Разработка игры по истории "Разум сердца"
презентация к уроку по истории (6, 9, 10, 11 класс)

Цели: - путем познавательных заданий подвести ребят к пониманию истории; - развитие мышления, умения четко выражать свое мнение; - воспитание гуманизма, понимания общечеловеческих ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра «Разум сердца»

для учащихся 10-11 классов.

Цели:

- путем познавательных заданий подвести ребят к пониманию истории;

- развитие мышления, умения четко выражать свое мнение;

- воспитание гуманизма, понимания общечеловеческих ценностей.

Ход игры.

1. Слова учителя:

Каждый человек задумывается о судьбе нашей цивилизации. Пытается самостоятельно находить ответы на вопросы, которые ставит перед ним и перед человечеством наша жизнь. Попытаемся и мы ответить на вопросы игры, которая называется «Разум сердца».

2. Условия игры.

Создаются 2 команды. Ребята по очереди отвечают на вопрос, заданный учителем. Затем ответы сверяются с высказыванием мыслителя (на экране). Чей ответ по смыслу более совпадает с цитатой, та команда побеждает.

3. Ответы на вопросы:

Вопрос 1.

Развязанная Гитлером Вторая Мировая война унесла около 54 млн. человеческих жизней. 12 млн. заключенных погибли в концлагерях. Террор Сталина против советских людей, по официальным данным, унес около 40 млн. человеческих жизней.

Как вы считаете, какие жертвы могут быть оправданы?

Ответы ребят. Смотрим на экран.

Вопрос 2.

Осушение 10 га болот приносит большую прибыль сельскому хозяйству.

Орошение 10 га пустыни приносит в 2 раза меньше прибыли, зато позволяет выращивать важную для людей культуру – хлопок.

Что вы советуете: быстро осушать все болота или орошать все пустыни?

Ответы ребят. Смотрим на экран.

4. Заключение.

Благодарю всех за участие. Мы за несколько минут, даже не используя литературу, ответили на вопросы. Ответы шли от вашего сердца, поэтому они были правильными. Говорят «настоящее познание» дается сердцем, «великие мысли исходят из сердца».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Разум сердца» для учащихся 10-11 классов.

Слайд 2

Ответ № 1. «Война – это самое неразумное, что можно себе представить. Каждый, кто содействует ей советом или делом должен рассматриваться как преступник по отношению к человечеству.» Эйнзидель.

Слайд 3

Ответ № 2 «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою – не только не блага, но несомненное и очевидное зло» Л.Н. Толстой



Предварительный просмотр:

Разработки уроков по теме:

«Вторая Мировая война и Великая Отечественная война».

Комплексная дидактическая цель уроков:

- Сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, ее участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом;

- Развитие мышления, умения анализировать причинно-следственные связи событий, высказать свое мнение о спорных, дискуссионных проблемах истории Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны;

- Воспитание негативного отношения к войне, как средству достижения политических целей;

- Воспитание патриотизма за свой народ, освободивший мир от фашизма.

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Форма организации урока

Методы

Домашнее задание

1-2

Вторая Мировая и Великая Отечественная война

Вводный (урок формирования знаний)

Лекция

Объяснительно-иллюстративный. Решение проблемных задач.

Проблемные задачи

3

Боевые действия на фронтах Второй Мировой войны 1939-1945 гг.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Изучение нового материала

Лабораторное занятие

Частично-поисковые (поиск оснований, составление таблиц; решение проблемных задач).

П.22-25. Учебник Н.В. Загладин «История России и мира в XXв.»(1) Русское слово, 2005г.

п.22-26. Учебник У.В. Волобуев «Россия и мир»(2) Дрофа, 2002г.

4

Антигитлеровская коалиция

Изучение нового материала

Лабораторное занятие

Учебно-исследовательская деятельность. Решение проблемных задач.

П. 23-25 (1)

П. 24-26 (2)

5

Южный Урал в годы ВОВ 1941-1945 гг.

Изучение нового материала

Работа в группах

Анализ документов, решение познавательных задач.

П. 4. Учебник М.С. Салмина «История Южного Урала XX – нач. XXIв» Челябинск, 2004г.

П.1-5. Учебник Б.В. Личман «История Урала XX век» Екатеринбург, 1998г.

6

Вторая Мировая война, Великая Отечественная война

Повторение. Применение знаний.

Семинар

Решение проблемы, вопросов, дискуссия.

Подготовка к тесту по теме.

7

Систематизация и контроль качества знаний по изучаемому разделу.

Проверочная работа

Тестирование

Тема урока: Вторая Мировая война

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: проблемная лекция.

Цели урока:

- рассмотреть историю Второй Мировой Войны с опорой на знания учащихся полученных в основной школе;

- развитее мышления, аналитических способностей;

- умение работать с картой;

- воспитание в духе пацифизма.

План лекции:

1. Причины войны.

2. Стратегические планы сторон.

3. В начало войны 1939 – 1940 гг.

4. Нападение Германии на СССР. Соотношение сил.

5. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.

6. Антигитлеровская коалиция.

7. Разгром милитаристской Японии.

8. Итоги, последствия и роки войны.

Проблемные вопросы для учащихся:

1. Можно ли было предотвратить Вторую Мировую войну?

2. Была ли необходимость заключать «пакт о не нападении между Германией и Советским союзом?»

3. Какие причины привели к началу войны с Германией?

4. Значения и вклад стран антигитлеровской коалиции в победу над фашизмом? Какие точки зрения по этому вопросу вам известны?

5. Сравните последствия Первой и Второй мировых войн, сделайте выводы.

Учитывая, что лекция охватывает большой материал, можно провести ее в течении двух часов. В ходе лекции для активации познавательной деятельности учащихся, развитие мышления, учитель задает школьника проблемные вопросы.  

Домашнее задание:

1. Учебник. Загладнина Н.В. п. 20,21,26. «история России и мира в XX века», М., «Русское слово», 2005г.

2. Учебник. Волобуева О.В. «Россия и мир», М., «Дрофа», 2002г.

3. Загладин Н.В. «Всемирная История XX век» М., «Русское слово», 2005г.

 

Тема урока: Боевые действия на фронтах Второй Мировой войны в 1941 – 1945 гг.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: лабораторно-практическое занятие.

Цели урока:

- усвоить фактический материал темы;

- развивать умение работать с источниками (учебниками, документами), картой, таблицами: решать проблемные вопросы;

- воспитывать чувство патриотизма.

План изучения новой темы:

1. Нападение Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны.

2. Военные действия Германии, Японии. Нападение Японии на США. Итоги I периода войны.

3. Перелом в ходе Второй Мировой войны.

4. IV период Второй Мировой войны. Второй фронт в Европе. Разгром Германии.

5. Капитуляция Японии – завершение Второй Мировой войны.

Исторический календарь

18 декабря 1940г. – принятие директивы №21 – плана «Барбаросса».

22 июня 1941г. – нападение Германии на СССР. Начало ВОВ.

7 декабря 1941г. – нападение Японии на Перл- Харбор.

30 сентября – 5 декабря 1941г. – оборона Москвы.

5 декабря 1941 – 20 апреля 1942г. – наступление под Москвой («Тайфун»)

17 июля 1941 – 2 февраля 1943г. – Сталинградская битва («Уран»)

Май 1943г. – капитуляция Германских войск в Африке.

