Рабочая программа по истории 7 класс индивидуальное обучение
рабочая программа по истории (7 класс)
Рабочая программа по истории 7 класс индивидуальное обучение ( к учебникам О.В.Дмитриева "Всеобщая история История Нового времени конец 15-17 век" издательство "Русское слово", Е.В.Пчелов, П.В.Лукин "История России 16-17 века" издательство "Русское слово") 34 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ind_obuch_7_klassist_2021.docx | 159.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа № 473
Калининского района Санкт-Петербурга
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ СОШ №473
/Д.А.Овсянников/
«___» августа 2021
Рабочая программа по истории
(индивидуальное обучение)
на 2021-2022 учебный год
7 класс
Разработчик:
учитель Тимошина С.А.
Обсуждена и согласована На методическом объединении Протокол № 1 от ___ августа 202__г. Санкт-Петербург 2021
| «Принята» на Педагогическом совете Протокол № ___________ от ____ августа 202___г. |
Рабочая программа уроков истории для учеников 7 класса ГБОУ СОШ № 473, находящихся на индивидуальном обучении составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
- Образовательная программа государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 473
- Положение о рабочей программе учителя государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 473 Калининского района Санкт-Петербурга
- Приложение письму Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 18.03.2016 № 03-20-859/ 16-0-0 Методические рекомендации для образовательных организаций Санкт-Петербурга по реализации требований Историко-культурного стандарта при переходе на линейную модель изучения
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 345 от 28 декабря 2018 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:
- Учебник: Дмитриева О.В. под редакцией Карпова С.П. Всеобщая история. История Нового времени. Конец 17-17 век. «Русское слово» 2021 год
- Программа и тематическое планирование курса «Всеобщая история» 5-9 классы. Автор-составитель Алексашкина Л.Н. «Русское слово» 2021 год
- Программа и тематическое планирование курса «История России. 6—9 классы / авт.-сост. Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина, В.Н. Захаров, П.В. Лукин, К.А. Соловьёв, А.П. Шевырёв. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015
- Учебник Пчелов Е.В. История России 17-18 век Изд. «Русское слово» 2016-17
а также дополнительных пособий для учителя
- Рабочая программа к учебнику Всеобщая история. История Нового времени. Конец 17-17 век. Под редакцией Карпова С.П. Автор-составитель Т.Д.Стецюра
- Л.Н.Алексашкина Методическое пособие к учебнику Пчелова Е.В., Лукина П.В. «История России 16-17 век»
- Я.В.Соловьев Текущий и итоговый контроль по курсу «История России 16-17 век» Москва «Русское слово» 2018
пособий для учащихся
- Атлас по Новой Истории с комплектом контурных карт «Картография»
- К.А.Кочегаров Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Пчелова «История России» 7 класс
- Атлас по Отечественной Истории с древнейших времен до конца 18 века с комплектом контурных карт «Картография»
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Организация изучения учебного предмета «История» осуществляется в соответствием с синхронизацией курсов истории, предполагаемой Примерной программой.(Рекомендации по синхронизации курсов приведены в таблице 2 Письма Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 03-20-859 от 18.03.2016 «О направлении методических рекомендаций по реализации требований ИКС при переходе на линейную модель изучения истории»)
Цели
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи изучения истории:
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с учебным планом для учащегося, находящегося на индивидуальном обучении, рабочая программа по истории в 7 классе рассчитана на 34 учебных часа.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Результаты обучения
Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни основного общего образования (в том числе: рассказывать, показывать, выявлять, сравнивать, определять, объяснять).
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности).
В результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями и умениями:
Приложение1
Контроль предметных результатов по истории и обществознанию
Критерии для оценивания устного ответа на уроках истории
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Оценка «1» ставится, если ученик:
Отказался ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.
Приложение 2
критерии оценивания различных видов работ учащихся.
1.Обществоведческий, исторический диктант. Самый простой способ проверки домашнего задания всего класса (одного или нескольких параграфов). Для быстрой проверки взять десять терминов (легко оценить по пятибалльной системе).
Диктовать по 1 термину за 1 минуты – займет 10 минут. Если диктант в начале урока – то можно тут же устно дать правильные определения, если в конце урока – проверить потом и закрепить на следующем уроке.
2. Устный опрос. Может быть фронтальным или персонифицированным. Дается устное задание по новому материалу.
«5» – выполнил всё задание правильно;
«4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками
«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно;
3. Выполнение тестовых заданий.
3.1. Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа – около 2-3 минут. Пример открытого теста: прочитайте текст, заполните пропуски. Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий:
(20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).
Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 – 100 % от общего числа баллов)
«4»: 14 + 3 (70 - 75 %)
«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %).
Здесь возможны варианты, поэтому лучше ориентироваться по процентам.
3.2. Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 20 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 30 баллов.
Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов
«3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части
«4»: 13 + 4 = 17 баллов и более
«5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.
Можно внести коррективы в критерии, но нужно заранее сообщить школьникам критерии оценки их работы. Используя в своей работе эти рекомендации несколько лет, могу с уверенностью сказать, что дети быстро привыкают к такому оцениванию. И если учитель в начале проверочной работы забывает указать критерии, они сами его об этом спрашивают и контролируют свою работу.
4. Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника
Ваша оценка: «5»— полностью выполнил все задание
«4» – выполнил задание с погрешностями (1-2 неточности или ошибки)
«3» – правильно выполнил только половину заданий
«2» – в задании много ошибок, не выполнил задание
5. Устные задания со свободным ответом.
Учитывая то, что многие школьники плохо владеют письменной речью, излагают свои мысли пространно, часто не по существу, учителю следует предлагать вопросы, требующие ответа, состоящего из трёх – шести фраз. В ходе текущей проверки знаний важно анализировать ответы учащихся в классе, обращать внимание на их недостатки, показывать образцы лучших ответов, проводить обмен работами для их анализа самими учащимися.
Одно и то же задание может быть выполнено с разной глубиной и полнотой, на репродуктивном и творческом уровнях. Например, в соответствии с требованиями школьники должны уметь характеризовать явление. Один ученик может дать определение явления, назвать его признаки, отметить роль в жизни общества. . При этом он лишь воспроизведет знания. Другой ученик, дополнительно к изложенному выше, рассказывает о процессах, происходящих в обществе в связи с этим явлением. В ответе проявляются более глубокие знания, творчество.
Ответ первого ученика в соответствии с эталоном характеризует нижнюю границу знаний и поэтому оценивается удовлетворительной отметкой. Второй ответ характеризует более высокий уровень знаний ученика и оценивается более высокой отметкой . Обучающиеся должны понимать, что учитель оценивает не только репродукцию, но и творческий подход.
6. Составление опорно-схематичного конспекта (ОСК)
Перед учащимися ставится задача научиться «сворачивать» тексты до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом логических связей между понятиями. Работа эта крайне сложная, индивидуальная. Помощь в создании ОСК окажут критерии оценивания ОСК.
Критерии оценивания ОСК по составлению:
Полнота использования учебного материала.
Объём ОСК (для 8-9 классов – 1 тетрадная страница на один раздел: для 10 –11 классов один лист формата А 4).
Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).
Наглядность (наличие символов, .; аккуратность выполнения, читаемость ОСК).
Грамотность (терминологическая и орфографическая).
Отсутствие сложных предложений, только опорные слова, словосочетания, символы.
Самостоятельность при составлении.
7. Контрольная работа по вопросам (дать развернутый ответ на вопрос).
Допустим, предложено три задания на среднем уровне сложности и одно задание повышенной сложности.
«5» – выполнил все задания правильно;
«4» - выполнил все задания, иногда ошибался;
«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину заданий;
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно;
8. Критерии оценки работы учащихся в проектной группе, команде и др.
умение распределить работу в команде; умение выслушать друг друга;
согласованность действий; правильность и полнота выступлений.
активность; умение спорить и отстаивать свою точку зрения
9. Отчет после экскурсии, реферат по заданной теме предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой. Кроме умения выбрать главное и конкретное по теме, необходимо оценить следующее:
полноту раскрытия темы;
наличие рисунков и схем (при необходимости);
аккуратность исполнения.
Адаптированноть выступления (не просто чтение)
10. Самостоятельная работа – проект (доклад) по заданной теме
Форма контроля по аналогии с предыдущей работой.
11. Тестирование в формате ГИА и ЕГЭ.
Оценивание в соответствии со шкалой ФИПИ.
Тематическое планирование курса История Нового времени (11 часов)
Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности ученика. |
Раздел ИСТОРИЯ Нового Времени | |
Введение в предмет | |
Понятие «новое время. Хронологические рамки и периодизация Нового времени. Источники по истории Нового времени. | Раскрыть значение терминов «новое время», «исторические источники» Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю Определять место нового времени на ленте времени. Называть, характеризовать исторические источники по истории Нового времени |
Европа в конце XV-XVII вв. | |
Великие Географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк. Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании. Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны. Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V. Тридцатилетняя война и Вестфальская система. Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики.
