Конспект урока "Образование государства Русь"
план-конспект урока по истории (6 класс)
Конспект урока "Образование государства Русь" для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5-6rus.docx | 38.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА РУСЬ.
ХОД УРОКА
1. К 7-9 векам нашей эры наши предки славяне заселили значительную часть великой Русской равнины, доходя на севере почти до Финского залива, а на юге – до Черного моря. Мы знаем что во главе племен стояли правители- князья, главной задачей которых было поддержание внутреннего порядка и защита подвластной территории от внешних врагов.
2. Посмотрите на доску. Прочитайте записи на доске, что характеризую все эти слова?
( это признаки государства)
1. Единая территория
2.Власть
3.Законы
4.Войско
5.Налоги
О чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? Правильно!
О образовании государства у восточных славян.
Наша задача с Вами познакомиться с процессом формирования Древнерусского государства, определим вместе причины его создания, узнаем дату его образования.
Приступаем к изучению темы нашего урока.
тема урока: Образование государства Русь.
3. Ребята, откройте учебник на странице 41, вы видите карту «Русь в IX- XI вв.» Назовите мне соседей восточных славян: на юге – Византия, на востоке – Волжская Булгария, на севере – появились новые соседи - варяги (так называли жителей Скандинавии).
Итак, давайте теперь выясним с Вами вместе, почему у восточных славян начало формироваться государство. Какие же были главные причины для того, чтобы у славян появилось государство.
4. А) Причины возникновения государства у славян.
Процесс образования государства довольно длительный, но неизбежный. Его проходят все народы в своей истории.
Но государство не возникает по воле одного человека, для этого нужны объективные причины. Для того чтобы понять, при каких обстоятельствах возникает государство выполним с вами задания.
- Каждый ученик в классе получит раздаточный материал с текстами
- Прочитаете текст, и опираясь на него предположите какая могла быть причина создания русского государства.
Текст 1
В IX веке главную роль в жизни восточных славян стала играть торговля. Через русские земли проходили важные торговые пути того времени Волжский торговый путь и путь «из варяг в греки». Оба они обеспечивали торговлю стран Европы с Востоком, с Византией, с южными и западными славянами и др.странами. Особенно выгодной была торговля со странами Востока. Пряности, шелковые и парчовые ткани, драгоценности, изделия ремесленников шли через земли Руси на Запад.
Активная торговля, пересечение торговых путей. (Путь из варяг в греки, прочитать в учебнике , стр.34-35)
Текст 2
С развитием торговли возникали специальные поселения, куда привозили для продажи купцам местные звероловы свою добычу, а бортники – мёд. В дальнейшем эти поселения превращались в города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Смоленск и Полоцк – у кривичей, Любеч – у радимичей, Новгород – у ильменских славян. В города переселились ремесленники.
Возникновение городов, развитие в них ремесла
Текст 3
У восточнославянских племён были опасные соседи. На юге в низовьях Волги Хазарский каганат подчинял себе и собирал дань с полян, северян, радимичей, вятичей. На севере – кривичи, чудь, меря, славяне новгородские были подчинены варягам и обложены данью. Купцы постоянно опасались нападения со стороны печенегов – степных кочевников. Купцы стали нанимать и вооружать для охраны своих судов и складов специальных людей, которые были объединены в дружины. Во главе дружины стоял военачальник – князь.
Необходимость в защите от врагов.
Текст 4
Города становились центрами торговли и защиты от внешних врагов. В городах собирались люди из разных мест, племен. В городе постепенно вырабатывались единые для всех правила поведения. Право устанавливать и поддерживать порядок, осуществлять власть переходило к князьям. Города подчиняли себе близлежащие территории. Возникали местные княжения, то есть территории, где признавалась власть одного князя, так было у полян, славян, дреговичей, кривичей, древлян, ильменских славян.
Возникали местные княжения, которые подчинялись одному князю.