5 июля – 23 августа 1943г. – Курская битва («Цитадель»)

3 сентября 1943г. – капитуляция Италии

6 июня 1944г. – открытие II фронта в Европе («Оверлорд»)

16 апреля – 2 мая 1945г. Берлинская операция

Ночь с 8 на 9 мая 1945г. – подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии

6,9 августа 1945г. – атомная бомбардировка городов Хиросима и Нагасаки

8 августа 1945 г. – вступление СССР в войну против Японии.

2 сентября 1945г. – подписание капитуляции Японии. Конец Второй Мировой войны.

Работая с источниками (учебниками, хрестоматией, историческим календарем) учащиеся заполняют таблицы.

Таблица №1. Основные этапы и события войны.

Этапы войны

Основные события

I. 1.09.1939г. – 21.06.1941г.

Нападение Германии на Польшу «Странная война». Нападение Германии на Данию, Норвегию, Бельгию. Вступление Италии в войну. Капитуляция Франции. Битва за Англию. Нападение на Грецию и Югославию.

II. 22.06.1941г. – осень 1942г.

Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на Перл-Харбор. Поражение Германии под Москвой. Неудачи Германии в Африке.

III. Конец 1942г. – 31.12.1943г.

Наступление под Сталинградом. Капитуляция немцев под Сталинградом. Курская битва. Капитуляция Италии.

IV. 1944г. – 2.09.1945г.

Открытие второго фронта в Европе. Берлинская операция. Капитуляция Германии. Капитуляция Японии.

Таблица№2 Основные сражения Великой Отечественной войны

Дата

Битва (кодовое название)

Фронты, командующие

Герои битвы

Итоги, значения

Проблемные вопросы для учащихся:

1. Сущность плана «Барбаросса».

2. Сравните характер ведения военных действий со стороны фашистской Германии в войне против европейских государств и в период Великой Отечественной войны.

3. Определите причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны.

4. Определите на основе текста параграфа особенности ведения союзников военных действий против Германии.

Возможный ответ:

1) Помощь советских вооруженных сил войскам союзников.

2) Участие движения Сопротивления в разгроме агрессоров.

3) Причины использования ядерного оружия в войне против Японии.

Как вы оцениваете подобное решение американского правительства?

Домашнее задание: п. 22, стр. 203-205, п. 23,24,25. Учебник Н. В. Загладин «История России» и «Мир в 20 веке». М., «Русское слово» 2005г. п.22-26. Учебник О.В. Волобуев «Россия и мир» 11кл. М., Дрофа 2002г.

Тема урока: Антигитлеровская коалиция

Тип урока: Самостоятельная работа  с источниками

Форма урока: Лабораторное занятие

Цели урока:  

  • Проследить процесс складывания  Антифашистской коалиции, выявить его основы, внутренние противоречия и перспективы; какие задачи ставили союзники на разных этапах войны;
  • Осознать роль Антифашистской коалиции в победе над фашизмом;
  • Развитие аналогичного мышления;
  • Воспитание интернационализма

Исторический календарь

11 марта 1941г. – закон о ленд-лизе.

12 июля 1941г. – советского – английское соглашение о совместных действиях против Германии.

Август 1941г. – подписание Атлантической хартии.

Сентябрь 1941г. – введение войск Англии в Иран.

1 января 1942г. – подписание Декларации Объединенных Наций.

28 ноября – 1 декабря 1943г. – Тегеранская конференция

4-11 февраля 1944г. – Крымская (Ялтинская) конференция.

25 апреля – 26 июня 1945г. – Сан-францисская конференция.

17 июля – 2 августа 1945г. – Берлинская (Потсдамская) конференция.

Ход урока

1) По материалам параграфов составляем таблицу «Конференции союзников по Антигитлеровской коалиции»

Дата

Название

Лидеры

Решения

11-

01.12.1943г

Сталин,

Черчилль,

Рузвельт

1. Принята декларация о

совместных действиях в войне

против Германии

2.  Решен вопрос об открытиях Второго фронта в Европе в мае 1944 года

3.   Обсужден вопрос о послевоенных границах Польши.

4.  Готовность СССР вступить в

войну с Японией после разгрома Германии.

4-

11.02.1945

Крымская

(Ялтинская)

Сталин,

Черчилль,

Рузвельт

1 .Согласованы планы разгрома и

условий безоговорочной

капитуляции Германии

2. Намечены принципы отношений в послевоенном мире.

3.  Создать в Германии зоны оккупации

4. Решен вопрос о восточных границах Польши

5.  СССР подтвердил согласие вступить в войну с Японией через три месяца после капитуляции Германии

17.07-

02.08.1945

Берлинская

(Потсдамская)

          3   Д

1 денацификация

2демократизация

Здемилитаризация

Сталин,

Трумэн,

Черчилль,

Эттли

1. Проблемы послевоенного

устройства мира

2. Четырехсторонняя оккупация

Германии

3. Наказание военных

преступников

4.Передача СССР восточной

Пруссии

5 .Репарации

Проблемные вопросы для учащихся:

1.   Дайте определение антифашистской коалиции. Что объединяло государства, которые в неё вошли? Какие противоречия между ними сохранялись?

2.   Назовите и охарактеризуйте принципы послевоенного устройства мира, которые были выдвинуты в Атлантической хартии.

3.   Охарактеризуйте развитие антифашистской коалиции. Как она связана с событиями на фронтах мировой войны?

4.  В чём принципы разногласий между СССР и его союзниками по антигитлеровской коалиции?

2) Работа с документами

1. Из послания президента Ф. Рузвельта Конгрессу США.

6 января 1940г.

... Мы оказываем повсюду самую решительную поддержку тем народам, которые борются против агрессии и тем самым не дают войне наше полушарие... Сейчас перед нами стоит неотложная необходимость быстрого и всестороннего производства вооружений... Я прошу Конгресс предоставить мне полномочия и денежные фонды, необходимые для организации производства дополнительных количеств всевозможных видов вооружений и боеприпасов, чтобы передать их тем народам, которые уже сражаются с агрессивными державами. Сейчас мы можем играть наиболее полезную роль, если мы станем их и своим собственным арсеналом. Им не нужна людская сила. Им нужно оружие защиты, стоимость которого равняется миллиардам долларов.

Вопросы к документу:

1.  Перечислите аргументы, с помощью которых обосновывает Рузвельт свою позицию по отношению к войне в Европе?

2.   Согласны ли вы с доводами президента США?

3.  Можно ли считать, что политика США на данном этапе войны вела к созданию антифашистской коалиции?

2. Из решения конференции в Ялте. 4-12 февраля 1945 года

Разгром Германии.

... Были полностью согласованы и детально спланированы сроки, размеры и

координации новых ещё более мощных ударов, которые будут нанесены в

сердце Германии нашими армиями и военно-воздушными силами с востока,

запада, севера и юга...

Оккупация Германии и контроль над ней.

