Программа по внеурочной деятельности "История в лицах" 11 класс
элективный курс по истории (11 класс)

Рецензия

на программу внеурочной деятельности «История в лицах»

для обучающихся основного общего школьного возраста (11класс),

разработанную в МБУ "Гимназия №39" учителем истории и обществознания Сизовой С.Е.

          В системе гуманитарного и обществоведческого образования история занимает важное место, определяемое ролью исторической науки в познании законов природы и общества, в материальной жизни государства, человека и гражданина, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира. Предметом изучения на занятиях внеурочной деятельности по истории должна прослеживаться связь исторической личности и исторической эпохи, ее особенностей, значение мотивов, целей, действий исторических деятелей на развитие общества и государства, на мировую историю.

Данный курс внеурочной деятельности «История в лицах» был создан с целью формирования интереса к истории и историческим личностям, расширения кругозора обучающихся, помочь ребятам понять, через прошлое, причины современных событий в государстве и на международной арене.

Новизна программы состоит в личностно-ориентированном методе обучения. Роль учителя состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся все условия, для наиболее полного раскрытия и реализации его способностей. Создать такие ситуации с использованием различных методов обучения, при которых каждый обучающийся прилагает собственные творческие усилия и интеллектуальные способности при решении поставленных задач.

Обучающимся дается возможность изучать темы, не рассматриваемые программой предмета, а именно обучение строится с учетом максимального приближения к жизни. Другая особенность программы заключается в том, что обучающиеся анализируя мотивы, цели и поступки исторических персоналий, приобретают компетенции необходимые как для учебного процесса, так и для решения жизненных задач. У обучающихся формируются такие навыки как анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять причинно-следственные связи, самостоятельно находить информацию в различных источниках.

В представленной Светланой Евгеньевной программе четко и грамотно поставлены цели и задачи, актуальность, прописаны планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты в соответствии с ФГОС. Структура и содержание методических и программных материалов, описание разделов отличаются логичностью, последовательностью изложения, корректностью формулировок.

          Доступность предлагаемых материалов, наличие пояснительной записки, тематического содержания программы и ее методического обеспечения, учебно-методического плана, определяют перспективы их дальнейшего использования.

          Рецензируемая программа «История в лицах» отвечает по форме и содержанию нормативным требованиям и может быть рекомендована для использования во внеурочной деятельности для обучающихся 11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_v_litsah_11_klass_34_chasa.docx214.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩОЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ГИМНАЗИЯ №39 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАСИЛИЯ ФИЛИППОВИЧА МАРГЕЛОВА»

ПРИНЯТО                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

          Педагогическим советом                                                                     Директор

              Протокол № 1                                                                         МБУ «Гимназия №39»

от 28.08.2020 г.                                                              _                      Т.Л. Терлецкая

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ»

11  класс

Составитель:

Сизова С.Е.,

учитель истории и обществознания

Тольятти

 2020


Программа разработана на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644 с последующими редакциями;
  3. Примерная основная образовательная программа среднего  общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
  4. Программы элективного курса Н.И. Чеботаревой «История России. 10-11 классы. История России в лицах» - В: Учитель, 2007;

Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:

История. Сахаров А.Н., Загладин Н.В., Петров Ю.А. История (базовый и углубленный уровни) (в 2-х частях). 10-11 классы - М.: Русское слово, 2019.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

В рамках школьной программы истории внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности.

Основной направленностью программы является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

Цели курса «История в лицах» :

1. Познакомить с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей.

2. Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории.

3. Выделять альтернативы развития страны на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.

Задачи курса «История в лицах»:

1. Способствовать развитию интереса у учащихся к истории;

2. Полнее раскрыть роль человеческого фактора в исторической действительности.

3. Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.

4. Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации.

5. Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.

6. Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.

7. Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Метапредметные результаты нацелены на формирование:

  • умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
  • владения навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач;
  • умения использовать средства информационных и коммуникационных технологий  в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач;
  • владения языковыми средствами – умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.

Предметные результаты:

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
    умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
    готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Содержание курса «История в лицах»

11 класс.

Введение. Влияние личности на историю государства. 1 час.

Тема 1. Великие Рюриковичи. Киевская Русь. 4 часа.

Исторические условия складывания русской государственности. Проблема образования древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей (Рюрик, Синеус, Трувор). Норманнская теория (Байер, Миллер, Шлецер). Первые русские князья (Олег, Игорь, Ольга, Святослав). Отношения Руси с Византийской империей, кочевниками европейских степей. Налоговая, административная реформы Ольги, принятие княгиней христианства.

