Образование государства Русь
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Гашимова Ирина Юрьевна

Конспект урока истории в 6 классе на тему: "Образование государства Русь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_6_klass_obrazovanie_gosudarstva_rus.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: история (История России. С древних времен до начала 16 века.)

Класс: 6

Тема урока: «Образование государства Русь»    

Тип урока: комбинированный

 

Цели урока: 

  • способствовать ознакомлению образования древнерусского государства.
  • создать условия для определения исторических условий складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы  в Европе  в конце I тыс. н.э.
  • содействовать формированию навыков работы с текстами различного типа (текст из учебника, различные дополнительные  исторические источники) и исторической картой.

Планируемые результаты:

Личностные: 

  • выражение желания больше узнать нового, положительного отношения к процессу познания.
  • формирование целостного мировоззрения, способности к определению своей позиции по отношению к различным социальным явлениям;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

 Предметные: 

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;  
  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, способность и определять и аргументировать свое отношение к ней;

 Метапредметные: 

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, представлять результаты своей деятельности;
  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
  • готовность к сотрудничеству  в социальном окружении.

Основное  содержание темы урока:  предпосылки и причины появления Древнерусского государства; хронологические рамки появления Древнерусского государства; легенда о призвании Рюрика  и появлении варяжских князей в Киеве. Основные понятия: государство, князь, дружина, варяги, воевода, путь «из варяг в греки».

Межпредметные и внутрикурсовые связи:

«Окружающий мир», «География», «Обществознание», «Изобразительное искусство».

Тема: История Средних веков: походы норманнов.

Образовательные ресурсы и оборудование: 

  • учебник – Пчелов Е.В., Лукин П.В. «История России.  С древних времен до начала XVI века» 6 класс М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016 (§ 5-6, с. 33-43)
  • Атлас «История России.  С древних времен до начала XVI века» 6 класс
  • Презентация «Образование государства Русь»
  • Дополнительные  источники: из «Повести временных лет»
  •  мультимедийное оборудование

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Основные  виды деятельности

формируемые УУД

Организационный этап

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие учителя. Организация рабочего места.

Регулятивные: включение в работу на уроке

Актуализация знаний

Организация фронтальной беседы. (слайд 1-3)

- На предыдущем уроке мы говорили о восточных  славянах в древности.

- Как шло расселение славян в Восточной Европе?

- Какие племена были на территории Руси? Назовите и покажите на карте их местонахождение.

- Расскажите об основных земледельческих  работах древних славян. Какие трудности преодолевали земледельцы?

-В чем проявлялось почитание богов у древних славян?

Рассказывают как жили древние словяне, как шло расселение словян

Определяют на карте местонахождение основных племен.

Раскрывают историческое значение термина бортничество, основные понятия залежная система земледелия, подсечно-огневая система земледелия, язычество.

 

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников; определяют качество и уровень усвоенного материала

Введение в проблему урока; постановка учебной задачи

Усвоение новых знаний и способов действий

- Мы выяснили, как проходило переселение славян в древности, как развивалось их хозяйство.

. Сегодня мы узнаем о том как образовывалось государство Русь.

Для этого давайте совершим небольшое виртуальное путешествие в IX-XII века.

Постановка проблемы урока (слайд 4)

- Как вы считаете, что предстоит нам сегодня выяснить на уроке?        

Организация исследовательской работы в процессе изучения нового учебного материала (слайд 5)

- Для того, чтобы качественно работать на уроке нам необходимо вспомнить, какие государства существовали в 8-9 веках в Западной и Восточной Европе. Кому принадлежала власть в этих государствах?

Рассказ о Зарождении государственности у восточных славян  (слайд 6)  

- Предлагаю вам попытаться найти ответ на проблемный вопрос темы урока с помощью карты «Русь в IX – X веках»

- Обратите внимание на географическое положение территории русского государства в начале X века. Где проходят границы; Наличие крупных рек на территории; выход к морю; торговые пути. Могло ли это повлиять на возникновение крупных городов, а в дальнейшем на наличие государственной власти?  (слайд 7)

- Какие государства находились по соседству с Русью?  Чем богаты эти государства? Откуда и куда везли этот товар?

 Как вы думаете, почему торговый путь назывался «из варяг в греки»?  

Рассказ  о жителях Скандинавии – варягах.  (слайд 8)

Работа с текстовым источником из «повести временных лет»  (слайд 9)

- Как  объяснили в летописи причины призвания варягов?

