Учебный курс по истории России "История в лицах" для 9 класса
рабочая программа по истории (9 класс)
Рабочая программа учебного курса «История в лицах. Россия в XIX - начале XX вв.» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для учащихся 9 класса.
Данный курс удовлетворяет индивидуальные запросы обучающихся, обеспечивает общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении основного общего образования; направлен на развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, углубление, расширение и систематизацию знаний в области истории России.
Учебный курс «История в лицах. Россия в XIX - начале XX вв.» ориентирован на систематизацию имеющихся у обучающихся знаний в области истории России с целью более качественной подготовки к государственной итоговой аттестации по истории России на уровне основного общего образования.
Рабочая программа учебного курса «История в лицах. Россия в XIX - начале XX вв.» реализуется в части, формируемой участниками образовательного процесса учебного плана на основании запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) в объёме 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_v_litsah_9_kl.docx | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к содержательному разделу ООП ООО,
утвержденной приказом МБОУ «СОШ №2
Яшкинского муниципального района»
от 25.06.2019 года №
Рабочая программа учебного курса по истории России
«История в лицах. Россия в XIX - начале XX вв.»
9 класс
Составитель:
Назаренко Т.Г.,
учитель истории и обществознания
Содержание
1 | Планируемые результаты освоения учебного курса | 2 |
2 | Содержание учебного курса | 7 |
3 | Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение разделов | 8 |
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Прогнозируемый (ожидаемый) результат.
В процессе изучения учебного курса «История в лицах. Россия в XIX - начале XX вв.» учащиеся будут
знать:
роль личности в истории развития Российского государства, причины и логику развития исторических процессов, понятия, имена, осмысленное восприятие всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных, этнонациональных, конфессиональных систем, существующих в современном мире.
Смогут научиться:
выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
формировать готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, ценностных ориентации и социального положения.
Предметные результаты.
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что по его итогам у учащегося сформированы:
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
способность применять исторических знаний для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;
относительно целостное представление о человеке в истории;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества.
Выпускник научится:
локализовать во времени общие рамки и события, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях.
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной.
• показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
Выпускник получит возможность научиться
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государства Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России,
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «История в лицах. Россия в XIX - начале XX вв.».
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;
- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты
определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
- приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;
- выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
- различать факт и мнение;
- вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме;
- вычленять изучаемый объект из неучебного текста, окружающей действительности;
- аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;
- выбирать условия проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина
УУД (универсальные учебные действия)
Познавательные
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
- приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;
- выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
- различать факт и мнение;
- вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме;
- вычленять изучаемый объект из неучебного текста, окружающей действительности;
- аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;
- сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
- понимать и воспроизводить структуру научного понятия;
- конструировать определение изучаемого научного понятия на основе известной структуры;
- находить основание для сравнения фактов, явлений;
- выделять характерные причинно-следственные связи;
- различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;
- разделять процессы на этапы, звенья;
-комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- строить рассуждение с доказательством от противного;
- решать проблемы, используя предоставленную информацию;
- объяснять (устно и письменно) результаты наблюдений и экспериментов;
- критически оценивать качество представленной аргументации, выделять наиболее сильный аргумент, подтверждающий данный тезис
Регулятивные
- осуществлять задания под непосредственным контролем/руководством и демонстрировать эффективность в простых и стабильных контекстах; - принимать руководство при обучении (принимать, что тебя обучают); - планировать деятельность, формулировать ее цель; - оценивать уровень личных учебных достижений по предложенному образцу; - организовывать и поддерживать в порядке свое рабочее место; - осознанно принимать установленные правила поведения; - взаимодействовать в группе в процессе учебной деятельности; - участвовать в проектной деятельности; - знать, понимать и соблюдать нормы здорового образа жизни |
- осуществлять самоконтроль, самооценку; - брать на себя ограниченную ответственность за совершенствование деятельности (трудовой или учебной) в простых и стабильных контекстах и в рамках привычных и однородных групп; - участвовать в проектной деятельности межпредметного характера (в том числе групповой); - анализировать (фиксировать) собственный опыт решения учебных задач; - взаимодействовать в группе в процессе познавательной деятельности; - формулировать вопросы, ответы на которые помогают справиться с затруднением в процессе познавательной деятельности; - управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность; - предвидеть возможные результаты своих действий; - делать попытки оценивать свои учебные достижения и эмоциональные состояния; - понимать свою роль в процессе групповой деятельности; - делать попытки оценивать собственный вклад в деятельность группы сотрудничества (в том числе в разновозрастных группах) |
- вырабатывать собственное мнение в ситуации разно разнообразия и возможной противоположности мнений;
- выбирать и делать попытки осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
- брать на себя ответственность за выполнение задач и демонстрировать некоторую самостоятельность в трудовой деятельности и обучении в рамках контекстов, которые, как правило, стабильны, но включают в себя изменяющиеся факторы;
- воспринимать разнообразие и межкультурные различия;
- высказывать и защищать свою точку зрения;
- осуществлять самокоррекцию.
Коммуникативные
- создавать краткие публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала; - корректно вести учебный диалог (в том числе при работе в малой группе сотрудничества) |
- создавать публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); - отбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; - участвовать в диалоге (в том числе в ситуации разнообразных и возможно, противоположных мнений) |
Формы представления результатов:
1.Составление кроссвордов,
2.Индивидуальные и групповые проекты,
3. Написание эссе,
4.Творческий отчет.
