Образование государства Русь
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Конспект урока истории в 6 классе на тему: "Образование государства Русь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: история (История России. С древних времен до начала 16 века.)
Класс: 6
Тема урока: «Образование государства Русь»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
- способствовать ознакомлению образования древнерусского государства.
- создать условия для определения исторических условий складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н.э.
- содействовать формированию навыков работы с текстами различного типа (текст из учебника, различные дополнительные исторические источники) и исторической картой.
Планируемые результаты:
Личностные:
- выражение желания больше узнать нового, положительного отношения к процессу познания.
- формирование целостного мировоззрения, способности к определению своей позиции по отношению к различным социальным явлениям;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
Предметные:
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, способность и определять и аргументировать свое отношение к ней;
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, представлять результаты своей деятельности;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- готовность к сотрудничеству в социальном окружении.
Основное содержание темы урока: предпосылки и причины появления Древнерусского государства; хронологические рамки появления Древнерусского государства; легенда о призвании Рюрика и появлении варяжских князей в Киеве. Основные понятия: государство, князь, дружина, варяги, воевода, путь «из варяг в греки».
Межпредметные и внутрикурсовые связи:
«Окружающий мир», «География», «Обществознание», «Изобразительное искусство».
Тема: История Средних веков: походы норманнов.
Образовательные ресурсы и оборудование:
- учебник – Пчелов Е.В., Лукин П.В. «История России. С древних времен до начала XVI века» 6 класс М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016 (§ 5-6, с. 33-43)
- Атлас «История России. С древних времен до начала XVI века» 6 класс
- Презентация «Образование государства Русь»
- Дополнительные источники: из «Повести временных лет»
- мультимедийное оборудование
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Основные виды деятельности | формируемые УУД | ||
Организационный этап | Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. | Приветствие учителя. Организация рабочего места. | Регулятивные: включение в работу на уроке |
Актуализация знаний | Организация фронтальной беседы. (слайд 1-3) - На предыдущем уроке мы говорили о восточных славянах в древности. - Как шло расселение славян в Восточной Европе? - Какие племена были на территории Руси? Назовите и покажите на карте их местонахождение. - Расскажите об основных земледельческих работах древних славян. Какие трудности преодолевали земледельцы? -В чем проявлялось почитание богов у древних славян? | Рассказывают как жили древние словяне, как шло расселение словян Определяют на карте местонахождение основных племен. Раскрывают историческое значение термина бортничество, основные понятия залежная система земледелия, подсечно-огневая система земледелия, язычество.
| Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников; определяют качество и уровень усвоенного материала |
Введение в проблему урока; постановка учебной задачи Усвоение новых знаний и способов действий | - Мы выяснили, как проходило переселение славян в древности, как развивалось их хозяйство. . Сегодня мы узнаем о том как образовывалось государство Русь. Для этого давайте совершим небольшое виртуальное путешествие в IX-XII века. Постановка проблемы урока (слайд 4) - Как вы считаете, что предстоит нам сегодня выяснить на уроке? Организация исследовательской работы в процессе изучения нового учебного материала (слайд 5) - Для того, чтобы качественно работать на уроке нам необходимо вспомнить, какие государства существовали в 8-9 веках в Западной и Восточной Европе. Кому принадлежала власть в этих государствах? Рассказ о Зарождении государственности у восточных славян (слайд 6) - Предлагаю вам попытаться найти ответ на проблемный вопрос темы урока с помощью карты «Русь в IX – X веках» - Обратите внимание на географическое положение территории русского государства в начале X века. Где проходят границы; Наличие крупных рек на территории; выход к морю; торговые пути. Могло ли это повлиять на возникновение крупных городов, а в дальнейшем на наличие государственной власти? (слайд 7) - Какие государства находились по соседству с Русью? Чем богаты эти государства? Откуда и куда везли этот товар? Как вы думаете, почему торговый путь назывался «из варяг в греки»? Рассказ о жителях Скандинавии – варягах. (слайд 8) Работа с текстовым источником из «повести временных лет» (слайд 9) - Как объяснили в летописи причины призвания варягов? -Какое значение придавалось этому событию? - Какое