-Какое значение придавалось этому событию?

- Какое толкование названия «Русь» содержится в летописи?

- Повлияло ли происхождение  варяжской династии Рюриковичей на культуру и образ жизни славян. Обоснуйте свой ответ.

Рассказ о роли норманнов в становлении русского государства (слайд 10,11)

- Какие выводы,  вам удалось сделать? Свой ответ подтвердите фрагментом из текста источника. (слайд 12)

Отвечают на поставленный вопрос, делают предположения

Слушают учителя, анализируя информацию,  формулируют учебную задачу.

Работают с картой, делают обоснования. 

Выбор места поселения определялся наличием:  удобного расположения около рек, плодородной земли, пресной воды.

Отвечают на вопросы. Проводят поиск необходимой информации в текстовых источниках и определяют импортные и экспортные товары.

Слушают учителя.

Проводят поиск необходимой информации в текстовых источниках

Устанавливают причинно-следственные связи на основе имеющихся знаний и в соответствии с содержанием текстовых источников

Слушают учителя

Делают выводы, подтверждая словами из текста.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение, формулируют собственную позицию по отношению к общественному явлению, овладевают монологической формой речи.

Познавательные: осуществляют сопоставление различной информации

Регулятивные: формулируют учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено

Познавательные:

строят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников; определяют качество и уровень усвоенного материала

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют анализ.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников; определяют качество и уровень усвоенного материала

Познавательные:

строят логическую цепь рассуждений 

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определяют решение учебной задачи и  принимают новую учебную задачу

Рефлексия

Фронтальная беседа, направленная на проверку качества усвоения изученного материала. (слайд 13)

- Удалось ли нам получить ответ на главный вопрос урока? Когда сложилось государство у восточных славян? Что этому способствовало?

- Выбери и продолжи фразы:

Мне было легко….  Мне помогло……

Мне было сложно…  Почему?

В будущем я хотел бы узнать…..

Оценка работы  класса (слайд 14)

- Какой вопрос необходимо еще рассмотреть, чтобы получить наиболее полное представление о государстве Русь?

Представляют обобщенный ответ, полученный в результате решения учебной задачи урока. Анализируют способы и средства, используемые для решения учебной задачи 

Познавательные: воспроизводят, анализи-руют, систематизируют и обобщают по памяти информацию, полученную в процессе работы по решению учебной задачи;

с помощью учителя формулируют новую учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и осознания того, что еще неизвестно

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определяют решение учебной задачи и  принимают новую учебную задачу

Информация о домашнем задании

Постановка учебной задачи для самостоятельного решения. (слайд 15)

- Прочитать §5, подготовить ответы на вопросы к § (с.42 №1-5 устно), в рабочей тетради выполнить задания №1-№3, №4.

Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные: воспринимают задание

Заключение

- В завершении урока мне хотелось бы пожелать, чтобы вы всегда оставались любознательными и пожелать успехов в исследовании истории своей страны!

Воспринимают и осмысливают информацию

Личностный результат: осмысление социально-нравственного опыта пред-шествующих поколений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование государства восточных славян - Киевская Русь.

Предлагаемый урок носит исследовательский характер, что включает учеников в активную познавательную деятельность, развивает самостоятельное мышление....

ТЕМА: Распад государства Русь. Галицко- Волынское княжество

Материал для проверки домашнего задания....

"История с образования государства Киевская Русь до Великих реформ Александра II" ( в двух частях)

Презентация разрабатывалась для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по истории. В ней содержится материал с заданиями из ЕГЭ (части А, Б и С). Старалась включать также материал по культуре, на которую...

Презентация к уроку истории России в 6 классе по теме "Образование государства Русь"

Презентация содержит основные понятия, имена, даты, репродукции, карты по теме "Образование государства Русь". В презентации есть оглавление и навигация по ней, в конце содержатся  вопросы для за...

Презентация по теме: Образование государства на Руси, вклад первых князей в создание государства.

В презентации показаны этапы образования государственности на Руси, на основе рассмотрения  теорий возникновения государства.Также указаны основные лучности,участвовавшие на начальном этапе форми...

Конспект урока "Образование государства Русь"

Конспект урока "Образование государства Русь" для 6 класса...

План урока истории "Формирование государства Русь"

План проведения урока истории в 6 классе по теме "Формирование государства Русь"...