Правление Владимира Святославича. Крещение Руси, значение принятия христианства. Усобица после смерти Владимира. Борис и Глеб – великие святые христианской церкви. Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый. Правление Ярослава Мудрого. Формирование древнерусского права: Русская Правда.

Тема 2. Эпоха феодальной раздробленности.4 часа.

Русь при Ярославичах. Любечский съезд 1097 г. Владимир Мономах. «Уставы» и «Поучение» Владимира Мономаха. Отношения Руси с половцами.

Русская Правда Ярославичей.

Особенности эпохи раздробленности и признаки сохранения единства русских земель в хозяйственной, политической и культурной жизни страны. Галицко-Волынское княжество. Господин Великий Новгород. Владимиро-Суздальское княжество.

Юрий Долгорукий. Первое летописное упоминание о Москве. Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Мстислав Храбрый и его политика. Натиск с Запада. Александр Невский. Невская битва и Ледовое побоище. Отношения с Ордой при Александре Ярославиче.

Тема 3. Русь неделимая, единая, долговечная... 4 часа.

Первый московский князь Даниил Александрович. Борьба Твери и Москвы за первенство. Возвышение Москвы при Иване Калите. Усиление Москвы при Дмитрии Ивановиче.

Дмитрий Иванович Донской. Русь накануне Куликовской битвы. Куликовская битва: подготовка и ход. Историческое значение Куликовской битвы. Поход хана Тохтамыша на Русь. Княжение Василия I: внутренняя и внешняя политика князя. Роль Церкви в объединении Руси. Сергий Радонежский.

Причины междоусобной войны. Юрий Звенигородский. Сторонники Василия II. Борьба дяди и племянника (Юрия и Василия). Мятеж Дмитрия Шемяки. Победа в династической войне Василия Тёмного.

Иван III. Освобождение Руси от ордынской зависимости. Подчинение Новгорода. Государь всея Руси. Централизация государственной власти. Судебник 1497 г. Выход Руси на международную арену. Формирование многонационального государства.

Регентство Елены Глинской. Унификация денежной системы. Период боярского правления. Юные годы Ивана Васильевича и венчание на царство. Избранная рада: её состав и значение. Реформы Избранной рады. Появление Земских соборов. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Внешняя политика Ивана IV. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Поход Ермака на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. Опричнина и последние годы Грозного царя. Правление Фёдора Ивановича.

Предпосылки Смуты. Династический кризис Правление Бориса Годунова.

Тема 4. Великие Романовы. Путь к абсолютизму. 6 часов.

Личность и правление Лжедмитрия I. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. Боярский царь Василий Шуйский и восстание И.И. Болотникова. Лжедмитрий II. Иностранное вмешательство в русскую Смуту. Семибоярщина. Первое ополчение и его распад. Второе ополчение. К. Минин и Д. Пожарский. Избрание Михаила Романова на царство.

Царствование Михаила Романова: преодоление последствий Смуты. Царь Алексей Михайлович и Соборное Уложение. Окончательное закрепощение крестьян. Реформы Никона и раскол в Церкви. Усиление царской власти. Войны с Польшей, Швецией и присоединение Украины. Городские восстания. Восстание Степана Разина: причины, состав участников, ход, итоги.

Царь Фёдор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа. Русско- турецкая война 1672-1681 гг. Политика Фёдора Алексеевича в сфере культуры. Восстание стрельцов 1682 г. Правление царевны Софьи. Хованщина. Крымские походы. Приход к власти Петра Алексеевича. Первые годы царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство. Северная война 1700—1721 гг. и начало реформ Петра I. Преобразования Петра I: реформы центрального и местного управления, сословная и экономическая политика. Оценка деятельности Петра I в исторической науке.

Тема 5. Эпоха дворцовых переворотов. 6 часов.

Дворцовые перевороты: причины и сущность. Борьба группировок знати за власть после смерти Петра I. Правление Екатерины I и Петра II. Правление Анны Иоанновны. Бироновщина. Правление Елизаветы Петровны. Царствование Петра III. Внешняя политика России в эпоху дворцовых переворотов. Участие России в Семилетней войне.

Личность Екатерины II. Россия в начале правления Екатерины II. Особенности просвещённого абсолютизма в России. Деятельность Уложенной комиссии. Внутренняя политика Екатерины II. Жалованные грамоты дворянству и городам. Восстание Е.И. Пугачёва: причины, состав участников, итоги. Российская наука в XVIII в. М.В. Ломоносов. Представители русской литературы XVIII в.

Внутренняя и внешняя политика Павла I (1796-1801).

Тема 6. Эпоха самодержавных преобразований. 9 часов.

