Государства и народы Доколумбовой Америки
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Урок по теме "Государства и народы Доколумбовой Америки" с использованием информационно-коммуникационных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstva_i_narody_dokolumbovoy_ameriki.rar | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
История Средних веков 6 класс учитель Винокурова Е. В.
Тема урока: Народы и государства доколумбовой Америки
Цель: Знакомство с народами и государствами доколумбовой Америки
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с основными занятиями народов Америки;
- Проследить процесс организации государств коренных народов до открытия Америки европейцами.
Развивающие:
- Развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление;
- Продолжить работу по формированию исторических понятий и терминов;
- Формировать умение прослеживать причинно-следственные связи, умение работать с картой.
Воспитательная:
- Развивать эстетические взгляды учащихся, уважение к культурному наследию.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы проведения урока: словесный, иллюстративно-демонстрационный.
Оборудование урока:
- Е. В. Агибалова, Г. М. Донской История средних веков М.: Просвещение, 2009 § 33;
- Компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
- Учебное электронное пособие «Всеобщая история» 6 класс «КОРДИС &МЕДИА», 2004
Основные понятия и термины:
майя, ацтеки, инки
План и этапы урока:
I. Организационный момент;
II. Изучение нового материала
1.Первые американцы.
2.Майя.
3.Ацтеки.
4.Инки.
III. Закрепление изученного материала;
IV. Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент Приветствие, сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в Центральную и Южную Америку. Мы познакомимся с первыми поселенцами, узнаем о цивилизациях индейских племен майя, ацтеков и инков.
II. Изучение нового материала
1. Занятия жителей Америки.
Просмотр учебного электронного пособия Всеобщая история. 5 – 6 класс. М.: ООО «Кордис &Медиа», 2004
- В каком веке европейцы впервые попали в Америку? (В XV веке)
- Почему местных жителей они назвали «индейцами»? (Потому что европейцы считали, что они попали в Индию)
- Когда и как индейцы пришли на американский континент? (30 – 15 тысяч лет назад они пришли из Азии по перешейку в районе Берингова пролива)
- Каковы были занятия жителей Америки? (Земледелие, охота, ремесло)
Постепенно индейские племена переходили к оседлой жизни, начали строить города, придумали письменность и создали свою высокую культуру.
Рассмотрим карту, показывающую расселение народов доколумбовой Америки. Майя проживали на полуострове Юкатан, ацтеки заселили территорию Мексиканского плоскогорья, а инки основались на западе Южной Америки в центральных Андах.
2. Познакомимся поближе с индейцами майя. Майя обитали на обширной территории с разнообразным климатом, растительным и животным миром: горы и равнины, влажные тропические леса, засушливые территории, земли, пересеченные реками, богатые озерами и водопадами.
Единого государства не существовало. Зато было много городов-государств: Тикаль, Копан, Паленке, Чичен-Ица и другие.
Как же жили племена майя?
Работа с историческими источниками
Испанский епископ Диего де Ланда « Сообщение о делах в Юкатане»
….майя сеяли кукурузу, а также винные деревья, хлопок, перец; мулов и быков у них заменяли люди.
Обычно в центре поселения находились храмы с красивыми площадями, вокруг храмов были расположены дома синьоров (т.е. знатных) и жрецов, затем людей наиболее богатых и почитаемых, на окраинах – людей низших. Простые люди строили за свой счет дома сеньоров, делали для них посевы и «собирали урожай, количество которого было достаточно ему (сеньору) и его дому». Сеньоры управляли делами своих общин; знатные были очень влиятельны и уважаемы. Если сеньоры выходили из селения и даже из своих домов, они вели с собой большую свиту.
- Назовите основное занятие племен майя?
- На какие слои разделялось население поселков майя?
- Опишите города майя?
В культуре майя религия играла важнейшую роль. Они поклонялись богам – полулюдям, полуживотным, принося им в жертву не только животных, но и людей.
Среди развлечений хотелось бы отметить игру в мяч, которая демонстрировала ловкость игроков, т.к. мяч из цельного каучука надо было отбивать бедром и передавать с одного края поля на другой для набора очков, стараясь, кроме того, попасть в одно из укрепленных на боковых стенах каменных колец. Попадание в кольцо, ввиду чрезвычайной трудности, давало команде моментальную победу.
К достижениям культуры майя можно отнести письменность - иероглифы, познания в математике (пользовались нулем), познания в астрономии (создан очень точный календарь).
ФИЗМИНУТКА
3. Государство ацтеков
А теперь познакомимся с ацтеками. Двигаясь с севера на юг, ацтеки в XI веке заселяют территорию нынешней Мексики.
Каковы же были главные занятия племен ацтеков?
Стихотворение ацтекского поэта
Народ Кецалькоатля, ацтеки,
был многоопытным среди народов.
