Библейские сказания
методическая разработка по истории (5 класс)
Урок разработан на основе технологии критического мышления. Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
С использованием компьютерных технологий. Презентация в данном случае играет роль наглядного пособия или опорного конспекта.
Форма обучения – групповая, что соответствует цели развития коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_.docx | 43.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Библейски сказания
Цели: образовательная - углубить и расширить представления о Библии как историческом источнике; познакомить учащихся с основными библейскими сказаниями; обеспечить усвоение понятий: «Библия», «Ветхий Завет», «заповеди».
Развивающая: продолжить формирование навыков работы с учебным текстом, историческими источниками; развивать умения четко формулировать свои мысли, делать выводы; развитие коммуникативных компетенций.
Воспитательная: формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся; восприятия ценностей прошлого в их связи с настоящим.
Организационный момент – рефлексия эмоционального состояния учащихся.
- готовы к уроку, настроены на работу
- при подготовке к уроку были затруднения
- нет желания работать на уроке
1 фаза. Вызов.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Что вам известно о Библии?
В тетрадь: Библия, Ветхий Завет, Новый Завет,
Почему мы изучаем эту тему на уроках истории? ( История – наука, изучающая прошлое человечества)
Цель урока: Выяснить, можно ли рассматривать Библию как исторический источник.
2 фаза. Осмысление.
В степных и холмистых районах между Египтом , Вавилонией и Финикийским побережьем Средиземного моря издавна пасли свои стада еврейские племена.
(карта)
Первоначально они были кочевниками. (не имели постоянных поселений, перегоняли овец с одного пастбища на другое). Во главе еврейских племен стояли старейшины. Они бережно хранили в памяти предания о прошлом своего народа. Такие предания передавались из поколения в поколение, а впоследствии вошли в Библию.
Когда-то евреи, также как египтяне, поклонялись многим богам. Но с течением времени они пришли к единобожию, стали почитать одного бога –Яхве. Они верили, что Яхве сотворил весь мир и дал людям заповеди – правила, по которым они должны жить. Ветхий завет начинается с мифов о сотворении мира, о первых людях и великом потопе.
История целого народа в Ветхом завете излагается как предания об одной большой семье.
Работа по группам:
Сейчас, каждый из вас побывает в роли исследователя: представьте, что вам попались древние рукописи, но они были настолько старые, что в некоторых перепутались страницы и нарушился порядок, в некоторых стерлись слова. Ваша задача – прочитать, что написано в этих рукописях, т.е. восстановить текст.
- Работая с источниками, вы должны будете ответить на вопросы: Что стремились объяснить древние евреи мифами? Что можно сказать о жизни древних евреев по их мифам и сказаниям – чем они занимались, где жили?
Группа № 1
Восстановить библейский рассказ о сотворении мира и определить, в какой последовательности Бог сотворил небо, сушу, воду и пр.
- И сказал Бог: « Да будут светила на небе!». И создал Бог солнце, луну и звёзды.
- И сказал Бог: « Да произведет вода рыб, и птицы да полетят по небу!». И сотворил Бог разных рыб и птиц.
- И сказал Бог: « Да будут на земле животные разных видов!». И стало так.
- И сказал Бог: « Да соберётся вода в одно место и да явится суша!» И стало так. И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву и деревья!». И стало так.
- И сказал Бог: « Да будет твердь». И стала твердь. И назвал Бог твердь небом.
- Вначале сотворил Бог небо и землю. Но земля была пуста и тьма царила повсюду. Тогда сказал Бог: « Да будет свет!». И бог назвал свет днём и тьму ночью.
- И сказал Бог: сотворим* человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
. И сотворил Бог человека.
Ответы : 6,5,4,1,2,3.7
Группа № 2
Вставить пропущенные слова.
Всемирный потоп
Прошло много столетий, и на земле появилось множество людей — потомков Адама и Евы. Вначале многие из них боялись Бога и служили Ему, но постепенно все стали поступать против воли Бога. Только один человек, по имени Ной, оставался верным своему Создателю.
Решил тогда Бог устроить потоп и уничтожить все живое. Пожалел только Ноя за его доброту и богобоязненность. Бог обратился к нему и сказал: «Конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег.»
Услышав это повеление Божие, Ной начал строить ковчег.
Начался ливень и не прекращался сорок дней и сорок ночей.
Через сто пятьдесят дней кончилось наводнение, и вода стала постепенно убывать. Ковчег Ноя остановился на горе Арарат.
Группа №3
Восстановить библейский рассказ о «вавилонском столпотворении»
1. У сыновей Ноя было много детей, и от них опять произошло много людей на земле. Но вскоре обнаружилось, что люди после потопа были не лучше, чем до потопа. Тогда на всей земле был один язык и одно наречие.
2. Однажды люди собрались вместе и сказали друг другу: «Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли». Возгордившись и желая прославить себя, люди ревностно занялись постройкой.
3. Но Господу не угодно было это. Он посмотрел на город и башню, которые они строили, и сказал: «Вот, один народ и один у всех язык… и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого
4. Господь смешал язык людей, так что они не понимали друг друга и не могли продолжать строительства башни. Поэтому то место стало называться «Вавилон», то есть «смешение». Затем Бог рассеял людей оттуда по всей земле.
Группа № 4
Вставить пропущенные слова.
Иосиф и его братья
Родоначальниками евреев считались Авраам, его сын Исаак и внук Иаков
Больше всех из своих сыновей Иаков любил Иосифа, «потому что он был сын старости его».
И увидели братья, что отец их любит его более всех братьев; и возненавидели его и продали его в рабство купцам. Купцы повели Иосифа в Египет.