Запись в тетради: Причины возникновения государства у славян:
1.Активная торговля, торговый путь «Из варяг в греки»
2.Возникновение городов, развитие в них ремесла
3.Необходимость в защите от врагов – опасных соседей
4.Возникали местные княжения, которые подчинялись одному князю.
Б) О создании государства у славян.
Задание: Прочитайте отрывок из «Повесть временных лет» на стр. 42 и выберите доказательства (цитаты) о том, что иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей» примиряющей силы.
- Кто откликнулся на приглашение славян прийти и править ими? - Варяжские братья князья Рюрик, Синиус и Трувор в 862 г.
Старший из братьев Рюрик прибыл в Новгород, Синеус в Белоозеро, а Трувор в Изворск.
Запись в тетради: 862г – призвание Рюрика, условное начало русской государственности.
Задание. Стр.36-37, прочитать
Познакомьтесь с таблицей «Различные теории о возникновении государства у восточных славян»
Норманнская | Центристская | Славянская |
Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира | Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. | Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей. |
Современные учёные придерживаются различных взглядов о возникновении древнерусского государства.
Большинство учёных историков придерживаются центристской теории.
В) Образование Древнерусского государства в 882 году.
- В 879 году в Новгороде после 15-летнего правления умирает Рюрик. Оставив власть над северными землями и опеку над малолетним сыном Игорем на своего родственника, воеводу Олега. Олег становится регентом – временным правителем при малолетнем князе.
- Став князем Олег принял решение завладеть южными землями и Киевом. В Киеве как мы знаем, правили варяжские воины Аскольд и Дир.
- Что было дальше мы узнаем из отрывка документа Н.Летописца – «Повести временных лет»
Г) Работа с текстом учебника стр.39-40 прочитать.
Ответить на вопросы:
1.В каком году Олег отправился в поход на Киев?
2.Как Олег поступил с Аскольдом и Диром?
3.Как Вы думаете, почему Олег так с ними поступил? Подтвердите цитатой из текста.
- Аскольд и Дир были убиты на месте. А Олег стал править в Киеве.
- В 882 г. Олег объединяет Новгород и Киев в русское государство. Киев объявляет Матерью городов русских. Историки считают эту дату образованием Древнерусского государства. Киев столицей земель Олега.
- В результате объединения двух центров восточных славян: южного - во главе с Киевом, северного - во главе с Новгородом, образовалось государство Русь с центром в Киеве – Древнерусское государство. (учебник с. 41 карта)
Записать в тетрадь:
882 г. – образование Древнерусского государства. Столица – г.Киев.
ВЫВОД:
- В конце IX века сложилось государство восточных славян - Русь. Процесс формирования государства был закономерным, это результат изменений, происшедших во внутренней жизни восточнославянских племен, ускоренный внешним фактором - нападением варягов на северо-западные земли и хазар на южные.
5. Домашнее задание
1.Изучить параграф 4, 5 пункты – 1,2.
2.Подготовиться к пересказу параграфов.
Работа с текстом
Прочитайте текст и опираясь на него
сформулируйте причины создания Древнерусского государства
Текст 1
В IX веке главную роль в жизни восточных славян стала играть торговля. Через русские земли проходили важные торговые пути того времени Волжский торговый путь и путь «из варяг в греки». Оба они обеспечивали торговлю стран Европы с Востоком, с Византией, с южными и западными славянами и др.странами. Особенно выгодной была торговля со странами Востока. Пряности, шелковые и парчовые ткани, драгоценности, изделия ремесленников шли через земли Руси на Запад.
______________________________________________________________________________________
Работа с текстом
Прочитайте текст и опираясь на него
сформулируйте причины создания Древнерусского государства
Текст 2
С развитием торговли возникали специальные поселения, куда привозили для продажи купцам местные звероловы свою добычу, а бортники – мёд. В дальнейшем эти поселения превращались в города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Смоленск и Полоцк – у кривичей, Любеч – у радимичей, Новгород – у ильменских славян. В города переселились ремесленники.