Личность Александра I. Проекты реформ и первые преобразования. Восточное и европейское направления внешней политики Александра I. Русско-французские отношения. Тильзитский мир. Отечественная война 1812 г. Венский конгресс и его итоги. Священный союз: система безопасности для монархов. Особенности внутренней политики Александра I в послевоенный период.

Внутренняя политика Николая I. Усиление центральной власти. Официальная идеология: «Православие, самодержавие, народность». Крестьянский вопрос и реформа государственных крестьян. Экономическая политика правительства Николая I. «Восточный вопрос». Россия в Крымской войне. Итоги Крымской войны.

Александр II. Крестьянская реформа 1861 г. и её последствия. Земская, городская, судебная, военная, университетская реформы. Внешняя политика Александра II: Присоединение Средней Азии. «Союз трёх императоров». Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и ее результаты.

Александра III. Упрочение основ самодержавия. Социально-экономическое развитие России в пореформенное время. Рабочее законодательство. Внешняя политика Александра III (император - миротворец).

Политической развитие Россия в первые годы правления Николая II. Становление и развитие рыночной экономики в России. Реформы Витте С.Ю. Внешняя политика России. Русско-японская война и ее итоги.

Революция 1905-1907 гг. Октябрьский манифест. Становление российского парламентаризма. Реформы П.А. Столыпина.

Державное соперничество и причины Первой мировой войны1914-1918 гг. Итоги и значение событий Первой мировой войны, и участие в ней России.

Причины и итоги Февральской революции. Причины отречения Николая II от престола.

Итоговое повторение.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Примерное тематическое планирование учебного курса «История в лицах» - 34 часа.

11 класс

№ п/п

Темы уроков

Кол-во часов

Введение.  (1ч.)

1

Введение. Влияние личности на историю государства

1

Тема 1. Великие Рюриковичи. Киевская Русь. (4 ч.)

2

Великие Рюриковичи. Рюрик, Сириус, Трувор - легендарные варяги. Олег - победитель.

1

3

Великие продолжатели дела: Игорь, Ольга, Святослав.

1

4

Великий князь Владимир Красное Солнышко.

1

5

Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый. Борис и Глеб - великие святые церкви.

1

Тема 2. Эпоха феодальной раздробленности. (4 ч.)

6

Владимир Мономах

1

7

Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. Борьба за усиление княжеской власти в Северо-Восточной Руси.

1

8

Мстислав Храбрый и его политика.

1

9

Святой Александр Невский и его подвиг.

1

Тема 3. Русь неделимая, единая, долговечная... (4 ч.)

10

Иван Данилович Калита. Борьба Москвы и Твери. Взаимоотношения с Золотой ордой.

1

11

Дмитрий Иванович Донской и его роль в истории

1

12

Правление Ивана III, Василия III, Ивана IV Васильевича

1

13

Период правления Федора Ивановича и Бориса Годунова

1

Тема 4. Великие Романовы. Путь к абсолютизму. (6 ч.)

14

Смута. Лжедмитрии, Василий Шуйский, семибоярщина.

1

15-16

Первые Романовы: Михаил Федорович, Алексей Михайлович

2

17

Период правления Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны

1

18-19

Внешняя политика и внутренние преобразования Петра I Великого

2

Тема 5. Эпоха дворцовых переворотов (6 ч.)

20

Екатерина I. Воцарение Петра II.

1

21

Правление Анны Иоанновны.

1

22

Правление Елизаветы Петровны.

1

23-24

Правление Петра III и Екатерины II Великой

2

25

Короткое правление Павла I.

1

Тема 6. Эпоха самодержавных преобразований (9 ч.)

26-27

Внутренняя и внешняя политика Александра I

2

28

Правление Николая I.

1

29-30

Либеральные реформы Александра II - Освободителя.

2

31

Реформы и контрреформы Александра III - Миротворца.

1

32-33

Неспокойное правление Николая II.

2

34

Итоговое повторение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по внеурочной деятельности в начальных классах

программа "Оригами" по внеурочной деятельности в начальных классах...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"

                 Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Мое портфолио"

В рамках внедрения новый ФГОС внеурочная деятельность является неотемлемой частью учебно-воспитательного професса. Программа "Мое портфолио" предназначена для учителей, классных руководителей, работаю...

рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"

В  программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...

Программа по внеурочной деятельности 5-6 класс

Программа  внеурочной деятельности «Занимательная математика» 5-6 класс....

Программа по внеурочной деятельности в начальных классах по теме: "Планета загадок"

Программа разработана для работы по внеурочной деятельности. Вней отражается природа нашей Земли. Ее рельеф, погода, растительный и животный мир ....