| Показывать на карте маршруты мореплавателей, открывших Америку и колонизировавших Азию и Африку. Разъяснять предпосылки и результаты ВГО. Рассказывать об условиях жизни, занятиях, общественном строе местного населения. Характеризовать исторические личности периода ВГО, их вклад в мировую историю. Рассказывать о развитии наук, образования эпохи Возрождения. Представлять описание произведений разных видов европейского искусства, высказывая и аргументируя свои суждения. Характеризовать особенности Гуманизма и Раннего Возрождения. Объяснять, в чем состоит вклад средневекового общества в мировое культурное наследие. Объяснять значение понятий «мануфактура», «капитализм», «новое дворянство», «банк». Составлять характеристику процесса формирования и сущность капиталистического производства. Представлять описание важнейших изменений в социальной структуре общества. Представлять описание событий эпохи Реформации и Контрреформации. Рассказывать о крупнейших деятелях европейской Реформации. Объяснять, как протестантские учения меняли сознание и жизнь людей. Излагать события и итоги религиозных войн. Давать оценку сущности и последствиям религиозных конфликтов. Показывать на карте территорию европейских государств эпохи Нового времени. Раскрывать значение понятий и терминов: «абсолютизм», «ограниченная монархия», «республика». Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику выдающихся государей стран Европы. Рассказывать о культуре Византии, представлять описание выдающихся памятников. Составлять исторический портрет лидеров ранних буржуазных революций в Европе. Показывать на карте территорию революционных событий. Раскрывать значение основных документов революционных эпох в Нидерландах и Англии. |
Историческое и культурное наследие Нового времени XV-XVII вв. | |
Вклад нового времени в историю человечества. | Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия цивилизаций эпохи нового времени для современного мира. |
Тематическое планирование курса История России в новое время
Часть 2. ИСТОРИЯ России XVI века – XVII (23 часа)
7 класс история России. XVI—XVII вв. | |
в в е д е н и е . от великого княжества к царству | |
Р а з д е л I. создание Московского царства | |
Завершение объединения русских земель. Правление Василия III. | Характеризовать социально-экономическое и политическое раз- |
Присоединение Пскова, Смоленска, Рязани. Государственное управление. Административно-территориальное устройство. Сословная структура общества. Формирование идеологии единого государства. Теория «Москва — Третий Рим». Царствование Ивана IV Грозно-го. Елена Глинская во главе го- сударства. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Избранная рада и её реформы. Первый Земский собор. Развитие системы приказов. Отмена кормлений. Судебник 1550 г. Организация войска. Складывание сословно-представительной монархии. Внешняя политика России при Иване Грозном. Присоедине- ние Казанского и Астраханского ханств. Народы Поволжья в составе Русского государства.Усиление многонационального характера Русского государства. Начало освоения Сибири. Поход Ермака. Ливонская война. Причины и последствия поражения в войне. Личность Ивана Грозного и причины учреждения опричнины. Опричный террор и ра- зорения. Начало закрепощения крестьян. Отмена опричнины. Конец московской династии Рюриковичей. Царь Фёдор Иоанович. Борис Годунов. Войны с Крымом и Щвецией. | витие Российского государства в начале XVI в. Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Характеризовать положение основных групп населения Российского государства в XVI в. Объяснять значение понятий и терминов: сословно-представительная монархия, опричнина; Боярская дума, Земский собор, мест- ничество, приказ; бояре, стрельцы; поместье, заповедные лета, урочные лета; патриарх; шатровый стиль. Характеризовать основные ме- роприятия и значение реформ 1550-х гг. Изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г., царских указов и др.) и использовать их для рассказа о положении различных слоёв населения Руси, политике власти. Объяснять причины введения опричнины, её сущность и послед- ствия. Использовать историческую карту для характеристики роста тер- ритории России, хода Ливонской войны, похода Ермака и др. Раскрывать последствия Ливонской войны для России. Систематизировать материал об основных процессах социально- экономического и политического развития страны в XVI в. (закрепощении крестьян, укреплении самодержавия и др.). Составлять характеристику (исторический портрет) Ивана IV Грозного; представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV. Участвовать в подготовке и обсуждении проектной работы «Иван IV — Грозный царь?» |
Русская православная церковь в XVI в. Отношения между Цер- ковью и государством. Митро- политы Макарий и Филипп. Стоглавый собор. Еретики. Установление патриаршества. Патриарх Иов | Характеризовать изменения в положении Православной церкви в период становление Российско-го государства. Рассказывать о митрополите Филиппе и его позиции в отношении опричнины. Объяснять значение учреждения патриаршества |
Русская культура в XVI в. Письменность и книжность. Начало книгопечатания. Иван Фёдо- ров. Литература, живопись и архитектура. Итальянские архтекторы в Москве. Фёдор Конь. Шатровый стиль. Научно-технические знания | Характеризовать основные жанры религиозной и светской литера- туры, существовавшие в России в XVI в. Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чём состояло их назначение, оценивать их достоинства. Осуществлять поиск информации для сообщений о памятниках культуры XVI в. и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона). Рассказывать о нравах и быте русского общества XVI в., используя информацию источников (отрыв- ков из «Домостроя», изобрази- тельных материалов и др.) |
ИСТОРИЯ России XVII века | |
Россия на рубеже XVI века - XVII века | |
Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский. | Раскрыть, какие противоречия существовали в русском обществе в конце 17 века. Характеризовать деятельность и личность Бориса Годунова Раскрывать смысл понятий: «смута», «самозванец», «интервенция». Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия, Ивана Болотникова, польских и шведских феодалов, Первого и Второго ополчения. Рассказывать о положении людей в период смутного времени. Характеризовать последствия смуты для Российского государства. Высказывать оценку действий участников освободительных ополчений. |
На пороге Нового времени. Россия в 17 веке. | |
Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война. Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры. Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири. Русская культура XVII в. Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна | Использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в 17 веке. Объяснять значение событий 1613 года – избрание новой династии Романовых. Составлять рассказ о личности Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Характеризовать условия жизни, занятия, социально – экономическое развитие России в 17 веке. Показывать на карте складывание всероссийского рынка, специализацию районов страны, появление ярмарок, новых городов. Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике. Составлять таблицу « Сословия России в 17 веке». Анализировать отрывки из «Соборного уложения». Объяснять смысл понятий «церковный раскол», « священство», «старообрядцы». Составлять таблицу « Социальные движения в России. Характеризовать особенности городских восстаний, крестьянских бунтов и старообрядческих восстаний. Показывать на карте территорию Левобережной Украины, военные действия русско-польских и русско-шведских войн. Составлять рассказ (презентацию) о народах, живших в России в 17 веке, маршруты первопроходцев в Сибири и на дальнем Востоке. Объяснять значение понятия «парсуна», «нарышкинское барокко». Составлять таблицу о достижениях культуры. Описывать памятники русского зодчества и живописи, предметов декоративно – прикладного искусства. Составлять рассказы о выдающихся деятелях искусства эпохи. |
Приложение 4
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Рабочая программа для 7 класса ориентирована на использование следующих учебников:
- Юдовская А.Я., Баранов П.А.,Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История нового времени 1500-1800 г Изд. «Просвещение» 2015
- Пчелов Е.В. История России 17-18 век Изд. «Русское слово» 2017-2019
а также дополнительных пособий для учителя
- Поурочные разработки по Новой истории 1500-1800 ( А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина)
- Поурочные разработки по истории России (Пчелов Е.В.)