. . В соответствии с согласованным планом вооруженные силы трех держав

будут занимать в Германии особые зоны. Нашей непреклонной целью

является уничтожение германского милитаризма и нацизма... Мы полны решимости разоружить и распустить все Германские вооруженные силы,

раз и навсегда уничтожить германский генеральный штаб... изъять и

уничтожить всё германское военное оборудование, ликвидировать и взять

под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть

использована для военного производства... Подвергнуть всех преступников

войны справедливому и быстрому наказанию... Стереть с лица земли

нацистскую партию, нацистские зоны... В наши цели не входит

уничтожение германского народа.

Репарации с Германии.

Мы обсудили вопрос об ущербе, причиненном в этом войне Германией

союзным странам и признали справедливым обязать Германии возместить

этот ущерб в натуре максимально возможной мере.

О Польше.

Главы трех правительств считают, что восточная граница Польши должна

идти по линии Керзона с отступлением от неё в некоторых района от пяти

до восьми километров в пользу Польши. Главы трёх правительств признают,

что Польша должна получит существенное приращение территории на

севере и западе...

По вопросам Дальнего Востока...

... Через два-три месяца после капитуляции Германии и окончании войны в

Европе Советский Союз вступит в войну против Японии, при условии:

1.   Сохраняется статус - КВО... Монгольской народной республики

2.   Восстановление принадлежавших России прав... а именно

А) возвращение Советскому Союзу южной части о. Сахалин и всех прилегающих к нему островов;

Б) восстановления аренды на Порт- Артур как на военно-морскую базу СССР;

3.   Передачи СССР Курильских островов.

Вопросы к документу: 1. На основании источника и с помощью текста учебника объясните, какие соглашения вызвали серьезные споры на конференции. 2. О чем свидетельствовало нарастание противоречий внутри антигитлеровской коалиции? 3. Как вы объясните тот факт, что даже на завершающем этапе войны, когда антигитлеровской коалиции стали проявляться противоречия, Германии не удалось разобщить союзников?

Литература:

1. Н.В. Загладин «История России и мир в 20 веке» М., «Русское слово» 2009г. п.23. стр. 206-207, п.24. стр. 217-222,  п.25.

2. О.В. Волобуев «Россия и мир» М., Дрофа 2008г. п.24,25.

Тема урока: Южный Урал в годы Великой Отечественной войны

1941-1945гг.

Тема урока: урок изучения нового материала

Форма урока: работа в группах

Цели: - показать роль Южного Урала в период Великой Отечественной войны;

           - рассмотреть развитие всех сторон жизни региона в данный период;

           - формирование аналитического мышления учащихся, умение аргументировано          

              высказывать свою точку зрения, вести диалог, общаться со своими сверстниками;

           - отрабатывать навыки учебно-исследовательской деятельности;

           - воспитание патриотизма, гордости за свой народ, свою малую родину.

Эпиграф: «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие» (А.С. Пушкин)

Ход урока.

Урок проводится в школьном музее боевой славы. Группы учеников получили задания по плану урока:

1.Развитие экономики, сельского хозяйства.

2.Общественно-политическая жизнь.

3.Наука и культура.

4.Южноуральцы на фронтах Великой Отечественной войны.

 

1.Вступительное слово учителя.

(Ставится проблемная задача для учащихся)

«Урал! Опорный край державы!»

Эти строки их поэмы Твардовского «За далью даль» вам известны. На уроке необходимо будет доказать, что Южный Урал был действительно опорным краем державы в самый тяжелый период истории Родины.

2. Ответы учащиеся.

1 группа. Урал – опорный край державы, т.к. в годы войны стал арсеналом по производству оружия и боевой техники.

Документ №3. Учебник. Б. В. Личман «История Урала», Екатеринбург, 1998 г. стр.181

«Урал превратился в настоящую кузницу оружия, опорный край державы», главный арсенал Вооруженных Сил страны. Военное производство Урала за годы войны выросло в 6 раз. Он давал стране 40% всей военной продукции, производил 70% всех танков, в том числе: 60% - средних, 100% - тяжелых. Мотовилихинский завод (Пермь) дал фронту 48 тыс. артиллерийских орудий; Ижевский завод – 11,1 млн. винтовок и карабинов, 7,1 тыс. авиапушек, 213 тыс. пулеметов системы М. Е. Березина и Х. Максима, 131,3 тыс. противотанковых ружей системы В.А. Дегтярева (ПТРД) и С. Г. Симонова (ПТРС), 961,5 тыс. пистолетов системы Ф. В. Токарева (ТТ). Каждый второй снаряд, выпущенный по врагу, делался из уральской стали».

Документ №2. Учебник. Б. В. Личман «История Урала», Екатеринбург, 1998 г. стр.180

«Занимая срединное географическое положение в стране, обладая уникальными природными ресурсами, высококвалифицированными кадрами промышленности и историческим опытом производства вооружений еще со времен Петра I, Урал был выдвинут на роль арсенала Красной Армии в войне, что вовремя поняли советские руководители и приняли современные меры по его укреплению. Это оценили и Западные стратеги. Генерал Г. Томас в докладе «Военно-экономические последствия операции на Востоке» (февраль 1941г.) писал, что «поражение Советского Союза на чисто экономических основах может стать реальностью только после захвата или разрушения промышленных зон Урала». Рейхминистр вооружений А. Шпеер докладывал Гитлеру в апреле 1941 г.: «Назрела потребность подготовки новой операции против Урала. Последние события и данные разведки свидетельствуют о выдвижении этой промышленной зоны на роль основной кузницы боевой мощи Красной Армии и поэтому нужны все усилия, чтобы парализовать Урал…» Подобные высказывания приводят к выводу о том, что в планах фашистского блока и антигитлеровской коалиции Урал имел крупное стратегическое значение. Без вклада Урала в победу над фашизмом по другому могла сложиться судьба СССР, да и политическая карта Европы, а также ключевых районов Азии».

2 группа. Форма общественной активности (сбор денег на производство танков, подводных лодок).

Документ №1 Учебник. Б. В. Личман «История Урала», Екатеринбург, 1998 г стр.179

«Председатель Государственного Комитета Обороны товарищ Сталин одобрил и приветствует предложение уральцев о формировании Особого Уральского добровольческого танкового корпуса за счет материальных ресурсов Свердловской, Челябинской и Молотовской областей.

…Кровная обязанность уральцев – вооружить и оснастить свой танковый корпус до отказа самой лучшей боевой техникой – танками, орудиями, минометами, автоматами, боеприпасами и всем необходим для разгрома врага.

Весь личный состав корпуса, за исключением небольшого числа кадровокомандного состава, комплектуется исключительно из добровольцев сверх всяких призывов и мобилизаций.

 Все вооружение и боевое оснащение корпуса и все обмундирование его личного состава – производится заводами только за счет перевыполнения производственной программы и приобретения на средства трудящихся, за счет их добровольных взносов на вооружение Красной Армии».

Секретарь обкома ВКП (б) Адрианов

 

3 группа. Трудовой подвиг Южноуральцев

Документ №1. Учебник. М. С. Салмина «История Южного Урала. ХХ-началоХХI в.», Челябинск, «Взгляд», 2004 г., стр.117

«В сжатые сроки были сооружены и введены в строй важнейшие в условиях военного времени объекты – Челябинский трубопрокатный завод, действовавший с октября 1942 г., Челябинский металлургический завод, пуск первой очереди которого и первая выплавка металла состоялись 19 апреля 1943 г., Миасский автомобильный завод, Чебаркульский металлургический и многие другие.

