домашнего задания. Он должен отразить глубину существенных обобщений детей, их понимание смыслов темы и собственного личностного смысла жизни. Чаще всего это творческое задание на написание своих впечатлений о теме в виде эссе, сочинений. Главное. Необходимо дать такое задание, чтобы в нем отразился пафос урока проповеди, а также духовных откровений темы в целом.

Таким образом, задача всего урока – создание условий для перевода возникших в предметной теме образов, представлений и смыслов в рефлексию над личным опытом в реальной жизни. Идея урока проповеди не нова, она восходит к опыту учителя-новатора Евгения Николаевича Ильина.

        Итак, пред нами целостная технология личностно-ориентированного урока, которая развивается в пространстве предметной темы. «Технология рождается в сознании ребенка и возвращается в это же сознание, обогащая и совершенствуя тело, душу и дух школьника».

Литература:

Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. Серия «Здравствуй, школа!» / В.В. Шоган. -  Ростов н/Д.:Феникс, 2005. – 128 с.

Новые технологии в историческом образовании / В.В. Шоган. -  Ростов н/Д.:Феникс, 2005. – 156 с. (Высшее образование).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология личностно-ориентированного обучения на уроках химии

Так сложилось, что информатизация общества в нашей стране происходила на фоне неблагоприятных социальных факторов. Сегодня подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники сущест...

Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий

В статье рассказывается об олыте работы по теме самообразования: "Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий"...

Технология личностно ориентированного обучения на уроках математики

Технология личностно ориентированного обучения на уроках математики...

Технология личностно ориентированного обучения на уроках математики

Технология личностно ориентированного обучения на уроках математики...

Статья "Использование информационных технологий в структуре личностно-ориентированного обучения на уроках истории"

Использование информационных технологий в структуре личностно-ориентированного обучения на уроках истории....

Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.

Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...

Выступление на семинаре «Применение технологий личностно-ориентированного обучения на уроках технологии в условиях перехода на ФГОС ОО»

Выступление на семинаре «Модернизация содержания и технологий обучения предметной области «Технология» на базе ПМЦПКиППРО ИпиО КФУ.  Тема выступления:«Применение технологий личностно-ориентирован...