пособий для учащихся
- Рабочая тетрадь по Новой истории ( А.Я.Юдовская Л.М.Ванюшкина) Выпуск 1 и 2
- Атлас по Новой Истории с комплектом контурных карт «Картография»
- К.А.Кочегаров Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Пчелова «История России» 7 класс
- Атлас по Отечественной Истории с древнейших времен до конца 18 века с комплектом контурных карт «Картография»
дополнительной литературы
- «Всемирная история. Справочник»- Ростов н/д: Феникс, 2008.
- Л.В. Кацва «История Отечества. Справочник» -М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2010
- О.В. Владимирова « История России с древнейших времён» /- М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009
информационно-техническими ресурсами.
- Энциклопедия «История России 862-1917», «Интерактивный мир»
- Электронные учебники и пособия «Виртуальная школа Кирилла и
Мефодия»( Уроки Всемирной истории. Новая история)
- образовательная коллекция «CorDis»( История Нового Времени 7 класс)
интернет ресурсы
- http://www.edu.ru/
- http://window.edu.ru/
- http://school-collection.edu.
- http://nsportal.ru/
- http://pedsovet.org/
- http://1sentyabrya.ru/
- http://www.istorichka.ru
- https://sites.google.com/site/metodiceskoeobedinenie/home (методическое объединение учителей истории Калининского района)
- http://www.ege.spb.ru/
- http://www.fipi.ru/view/sections/92/docs
Кадендарно-тематическое планирование по истории 7 класс
Календарно-тематическое планирование для 7 класса рассчитано на 26 часов и ориентировано на использование следующих учебников:
- Юдовская А.Я., Баранов П.А.,Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История нового времени 1500-1800 г Изд. «Просвещение» 2015
- Пчелов Е.В. История России 17-18 век Изд. «Русское слово» 2015-2017
№ урока | Тема урока | Сроки изучения | Основные виды деятельности учащихся | Виды контроля | Планируемые результаты | |||||
Новая история 11 часов | ||||||||||
1 | Великие географические открытия в начале XV- начале XVI вв. | 1 неделя | Составление таблицы «Великие географические открытия в начале XV- начале XVI вв.» | Работа по карте, беседа, работа по учебнику | Предметные результаты – Работать с картой (показывать маршруты путешествий); выделять главное в тексте; анализировать документы проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках; характеризовать важные факты Всеобщей истории XVI—XVII вв., классифицировать и группировать их по различным признакам Метапредметные результаты – участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества; Личностные результаты – Ответственное отношение к учению. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Ответственное отношение к учению. Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Познавательный интерес к истории Работать с картой (показывать маршруты путешествий); выделять главное в тексте; анализировать документы | |||||
2 | Мир, поделенный пополам | 2 неделя | Сообщения учащихся об экспедициях мореплавателей и путешественников, составление таблицы, работа с картой. | Беседа Проверка таблицы «Географические открытия» | Предметные результаты – проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках; работа с картой Знать последствия географических открытий, уметь характеризовать деятельность конкистадоров характеризовать важные факты Всеобщей истории XVI—XVII вв., Метапредметные результаты – способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы; Личностные результаты – Освоение норм и правил поведения в классе. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Познавательный интерес к истории .Ответственное отношение к учению. Умение творчески переосмыслять учебную информацию Знать последствия географических открытий, уметь характеризовать деятельность конкистадоров | |||||
3 | Абсолютизм в Европе | 3 неделя | Лабораторное занятие по учебнику и документу | Составление схемы | Предметные результаты – проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках; характеризовать важные факты Всеобщей истории XVI—XVII вв., классифицировать и группировать их по различным признакам; рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях Всеобщей истории изучаемого периода и их участниках; раскрывать характерные, существенные черты: эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «абсолютизм» и др Метапредметные результаты – Умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать источники; Личностные результаты – Ответственное отношение к учению. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам, высказываемому ими мнению. Познавательный интерес к истории России; умение работать в группе | |||||
4 | Дух предпринимательства преобразует экономику | 4 неделя | Решение творческих задач | работа с терминами | Предметные результаты – проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках; составлять описание образа жизни различных групп населения Устанавливать причинно-следственные связи, объяснять процесс модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Метапредметные результаты – участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества Личностные результаты – Ответственное отношение к учению. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Умение соблюдать дисциплину на уроке.Ответственное отношение к учению. Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Познавательный интерес к истории | |||||
5 | Великие гуманисты Европы. Рождение европейской науки | 5 неделя | Подготовка и защита проектов по теме | Защита проектов | Предметные результаты – составлять описание образа жизни различных групп населения, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях Всеобщей истории XVI—XVII вв.; Сравнивать особенности развития культуры разных периодов, делать выводы Метапредметные результаты – овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи; готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи; Личностные результаты – Ответственное отношение к учению. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам, высказываемому ими мнению.Познавательный интерес к исто рии России; умение работать в группе | |||||
6 | Мировая художественная культура Возрождения | 6 неделя | Подготовка и защита проектов по теме | Защита проектов | Предметные результаты – составлять описание образа жизни различных групп населения, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях Всеобщей истории XVI—XVII вв.; Метапредметные результаты – овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи; готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, Личностные результаты – Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Ответственное отношение к учению. Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Познавательный интерес к истории | |||||
