Урок-мужества: "Был город-фронт, была блокада"
план-конспект урока по истории
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа»
Патриотическое воспитание учащихся
Урок - мужества
«Был город – фронт, была блокада…»
Подготовила: учитель истории Вечканова Н. М.
2019-2020 учебный год
Цель урока:
- обучающая: дать глубокое представление о защитниках блокадного Ленинграда
- развивающая: показать героизм и стойкость русского народа в тяжелые дни войны
- воспитывающая: отметить мужество и патриотизм Ленинградцев в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, голодом, холодом.
Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).
Воинам, жителям Ленинграда, вынесшим страшную блокаду, посвящается наш урок мужества.
Помните, через века, через года
Помните…
О тех, кто уже не придёт никогда
Помните…
Песню свою отправляя в полёт
Помните…
О тех, кто уже никогда не споёт
Помните…
Детям своим расскажите о них, чтобы помнили
Детям детей расскажите о них ,
Чтобы тоже запомнили.
Во все времена бессмертной земли
Помните
К мерцающим звездам водя корабли
О погибших помните!
Ленинград! В истории человечества нет ничего равного по Величию и драматизму 900- дневной эпохи Ленинградской блокады.
/Звучит «героическая» симфония Шостаковича «Вторжение» часть1./
Ученик: Война! Это слово ворвалось в сознание Ленинградцев, как большинства советских людей в воскресный полдень 22 июня 1941 года. Огромные толпы собрались у репродукторов. Люди слушали радио, молчали и недоумённо глядели друг на друга. Для многих это была страшная неожиданность.
Ученик: (Музыка та же)
Ленинград был необходим фашистским захватчикам. Захвату этого крупнейшего индустриального центра и порта СССР гитлеровское командование придавало исключительное значение. Овладение городом на Неве давало фашистской Германии политические, экономические, моральные преимущества. Задачей № 1 считали фашисты захват Ленинграда.
Включают фрагмент из диска «От Кремля до Рейхстага: твердыня на Неве».
Ученик: Как только стало известно о наступлении фашистских войск, о первых разрушенных городах, о первых павших Ленинград принял боевую готовность. Кроме регулярной армии создавалось ополчение, в которое записывались все Ленинградцы, способные держать оружие; создавались боевые дружины по предприятиям. Одновременно ленинградские комитеты сформировали 227 партизанских отряда, в количестве 9000 человек. С июня до конца 1941 года на предприятиях Ленинграда изготовили 413 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов, 10000 миномётов, 3 млн. снарядов и мин.
Получая оружие, каждый воин ополчения давал клятву.
/музыка замолкает, встают 8 человек в аудитории и повторяют слова Клятвы, затем выходят и садятся на стулья./
Клятва. «Клянусь перед всеми вами, мои друзья по заводу, мои братья по классу, мои товарищи по оружию, что этой винтовкой буду беспощадно бить врага, только смерть может разжать мои пальцы.»
/«Нашествие» - героическая симфония Шестакова. 2 часть./
Ученик: Днём и ночью с Ленинградских вокзалов уходили эшелоны на фронт. Солдаты- ополченцы уходили с готовностью отдать свои жизни. А все кто оставался строил оборонительные сооружения.
/звучит «Кананада» /бой/.
Советский народ был полон решимости отстоять Ленинград. Вокруг города создавалась система обороны, которая состояла из нескольких поясов. Десятки партизанских отрядов, организованных из добровольцев города, включились в активную борьбу в тылу. На заводах и фабриках ковалось оружие для фронта.
Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытье.
Быт превращался в бытие.
Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
Мы усмиряли темный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…
Город жил –
Исполнен малых наших сил. (Глеб Семенов, “Мужество”)
Ученик: К концу сентября фронт на подступах к Ленинграду окончательно стабилизировался. Город был блокирован фашистскими войсками, все сухопутные коммуникации Ленинграда с центром были перерезаны. Не сумев захватить город, противник решил сломить сопротивление его защитников длительной блокадой, систематическим артиллерийским огнем и бомбардировками с воздуха.
Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. (Видеофрагмент с компактдиска. “Трагическое начало, Блокада Ленинграда”).
…И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..”
“Будет мир. Вам не снится мир?”
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь. Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали – и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?..
Петр построил его на болоте,
Но прочнее его не найдешь. (Елена Рывина, “Ночь”)
Учитель: Но никакие вражеские обстрелы не могли деморализовать население. В суровых фронтовых условиях город продолжал набирать силы. Ленинградцы являли собой образец не только патриотизма, но стойкости и выдержки.
Вспоминает Галина Павловна Вишневская. (Отрывок из книги “Галина”).
Ученик: “Началась блокада… Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла – 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог…
Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленом классе, голодные. У всех – закопченные лица; электричества уже не было, в квартирах горели коптилки – баночки с какой-то горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. Света она дает ничтожно мало, но коптить немилосердно, отсюда и название. И у учительницы нашей скопилась в морщинах эта копоть. Обессилевшие от голода люди постепенно стали опускаться – не мылись, покрылись вшами.
Ученик: Надвигался голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. (Слайд “Возле булочной”) Хлеб – это совсем маленький кусочек… тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки. Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие – высохли – вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее – к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. Власти зарегистрировали более 250 случаев людоедства, а на рынках торговали сомнительным студнем.
Учитель: Критические дни под Ленинградом наступили в конце августа начале сентября 1941 года. Захватив Шлиссембург, враг окружил Ленинград с суши. Началась 900-дневная блокада города. 10 сентября командующим Ленинградского фронта был назначен Г. К. Жуков.
611 дней подвергался интенсивному обстрелу. В условиях блокады – войска Ленинградского фронта, моряки Балтийского блота и население города составляли одно целое. Часто солдаты отдавали свой паёк голодным ленинградским детям, так как уже зимой начался изнуряющий голод.
/на фоне «Героической» симфонии Шостаковича «тема «Голода» читают стих. О. Берггольц «Армия». /
Армия
Мне скажут — Армия...
Я вспомню день — зимой,
январский день сорок второго года.
Моя подруга шла с детьми домой —
они несли с реки в бутылках воду.
Их путь был страшен,
хоть и недалек.
И подошел к ним человек в шинели,
взглянул —
и вынул хлебный свой паек,
трехсотграммовый, весь обледенелый.
И разломил, и детям дал чужим,
и постоял, пока они поели.
И мать рукою серою, как дым,
дотронулась до рукава шинели.
Дотронулась, не посветлев в лице...
Не ведал мир движенья благодарней!
Мы знали всё о жизни наших армий,
стоявших с нами в городе, в кольце.
...Они расстались. Мать пошла направо,
боец вперед — по снегу и по льду.
Учитель: Да, одним из страшных испытаний для ленинградцев был голод. Особенно зимой 1942 года паек для ленинградцев составлял 120 грамм «с огнем и кровью пополам»
Стихотворение А. Ахматовой «Птицы смерти в зените стоят…»
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.
И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.
Ученик: Нужно выстаивать огромные очереди за хлебом, а иногда им и эти крохи не доставались. Еще в конце августа к Ленинграду потянулись жители Пскова и окрестных деревень, которые спасались от фашистов и голода, но именно они стали первыми жертвами голода, так как не имели карточек. Особенно от голода страдали дети. Гитлер тогда писал: «Нет необходимости штурмовать Ленинград, город сам пожрет себя». Дневник школьницы Тани Савичевой трагическое свидетельство только одной из многих семей.
Ученик: 28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своем дневнике: “Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г.” (Слайд “Дневник Тани Савичевой”).Несколько нарушая хронологию, приведем остальные записи этого потрясающего дневника, состоящего всего лишь из нескольких строк: “Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942. Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942. Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942. Мама 13 мая в 7.30 утра 1942. Савичевы умерли. Умерли все".
Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали.
Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла.
Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.
На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок
Его писала
Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца -
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет
Души и сердца.
Это - всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник, -
Время
Возвышает
Образ Тани
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
В каждом слове - емкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе...
Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это - боль, которая клубится.
Это - сердце, что летит сюда...
Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром,
Савичева Таня,
Со своей
Немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно
Шествует она,
Пусть живет, не ведая старенья,
И гласит
Про наши времена! (Сергей Смирнов. Из поэмы “Дневник и сердце”)
Ученик: Да, многие разделили судьбу этой девочки. Умирали прямо на улицах, в подъездах, людей не успевали хоронить и 250 тыс. сожгли на ленинградском кирпичном заводе, так как не могли захоронить.
Голод – была главная причина смерти, далее стоял холод, как будто природа взбунтовалась против человеческой плоти, зима 42 была лютой, как никогда, но люди не только, но и трудились.
Ученик: Надо отметить, что предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “дорогой жизни”. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов. Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 г в сутки.
По дну озера был проложен энергетический кабель, а также трубопровод, снабжавший Ленинград горючим. Хлеб доставляли теперь не только по воздуху, но и по ледовой дороге через Ладожское озеро. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали “Дорогой смерти”. (На фоне музыки показ слайдов о “Дороге жизни”).
Ладога… Это целая страница в книге блокадного Ленинграда. Дорогу через Ладожское озеро называли дорогой жизни. По ней везли в Ленинград продукты, хотя и крохи, а из Ленинграда увозили ослабленных и больных женщин и детей. Не все машины доходили до большой земли. По этому коридору шла для ленинградцев жизнь и спасение, и может быть она позволила накопить силы для прорыва.
Стихотворение «Страшный путь…»
Страшный путь!
На тридцатой, последней версте
Ничего не сулит хорошего...
Под моими ногами устало хрустеть
Ледяное ломкое крошево.
Страшный путь!
Ты в блокаду меня ведешь,
Только небо с тобой, над тобой высоко.
И нет на тебе никаких одежд:
Гол как сокол.
Страшный путь!
Ты на пятой своей версте
Потерял для меня конец,
И ветер устал над тобой свистеть,
И устал грохотать свинец...
Почему не проходит над Ладогой мост?!
Нам подошвы невмочь ото льда отрывать.
Сумасшедшие мысли буравят мозг:
Почему на льду не растет трава?!
Самый страшный путь из моих путей!
На двадцатой версте как я мог идти!
Шли навстречу из города сотни детей...
Сотни детей!
Замерзали в пути...
Одинокие дети на взорванном льду, -
Эту теплую смерть распознать не могли они сами, -
И смотрели на падающую звезду
Непонимающими глазами.
Мне в атаках не надобно слова "вперед",
Под каким бы нам ни бывать огнем -
У меня в зрачках черный ладожский лед
Ленинградские дети лежат на нем.
(Александр Межиров. “Ладожский лед”)
Ученик: В осажденном Ленинграде Дмитрием Шостаковичем была создана Седьмая симфония, получившая название “Ленинградская”. (Слайд “Седьмая симфония Шостаковича”)
Я помню блеск немеркнущих свечей
И тонкие, белей, чем изваянья,
Торжественные лица скрипачей,
Чуть согнутые плечи дирижера,
Взмах палочки - и вот уже поют
Все инструменты о тебе, мой город,
Все рупора Симфонию твою... (Из поэмы Л. Поповой "Седьмая симфония")
9 августа 1942 года шел 355-й день блокады. Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве. Дирижировал К.И. Элиасберг.
Николай Тихонов записал в своем дневнике: “...Симфонию Шостаковича... с трепетом и восторгом исполняли ленинградские музыканты в зале Филармонии. Ее играли не так, может быть, грандиозно, как в Москве или Нью-Йорке, но в ленинградском исполнении было свое - ленинградское, то, что сливало музыкальную бурю с боевой бурей, носящейся над городом. Она родилась в этом городе, и, может быть, только в нем она и могла родиться. В этом ее особая сила”.
Учитель: Блокада Ленинграда была прорвана в 1943 году. И все же город еще оставался прифронтовым. Враг стоял у его стен. Фашистская авиация совершала систематические налеты на город, тяжелые орудия обстреливали его жилые кварталы.
В начале 1944 года шли непрерывные бои на ленинградском направлении. Это потребовало огромного напряжения физических и моральных сил воинов. К тому же стояла плохая погода. Оттепели, туманы, метели крайне осложняли боевые действия. Наступавшие войска двигались через леса, по разбитым, раскисшим дорогам, болотам. Важнейшим результатом наступления было полное освобождение Ленинграда от блокады.(Видеоматериал о блокаде Ленинграда)
Ученик: Подвиг защитников Ленинграда затмил древние мифы и исторические были о выдержке, стойкости и героизме осажденных врагом городов. Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, (Слайд “Пискаревское кладбище”) где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией – 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал. За фигурой Родины-матери на гранитной стене – строки Ольги Берггольц:
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита,
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей
На этом печально-торжественном поле
Вечно склоняет знамена народ благодарный,
Родина-мать и город-герой Ленинград.
Учитель: Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”.
Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые,
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых.
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?
Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. (Минута молчания).
Итог урока:
На сегодняшнем уроке мы много узнали о мужестве и героизме ленинградцев в блокаду, преклоняемся перед их всемирном подвигом. Наш урок подходит к завершению, пусть он останется в вашей памяти, затронет ваши сердца. В нашей жизни всегда есть место подвигам. Наша история богата героическими именами во все века и времена. Я уверена, что, если вас позовет Родина, вы займете достойное место в защите нашей страны.
Я благодарю присутствующих и учеников за урок. На этом уроке всем ученикам я поставлю положительные оценки, а за жизненные уроки, которые вам встретятся на вашем пути, оценки поставит сама жизнь.
Завершением вашей работы сегодня будет домашнее задание: написать эссе «Фронтовые дороги моих прадедов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка внеклассного мероприятия "Был город фронт, была блокада..."
Разработка большого интегрированного внеклассного мероприятия в виде научно-литературной конференции, посвященное тяжелым дням блокады Ленинграда. Рассказ ведущего и историка дополняется рассказ...
Классный час: «Был город –фронт, была блокада».
70 лет со дня освобождения Ленинграда...
Презентация "Был город-фронт, была блокада..."
В презентации представлен материал, который можно использовать для предметной недели по истории.Тематика: прорыв и снятие блокады Ленинграда....
" Был город - фронт, была блокада"
Муниципальное образовательное Учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 Классный часТема: «Был город –фронт, была блокада». ...
Литературно-музыкальная композиция «Был город-фронт, была блокада».
СценарийЛитературно-музыкальная композиция «Был город-фронт, была блокада»....
Был город-фронт, была блокада
Цели:- познакомить учащихся с трагическим периодом в истории Великой Отечественной войны и истории нашей страны - блокадой Ленинграда; показать подвиг деятелей искусства;- способство...
Урок-мужества: "Был город - фронт, была блокада"
Урок-мужества: "Был город - фронт, была блокада"...