Учебный курс по истории России "История в лицах" для 6 класса
рабочая программа по истории (6 класс)
Рабочая программа учебного курса «История в лицах. Россия с древности до середины 16 века» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для учащихся 6 класса.
Данный курс удовлетворяет индивидуальные запросы обучающихся, обеспечивает общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении основного общего образования; направлен на развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, углубление, расширение и систематизацию знаний в области истории России.
Учебный курс «История в лицах. Россия с древности до середины 16 века» ориентирован на систематизацию имеющихся у обучающихся знаний в области истории России с целью более качественной подготовки к государственной итоговой аттестации по истории России на уровне основного общего образования.
Рабочая программа учебного курса «История в лицах. Россия с древности до середины 16 века» реализуется в части, формируемой участниками образовательного процесса учебного плана на основании запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) в объёме 35 часов в год из расчёта 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_v_litsah_6_kl.docx | 40.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к содержательному разделу ООП ООО,
утвержденной приказом МБОУ «СОШ №2
Яшкинского муниципального района»
от 25.06.2019 года №
Рабочая программа учебного курса по истории России
«История в лицах.
Россия с древности до середины 16 века»
6 класс
Составитель:
Назаренко Т.Г.,
учитель истории и обществознания
Содержание
1 | Планируемые результаты освоения учебного курса | 2 |
2 | Содержание учебного курса | 7 |
3 | Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение разделов | 8 |
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Прогнозируемый (ожидаемый) результат.
В процессе изучения учебного курса «История в лицах. Россия с древности до середины 16 века» учащиеся будут
знать:
роль личности в истории развития Российского государства, причины и логику развития исторических процессов, понятия, имена, осмысленное восприятие всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных, этнонациональных, конфессиональных систем, существующих в современном мире.
Смогут научиться:
выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
формировать готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, ценностных ориентации и социального положения.
Предметные результаты.
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что по его итогам у учащегося сформированы:
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
способность применять исторических знаний для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;
относительно целостное представление о человеке в истории;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества.
Выпускник научится:
локализовать во времени общие рамки и события, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях.
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной.
• показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
Выпускник получит возможность научиться
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государства Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России,
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «История в лицах. Россия с древности до середины 16 века».
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;
- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты
определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
- приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;
- выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
- различать факт и мнение;
- вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме;
- вычленять изучаемый объект из неучебного текста, окружающей действительности;
- аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;
- выбирать условия проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина
УУД (универсальные учебные действия)
Познавательные
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
- приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;
- выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
- различать факт и мнение;
- вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме;
- вычленять изучаемый объект из неучебного текста, окружающей действительности;
- аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;
- сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
- понимать и воспроизводить структуру научного понятия;
- конструировать определение изучаемого научного понятия на основе известной структуры;
- находить основание для сравнения фактов, явлений;
- выделять характерные причинно-следственные связи;
- различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;
- разделять процессы на этапы, звенья;
-комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- строить рассуждение с доказательством от противного;
- решать проблемы, используя предоставленную информацию;
- объяснять (устно и письменно) результаты наблюдений и экспериментов;
- критически оценивать качество представленной аргументации, выделять наиболее сильный аргумент, подтверждающий данный тезис
Регулятивные
- осуществлять задания под непосредственным контролем/руководством и демонстрировать эффективность в простых и стабильных контекстах; - принимать руководство при обучении (принимать, что тебя обучают); - планировать деятельность, формулировать ее цель; - оценивать уровень личных учебных достижений по предложенному образцу; - организовывать и поддерживать в порядке свое рабочее место; - осознанно принимать установленные правила поведения; - взаимодействовать в группе в процессе учебной деятельности; - участвовать в проектной деятельности; - знать, понимать и соблюдать нормы здорового образа жизни |
- осуществлять самоконтроль, самооценку; - брать на себя ограниченную ответственность за совершенствование деятельности (трудовой или учебной) в простых и стабильных контекстах и в рамках привычных и однородных групп; - участвовать в проектной деятельности межпредметного характера (в том числе групповой); - анализировать (фиксировать) собственный опыт решения учебных задач; - взаимодействовать в группе в процессе познавательной деятельности; - формулировать вопросы, ответы на которые помогают справиться с затруднением в процессе познавательной деятельности; - управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность; - предвидеть возможные результаты своих действий; - делать попытки оценивать свои учебные достижения и эмоциональные состояния; - понимать свою роль в процессе групповой деятельности; - делать попытки оценивать собственный вклад в деятельность группы сотрудничества (в том числе в разновозрастных группах) |
- вырабатывать собственное мнение в ситуации разно разнообразия и возможной противоположности мнений;
- выбирать и делать попытки осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
- брать на себя ответственность за выполнение задач и демонстрировать некоторую самостоятельность в трудовой деятельности и обучении в рамках контекстов, которые, как правило, стабильны, но включают в себя изменяющиеся факторы;
- воспринимать разнообразие и межкультурные различия;
- высказывать и защищать свою точку зрения;
- осуществлять самокоррекцию.