7 | Реформация в Европе | 7 неделя | Работа с документом | Проверка знания терминов | Предметные результаты – Объяснять термины и понятия, знать причины и последствия религиозной революции объяснять причины и следствия ключевых событий Всеобщей истории данного времени (социальных движений, реформ, взаимодействия между народами и странами и др.); Метапредметные результаты – Умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать источники; участвовать в коллективном обсуждении проблем Личностные результаты – Ответственное отношение к учению. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам, высказываемому ими мнению. Познавательный интерес к исто рии ; умение работать в группе | |||||
8 | Контрреформация в Европе. Религиозные войны во Франции. | 8 неделя | Работа с источниками | Проверка знания терминов | Предметные результаты – датировать важнейшие события и процессы во Всеобщей истории, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса истории России; проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках; Метапредметные результаты – способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы; Личностные результаты – Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Ответственное отношение к учению. Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Познавательный интерес к истории | |||||
9 | Нидерландская революция XVI века | 9 неделя | Работа с источниками | Хронологическая таблица, термины | Предметные результаты – проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках; Метапредметные результаты – Умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать источники; Личностные результаты – Освоение норм и правил поведения в классе. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Познавательный интерес к истории .Ответственное отношение к учению. Умение творчески переосмыслять учебную информацию | |||||
10 | Английская буржуазная революция XVI века | 10 неделя | Лабораторное занятие по учебнику и документу | Причины революции в Англии. Начало работы над хронологической таблицей | Предметные результаты – проводить поиск информации в исторических текстах, объяснять причины и следствия ключевых событий Всеобщей истории данного времени (социальных движений, реформ, взаимодействия между народами и странами и др.); Составлять характеристику историческим деятелям и явлениям Метапредметные результаты – способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы; способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы; Личностные результаты – Ответственное отношение к учению. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам, высказываемому ими мнению. Познавательный интерес к истории; умение работать в группе | |||||
11 | Англия: путь к парламентской монархии | 11 неделя | Анализ источников, работа по карте | Итоги английской буржуазной революции | Предметные результаты – проводить поиск информации в исторических текстах и источниках объяснять причины и следствия ключевых событий Всеобщей истории данного времени (социальных движений, реформ, взаимодействия между народами и странами и др.); Метапредметные результаты – Умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать источники; умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, Личностные результаты –Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Умение соблюдать дисциплину на уроке.Ответственное отношение к учению. Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Познавательный интерес к истории | |||||
ИСТОРИЯ РОССИИ – 23 уроков | ||||||||||
12 | Завершение объединения русских земель при Василии III | 12 неделя | Завершение работы над таблицей «Собирание русских земель вокруг Москвы» | Выборочная проверка таблицы «Собирание русских земель вокруг Москвы» | Предметные результаты – читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления значительных передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.; Метапредметные результаты способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы; Личностные результаты – освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России; | |||||
13 | Иван Грозный – первый русский царь | 13 неделя | Работа над таблицей «Реформы 50х годов 16 века» | Выборочная проверка таблицы «Реформы 50х годов 16 века» Терминологический диктант | Предметные результаты – проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках; характеризовать важные факты отечественной истории XVI—XVII вв., классифицировать и группировать их по различным признакам; Метапредметные результаты способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы; Личностные результаты – интерес к его познанию за рамками учебного курса; | |||||
14 | Внешняя политика Ивана Грозного | 14 неделя | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на преды дущем уроке. Формулирование цели и задач урока. Определение направлений и задач внешней политики правительства Ивана IV. Составление рассказа о присоеди- нении Казанского и Астраханского ханств, походе Ермака на основе исторической карты и текста учебника. Высказывание оценочных суждений о значении присоединения новых территорий к России. | Объяснение значения основных понятий темы урока. Анализ текста исторического источника по пос- тавленным вопросам | Предметные результаты – проводить поиск информации в исторических текстах читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления значительных передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.; Метапредметные результаты – Умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию Личностные результаты – освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России; | |||||
15 | Опричнина и конец московской династии Рюриковичей | 15 неделя | Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Обсуждение вопроса о причинах введения опричнины. Раскрытие сущности опричнины на основе анализа текстов учеб- ника и исторического источника, а также исторической карты. Определение последствий опрични- ны. | Составление характеристики правления Фёдора Иоанновича по самостоятельно подобранным критериям | Предметные результаты – датировать важнейшие события и процессы в истории России XVI—XVII вв., характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории; Метапредметные результаты – способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы; Личностные результаты – опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, | |||||