Челябинская область сыграла огромную роль в обеспечении фронта танками, САУ, боевыми установками БМ-13 («Катюша»), собираемыми на Челябинском заводе им. Колющенко и снарядами к ним, минометным оружием, торпедами для подводных лодок и многим другим.

«В труде, как в бою. Фронту нужно – значит сделаме!» - работая под этим лозунгом, труженики тыла пытались выполнять производственные задания интенсивнее, с большей производительностью. На Южном Урале были развернуты различные формы социалистического соревнования – движение «двухсотников», «тысячников», а также движение многостаночников, комсомольско-молодежных бригад, боровшихся за звание фронтовых и т.п. так, уже в октябре 1941 г. на ЧТЗ было организовано 149 стахановских бригад с охватом 8,5 тыс. человек. Подобные инициативы позволили высвободить тысячи рабочих, давать в фонд обороны миллионы сверхплановой продукции, существенно влиять на ускорения выпуска военной техники».

4 группа. Южный Урал в годы войны – центр науки и культуры.

Документ №2. Учебник. М. С. Салмина «История Южного Урала. ХХ-началоХХI в.», Челябинск, «Взгляд», 2004 г., стр.121-122

«Эвакуация на Урал десятков научно-исследовательских, академических, проектно-конструкторских институтов вместе с квалифицированными кадрами существенно обогатила научный потенциал региона.

Ученые, конструкторы, инженеры успешно решали сложные научно-технические задачи. За годы войны конструкторы, работавшие в Челябинске – Ж.Я. Котин, Н. Л. Духов, И. Я. Трашутин и другие – внесли неоценимый вклад в разработку новый типов боевых машин и в создание массового танкового производства. Институт электросварки во главе с академиком Е. О. Патоном разработал технологию скоростной автоматической сварки, которая применялась при сборке танков, что в 8 раз повысило производительность.

Большую роль в поиске и изучении уральских месторождений железных руд, угля и огнеупорных металлов сыграла секция географии и геологии под руководством В. С. Старцева, работавшая при Челябинском доме ученых.

На базе эвакуированных институтов в областном центре были открыты медицинский и механико-машиностроительный (политехнический) институты. Область обогатилась еще 2 центрами профессионального образования. Многое сделали для улучшения диагностической и лечебной помощи населению сотрудники эвакуированного в Челябинск Киевского медицинского института. В годы войны в Челябинской области было развернуто 90 эвакогоспиталей, в которые поступило около 220 тыс. раненых».

Группа 5. Южноуральцы на фронтах Великой Отечественной войны.

  1. Доклады учащихся о героях – Южноуральцах.
  2. Выступления ветеранов ВОВ.

3. Заключение.

Делается вывод о том, что Южный Урал в годы ВОВ был опорным краем державы.

Используемая литература:

Учебник. М. С. Салмина «История Южного Урала. ХХ-началоХХI в.», Челябинск, «Взгляд», 2004 г.

Учебник. Б. В. Личман «История Урала», Екатеринбург, 1998 г

Тема: Вторая мировая война и Великая Отечественная война.

Тип урока: повторение и систематизация знаний. Применение знаний.

Форма урока: семинар.

Цели: - закрепление изученной темы: «Вторая мировая война и Великая 

                                                                   Отечественная война».

- обучить приёмам мыслительной деятельности, когда важен не только результат, но и обоснование избранного пути решения познавательной задачи.

- воспитание патриотизма; воспитание поведенческой коммуникации.

Ход урока.

1.  Вступительное слово учителя.

2.  Решение познавательных задач.

Учащиеся, отвечая на вопрос карточки, высказывают своё мнение по спорным проблемам темы. Поэтому можно организовать дискуссию. Задания составлены применительно к темам учебной программы и могут быть использованы как для групповой работы, так и для индивидуальной с учётом подготовки учащихся.

3. Подведение итогов семинара.

Домашнее задание: подготовка к тесту по теме.

Проблемные вопросы для учащихся.

1.  Была ли фатальная неизбежность второй мировой войны? Имелись ли альтернативные пути развития международных отношений в середине и конце 30-х г.г.? Свою точку зрения обоснуйте.

2. Международная обстановка в конце 30-х г. г. была сложной. В её оценки в руководстве партии были разногласия. И. В. Сталин, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков исходили из тезиса, что капиталистическое окружение сплошь враждебно СССР, рассматривали фашизм как разновидность империализма. Опасность фашизма ими недооценивалась. Бухарин Н.И., ММ. Литвинов, М.Н. Тухачевский, И.П. Уборевич, А.И. Егоров и другие составляли другое направление в политическом мышлении. Бухарин на ХУП съезде партии заявил, что фашизм проповедует «открытый разбой». Только совместно с буржуазными демократиями можно предотвратить фашистскую агрессию. Сравните эти позиции. Какая из них представляется вам правильной и почему? Какая из этих позиций определила внешнеполитическую деятельность СССР в последующие годы? К каким последствиям это привело?

3. Выступая на сессии Верховного Совета 31 мая 1939 г., Молотов заявил, что Советское правительство приняло предложение Англии и Франции начать переговоры с целью укрепления отношений между этими тремя странами и организации фронта мира против дальнейшей агрессии, т.е. против гитлеровской Германии. 11 августа в Москву прибыли английская и французская военные миссии. Однако их руководители не имели полномочий на подписание договоров и в результате переговоры были сорваны. Почему же Англия и Франция, понимая военную опасность со стороны Германии, тем не менее всячески уходили от того, чтобы заключить союз с СССР и таким образом, создать прочный заслон перед Гитлером? Объясните почему была упущена реальная возможность поставить совместными усилиями преграду на пути германской агрессии?

4.Советско-германский пакт о ненападении 1939 г. является предметом острых дискуссий и споров. Вот несколько точек зрения:

а) «За продление мирного состояния только для себя СССР заплатил чрезвычайно высокую цену, но национальные интересы нашей страны договор так и не обеспечил. Заключение договора было политическим просчётом советского руководства».

б) «Заключение советско-германского договора для СССР было государственной необходимостью».

в) «Договор о ненападении не избавлял Советское государство от угрозы фашистской выскажите собственное мнение агрессии, но давал возможность отдалить её, выиграть время в интересах укрепления обороноспособности страны, препятствовал созданию единого антисоветского фронта».

г) «В конкретных условиях того времени договор был правомерен. Политика Германии и Японии, позиция западных демократий не оставляла СССР иного выхода. Руководство СССР обязано было принять меры для обеспечения безопасности страны, хотя бы оттянуть начало войны для укрепления экономики и обороны.»

д) «Сталин пошёл на заключение договора, т.к. главным его мотивом была возможность ввода войск. Сопоставив различные точки зрения на советско-германский договор 1939 г.

