Конспект урока истории в 6 классе Бурдиной О.В.
Тема | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. |
Цель | Познакомить с народами и государствами доколумбовой Америки; объяснить своеобразие цивилизации доколумбовой Америки. |
|
УУД | - Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его.
- Регулятивные УУД: определяют совместно с учителем цель и задачи урока и способы их достижения, осуществляют контроль учебной деятельности (самоконтроль и взаимный контроль), дают оценку по результатам деятельности (взаимное оценивание).
- Коммуникативные УУД: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
- Познавательные УУД: общеучебные – осуществляют поиск и отбор существенной информации (из материалов источника, по воспроизведению в памяти); логические - строят логическую цепь рассуждений, в письменной форме анализируют объекты.
|
Планируемые результаты | Предметные: - умение высказывать суждения об историческом своеобразии доколумбовых цивилизаций Америки и о факторах, способствовавших появлению этого своеобразия; - умение характеризовать общие черты цивилизации доколумбовой Америки; - развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях жизни народов Америки.
Личностные: - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование осознанного, уважительного отношения к культурному и историческому наследию народов Америки; - формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные: - владение основами самоконтроля, самооценки и взаимной оценки результатов учебной деятельности; - умение преобразовывать информацию в таблицу; - развитие навыка активного чтения; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
Основные понятия | Новый Свет, Старый Свет, майя, ацтеки, инки, Верховный инка. |
Межпредметные связи | География, литература. |
Ресурсы:
| Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М.: «Просвещение», 2014 г. Интерактивная доска, презентация «Государства и народы Африки и доколумбовой Америки». |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
|
|
Форма урока | Урок-путешествие |
|
|
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
УУД |
Организационный момент
| Создание психологической атмосферы. Учитель мотивирует учащихся на работу.
Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: "Будет интересно!” Слайд №1. Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Ребята выберите каждый сам для себя подходящий смайлик и попробуйте его изобразить. А я должна угадать по вашему лицу, какое сейчас у вас настроение.
Замечательно, у всех хорошее, радостное настроение. | Приветствуют учителя, проверяют наличие необходимого учебного материала. | Коммуникативные УУД: строить эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Регулятивные УУД: саморегуляция. |
1.Актуализация знаний
| Слайд №2. Итак, ребята сегодня с таким замечательным хорошим настроением мы совершим уникальное путешествие с целью знакомства с очень интересными народами, которые абсолютно нам не знакомы. А вы знаете куда мы отправимся? Ваша задача- отгадать это место. Конечный пункт прибытия зашифрован на этом слайде. Чайнворд. Слайд №3 1. Религия ислам появилась у такого народа…? (Арабы). 2. Жилище монахов (Монастырь). 3. Противники учения католической церкви. (Еретики). 4. Стиль постройки зданий в средние века, отличавшийся массивными зданиями, высокими башнями и стенами. (Романский). 5. Выдаваемая от имени папы римского грамота об отпущении грехов. (Индульгенция). 6. Славянская азбука, созданная Кириллом и Мефодием в 9 веке (Кириллица). 7. Настоятель католического монастыря (Аббат).
Итак, куда мы совершим путешествие? Мы отправимся в дальнее плавание и не просто в Америку, а в доколумбовую Америку.
Ребята, а кто знает, что значит доколумбовая Америка? Выясняет значение понятия «доколумбовая Америка». А теперь помогите мне сформулировать тему урока. Слайд №4. Какова наша цель? Что мы сегодня будем изучать? | Учащиеся отвечают на вопросы чайнворда и определяют зашифрованное слово - «Америка».
Америка до её открытия Христофором Колумбом. Государства и народы доколумбовой Америки. Мы узнаем, кто жил в доколумбовой Америке, их занятия, образ жизни, религиозные взгляды, культурные достижения. | Познавательные УУД: умение формулировать основные понятия. Коммуникативные УУД: слушать партнёра. Регулятивные УУД: контроль и оценивание ответов товарищей. Личностные УУД: мотивация к изучению нового материала. |
2. Постановка проблемы
| Работа по карте: 1.Ребята, а как можно достичь берегов Америки? Слайд №5. Слайд №6 Предположите, какой вид транспорта нам будет нужен? (Корабль)
2.В какую сторону нам нужно отплыть? Итак, ребята счастливого нам плавания! Ребята наше путешествие будет интересным и фантастическим! 3.Ребята, а как называется это огромное водное пространство, по которому мы плывем? Слайд №7.
Вдали показался берег. Куда же мы приплыли? Слайд №8.