СОДЕРЖАНИЕ.
Россия в XIX - начале XX вв.
Александр I Благословенный. «Сфинкс, неразгаданный до гроба». Приход к власти. Роль в военных свершениях и поражениях. Проекты либерализации общества. |
Михаил Кутузов. Последователь Суворова. Дипломат. Армия или Москва? Роль Кутузова в ходе финального этапа Отечественной войны. |
Михаил Сперанский и А.А. Аракчеев. Надежда либералов России. «Негласный комитет» и «записки». Государственный секретарь. Опала и возвышение в новом качестве. Кодификация законов империи. «Аракчеевщина». |
Декабристы. Герои или предатели? Участники дворянского революционного движения, поднявшие в декабре 1825 г. восстание на Сенатской площади в Петербурге. |
Николай I. Чиновники Николаевской России (Уваров, Бенкендроф, Канкрин, Киселев) Николай Палкин. «Жандарм Европы». Вдохновитель железнодорожного строительства в России. Расцвет консерватизма. Военные предприятия. «Православие, самодержавие, народность». |
Крымская война и её герои. В.А. Корнилов, П.С.Нахимов, В.И. Истомин. |
Александр II Освободитель. Русский император, проводник широкомасштабных либеральных реформ. Либеральные реформы Александра II, изменения во внешней политике. |
Александр III Миротворец. Император, не готовившийся к короне. Миротворец, который готовился к войне. Контрреформы во имя сохранения монархии. Экономический рост в России. Семейные отношения и воспитание последнего императора |
Витте С.Ю. Министр путей сообщения. Министр финансов. Денежная реформа. “Золотой червонец”. Винная монополия. Подписание Портсмутского мирного договора. |
Николай II. Последний российский император. Характеристика личности. Особенности внутренней и внешней политики. |
Обобщение по теме «Россия в XIX - начале XX вв.» |
3. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение разделов.
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Раздел 1. Россия в XIX - начале XX вв. | 34 |
| ИТОГО | 34 |
Наименование разделов | Наименование тем и содержание учебного материала | Объем часов | |
9 класс | |||
Раздел 1 Россия в XIX - начале XX вв. | Содержание учебного материала | 34 | |
1 | Александр I Благословенный. «Сфинкс, неразгаданный до гроба». Приход к власти. Роль в военных свершениях и поражениях. Проекты либерализации общества. | 3 | |
2 | Михаил Кутузов. Последователь Суворова. Дипломат. Армия или Москва? Роль Кутузова в ходе финального этапа Отечественной войны. | 3 | |
3 | Михаил Сперанский и А.А. Аракчеев. Надежда либералов России. «Негласный комитет» и «записки». Государственный секретарь. Опала и возвышение в новом качестве. Кодификация законов империи. «Аракчеевщина». | 3 | |
4 | Декабристы. Герои или предатели? Участники дворянского революционного движения, поднявшие в декабре 1825 г. восстание на Сенатской площади в Петербурге. | 3 | |
5 | Николай I. Чиновники Николаевской России (Уваров, Бенкендроф, Канкрин, Киселев) Николай Палкин. «Жандарм Европы». Вдохновитель железнодорожного строительства в России. Расцвет консерватизма. Военные предприятия. «Православие, самодержавие, народность». | 3 | |
6 | Крымская война и её герои. В.А. Корнилов, П.С.Нахимов, В.И. Истомин. | 3 | |
7 | Александр II Освободитель. Русский император, проводник широкомасштабных либеральных реформ. Либеральные реформы Александра II, изменения во внешней политике. | 4 | |
8 | Александр III Миротворец. Император, не готовившийся к короне. Миротворец, который готовился к войне. Контрреформы во имя сохранения монархии. Экономический рост в России. Семейные отношения и воспитание последнего императора | 3 | |
9 | Витте С.Ю. Министр путей сообщения. Министр финансов. Денежная реформа. “Золотой червонец”. Винная монополия. Подписание Портсмутского мирного договора. | 3 | |
10 | Николай II. Последний российский император. Характеристика личности. Особенности внутренней и внешней политики. | 4 | |
11 | Обобщение по теме «Россия в XIX - начале XX вв.» | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к учебному курсу по истории Древнего мира. 5 класс.
Пояснительная записка.Данная рабочая программа разработана на основе:1. Фе...
Рабочая программа учебного курса по истории для 6 класса «История Средневековья в лицах»
Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе фор...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Всеобщая история» в 7-х классах на 2019-2020 учебный год
Цель курса:Главная цель школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности. Реализация эт...
Рабочая программа учебного курса по истории России для 9 класса
Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов обр...
Учебный курс по истории России "История в лицах" для 6 класса
Рабочая программа учебного курса «История в лицах. Россия с древности до середины 16 века» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...
Учебный курс по истории России "История в лицах" для 7 класса
Рабочая программа учебного курса «История в лицах. Россия с середины XVI до конца XVII в.» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ста...
Учебный курс по истории России "История в лицах" для 8 класса
Рабочая программа учебного курса «История в лицах. Россия в XVIII в.» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обр...