5.  Трагические события приближались. Уже был предопределён срок нападения. Предупреждения о готовящемся нападении периодически поступали с начала 1940 г. из Токио, Берна, Берлина, Лондона, Варшавы по разведывательным данным и дипломатическим каналам. В тревожных донесениях Рихарда Зорге называлось 22 июня 1941 г. как вероятный срок начала вторжения немецких войск. В этой обстановке публикуется сообщение ТАСС от 14 июня 1941 г.. В нем говорилось: «Германия так же неуклонно соблюдает условия советско-германского пакта о ненападении, как и СССР, ввиду чего, по мнению советских кругов, слухи о намерении Германии порвать пакт И предпринять нападение на СССР лишены всякой почвы». Что вы можете сказать об этом документе? Какую роль он сыграл в подготовке к отпору агрессии? Был ли оправдан этот шаг Советского правительства в тех условиях? Выскажите свои соображения.

6. В первые дни ВОВ руководство Советской страной не владело ситуацией, командование Красной Армии не всегда знало обстановку и не держало в руках управление армиями из-за отсутствия связи, информации. Но вдруг обнаружилась какая-то сила, которая не позволила полностью рухнуть нашей обороне и не дала возможности гитлеровцам беспрепятственно двигаться вглубь страны. Что же это была за сила? Кто же сдерживал гитлеровские армии? Как бы вы ответили на этот вопрос? Кто же они, эти славные герои, первыми отразившие нападение?

7. В годы войны был жестокий централизм управления, преследовавший цель сосредоточить всю власть в стране в руках определенных органов руководства. Этими органами стали Государственный комитет обороны (ГКО) и Ставка. ГКО состоял из 5 человек: Сталин (председатель), Берия, Ворошилов, Маленков, Молотов. Создали комитеты обороны и на местах (более чем в 60 крупных городах). ГКО стал высшим государственным органом, сосредоточившим в своих руках всю полноту власти. Стратегическое руководство вооруженной борьбой советского народа ГКО осуществлял через Ставку Верховного Главнокомандования. Ставка руководила фронтами, флотами и авиацией, а через Центральный штаб партизанского движения партизанскими отрядами, соединениями. Была ли оправдана в тех условиях такая жесткая централизация, в организации обороны страны. Как она отразилась на жизни партии и государства? Назовите причины поражений Красной Армии в начальный период войны.

8. Из воспоминаний Г.К Жукова: «Ресурсы нашей страны в то время (осень-зима 1941 г.) были крайне ограничены. Потребности войск ещё не могли удовлетворяться так, как этого требовали задачи и обстановка. Дело доходило до того, что каждый раз, когда нас вызывали в противотанковые ружья, автоматы ППШ, 10-15 орудий ПТО. Всё, что удавалось таким образом получить, тотчас же грузилось в автомашины и направлялось в наиболее нуждающиеся армии. Особенно плохо обстояло дело с боеприпасами. Вероятно, трудно поверить, что нам приходилось устанавливать норму боеприпасов -1-2 выстрела на орудие в сутки. В битве под Москвой гитлеровцы потеряли в общей сложности более полумиллиона человек.150-300 км. « Как связать эти факты? Как, учитывая приведенные выше данные, вы можете объяснить причины победы наших войск под Москвой?»

9. Под Сталинградом против Советской Армии действовало 50 вражеских дивизий. В Северной Африке против англо - американских войск лишь 12. В битве на Волге фашистская амия потеряла убитыми и раненными почти в 20 раз больше, чем в Африке. Какие объяснения этим фактам можно дать? О чём они свидетельствовали? Какие выводы можно сделать?

10. В чём на ваш взгляд проявился народный характер В.О.в., и как эта идея отражалась нашла отражение в произведениях литературы и искусства?

11. 900 дней жестокой блокады Ленинграда ученные всесоюзного института растениеводства сберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света их учителем-академиком Вавиловым. Все тяготы блокады: бомбежки, пожары и холод-испытывали на прочность этих людей. А голод был для них мучителен вдвойне. Ведь рядом стояли тысячи коробок с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку-возьми, брось в котелок, вари и ешь... Тонны семян хранились на полках. Но, измученные голодом, доведенные до дистрофии (зимой 1941- 1942 умерли от голода 14 сотрудников), ученные не съели тогда ни единого зернышка. Бесценная моровая коллекция была сохранена. О чём свидетельствует этот факт? Ваше отношение к нему?

12. В буржуазной историографии второй мировой войны существует множество точек зрения на источники победы ССС, выдвигают версии о « русском генерале Зима». Как можно оценить эти точки зрения? Правомерны ли они? Как считаете, что привело к поражению фашистской Германии в войне против СССР.

Литература.

Для подготовки семинарского занятия учитель может использовать следующую литературу:

1. История Великой Отечественной войны Советского Союза 941-1945 в томах, М., 1965г.

2.  Советская военная энциклопедия в 8 томах.

3. Полководцы и военачальники Великой Отечественной. Сборник., М., 1970 г.

4. Журнал «Преподавание истории в школе»,  4, 1988г.

5. Уколов AT, Ивкин В.И «О масштабах репрессий Красной Армии в предвоенные годы», военно - историческими журнал, 1, 1993 г.

6.  Сандалов Л.М. «Первые дни войны.», М., 1989 г.

7.  Хорьков А.Г. «Грозный июнь.», М.,1991;

8.  Хорьков А.Г. «1941 год - уроки и выводы.», М., 1992 г.

9. Гареев М.А. «Неоднозначные страницы войны», М., 1995 г..

Тест.

Тема: Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

11 класс

1. Перейдя в наступление на фронте, протянувшемся от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря, немецко-фашистские войска:

А.  Сковали наземные силы Красной Армии, прежде всего танки.

Б. Завоевали господство на море

а) Верно только А                                 в) Верны оба суждения

б) Верно только Б                                  г) Оба суждения неверны

2. Причинами неудач Красной армии в первый месяц Великой Отечественной войны были:

а) нежелание советских солдат сражаться за сталинский режим

б) нехватка опытных командных кадров

в) отсутствие приведения войск в боевую готовность

г) внезапное нападение Германии для советского государственного и военного руководства

3. Государственный комитет обороны возглавил

а) С. К. Тимошенко

б) Г.К. Жуков

в) И. В. Сталин

г) В. М. Молотов

4. Значение Смоленского сражения состояло в следующем:

А.  Впервые командование вермахта отдало приказ о переходе к обороне на основном стратегическом направлении

Б. Был нанесен серьёзный удар по плану «блицкрига»

а) верно только А          в) верны оба суждения

б) верно только Б          г) оба суждения неверны

5. В 1941 году советские войска успешно провели:

а) Киевскую операцию (июль-сентябрь)

б) Сражение под Ельней (август-сентябрь)

в) сражение под Вязьмой (октябрь)

г) сражение под Брянском

6. Главные итоги битвы за Москву:

А. Был сорван план «молниеносной войны»

Б. Был открыт второй фронт в Европе

а) верно только А                    в) верны оба суждения

б) верно только Б                    г) оба суждения неверны

7. Установите правильное соответствие

а) В.Г. Клочков      1. Героическая оборона Сталинграда

б) Н. Ф. Гастелло   2. Героические бои на подступах к Москве

в) Я. Ф. Павлов      3. Героическая оборона Севастополя

г) А.Н. Сабуров      4. Воздушный таран

                                 5. Партизанское движение

8. План боевых действий советского командования в летней кампании 1942 г. предусматривал:

А. Сосредоточение основных сил на центральном направлении с целью противостоять генеральному немецкому наступлению на Москву