16-17 | Русская культура 16 века | 16-17 неделя | Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Объяснение значения основных понятий темы. Характе- ристика развития письменности и книжности в данный период. | Составление таблицы «Русская литература во второй половине XVI в.» на основе текста учебника. Анализ текста литературных произведений данного периода по поставленным вопросам. Высказывание мнения о культурной и исторической цен- ности произведений русской литературы XVI в. | Предметные результаты – проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках; Метапредметные результаты – способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы; способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы; Личностные результаты – приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса; | |||||
18 | В преддверии Смуты | 18 неделя | Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Определение предпосылок и причин Смуты. Высказывание оценочных суждений о «деле царевича Дмитрия». Составление характеристики политики Бориса Годунова на основе текстов учебника и исторического источника. Формулирование выводов о по- ложении России накануне Смуты и прогнозирование дальнейшего развития событий. | Объяснение значения основных понятий темы урока | Предметные результаты – Умение формулировать основные понятия темы. Знание основных дат по теме урока. Умение раскрывать предпосылки и причины Смуты в России. Умение рассказывать о событиях, связанных со смертью царевича Дмитрия. Умение оценивать различные версии смерти последнего Рюриковича Метапредметные результаты – Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать определение понятий, анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнение различных точек зрения Личностные результаты – Умение соблюдать дисциплину на уроке. Ответственное отношение к учению. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам, к вы- сказываемым ими мнениям. Познавательный интерес к истории России | |||||
19-20 | Смутное время | 19-20 неделя | Выполнение заданий, направлен- ных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Формулирование задач урока в соответствии с заданной целью. Определение сущности явления самозванства в России. | Составление развёрнутого плана рассказа о войне между самозванцем и избранным царём на основе текста учебника и исторической карты. Характеристика личности и деятельности Лжедмитрия I. Выявление причин свержения самозванца. Составление сравни- тельной характеристики Бориса Годунова, Лжедмитрия I и Василия Шуйского на основе текста исторического источника | Предметные результаты – умение объяснять основные понятия урока; умение объяснять причины появления самозванцев в России и его поддержки народом; умение составлять характеристику личности Лжедмитрия; умение составлять характеристику политики Лжедмитрия и причины недовольства ей широких слоев населения Метапредметные результаты – участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества; умение работать с различными видами информации, анализировать текст, устанавливать причинно-следственные связи Личностные результаты – Познавательный интерес к истории; осознание негативных последствий нестабильности в стране | |||||
21 | Второе Ополчение о освобождение Москвы | 21 неделя | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение цели и задач учебной и познавательной деятельности. Заполнение таблицы «Народные ополчения 1611— 1612 гг.». Работа с исторической картой. Определение причин победы ополчения. | Составление исторических портретов Кузьмы Минина и Д.М. Пожарского по са- мостоятельно определённому пла- ну. Определение состава Земского собора 1613 г. Обсуждение претен- дентов на царский престол и выяв- ление причин избрания Михаила Фёдоровича Романова. Анализ текста исторического источника по поставленным вопросам | Предметные результаты – Умение формулировать основные понятия темы; знание хронологии; умение дать характеристику 2 ополчения, умение выявить причины успешности Второго ополчения; умение составлять исторические портреты Минина и Пожарского; умения показывать на карте направления похода Второго Ополчения; умение анализировать текст исторического документа (грамота «Совета всея земли») Метапредметные результаты – Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать определение понятий, анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнение различных точек зрения Регулятивные УУД: умение определять цель и ставить задачи учебной деятельности, планировать и оценивать результаты своей работы. Владение основами самоконтроля и самоана- лиза. Коммуникативные УУД: умение планировать общие способы работы, распределять функции между членами группы, сотруд- ничать, обмениваться информацией, аргументированно Личностные результаты - | |||||
22 | Правление Михаила Федоровича | 22 неделя | Составление хронологического ряда событий 1613-1618 года. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем. Определение внутриполитических и внешнеполитических задач России после Смуты | Анализ исторического источника по поставленным вопросам, формулирование общего вывода об итогах правления Михаила Федоровича. | Предметные результаты – Знание основных дат и понятий урока; Метапредметные результаты – Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным им правилам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. Личностные результаты – интерес к его познанию за рамками учебного курса; понимание исторического значения утверждения у власти династии Романовых | |||||
23 | Правление Алексея Михайловича | 23 неделя | Какие новые установления были закреплены Соборным Уложением 1649 года? Работа над таблицей «Этапы закрепощения крестьян» | Проверка таблицы «Этапы закрепощения крестьян» Охарактеризовать события Соляного бунта по плану. Объяснить почему в середине 17 века потребовалось принять новый свод законов в России Дать характеристику Алексея Михайловича как правителя и человека. | Предметные результаты – Умения: формулировать определения основных понятий и терминов; определять хронологическую последовательность событий; систематизировать исторический материал; Умение давать характеристику личности царя Алексея Михайловича; характеризовать Соляной Бунт; умение раскрывать положения Соборного уложения 1649 года Метапредметные результаты – Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным им правилам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. Личностные результаты - Ответственное отношение к учению. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам, высказываемому ими мнению. Познава- тельный интерес к исто рии России. Понимание роли личности в истории. | |||||
