Образование государства Русь
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Гашимова Ирина Юрьевна

Конспект урока истории в 6 классе на тему: "Образование государства Русь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_6_klass_obrazovanie_gosudarstva_rus.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: история (История России. С древних времен до начала 16 века.)

Класс: 6

Тема урока: «Образование государства Русь»    

Тип урока: комбинированный

 

Цели урока: 

  • способствовать ознакомлению образования древнерусского государства.
  • создать условия для определения исторических условий складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы  в Европе  в конце I тыс. н.э.
  • содействовать формированию навыков работы с текстами различного типа (текст из учебника, различные дополнительные  исторические источники) и исторической картой.

Планируемые результаты:

Личностные: 

  • выражение желания больше узнать нового, положительного отношения к процессу познания.
  • формирование целостного мировоззрения, способности к определению своей позиции по отношению к различным социальным явлениям;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

 Предметные: 

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;  
  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, способность и определять и аргументировать свое отношение к ней;

 Метапредметные: 

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, представлять результаты своей деятельности;
  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
  • готовность к сотрудничеству  в социальном окружении.

Основное  содержание темы урока:  предпосылки и причины появления Древнерусского государства; хронологические рамки появления Древнерусского государства; легенда о призвании Рюрика  и появлении варяжских князей в Киеве. Основные понятия: государство, князь, дружина, варяги, воевода, путь «из варяг в греки».

Межпредметные и внутрикурсовые связи:

«Окружающий мир», «География», «Обществознание», «Изобразительное искусство».

Тема: История Средних веков: походы норманнов.

Образовательные ресурсы и оборудование: 

  • учебник – Пчелов Е.В., Лукин П.В. «История России.  С древних времен до начала XVI века» 6 класс М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016 (§ 5-6, с. 33-43)
  • Атлас «История России.  С древних времен до начала XVI века» 6 класс
  • Презентация «Образование государства Русь»
  • Дополнительные  источники: из «Повести временных лет»
  •  мультимедийное оборудование

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Основные  виды деятельности

формируемые УУД

Организационный этап

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие учителя. Организация рабочего места.

Регулятивные: включение в работу на уроке

Актуализация знаний

Организация фронтальной беседы. (слайд 1-3)

- На предыдущем уроке мы говорили о восточных  славянах в древности.

- Как шло расселение славян в Восточной Европе?

- Какие племена были на территории Руси? Назовите и покажите на карте их местонахождение.

- Расскажите об основных земледельческих  работах древних славян. Какие трудности преодолевали земледельцы?

-В чем проявлялось почитание богов у древних славян?

Рассказывают как жили древние словяне, как шло расселение словян

Определяют на карте местонахождение основных племен.

Раскрывают историческое значение термина бортничество, основные понятия залежная система земледелия, подсечно-огневая система земледелия, язычество.

 

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников; определяют качество и уровень усвоенного материала

Введение в проблему урока; постановка учебной задачи

Усвоение новых знаний и способов действий

- Мы выяснили, как проходило переселение славян в древности, как развивалось их хозяйство.

. Сегодня мы узнаем о том как образовывалось государство Русь.

Для этого давайте совершим небольшое виртуальное путешествие в IX-XII века.

Постановка проблемы урока (слайд 4)

- Как вы считаете, что предстоит нам сегодня выяснить на уроке?        

Организация исследовательской работы в процессе изучения нового учебного материала (слайд 5)

- Для того, чтобы качественно работать на уроке нам необходимо вспомнить, какие государства существовали в 8-9 веках в Западной и Восточной Европе. Кому принадлежала власть в этих государствах?

Рассказ о Зарождении государственности у восточных славян  (слайд 6)  

- Предлагаю вам попытаться найти ответ на проблемный вопрос темы урока с помощью карты «Русь в IX – X веках»

- Обратите внимание на географическое положение территории русского государства в начале X века. Где проходят границы; Наличие крупных рек на территории; выход к морю; торговые пути. Могло ли это повлиять на возникновение крупных городов, а в дальнейшем на наличие государственной власти?  (слайд 7)

- Какие государства находились по соседству с Русью?  Чем богаты эти государства? Откуда и куда везли этот товар?

 Как вы думаете, почему торговый путь назывался «из варяг в греки»?  

Рассказ  о жителях Скандинавии – варягах.  (слайд 8)

Работа с текстовым источником из «повести временных лет»  (слайд 9)

- Как  объяснили в летописи причины призвания варягов?