Б. Подготовка условий для дальнейшего наступления Красной Армии  

а) верно только А             в) верны оба суждения

б) верно только Б             г) оба суждения неверны  

9. К успехам советских войск в 1942 году можно отнести:

А. Харьковскую операцию

Б, Керченскую операцию

а) верно только А            в) верны оба суждения

б) Верно только Б           г) оба суждения неверны

10. СССР превзошёл Германию по выпуску военной продукции в:

а) конце 1942 б) середине 1943 в) начале 1944 г) конце 1944

11. Основные положения плана советского контрнаступления под Сталинградом:

а) переход в крупное наступление на Кавказе с целью оттянуть немецкие войска от Сталинграда и подготовить условия для окружения Сталинградской группы противника

б) переход во фронтальное наступление войск, оборонявших Сталинград

в) ударами Юго-Западного и Сталинградского фронта разгромит войска, прикрывавшие фланги Сталинградской группировки

г) окружить и уничтожить главные силы немецкой группировки, действовавшие на Сталинградском направлении

12. Установите правильное соответствие:

а) А. И. Ерёменко                 1. Командующий Юго-Западным фронтом

б) К. К. Рокоссовский          2. Командующий 62-й армией

в) Н. Ф. Ватутин                   3. Командующий Резервным фронтом

г) В. И. Чуйков                      4. Командующий Сталинградским фронтом

                                                5. Командующий Донским фронтом

13. Значение победы советских войск в Курской битве заключалось в:

А. Окончательном переходе стратегической инициативы в руки советского командования

Б. Создании условий для освобождения Левобережной Украины и выхода к Днепру

а) верно только А                     в) верны оба суждения

б) верно только Б                г) оба суждения неверны

14. Основные вопросы, обсуждаемые на Тегеранской конференции:

а) обеспечение безопасности в послевоенном мире

б) об открытии второго фронта в Европе

в) вопрос о послевоенных границах Польши

г) Помощь авиации союзников в обеспечении господства в воздушном пространстве при форсировании Днепра войсками Красной Армии

15. Автор знаменитого плаката: «Родина-мать зовёт!

а) А.А. Денейка      в) И. М. Тоидзе

б) Б. Е. Ефимов       г) П.Н. Крылов

16. Седьмая симфония была

А. Написана Д. Д. Шостаковичем

Б. Исполнена 9 августа 1943 г. в Ленинграде

а) верно только А                     в) верны оба суждения

б) верно только Б                     г) оба суждения неверны

17. В конфессиональной политике СССР во время Великой Отечественной войны произошли следующие изменения:

а) разрешена деятельность священников на фронте

б) отменён закон об отделении церкви от государства

в) восстановлено патриаршество

г) восстановлены епархии, открыты храмы

18. Кто является лишним в ряду

а) М. В. Куприянов б) А.А. Сурков в) П.Н. Крылов  г) Н.А. Соколов

19. Впервые советские войска вышли на государственную границу СССР в:

а) в декабре 1943                                   в) марте 1944г.

б) в феврале 1944 г.                              г) апреле 1944 г.

20. Основным содержанием плана операции «Багратион» было:

А. Продвижение советских войск в Прибалтику и на юго-западном направлении с целью взять в кольцо белорусскую группировку противника

Б. Нанесение мощных сходящихся ударов по флангам Белорусского выступа

а) верно только А               в) верны оба суждения

б) верно только Б               г) оба суждения неверны

21. В операции «Багратион» участвовали командующие фронтами

а) И. Х. Баграмян

б) И. Д. Черняховский

в) К.К. Рокоссовский

г) И. С. Конев

22. К странам, освобожденным от власти нацистов в результате совместных действий советских войск и сил антифашистского Сопротивления, относятся:

а) Венгрия

б) Болгария

в) Румыния

г) Финляндия

23. На Ялтинской конференции были приняты следующие решения:

а) возвращение Польше территорий, отторгнутых СССР в 1939 г.

б) подтверждена необходимость предания военных и нацистских преступников суду международного трибунала

в) согласованы условия, на которых союзники соглашались открыть второй фронт в Европе

г) о репарациях, которые предстояло выплатить Германии странам, пострадавшим от ее оккупации

24. Советское командование начало Висло-Одерскую операцию ранее намеченного срока из-за

а) поражении союзников на Эльзасе

б) обращении У. Черчилля с просьбой ускорить наступление советских войск

в) наступление немецких войск в районе Будапешта

г) удобных метеорологических условий

25. В Берлинской операции участвовали войска

а) 1-го Украинского фронта

б) 2-го Украинского фронта

в) 1-го Белорусского фронта

г) 2-го Белорусского фронта

26. Установите правильное соответствие:

а) 16 апреля 1945 г.   1. Водружение Красного Знамени над рейхстагом

б) 25 апреля 1945г.    2. Полное взятие Берлина советскими войсками

в) 30 апреля 1945 г.   3. Начало Берлинской операции

г) 2 мая 1945 г.           4. Начало антифашистского восстания в Праге

                                    5. Встреча советских и англо-американских войск на

                                        Эльбе

27. По какому принципу образован ряд?

Г. К. Жуков; А. Теддер; К. Спаатс; Делаттр де Тассиньи

28. К заключительным операциям Красной Армии в Европе относятся:

а) освобождение Праги

б) освобождении Вены

в) штурм Берлина

г) Восточно-Померанская операция

29. На Потсдамской конференции  были приняты следующие решения:

а) о сроке вступления СССР в войну с Японией

б) о передаче СССР г. Кёнигсберга и прилегающего  к нему района

в) об управлении  послевоенной Германией

г) о репарациях с Германией

30. Парад Победы:

А. Состоялся в Москве 2 сентября 1945 г.

Б. Принимал И. В. Сталин

а) верно только А             в) верны оба суждения

б) верно только Б             г) оба суждения неверны

31. Расположите события Великой Отечественной войны в хронологической последовательности:

а) Курская битва

б) Смоленская операция

в) Ясско-Кишиневская операция

г) освобождение Крыма от немецко-фашистских захватчиков

д) Восточно-Померанская операция



Предварительный просмотр:

Проектная разработка – итоговая аттестационная работа по межпредметному экзамену на курсах повышения квалификации учителей общественных и художественно-эстетических          дисциплин.

 Михалёва Т.М. учитель истории и обществознания  МБОУ « СОШ №28» г. Коркино.

1.Класс: 6 класс

2. Авторы и название учебной программы: А.А. Данилов, Л.Г.Косулина «Истории России с древнейших времен до конца XVI» М., «Просвещение». 2012 г.

3. Учебная тема: «Древняя Русь в VIII – I пол. XII в. »

4. Урок  «Культура Древней Руси»

5. Эпиграф «О светло светлая, о прекрасно украшенная земля русская. Многими красотами прославлена ты». (Из летописи «Повесть временных лет»)

6. Цель и задачи учебного занятия:

          - сформулировать у учащихся представление о самобытном характере культуры, синтезировавшей в себя культурное наследие восточных славян и соседних народов с византийскими культурными традициями;

           - познакомить учащихся с выдающимися достижениями древнерусской культуры;

           - развивать умения анализировать, сравнивать давать оценку и обосновывать свое отношение к нравственным ценностям народа Древней  Руси;

           - воспитывать чувство прекрасного.