24-25 | Россия в 17 веке. Русская деревня. | 24-25 неделя | Работа с картой (дать характеристику территории, природным условиям и населению России в 17 веке» Составление схемы структуры центральной власти в России в 17 веке | Составление плана-перечисления особенностей экономического развития страны в данное время. Представление результатов работы групп. Формулирование общих выводов о развитии России в XVII в. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в буду- щем | Предметные результаты – читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления значительных передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.; проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках; раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в XVII вв Метапредметные результаты – Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным им правилам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. Личностные результаты – Ответственное отношение к учению. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам, высказываемому ими мнению. Познава- тельный интерес к исто рии России. | |||||
26 | Присоединение Украины к России | 26 неделя | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение цели, задач, алгоритма дальнейшей де- ятельности. Объяснение причины и цели освободительной войны под предводительством Б.М. Хмельницкого. Работа с документом «Из решения Земского Собора о присоединении Украины к России» Работа над таблицей «Восстание Богдана Хмельницкого» | Проверка таблицы «Восстание Богдана Хмельницкого» Составление хро- нологии хода войны 1654—1667 гг. на основе текста учебника и исторической карты. Формулирование выводов о значении присоединения Украины к России, об итогах русско-польской (1654—1667) и русско-шведской (1656—1658) войн | Предметные результаты – Знание хронологии, понятий и терминов Формулирование выводов о значении присоединения Украины к России, об итогах русско-польской (1654—1667) и русско-шведской (1656—1658) войн читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире (направления походов войск Богдана Хмельницкого, направления походов войск во время русско-польской войны, а также места сражений) Метапредметные результаты – способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы; умение работать с различными источниками информации Личностные результаты – способность выбирать смысловые установки своей деятельности; Умение соблюдать дисциплину, уважительное отношение к учителю и одноклассникам; Личностная оценка присоединения Украины к России | |||||
27 | Раскол в Русской православной церкви | 27 неделя | Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Характеристика церковной реформы. Оценка её результатов с точки зрения реализации целей реформы и восприятия её обществом. Определение сути кон фликта между Алексеем Михай- ловичем и патриархом Никоном. Характеристика феномена старо- обрядчества. Объяснение значения основных понятий темы урока Сопоставить решения церковных соборов 1654 и 1666-1667 гг. | Проверка сопоставления решения церковных соборов | Предметные результаты – проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках; объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории данного времени умение характеризовать проведенные патрархом Никоном реформы; определять причины возникшего противостояния между сторонниками и противниками реформ; умение объяснять сущность конфликта между патриархом и царем Метапредметные результаты – способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы; умение работать с различными источниками информации Личностные результаты – Ответственное отношение к учению. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам, высказываемому ими мнению. Познавательный интерес к исто рии России | |||||
28 | Народные волнения в 17 веке | 28 неделя | Рассказ о Медном бунте по плану. Работа с документом из «Прелестных писем» С.Т.Разина. Работа с картой (проследить маршрут похождения разинского войска, объяснить почему восстание охватило столь значительную территорию) | Рассказ о Медном бунте по плану Характеристика требований участников восстания под руководством С.Т.Разина | Предметные результаты – рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках (Медный бунт) проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках («Прелестные письма» С.Т.Разина) читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; Метапредметные результаты – способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы; способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы; Личностные результаты – способность выбирать смысловые установки своей деятельности; Умение соблюдать дисциплину, уважительное отношение к учителю и одноклассникам | |||||
29 | Наследники Алексея Михайловича | 29 неделя | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Составление развёр- нутого плана характеристики правления царя Фёдора Алексее- вича. Высказывание оценочного суждения об отмене местничества. Определение причин Стрелецкого бунта 1682 г. Объяснение значения основных понятий темы урока. Со- ставление исторического портрета царевны Софьи Алексеевны. | Объяснить в чем заключалась сложность вопроса о престолонаследии после смерти царя Федоровича. Обсуждение на тему «Кем и с помощью каких средств решался вопрос о судье царского трона в 1682 году?» | Предметные результаты – Знание основных дат и значения понятий темы урока. Умение ха- рактеризовать внешнюю и внутреннюю политику царя Фёдора Алексеевича. Умение оценивать значение отмены местничества. Умение характеризовать политическую обстановку и объяснять причины Стрелецкого бунта 1682 г. Умение составлять исто- рический портрет Софьи Алексеевны Метапредметные результаты – Познавательные УУД: умение анализировать информацию, вы- делять в тексте главное, характе- ризовать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение задач согласно инструкциям учителя, представлять и анализировать результаты своей работы на уроке. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, высказывать своё мне- ние Личностные результаты – Освоение норм и правил поведения в классе. Уважительное отношение к учителю и одноклас- сникам. Познаватель- ный интерес к истории России. Выработка собственного мнения о деятельности Фёдора Алексеевича. Эмпатичес- кое восприятие событий 1682 г. | |||||