Все им давалось легко и просто:
камень бесценный они гранили,
золото плавили и отливали,
дивные делали украшенья
Были ацтеки очень богаты,
было еды у ацтеков вдоволь:
тыквы - так говорит преданье-
толстыми и большими были,
как жернова, початки маиса…
- Какими ремеслами владели ацтеки?
- Какие культуры выращивали?
Столицей империи ацтеков стал город Теночтитлан, построенный посреди большого озера Тескоко. Плодородной земли у горожан сначала не хватало, и они создавали «плавучие поля», на которых выращивали несколько урожаев в год.
В его центре стоял храм Кецалькоатля. Но самым большим храмом был храм бога войны Уицилопочитли, где приносились многочисленные человеческие жертвы.
Во главе государства стоял правитель – «владыка всех людей». Знатные люди занимали высокие должности, получали за службу жалованье и брали подати с населения. Во время войны создавалась армия численностью до 150 тысяч человек. Захваченных на войне пленников приносили в жертву богам или делали рабами.
В столице существовали школы для рядовых ацтеков и для знати. В обычных школах учили земледелию, ремеслам венному делу. Детей же знати учили истории, чтению, счету, ораторскому искусству. В Теночтитлане ежегодно устраивались состязания певцов-поэтов.
4. Империя инков
В суровых Андах на западе южной Америки раскинулась страна инков Перу. Из маленького царства в результате завоевания соседних племен в XIII в. образовалось государство, раскинувшееся на тысячи километров. Столицей инков стал город Куско. Правитель – Верховный Инка, Сын Солнца, которому поклонялись как живому богу. Кровные родственники Инки занимали высокие должности, а чиновниками становились знатные люди завоеванных народов. Самыми бесправными были рядовые общинники.
Государство инков было подчинено интересам войны. Армия инков побеждала своей численностью: на одного врага приходилось до 20 инкских воинов.
Население проживало общинами, состоявшими из семей землевладельцев. Каждый общинник получал надел, а женщина – половину надела. Общинник на всю жизнь был привязан к земле. На крутых склонах инки высекали площадки для посева и насыпали на них плодородную землю. Урожай делили на три части: верховному Инке, жрецам и себе.
Инки создали свою неповторимую культуру. Только здесь можно было найти особое узелковое письмо – кипу. Построенные великолепные дороги связывали столицу со всеми частями империи и служили для передачи информации (первая почта).
Но самой большой загадкой инков остается город Мачу-Пикчу
Просмотр видеофильма «Мачу-Пикчу»
Вопрос учащимся
- С какой целью был создан этот город?
III. Закрепление (самопроверка)
Ответьте «Да» или «Нет»
Вариант № 1
- Европейцы называли коренное население Америки «индейцами», потому что считали, что они попали в Индию.
- Народ майя населял территорию современной Мексики.
- Столица империи ацтеков располагалась на озере.
- Государство инков располагалось в горах Андах.
- Любимым развлечением инков была игра в мяч.
Вариант № 2
- Европейцы впервые попали в Америку в 15 веке.
- У народа майя появился особый вид письменности – узелковое письмо.
- У ацтеков не появилось единого государства.
- Столицей царства инков был город Мачу-Пикчу.
- Дороги связывали столицу государства со всеми частями империи инков.
IV. Домашнее задание
§ 33,
Составить письменно в тетради план п. 4
Для желающих: кроссворд «Восток и Америка в Средние века».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Государства и народы доколумбовой Америки. Майя", 6 класс
Презентация предназначена для наглядного изучения истории народов доколумбовой Америки, знакомства с удивительным миром индейцев. История Средних веков, 6 класс, авторы учебника Е.В.Агибалова,...
Презентация "Государства и народы доколумбовой Америки. Ацтеки", 6 класс
Презентация поможет наиболее ярко представить жизнь ацтеков в период Средневековья....
Презентация "Государства и народы доколумбовой Америки. Инки", 6 класс
Знакомьтесь - ИНКИ, один из народов доколумбовой Америки. ...
Государства и народы доколумбовой Америки
Государства и народы доколумбовой АмерикиУрок истории в 6 классе...
Конспект урока истории в 6 классе "Государства и народы Африки и доколумбовой Америки".
Цель и задачи. Создать условия, при которых обучающиеся смогут: - описать хозяйственную, культурную и религиозную жизнь народов доколумбовой Америки, сравнить процесс организации государств коренны...
Веб-квест " Государства и народы Доколумбовой Америки"
Широкова Мария Александровна, учитель истории и обществознания.МБОУ СОШ № 28 городской округ МытищиПояснительная записка к итоговому проекту по теме « Государства и народы Доколумбовой Америки&r...
Урок Государства и народы Доколумбовой Америки
Урок по истории средних веков...