_______________________________________________________________________________________
Работа с текстом
Прочитайте текст и опираясь на него
сформулируйте причины создания Древнерусского государства
Текст 3
У восточнославянских племён были опасные соседи. На юге в низовьях Волги Хазарский каганат подчинял себе и собирал дань с полян, северян, радимичей, вятичей. На севере – кривичи, чудь, меря, славяне новгородские были подчинены варягам и обложены данью. Купцы постоянно опасались нападения со стороны печенегов – степных кочевников. Купцы стали нанимать и вооружать для охраны своих судов и складов специальных людей, которые были объединены в дружины. Во главе дружины стоял военачальник – князь. Возникла необходимость в защите от врагов.
_______________________________________________________________________________________
Работа с текстом
Прочитайте текст и опираясь на него
сформулируйте причины создания Древнерусского государства
Текст 4.
Города становились центрами торговли и защиты от внешних врагов. В городах собирались люди из разных мест, племен. В городе постепенно вырабатывались единые для всех правила поведения. Право устанавливать и поддерживать порядок, осуществлять власть переходило к князьям. Города подчиняли себе близлежащие территории. Возникали местные княжения, то есть территории, где признавалась власть одного князя, так было у полян, славян, дреговичей, кривичей, древлян, ильменских славян.
_______________________________________________________________________________________
Ответить на вопросы:
1.В каком году Олег отправился в поход на Киев?
2.Как Олег поступил с Аскольдом и Диром?
3.Как Вы думаете, почему Олег так с ними поступил? Подтвердите цитатой из текста.
____________________________________________________________________________________
Ответить на вопросы:
1.В каком году Олег отправился в поход на Киев?
2.Как Олег поступил с Аскольдом и Диром?
3.Как Вы думаете, почему Олег так с ними поступил? Подтвердите цитатой из текста.
_______________________________________________________________________________________
Ответить на вопросы:
1.В каком году Олег отправился в поход на Киев?
2.Как Олег поступил с Аскольдом и Диром?
3.Как Вы думаете, почему Олег так с ними поступил? Подтвердите цитатой из текста.
____________________________________________________________________________________
Ответить на вопросы:
1.В каком году Олег отправился в поход на Киев?
2.Как Олег поступил с Аскольдом и Диром?
3.Как Вы думаете, почему Олег так с ними поступил? Подтвердите цитатой из текста.
_______________________________________________________________________________________
Ответить на вопросы:
1.В каком году Олег отправился в поход на Киев?
2.Как Олег поступил с Аскольдом и Диром?
3.Как Вы думаете, почему Олег так с ними поступил? Подтвердите цитатой из текста.
_______________________________________________________________________________________
Ответить на вопросы:
1.В каком году Олег отправился в поход на Киев?
2.Как Олег поступил с Аскольдом и Диром?
3.Как Вы думаете, почему Олег так с ними поступил? Подтвердите цитатой из текста.
_______________________________________________________________________________________
Ответить на вопросы:
1.В каком году Олег отправился в поход на Киев?
2.Как Олег поступил с Аскольдом и Диром?
3.Как Вы думаете, почему Олег так с ними поступил? Подтвердите цитатой из текста.
_______________________________________________________________________________________
Работа с текстом учебника стр.39-40 прочитать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА: Распад государства Русь. Галицко- Волынское княжество
Материал для проверки домашнего задания....
Презентация к уроку истории России в 6 классе по теме "Образование государства Русь"
Презентация содержит основные понятия, имена, даты, репродукции, карты по теме "Образование государства Русь". В презентации есть оглавление и навигация по ней, в конце содержатся вопросы для за...
Образование государства Русь
Конспект урока истории в 6 классе на тему: "Образование государства Русь"...
Конспект урока истории «Русь в середине XII – начале XIII вв.», 6 класс
Представленный урок повторения и обобщения является заключительным в изучении раздела «Русь в середине XII – начале XIII вв.» УМК Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токар...
Конспект урока "Киевская Русь"
конспект урока...
План урока истории "Формирование государства Русь"
План проведения урока истории в 6 классе по теме "Формирование государства Русь"...