толкование названия «Русь» содержится в летописи? - Повлияло ли происхождение варяжской династии Рюриковичей на культуру и образ жизни славян. Обоснуйте свой ответ. Рассказ о роли норманнов в становлении русского государства (слайд 10,11) - Какие выводы, вам удалось сделать? Свой ответ подтвердите фрагментом из текста источника. (слайд 12) | Отвечают на поставленный вопрос, делают предположения Слушают учителя, анализируя информацию, формулируют учебную задачу. Работают с картой, делают обоснования. Выбор места поселения определялся наличием: удобного расположения около рек, плодородной земли, пресной воды. Отвечают на вопросы. Проводят поиск необходимой информации в текстовых источниках и определяют импортные и экспортные товары. Слушают учителя. Проводят поиск необходимой информации в текстовых источниках Устанавливают причинно-следственные связи на основе имеющихся знаний и в соответствии с содержанием текстовых источников Слушают учителя Делают выводы, подтверждая словами из текста. | Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение, формулируют собственную позицию по отношению к общественному явлению, овладевают монологической формой речи. Познавательные: осуществляют сопоставление различной информации Регулятивные: формулируют учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено Познавательные: строят логическую цепь рассуждений Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников; определяют качество и уровень усвоенного материала Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют анализ. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников; определяют качество и уровень усвоенного материала Познавательные: строят логическую цепь рассуждений Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определяют решение учебной задачи и принимают новую учебную задачу |
Рефлексия | Фронтальная беседа, направленная на проверку качества усвоения изученного материала. (слайд 13) - Удалось ли нам получить ответ на главный вопрос урока? Когда сложилось государство у восточных славян? Что этому способствовало? - Выбери и продолжи фразы: Мне было легко…. Мне помогло…… Мне было сложно… Почему? В будущем я хотел бы узнать….. Оценка работы класса (слайд 14) - Какой вопрос необходимо еще рассмотреть, чтобы получить наиболее полное представление о государстве Русь? | Представляют обобщенный ответ, полученный в результате решения учебной задачи урока. Анализируют способы и средства, используемые для решения учебной задачи | Познавательные: воспроизводят, анализи-руют, систематизируют и обобщают по памяти информацию, полученную в процессе работы по решению учебной задачи; с помощью учителя формулируют новую учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и осознания того, что еще неизвестно Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определяют решение учебной задачи и принимают новую учебную задачу |
Информация о домашнем задании | Постановка учебной задачи для самостоятельного решения. (слайд 15) - Прочитать §5, подготовить ответы на вопросы к § (с.42 №1-5 устно), в рабочей тетради выполнить задания №1-№3, №4. | Записывают домашнее задание в дневник. | Регулятивные: воспринимают задание |
Заключение | - В завершении урока мне хотелось бы пожелать, чтобы вы всегда оставались любознательными и пожелать успехов в исследовании истории своей страны! | Воспринимают и осмысливают информацию | Личностный результат: осмысление социально-нравственного опыта пред-шествующих поколений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образование государства восточных славян - Киевская Русь.
Предлагаемый урок носит исследовательский характер, что включает учеников в активную познавательную деятельность, развивает самостоятельное мышление....
ТЕМА: Распад государства Русь. Галицко- Волынское княжество
Материал для проверки домашнего задания....

"История с образования государства Киевская Русь до Великих реформ Александра II" ( в двух частях)
Презентация разрабатывалась для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по истории. В ней содержится материал с заданиями из ЕГЭ (части А, Б и С). Старалась включать также материал по культуре, на которую...

Презентация к уроку истории России в 6 классе по теме "Образование государства Русь"
Презентация содержит основные понятия, имена, даты, репродукции, карты по теме "Образование государства Русь". В презентации есть оглавление и навигация по ней, в конце содержатся вопросы для за...

Конспект урока "Образование государства Русь"
Конспект урока "Образование государства Русь" для 6 класса...

План урока истории "Формирование государства Русь"
План проведения урока истории в 6 классе по теме "Формирование государства Русь"...

Тест по истории по разделу «Крещение Руси. Расцвет государства Русь» для обучающихся 7 класса с интеллектуальными нарушениями
Тест по истории по разделу «Крещение Руси. Расцвет государства Русь» для обучающихся 7 класса с интеллектуальными нарушениями...