Ребята, посмотрите на карту, какие народы нас могут встретить? - майя -ацтеки -инки Вот эти древние племена и проживали в доколумбовой Америке и пока никому были неизвестны. Но все-таки кое-кто с ними был знаком около 1000г. По словам- подсказкам догадайтесь о ком идет речь: норманны, Счастливый, путешествие. Вспомните, о ком идет речь? (Лейф Счастливый, стр.44 учебника)
Ребята, раз мы впервые оказались на этой земле с целью изучения жизни этих народов, чтобы новая информация не забылась, не исчезла бесследно, я предлагаю оформить путевые заметки. Слайд №9. Путевой дневник по миру народов доколумбовой Америки Название племени | Занимаемая территория | Занятия | Как было устроено управление государством. | Достижения культуры | 1. Майя | | | | | 2. Ацтеки | | | | | 3. Инки | | | | |
| Учащиеся отвечают на вопросы. (надо отправиться на запад)
Работа по карте.
| Познавательные УУД: поиск и выделение информации, умение строить речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные УУД: строить эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные УУД: самоконтроль, планирование деятельности и определение способов деятельности.
Личностные УУД: готовность к расширению собственного кругозора.
|
3.Изучение нового материала
| 1. Древние цивилизации Америки. - Достигнув берегов Америки, мы встретились с племенем майя. Слайд №10.
Увидев, что к ним прибыли дети, а не взрослые люди с оружием в руках, мирные жители встретили нас приветливо, расселили в своих жилищах. Прожив несколько дней среди них, познакомившись с ними, мы многое узнали об их жизни, на многое обратили внимание. Так как я очень любознательна, у жрецов мне удалось выпросить некоторые рукописи, в которых жрецы описывали жизнь своего народа. Слайд №11.
Я предлагаю вам познакомиться с фрагментом рукописи. И не забудьте заполнить путевые заметки.
Мы продолжаем путешествие и оказываемся в гостях у ацтеков. Слайд №12.
С опасением они относились к чужеземцам, но все-таки приняли нас. На празднествах в честь гостей вот что рассказал один ацтек: (выступает один ученик) Слайд №13.
Ацтеки нам поведали еще о другом народе- инках. Но, чтобы добраться до них, нам ацтеки дали своего проводника, который указал нам направление на юг. Мы уже плывем по какому океану? Слайд №14.
Нас встретил сам Верховный инка, который много интересного рассказал о своем народе. Рассказ ученика об инках. | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Читают информацию и заполняют путевые заметки.
Сообщения учащихся с опережающим заданием
| Познавательные УУД: поиск и выделение информации, активное чтение. Коммуникативные УУД: вступать в дискуссии, строить эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные УУД: саморегуляция, комментированное оценивание. Личностные УУД: нравственно - этическое оценивание. |
|
Ну а теперь нас ждут родные, пора возвращаться домой. Слайд №15. Физ-минутка. Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (вращение головой)
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Вы устали? Пора подкрепиться? Тогда дары индейцев придутся нам очень кстати. Индейцы в дорогу нам кое-что дали. Мы с вами эти продукты привезем домой. Слайд №16.
Учитель показывает продукты, которые везем домой. - Ребята, посмотрите, сколько мы используем в своей речи слов, которые взяты из индейских языков, как в прочем, и продуктов.
| Ученики предлагают свои ответы. | Коммуникативные УУД: вступать в дискуссии, строить эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. |
3. Рефлексия и коррекция знаний 4. Итог урока | Наше путешествие завершилось. Я думаю, оно было очень интересным. А теперь обменяйтесь своими путевыми заметками. Проверьте, правильно ли вы заполнили их и оцените друг друга. Таблица. - Покажите результаты взаимопроверки: зелёный - правильный ответ, синий – неполный ответ, красный – ошибочный ответ. Можно я тоже проверю у некоторых учеников их путевые заметки (выборочно). Предлагает ученикам ответить, какие задания вызывали интерес, какие вызвали трудности и почему.
| Самостоятельно заполняют таблицу по изученному материалу.
Взаимный контроль осуществляют в парах: проверка и выставление оценок. Сообщают своё мнение о заданиях, о возникших проблемах на уроке. | Познавательные УУД: поиск и выделение информации, умение строить речевые высказывания в письменной форме, смысловое чтение, отделение главного и второстепенного. Регулятивные УУД: контроль, оценка. Логические УУД: установление причинно-следственных связей. |
- Подошло к концу наше путешествие в удивительный и загадочный мир доколумбовой Америки. Вывод: Народы средневековой Америки создали необычные порядки и оригинальную культуру, не похожую ни на одну из культур народов Европы и Азии. Слайд №18 Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться. Всё, что вы узнали, вам сейчас пригодиться в процессе закрепления. Отметьте черты, присущие цивилизациям доколумбовой Америки /поднимаем красную карточку, если эта черта была присуща цивилизациям доколумбовой Америки. Поднимаем желтую карточку, если это было не свойственно цивилизациям доколумбовой Америки. / 1. Умение людей выплавлять железо /нет/. 2. Изготовление орудий труда из камня и бронзы. /да/. 3. Отсутствие тягловых животных /да/. 4. Наличие знати /да/. 5. Развитие астрономических и математических знаний /да/. 6. Вера во множество богов /да/. 7. Умение изготавливать повозки и колесницы /нет/. 8. Широкое использование тягловых животных /нет/. 9. Сооружение многочисленных храмов и дворцов /да/. 10. Европейцы называли коренное население Америки «индейцами», потому что считали, что они попали в Индию. /да/. Ответьте «Да» или «Нет»
| | Познавательные УУД: умение строить речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные УУД: слушать партнёра, вступать в дискуссии. Регулятивные УУД: контроль, оценка. |
5.Домашнее задание
| -прочитать п.32, нарисовать рисунки Слайд №18 -рассказ, описание одного народа; -развёрнутый ответ «В чём сходства и различия в развитии народов доколумбовой Америки»; - написать сочинение о путешествии к индейцам доколумбовой Америки.