-Какое значение придавалось этому событию?

- Какое толкование названия «Русь» содержится в летописи?

- Повлияло ли происхождение  варяжской династии Рюриковичей на культуру и образ жизни славян. Обоснуйте свой ответ.

Рассказ о роли норманнов в становлении русского государства (слайд 10,11)

- Какие выводы,  вам удалось сделать? Свой ответ подтвердите фрагментом из текста источника. (слайд 12)

Отвечают на поставленный вопрос, делают предположения

Слушают учителя, анализируя информацию,  формулируют учебную задачу.

Работают с картой, делают обоснования. 

Выбор места поселения определялся наличием:  удобного расположения около рек, плодородной земли, пресной воды.

Отвечают на вопросы. Проводят поиск необходимой информации в текстовых источниках и определяют импортные и экспортные товары.

Слушают учителя.

Проводят поиск необходимой информации в текстовых источниках

Устанавливают причинно-следственные связи на основе имеющихся знаний и в соответствии с содержанием текстовых источников

Слушают учителя

Делают выводы, подтверждая словами из текста.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение, формулируют собственную позицию по отношению к общественному явлению, овладевают монологической формой речи.

Познавательные: осуществляют сопоставление различной информации

Регулятивные: формулируют учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено

Познавательные:

строят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников; определяют качество и уровень усвоенного материала

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют анализ.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: определяют правильность и качество ответов одноклассников; определяют качество и уровень усвоенного материала

Познавательные:

строят логическую цепь рассуждений 

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определяют решение учебной задачи и  принимают новую учебную задачу

Рефлексия

Фронтальная беседа, направленная на проверку качества усвоения изученного материала. (слайд 13)

- Удалось ли нам получить ответ на главный вопрос урока? Когда сложилось государство у восточных славян? Что этому способствовало?

- Выбери и продолжи фразы:

Мне было легко….  Мне помогло……

Мне было сложно…  Почему?

В будущем я хотел бы узнать…..

Оценка работы  класса (слайд 14)

- Какой вопрос необходимо еще рассмотреть, чтобы получить наиболее полное представление о государстве Русь?

Представляют обобщенный ответ, полученный в результате решения учебной задачи урока. Анализируют способы и средства, используемые для решения учебной задачи 

Познавательные: воспроизводят, анализи-руют, систематизируют и обобщают по памяти информацию, полученную в процессе работы по решению учебной задачи;

с помощью учителя формулируют новую учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и осознания того, что еще неизвестно

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свое мнение

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем определяют решение учебной задачи и  принимают новую учебную задачу

Информация о домашнем задании

Постановка учебной задачи для самостоятельного решения. (слайд 15)

- Прочитать §5, подготовить ответы на вопросы к § (с.42 №1-5 устно), в рабочей тетради выполнить задания №1-№3, №4.

Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные: воспринимают задание

Заключение

- В завершении урока мне хотелось бы пожелать, чтобы вы всегда оставались любознательными и пожелать успехов в исследовании истории своей страны!

Воспринимают и осмысливают информацию

Личностный результат: осмысление социально-нравственного опыта пред-шествующих поколений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование государства восточных славян - Киевская Русь.

Предлагаемый урок носит исследовательский характер, что включает учеников в активную познавательную деятельность, развивает самостоятельное мышление....

ТЕМА: Распад государства Русь. Галицко- Волынское княжество

Материал для проверки домашнего задания....

"История с образования государства Киевская Русь до Великих реформ Александра II" ( в двух частях)

Презентация разрабатывалась для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по истории. В ней содержится материал с заданиями из ЕГЭ (части А, Б и С). Старалась включать также материал по культуре, на которую...

Презентация к уроку истории России в 6 классе по теме "Образование государства Русь"

Презентация содержит основные понятия, имена, даты, репродукции, карты по теме "Образование государства Русь". В презентации есть оглавление и навигация по ней, в конце содержатся  вопросы для за...

Конспект урока "Образование государства Русь"

Конспект урока "Образование государства Русь" для 6 класса...

План урока истории "Формирование государства Русь"

План проведения урока истории в 6 классе по теме "Формирование государства Русь"...

Тест по истории по разделу «Крещение Руси. Расцвет государства Русь» для обучающихся 7 класса с интеллектуальными нарушениями

Тест по истории по разделу «Крещение Руси. Расцвет государства Русь» для обучающихся 7 класса с интеллектуальными нарушениями...