Благодаря своему уму и удачливости Иосиф стал влиятельным вельможей.
В то время в соседних странах свирепствовал голод, услышали братья Иосифа, что египетский фараон дает зерно голодающим, и пришли просить о помощи.
Итак, братья пришли в Египет. Иосиф приказал слугам подать для братьев большое угощение. Он громко зарыдал и сказал братьям: «Я — Иосиф. Жив ли еще отец мой?». Потом он обнимал и целовал всех братьев. Он любил их и от всего сердца простил им все зло, которое они причинили ему
Группа № 5
Вставить пропущенные слова.
Прошло много-много лет. Умер Иаков и все его сыновья. Египтяне с жестокостью стали принуждать израильтян к работам, старались сделать их жизнь невыносимо тяжелой. Фараон приказал всех новорожденных мальчиков отдавать палачам.
Но одного ребенка матери удалось спасти. Дочь фараона нашла его и воспитала.
Назвали мальчика – Моисеем. Хотя Моисей рос во дворце фараона, он знал, что он еврей. Он видел, как жестоко угнетается его народ.
Однажды он шел в пустыне, и вдруг пред ним куст загорелся пламенем. А из пламени раздался голос: «Я – Бог Яхве. Повелеваю тебе вывести мой народ из Египта.»
Моисей повел израильский народ пустынной дорогой, ведущей к Красному морю. Когда их почти настигало войско фараона, Бог раздвинул море и прошли израильтяне по сухому дну.
Физминутка
Обратить внимание учащихся на репродукции картин. Многие художники писали на библейские темы – записать в тетрадь название картины и художника, написавшего ее, подготовить сообщение об истории создания картины.
- Иван Айвазовский. Сотворение мира
- Иван Айвазовский. Всемирный потоп.
- Питер Брейгель-старший. Вавилонская башня.
- Константин Флавицкий. Дети Иакова продают своего брата Иосифа в рабство.
- Константин Флавицкий. Нахождение Моисея дочерью фараона.
Группы отчитываются о своей работе
- Обсуждение вопроса: Что стремились объяснить древние евреи мифами? Что можно сказать о жизни древних евреев по их мифам и сказаниям – чем они занимались, где жили?
В этих мифах и легендах отразилось мировоззрение древних евреев и некоторые исторические факты. Попытка объяснить как появился мир, люди, разные национальности. Содержит размышления мудрецов, древние законы и обычаи.
Какие качества ценили древние евреи в своих героях?
За какие качества пожалел Бог Ноя? (доброта, богобоязненность)
Каким образом Иосифу удалось из раба превратиться в управителя Египта? Какие личные качества ему в этом помогли? (умный, мудрый)
Как вы думаете, прав ли был Иосиф ,простив своих братьев? (милосердие, незлопамятный)
Чему учат нас эти сказания?
Десять заповедей
Бог вручил Моисею каменные доски – скрижали, где были записаны заповеди.
Что такое заповеди? (правила ,по которым должны жить люди)
. Работа с источником
1. Что общего между законами Хаммурапи и заповедями, данными Моисею?
2. Актуальны ли они сейчас?
Заповеди Божии
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
.да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его;
шесть дней работай и делай всякие дела твои,
а день седьмой посвяти Господу, Богу
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Не убивай.
Не развратничай.
Не следует браниться худыми словами, грешно пить.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
З фаза. Рефлексия.
Можно ли рассматривать Библию как исторический источник?
Синквейн
- Библия.
- Священная, удивительная.
- Учит, объясняет, наставляет.
- Читайте Библию.
- Самая умная книга!
«Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»
Антуан де Сент Экзюпери
* сегодня я узнал…
* было интересно…
* было трудно…
* я выполнял задания…
* я понял, что…
* теперь я могу…
* я почувствовал, что…
* я приобрел…
* я научился…
* у меня получилось …
* я смог…
* я попробую…
* меня удивило…
* урок дал мне для
жизни…
* мне захотелось…
Домашнее задание:
Прочитать параграф №17
Подготовить пересказ любого библейского сказания.
На выбор:
Подготовить сообщение о художниках, писавших на библейские темы, и истории создания картин.
Нарисовать иллюстрации к библейским сказаниям.
Составить синквейн.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная презентация к уроку истории в 5 классе "Библейские сказания"
Презентация составлена к уроку по теме: "Библейские сказания" по учебнику А.А.Вигасин, Г.И. Годер. Презентация составлена четко по параграфу и позволяет учителю свободно излагать материал....
Презентация "Потоп" к уроку в 5 классе "Библейские сказания"
Презентацию "Потоп" можно использовать на уроках истории в 5 классе при изучении темы "Библейские сказания". Я использую в работе кружка Основ Православной культуры и при проведении элективных курсов....
Презентация "Каин и Авель" к изучению темы в 5 классе "Библейские сказания"
Можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, кружка при обсуждении нравственных вопросов....
Проект «Библейские сказания» в 5 классе
Испольлзование проектной технологии в 5 классе как технологии личностно ориентированного подхода....
Библейские сказания. Урок истории в 5 классе.
о библейских сказаниях...
Библейские сказания.
При изучении библейских сказаний, привлекаются данные истории и археологии, литературоведения и других наук, что показывает, что Библия является памятником мировой литературы, отразившим жизнь многих ...
Урок истории в 5 классе по теме "Библейские сказания"
Урок в 5 классе по теме "Библейские сказания" разработан в соответствии с ФГОС . Предстален план - конспект урока с четко определенными целью и заадачами урока, технологическая карта урока и презентац...