30 | Освоение Сибири и Дальнего Востока | 30 неделя | Работа с картой (место расселения и образ жизни народов Сибири и Дальнего Востока, маршруты первооткрывателей) Работа в контурной карте | Что служило побудительным мотивом для русских первопроходцев? | Предметные результаты – Знание значения основных понятий темы. Умение харак- теризовать природные условия, образ жизни народов Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Уме- ние показывать на исторической карте места расселения народов Сибири и Дальнего Востока, важ- нейшие пути русских землепроходцев XVII в. Умение характери- зовать способы распространения русского влияния в Сибири и на Дальнем Востоке. Умение рассказывать о христианизации коренных народов Севера и об открытиях русских землепроходцев. Умение раскрывать значение присоединённых сибирских и дальневосточных земель. Умение готовить сообщения и презента- ции об открытиях русских землепроходцев XVII в Метапредметные результаты – Познавательные УУД: умение давать определения понятий, ра- ботать с различными источника- ми информации, анализировать текст, преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливать взаимосвязи, делать выводы, готовить презентации и сообщения. Регулятивные УУД: владение основами целеполагания, само- контроля и самоанализа; умение планировать свою деятельность, представлять её результаты. Коммуникативные УУД: умение представлять и сообщать конк- ретное содержание в устной фор- ме, вступать в диалог, строить по- зитивные отношения в процессе учебной деятельности Личностные результаты – Ответственное отношение к учению. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Ответственное отношение к учению. Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Познавательный интерес к истории России. Понимание значения открытий русских землепроходцев XVII в. Знание основных норм морали, нравственных и духов ных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России | |||||
31-32 | Культура и искусство в 17 веке | 31-32 неделя | Подготовка и защита проектов по теме | Защита проектов | Предметные результаты – составлять описание образа жизни различных групп населения Российского государства, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории России XVI—XVII вв.; раскрывать характерные, существенные черты ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире; художественной культуры России в XVI—XVII вв.; Метапредметные результаты – Умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию Личностные результаты – опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны. | |||||
33 | Жизнь и быт различных сословий | 33 неделя | Работа с документом (Из записок Якова Рейтенфельса) | Историческое путешествие (рассказ от имени иностранного путешественника, посетившего дом именитого московского купца. | Предметные результаты – составлять описание образа жизни различных групп населения Российского государства, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории России XVI—XVII вв.; Метапредметные результаты – Умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию Личностные результаты – опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны. | |||||
34 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при первых Романовых» | 34 неделя | Работа с вопросами для обобщения по курсу (стр.210) | Работа с вопросами для обобщения по курсу (стр.210) Повторение терминов и хронологии | Предметные результаты – Умения: формулировать определения основных понятий и терминов; определять хронологическую последовательность событий; систематизировать исторический материал; показывать на исторической карте территориальный рост Российского государства; обобщать итоги развития Российского государства к концу XVII в.; характеризовать от-ношения России со странами Запада и Востока данного периода; составлять исторические портреты выдающихся деятелей XVII в. Метапредметные результаты – Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи, работать с разноуровневыми тестовыми заданиями. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным им правилам работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. Умение аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать вопросы, выступать перед ауди- торией Личностные результаты Ответственное отношение к учению. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Понимание необходимости повторения для закрепления и систематизации знаний. Познавательный интерес к изучению истории России. Ценностное отношение к историко- культурному наследию России XVII в. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории для индивидуального обучения с обучающимся 7 класса
Программа разработана для обучения на дому обучающихся 7 класса специальной корркционной школы VIII вида....
рабочая программа по математике для индивидуального обучения на дому ученика 11 класса
Рабочая программа индивидуального обучения на дому ученика 11 класса составлена из расчета 85 часов в год (раздел "Алгебра" 51 час, раздел "Геометрия" 34 часа) к УМК Алимова Ш.А. и Атанасяна Л.С....
Рабочая программа по русскому языку индивидуального обучения (на дому) для 6 класса
Рабочая программа по русскому языку индивидуального обучения (на дому) для 6 класса...
Рабочая программа по физике для индивидуального обучения на дому 7 класс
Рабочая программа по физике для индивидуального обучения на дому 7 класс...
Рабочая программа учебного предмета МАТЕМАТИКА (индивидуальное обучение) для 6 класса на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, Основной образовательной программой основного общего образо...
Рабочая программа учебного предмета Математика (индивидуальное обучение) для 5 класса на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, Основной образовательной программой основного общего образо...
Рабочая программа для 10 класса (индивидуальное обучение).
Рабочая программа по физике (индивидуальное обучение) в 10-м классе составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике, авторской примерной программы по физике для 10-11 к...