| Учащиеся записывают д/з в дневники, слушают рекомендации учителя по выполнению д/з. | Личностные УУД: смыслообразование. Коммуникативные УУД: слушать партнёра. Регулятивные УУД: саморегуляция.
|
Майя
В Центральной Америке, на полуострове Юкатан в VII-VIII веках было царство Великого Змея. На возвышенностях Центральной Америки развивалось земледелие. Земля принадлежала общинам: каждой семье община выделяла участок, расчищенный от леса. Разводить скот жители большей части материка не умели. Разводили только птиц- индеек и уток. Орудия труда изготавливали из дерева, камня и бронзы. Железо выплавлять не умели.
У народа майя существовали города-государства. Во главе каждого города стоял правитель, называемый «великим человеком». Власть его передавалась по наследству старшему сыну, со всех жителей он собирал дань и налоги.
У майя сохранились величественные памятники архитектуры. Например, был даже стадион, где происходили игры в мяч. Его надо было забросить в каменное кольцо локтями, коленями или бёдрами. Игра посвящалась многочисленным богам, и за её исходом следили жрецы. У них была своя трибуна.
У них были высокие здания - обсерватории, где учёные-жрецы наблюдали звёздное небо, движение планет, солнца и лунные затмения.
Свои постройки майя возводили в виде усечённых пирамид с толстыми стенами. Сверху донизу стены покрыты барельефами с изображениями чудовищных зверей или человеческих существ. Но что обозначают эти изображения неизвестно. Мы только знаем, что эти изображения связаны с какой-то исторической датой. Внутри храмы расписывались фресками. Сюжеты фресок не разгаданы.
Майя изобрели иероглифическое письмо, дополнявшееся картинками. Иероглифами покрыты стены храмов, стелы, памятники, воздвигавшиеся в честь побед и праздников. Что означают эти загадочные письмена, уже ни один десяток лет волнует воображение исследователей. Основой счета у майя был не десяток, как у нас, а двадцатка. Впервые в мире они ввели понятие нуля (но мир тогда еще не знал об этом).
Ацтеки
Мой народ проживал на территории современной Мексики. По воле своего Бога мы пришли сюда с северо-запада. Он приказал нам искать место, где на скале растёт кактус, на котором сидит орёл со змеёй в клюве. После долгих скитаний мы наконец нашли такое место около озера и построили город ТЕНОЧТИТЛАН. А кактус, орёл и змея стали символами нашего племени ацтеков. Я и мои предки, а также соплеменники занимались земледелием. У нас был мягкий климат и плодородная земля. Но земли всем не хватало. Поэтому мы придумали вот что: из веток делали плоты, сверху со дна озера укладывали водоросли, плодородный ил и у нас получались «плавучие поля». Такие поля давали несколько урожаев в год.
Во главе государства нашего стоял правитель, который передавал власть по наследству. Главной обязанностью каждого ацтека была служба в армии. На войне пленников брали для жертвоприношений или превращали в рабов.
У нас в городе были и школы. Дети учили гимны богам, поэмы. Лучших поэтов всегда награждали премиями.
У нас много есть мастеров-ювелиров, которые обрабатывали золото и делали красивые украшения. А еще ремесленники изготавливали красивые ткани, делали вышивки.
Инки
В суровых Андах на западе южной Америки раскинулась моя страна инков Перу. Из маленького царства в результате завоевания всех соседних племен в XIII в. образовалось государство, раскинувшееся на тысячи километров. Столицей нашего государства стал город Куско. Я - правитель – Верховный Инка, Сын Солнца, мне все поклоняются как живому богу. Мои кровные родственники занимают высокие должности, а чиновниками становились знатные люди завоеванных народов.
Мое государство подчинено интересам войны. Армия инков побеждала своей численностью: на одного врага приходилось до 20 инкских воинов.
Население проживало общинами, состоявшими из семей землевладельцев. Каждый общинник получал надел, а женщина – половину надела. Общинник на всю жизнь был привязан к земле. На крутых склонах инки высекали площадки для посева и насыпали на них плодородную землю. Урожай делили на три части: мне - верховному Инке, жрецам и себе.
Мой народ создал свою неповторимую культуру. Только у нас можно найти особое узелковое письмо – кипу. Построенные великолепные дороги связывали столицу со всеми частями империи и служили для передачи информации (первая почта).