7. Планируемые результаты

      •  Предметные:

            - умение извлекать информацию из одного или нескольких источников;

        - оперировать понятиями и терминами: культура, патриотизм, житие, слово, летопись, скань, зернь, миниатюра, самобытность;

        - на основе текста и иллюстраций учебника составлять описание памятников.

            - готовность применять исторические знания для сохранения культурных памятников;

               •  Метапредметные:

        - владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать выводы);

           - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе;

        - находить правильный ответ на поставленный вопрос в тексте учебника;

        - осмысливать теоретический материал;

        - выполнять познавательные и проблемные задания.

   • Личные:

         - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

        - высказывать собственное мнение.

8. Тип учебного занятия: занятие по изучению нового учебного материала.

9. Вид учебного занятия: групповая работа

10. Литература:

• учебник А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной «История России с древнейших времен до конца XVI» 6 класс, М., «Просвещение». 2012;

• Агафонов С.В. «Тематическое и поурочное планирование по истории России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс- М., «Экзамен» 2005;

• Сорокина Е.Н. «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс – М., «ВАКО» 2013;

• Любимов Л.Д. «Искусство Древней Руси». – М., 1996;

• Муравьёв А.В., Сахаров А.М. «Очерки истории русской культуры. IX-XVII вв.»-  М., 1984.

 Интернет-ресурсы:

http://www.istorya.ru

http://hramdecor.ru

http://www.feb-web.ru

http://all-photo.ru

http://www.travel-old.auto.ru

http://www.cultinfo.ru

http://www.ivanz.ru

11. Предварительная подготовка:

Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает задание.

Задание для учащихся первой группы: работая с текстом и иллюстрацией пункта 2 §7, ответьте на вопросы:

 - В каких произведениях народ давал свою оценку историческим событиям и деятелям?

 - Что такое былины?

 - Назовите любимых русским народом былинных героев?

 - Назовите отличия русских былин от западных рыцарских хроник?

Задание для учащихся второй группы: работая с текстом пункта 3 §7 и документами №1 и №2, исследуйте и опишите письменность и грамотность Древней Руси.

  Вопросы:

        - Какую роль в развитии письменности сыграли Кирилл и Мефодий?

        - Какое событие дало мощный толчок развитию письменности?

        - Где и кто открывал первые школы? Как велось обучение?

- Каковы достижения Древней Руси в письменности и грамотности?

- Прочитайте документ №1 и ответьте на вопрос:

 - Как Нестор объясняет цели прихода Кирилла и Мефодия к славянам?

   ( приложение №1)

в) Прочитайте документ №2, и ответить на вопрос:

 - какой вывод о развитии грамотности можно сделать на основании документа? (смотри приложение №2)

 Заполните таблицу «Развитие русской культуры в X–XII вв.». Достижения  в образовании.

Задание для учащихся третьей группы: работая с текстом и иллюстрациями пункта 4 §7 и документом №3, ответьте на вопросы:

- Когда зародилось летописание?

- Что такое летопись?

- Когда и кто создал «Повесть временных лет»?

- Что вам известно о Несторе?

- Проанализируйте содержание повести?

- Что такое житие?

- Кто такой Иларион?

- Когда и что он создал?

- Что такое слово?

- Проанализируйте содержание «Слово о Законе и Благодати»?

- как оценивает Иларион правление Владимира?

- Иларион утверждает, что Ярослав – продолжатель дела Владимира. Согласны ли вы с этим? Какими фактами вы можете подтвердить его мнение.

Заполнить таблицу «Развитие русской культуры в X – XII вв.». Достижения  в литературе.

Задание для учащихся четвертой группы: работая с текстом и иллюстрациями пункта 5 §7,

исследуйте и опишите произведения зодчества и изобразительного искусства Древней Руси.

 Вопросы:

- Когда началось каменное строительство на Руси?

- Опишите первые русские храмы?

- Опишите Софийский собор в Киеве?

- Что такое фрески?

- Что такое мозаика?

- Опишите Софийский собор в Новгороде?

Заполнить таблицу «Развитие русской культуры в X – XII вв.». Достижения в искусстве (архитектура, живопись).

Задание для учащихся пятой группы: работая с текстом и иллюстрациями пункта 6 §7, исследуйте и проанализируйте ремесленные изделия

- Какие изделия изготавливали оружейники?

- Какие изделия изготавливали ювелиры?

- Опишите технику зерни?

- Опишите технику скани и эмали?

- Каковы достижения русского народа в материальной культуре;

Заполнить таблицу «Развитие русской культуры в X – XII вв.». Достижения в материальной культуре.

12. Этапы учебного занятия:

I. Организационный момент.

II. Мотивационно-целевой этап.

На прошлых уроках мы говорили о ранней истории нашего государства, о причинах зарождения государственности, о первых князьях, категориях населения страны…

- А какой очень важный вопрос не обсуждался нами? ( Не затрагивался вопрос о культуре народа, его нравственных ценностях).

-Вы правы. Без культуры не понять сущности народа.

Тема урока: «Культура Древней Руси» Слайд 1.

План урока:

        1. Особенности культуры Древней Руси. Слайд 2

2.Устное народное творчество.

3. Письменность и грамотность.

4 .Литература.

5. Зодчество. Изобразительное искусство.

6. Художественное ремесло.

III. Введение в новый материал.

- Что такое культура?

- Каковы особенности культуры Древней Руси? Слайд 3.

.

 IV. Работа по теме урока

   Первый вопрос учитель объясняет сам, опираясь на текст учебника                                                                                            

Особенности культуры Древней Руси Слайд 4.

1. Основой древнерусской культуры явилось наследие восточных славян:

  - древние мифы и сказания;

  - искусство кузнецов и т.д.

  2. Древнерусская культура впитала в себя культурные достижения ближайших своих соседей и народов.

3. В период государственного становления Русь испытывала влияние Византии, которая для своего времени была наиболее культурным государством мира.

4. Русь не только копировала и заимствовала культурные достижения Византии. Она применяла их к своим культурным традициям, что вело к зарождению русского стиля в культуре.

5. Русская культура развивалась как под влиянием язычества, так и христианства.

6. Отличительной чертой древнерусского искусства был патриотизм. (Слайд 5)

Ставится проблемный вопрос:

«О, светло светлая, о прекрасно украшенная земля русская. Многими красотами прославлена ты».

Давайте выясним, чем и кем она была прославлена.

Рассказ учащихся первой группы об устном народном творчестве. (Слайд 6)

Рассказ учащихся второй группы о письменности и грамотности. (Слайды 7-9)

Учащиеся делают вывод о достижениях Древней Руси в образовании и проверяют правильность заполнения таблицы. Слайд 10.

Рассказ учащихся третьей группы:

                  о жанрах русской литературы. Слайд 11.

                  о летописце Несторе.                Слайд 12

      Учащиеся делают вывод о достижениях в литературе и проверяют правильность заполнения таблицы. Слайд 13.

Рассказ учащихся четвертой группы:

                 о зодчестве.                               Слайды  14-16.

                 о изобразительном искусстве. Слайды 17-18

   

  Учитель акцентирует внимание учащихся на особенностях русских храмов: шлемовидный купол, высокий барабан.