Коммуникативные
- создавать краткие публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала; - корректно вести учебный диалог (в том числе при работе в малой группе сотрудничества) |
- создавать публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); - отбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; - участвовать в диалоге (в том числе в ситуации разнообразных и возможно, противоположных мнений) |
Формы представления результатов:
1.Составление кроссвордов,
2.Индивидуальные и групповые проекты,
3. Написание эссе,
4.Творческий отчет.
СОДЕРЖАНИЕ.
6 класс
История России с древности до середины 16 века. (35 часов)
Введение. Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям.
Легендарный Рюрик и Вещий Олег. Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории. Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”.
Игорь Старый и княгиня Ольга. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги.
Святослав – «Александр Македонский Восточной Европы”. Князь – воин. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.
Владимир Святой. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен.
Ярослав Мудрый. Личность Ярослав Мудрый. Деятельность Ярослава Мудрого. «Русская правда» Ярослава Мудрого.
Владимир Мономах. Личность Владимира Мономаха. Деятельность Владимира Мономаха. Реформы Владимира Мономаха.
Александр Невский. Личность Александра Невского. Деятельность Александра Невского. Борьба Александра Невского со шведскими и немецкими рыцарями. Дипломатический талант Александра Невского.
Иван III Калита. Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”.
Дмитрий Донской. Личность Дмитрия Донского. Деятельность Дмитрия Донского. Борьба Дмитрия Донского на Куликовом поле с монголо-татарами.
Сергий Радонежский. Личность Сергей Радонежский. Жизнедеятельность Сергей Радонежский. Значение личности Сергей Радонежский для истории России.
Обобщение по теме «История России с древности до середины 16 века»
3. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение разделов.
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Раздел 1. История России с древности до середины 16 века. | 35 |
| ИТОГО | 35 |
Наименование разделов | Наименование тем и содержание учебного материала | Объем часов | |
6 класс | |||
Раздел 1. История России с древности до середины 16 века. | Содержание учебного материала | 35 | |
1 | Введение. Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям | 2 | |
2 | Легендарный Рюрик и Вещий Олег. Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории. Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. | 4 | |
3 | Игорь Старый и княгиня Ольга. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. | 3 | |
4 | Святослав – «Александр Македонский Восточной Европы”. Князь – воин. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава. | 3 | |
5 | Владимир Святой. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен | 3 | |
6 | Ярослав Мудрый. Личность Ярослав Мудрый. Деятельность Ярослава Мудрого. «Русская правда» Ярослава Мудрого. | 3 | |
7 | Владимир Мономах. Личность Владимира Мономаха. Деятельность Владимира Мономаха. Реформы Владимира Мономаха. | 3 | |
8 | Александр Невский. Личность Александра Невского. Деятельность Александра Невского. Борьба Александра Невского со шведскими и немецкими рыцарями. Дипломатический талант Александра Невского | 3 | |
9 | Иван III Калита. Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. | 3 | |
10 | Дмитрий Донской. Личность Дмитрия Донского. Деятельность Дмитрия Донского. Борьба Дмитрия Донского на Куликовом поле с монголо-татарами. | 3 | |
11 | Сергий Радонежский. Личность Сергея Радонежского. Жизнедеятельность Сергея Радонежского. Значение личности Сергея Радонежского для истории России. | 3 | |
12 | Обобщение по теме «История России с древности до середины 16 века» | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к учебному курсу по истории Древнего мира. 5 класс.
Пояснительная записка.Данная рабочая программа разработана на основе:1. Фе...
Рабочая программа учебного курса по истории для 6 класса «История Средневековья в лицах»
Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе фор...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Всеобщая история» в 7-х классах на 2019-2020 учебный год
Цель курса:Главная цель школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности. Реализация эт...
Рабочая программа учебного курса по истории России для 9 класса
Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов обр...
Учебный курс по истории России "История в лицах" для 7 класса
Рабочая программа учебного курса «История в лицах. Россия с середины XVI до конца XVII в.» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ста...
Учебный курс по истории России "История в лицах" для 8 класса
Рабочая программа учебного курса «История в лицах. Россия в XVIII в.» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обр...
Учебный курс по истории России "История в лицах" для 9 класса
Рабочая программа учебного курса «История в лицах. Россия в XIX - начале XX вв.» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар...