Классный час: «Был город –фронт, была блокада».
классный час (8 класс) по теме

Котельникова Оксана Анатольевна

70 лет со дня освобождения Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_2014_kl_chas.rar14.43 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

        

Тема: «Был город –фронт, была блокада».

                                                                                                                               

Цели:

Познавательные: - познакомить учащихся с одной из наиболее трагических страниц Великой Отечественной войны – блокадой Ленинграда;

- рассказать о подвиге ленинградцев во время блокады;

Воспитывающие: - воспитывать патриотизм и гордость за нашу страну, выстоявшую в борьбе с фашизмом;

- показать мужество и героизм жителей и защитников города;

Развивающие: -  развивать интерес к историческому прошлому Родины;

- развивать умение работать с дополнительной литературой, различными источниками информации;

- развивать умение выступать перед аудиторией, участвовать в дискуссии, выражать и аргументировать свою точку зрения

Участники: учащиеся 8 класса

Оборудование: компьютер, презентация, видеоролик "Блокада"

 Оформление: странички дневника Тани Савичевой, Плакат "Норма хлеба",  фотографии памятников героическим защитникам блокадного Ленинграда.

Ход мероприятия

Учитель: (слайд 1)

В этом году27 января  исполняется 70 лет со дня освобождения Ленинграда. Каждый человек должен знать историю тех страшной трагедии, которую пережил весь мир и все граждане нашей страны. Проходят десятилетия, уходят из жизни ветераны, стираются из памяти события, даты, имена, лица…И вот для многих Великая Отечественная война кажется далёким и, возможно, не столь значимым событием. Многие политики пытаются переписать историю, уменьшить роль советского солдата в победе над фашизмом, а то и вытравить из людской памяти эти события. Этого нельзя допустить. Сегодня мы собрались для того чтобы поговорить  о тех трагических событиях, узнать правду о войне, о людях, мужественно переносивших все тяготы сурового времени и ковавших победу на фронте и в тылу.

     В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда (С-Петербург), который 871 день находился в кольце вражеской блокады. На долю жителей выпали неимоверные трудности. Они жили под постоянными бомбёжками, мерзли, умирали от голода. Нет ни одной ленинградской семьи, которая не потеряла бы своих близких. Жизнь ленинградцев - это каждодневный подвиг.

 (слайд 2)

В секретном документе говорилось: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии и непрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей». Для достижения этого к Ленинграду бросили огромные силы: 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолетов

УЧЕНИК: (слайд 3)

В газете «Смена» была помещена заметка школьника Вовы Иванова: «Это было поздно вечером. Я опять дежурил на чердаке. Вдруг слышу шум самолета, потом какой-то свист, и  рядом плюхнулись две зажигательные бомбы. За ними еще и еще! Я сперва немного растерялся, но потом схватил одну бомбу и сунул её в бочку с водой. Зашипела она как змея и погасла. В бочку я бросил ещё штуки три, а остальные стал забрасывать песком. Ко мне на помощь пришел Вова Крашилин. С ним мы погасили последние 4 бомбы. Справились! Даже чердак не загорелся. А ведь упало ни много, ни мало - 12 зажигательных бомб.

Учитель: За время осады гитлеровцы обрушили на город 150 тыс. тяжелых снарядов, 5 тыс. фугасных и 10 тыс. зажигательных бомб. Была уничтожена третья часть жилья.

.

УЧЕНИК: (слайд 4)

В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение продовольствием и водой, боевой техники фронта - горючим, заводов и фабрик - сырьем и топливом. Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941г. они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и ИТР получали по 250г. хлеба, а служащие, иждивенцы и дети по 125г. в день. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей и целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу.

(слайд 5)

В городе не было света, тепла, не работала канализация. За водой приходилось ходить на Неву и набирать её из замерзающих прорубей. Не работал транспорт. Основным транспортным средством были детские саночки. На них перевозили мебель для отопления из разрушенных домов, воду их проруби, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гроб не было). Александр Петрович уже много лет слепой. По тому, как внешне легко несет этот человек свою тяжелейшую беду, стараясь не удручать близких, можно догадываться, каким он был там, в блокадном своем районе, как много чужого горя брал на себя. И сейчас он иногда бывает на Пискаревском кладбище. Слушает вечную музыку и за ней тишину, покой зеленого мемориала и видит…
«Мне представляется только та картина, которую я видел сам. Это не теперешнее кладбище, облагороженное, особенно там, где памятник Матери-родине. А в то время эти трупы, эта траншея метров в сто длиной!.. Туда закладывали тысячи трупов, зарывали тракторами, лопатами, как только могли. Боялись, чтобы весной не было эпидемии, но все обошлось благополучно, потому что в какой-то степени удавалось соблюдать санитарное состояние».
Память его удерживает многое уже в масштабе не только своего дома или завода, а в масштабе района, а район этот и по населению и по размеру — целый город.

Едешь — тут трупы выброшены, тут оставлены. И не знаешь, откуда трупы. Это являлось тоже формой обеспечения живых — некоторые смерть не регистрировали, чтобы карточки оставались… Если придешь, спросишь: когда умер? — не скажут, что умер полмесяца назад, скажут, что сегодня умер, вчера.
— Карточки изымали в таких случаях?
— Нет, оставляли карточки…

(слайд 6)

Смерть входила во все дома. Люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тыс. ленинградцев погибло от голода. Все эти нечеловеческие тяготы наравне со взрослыми переносили и дети.

Учитель: Гитлер надеялся взять город измором, что ленинградцы не выдержат и перестанут защищать город. Но фашисты просчитались. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят человечность страдавших людей, их уважение друг к другу.

УЧЕНИЦА: В документальном сборнике «Стояли со взрослыми рядом...» есть воспоминания Ольги Николаевны Полевой и Зари Александровны Малютиной, бывших в блокадные дни школьницами.

«Помню, в булочной мне сделалось плохо, - рассказывает Ольга Николаевна, - я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул».

«А мне запомнилось, - рассказывает Заря Александровна,- как в страшную зиму 1941г. стояла в уголке булочной маленькая девочка лет 7. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся на ногах, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба по 5-10 грамм. А ведь это был для каждого кусочек жизни. Мы подумали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла её мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для неё.

Учитель: (слайд 7)

«Все для фронта, все для победы!» - боевой девиз рабочих Ленинграда. За 900 дней блокады они произвели для фронта более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 12000 минометов, 10 млн. снарядов и мин. В городе постоянно ощущалась нужда в рабочих руках. На заводы пришли выпущенные из ремесленных училищ мальчики и девочки, вчерашние школьники, многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Голодные, изможденные подростки рабочие по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.

Учитель: (слайд 8)

     За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.

Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, теплой одежды, многие дети учились. Писатель Александр Фадеев сказал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились...»

Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы. В бомбоубежищах, подвалах, где проходили занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка - «буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десна, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.  Чтец: Девчонка руки протянула

И головой

На край стола.

Сначала думали - уснула,

А оказалось – умерла…

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель вымолвил, что снова

Занятья - после похорон.

Учитель: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой.

(слайд 9)

     Большая дружная семья Савичевых жили на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанные детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим семьям.

Вся страна помогала Ленинграду в его борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов по нему прекратилось. И тогда была проложена по озеру ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно назвал её Дорогой жизни. 20 ноября 1941 года на ещё неокрепший лед вышли первые грузовики, везшие муку. (слайд 10)

        

   Учитель:  Вплоть до 23 апреля 1942г. по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей. Скольких человек спасла от смерти эта легендарная ледовая трасса.

18 января 1943г. в результате наступательной операции блокада Ленинграда была прорвана. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.

27 января 1944г. в Ленинграде прогремел салют в честь полного освобождения города. (слайд12)

Учитель: Прошло 70 лет, но героическое прошлое легендарного города неподвластно времени. Подвиг защитников Ленинграда, в том числе и юных, бережно хранят в памяти все люди, и, прежде всего те, кто пережил блокаду. (слайд14)

Учитель: заключительное слово (предоставить учащимся и гостям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка внеклассного мероприятия "Был город фронт, была блокада..."

Разработка большого интегрированного внеклассного мероприятия в виде научно-литературной конференции, посвященное тяжелым дням блокады Ленинграда. Рассказ ведущего и  историка дополняется рассказ...

Презентация "Был город-фронт, была блокада..."

В презентации представлен материал, который можно использовать для предметной недели по истории.Тематика: прорыв и снятие блокады Ленинграда....

" Был город - фронт, была блокада"

Муниципальное образовательное Учреждение Средняя общеобразовательная школа №3    Классный часТема: «Был город –фронт, была блокада».           ...

Литературно-музыкальная композиция «Был город-фронт, была блокада».

СценарийЛитературно-музыкальная композиция «Был город-фронт, была блокада»....

Был город-фронт, была блокада

Цели:- познакомить учащихся с трагическим  периодом в истории Великой Отечественной войны и истории нашей страны - блокадой Ленинграда;  показать подвиг  деятелей искусства;- способство...

Был город-фронт,была блокада

Торжественная линейка, посвященная подвигу ленинградцев во времена ВОВ...

Открытый классный час на тему: "Был город - фронт, была блокада"

Открытый классный час рассчитан на учащихся 5-7 классов и посвящён одной из наиболее трагических страниц в истории Великой Отечественной войны - блокаде Ленинграда. К сценарию классного часа прилагает...