Учащиеся делают вывод о достижениях в архитектуре и искусстве и проверяют правильность заполнения таблицы. Слайд 19

Рассказ учащихся пятой группы: о ремёслах, технике ювелирного дела. Слайды 20-21

Делается вывод о достижениях в материальной культуре и проверяется правильность заполнения таблицы. Слайд 22

V. Закрепление изученного материала.

Учащиеся отвечают на вопросы, закрепляющие материал:

        - Что такое культура?

        - Что повлияло на развитие русской культуры?

        - Как вы считает, чем можно объяснить резкий подъем культуры в Древней Руси?

      Проверка таблицы «Развитие русской культуры в X – XII вв.». Учащиеся сравнивают и делают выводы.    

VI. Подведение итогов урока

-Итак, закончился урок, сделаем общий вывод - древнерусское государство отличалось высоким уровнем развития культуры. Русь впитала культурные достижения Византии и других соседних государств и создала свою самобытную культуру. Слайд 23

-(само) рефлексия деятельности учащихся на занятии.

-выставление оценок за урок

VII. Инструктаж по выполнению  домашнего задания.                                                    

1. §7, записи в тетради.

2. Подготовиться к проверочной работе.

Приложение №1.

      Документ №1.

Из «Повести временных лет».

Когда славяне жили уже крещеными, князья их Ростислав и Святополк послали к царю Михаилу, говоря: «Земля наша крещёна, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского. И пошлите нам учителей, которые могли бы нам рассказать о книжных словах и смысле их».

      Царь Михаил послал к ним Кирилла и Мефодия сыновей мужа по имени Лев, знающих славянский язык.

        Приложение №2.

        Документ №2.

         Берестяные грамоты XI – XV вв.

1. Поклонение о попа к Гречине. Напишите мне двух шестикрылых ангелов на две иконки. И приветствую тебя. А Бог не постоит за наградой, или же уговоримся между собой.

2. От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж. А на то свидетель Игнат Моисеев.

3. Поклон от Григория к матери. Дай 30 гривен.

       Приложение №3.

      Документ №3.

Из «Слова о законе и благодати» Иллариона.

      Все страны и города, и люди чтут и славят своих учителей, которые научили их православной вере.

      Похвалим же и мы нашего учителя, великого властителя земли нашей Владимира.

      Доброе и верное свидетельство твоему благочестию – сын твой Ярослав. Не нарушает он твоих устоев, но ещё больше умножает.

      Славный город твой Киев величием, как венцом украсил.

      Встань из гроба твоего! Посмотри на внуков, как живут, как славят Христа. И возрадуйся.»

             

       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Культура Древней Руси»

Слайд 2

План урока: 1. Особенности культуры Древней Руси. 2.Устное народное творчество. 3. Письменность и грамотность. 4 .Литература. 5. Зодчество. Изобразительное искусство. 6. Художественное ремесло.

Слайд 3

КУЛЬТУРА - СОВОКУПНОСТЬ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, СОЗДАННЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КУЛЬТУРА Материальная Духовная (орудия труда, здания, (идеи, вещи) образование, литература)

Слайд 4

Особенности культуры Древней Руси 1. Основой древнерусской культуры явилось наследие восточных славян: - древние мифы и сказания; - искусство кузнецов и т.д. 2. Древнерусская культура впитала в себя культурные достижения ближайших своих соседей и народов. 3. В период государственного становления Русь испытывала влияние Византии, которая для своего времени была наиболее культурным государством мира. 4. Русь не только копировала и заимствовала культурные достижения Византии. Она применяла их к своим культурным традициям, что вело к зарождению русского стиля в культуре. 5. Русская культура развивалась как под влиянием язычества, так и христианства. 6. Отличительной чертой древнерусского искусства был патриотизм.

Слайд 5

ПАТРИОТИЗМ - любовь к Родине, преданность Отечеству

Слайд 6

Былины - поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей Устное народное творчество

Слайд 7

Письменность и грамотность Новгородская берестяная грамота

Слайд 8

Письменность и грамотность Создатели славянской письменности КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ НЕСТОР – летописец, автор «Повести временных лет»

Слайд 9

Кириллица

Слайд 10

Отрасли Достижения культуры I Духовная культура 1. Образование Письменность “ Кириллица ” . Школы. Высокая грамотность горожан Развитие русской Культуры в X - XII вв

Слайд 11

Литература Жанры: Летопись - запись событий по годам Житие - биография человека, причисленного церковью к лику святых. Слово – торжественное, поучительное обращение.

Слайд 12

НЕСТОР – летописец, автор «Повести временных лет» Литература

Слайд 13

Развитие русской Культуры в X - XII вв Отрасли Достижения культуры I Духовная культура 2. Литература Жанры: летопись, житие, слово. 1049г. “ Слово о Законе и Благодати ” Автор: Иларион. 1113г. “ Повесть временных лет ” Автор: Нестор.

Слайд 14

Архитектура Киевской Руси Десятинная церковь, 989 г. Зодчество

Слайд 15

Софийский собор, Киев, XI в.

Слайд 16

Софийский собор в Новгороде 1045-1055 гг.

Слайд 17

Фреска- картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке

Слайд 18

Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков

Слайд 19

Развитие русской Культуры в X - XII вв Отрасли Достижения культуры I Духовная культура 2. Искусство Иконопись, фресковая живопись, мозаийка. 989г. Десятинная церковь 1037г. Софийский собор

Слайд 20

СКАНЬ – ювелирная техника, при которой на металлический фон напаивается узор из тонкой золотой или серебреной проволоки в виде гладкой или свитой верёвочки. ЭМАЛЬ –стекловидная масса, которая в зависимости от добавления окислов металлов при обжиге приобретает тот или иной цвет. ЗЕРНЬ –ювелирная техника, узоры из маленьких металлических шариков. Техника ювелирного дела

Слайд 21

Художественное ремесло

Слайд 22

Развитие русской Культуры в X - XII вв Отрасли Достижения культуры II Материальная культура (развитие ремёсел) Оружейное дело (мечи, кольчуги, копья) Ювелирное ремесло. Техника: зернь, скань, перегородчатая эмаль.

Слайд 23

Самобытный – своеобразный, идущий своими путями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра «Нет дерева сердцу милей».

ТеУрок-игра «Нет дерева сердцу милей». ма урока: «Отряды птиц»...

Методическая разработка игры-викторины "Дивный храм, открытый всем сердцам"

Методическая разработка игры-викторины "Дивный храм, открытый всем сердцам"...

Краеведческая игра "Родной край-сердцу рай"

Интерактивная игра по истории Брянского края...

Беседа с элементами игры: "Научи своё сердце добру!"

Беседа с воспитанниками детского дома-школы о добре и зле, помочь им раскрыть положительные стороны доброты....

Разработка социального проекта "От сердца к сердцу"

Разработка программы социального проекта...

Краеведческая игра «Родной край – сердцу рай».

Цель: привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения памяти о людях и событиях Тайшетского района.Задачи:развить интерес к историческому прошлому родного края;обучить исследовательским навыкам при и...

Краеведческая игра «Родной край – сердцу рай».

Краеведческая игра«Родной край – сердцу рай». Цель: привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения памяти о людях и событиях Тайшетского района.Задачи:развить интерес к истори...