Был город-фронт, была блокада
материал по истории на тему
Цели:
- познакомить учащихся с трагическим периодом в истории Великой Отечественной войны и истории нашей страны - блокадой Ленинграда; показать подвиг деятелей искусства;
- способствовать воспитанию чувства патриотизма, любви и гордости за свою страну, за своих соотечественников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
byl_gorod_front.rar | 789.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Был город-фронт, была блокада»
Литературно-историческая композиция
к 70-летию снятия блокады Ленинграда
Цели:
- познакомить учащихся с трагическим периодом в истории Великой Отечественной войны и истории нашей страны - блокадой Ленинграда; показать подвиг деятелей искусства;
- способствовать воспитанию чувства патриотизма, любви и гордости за свою страну, за своих соотечественников.
Оборудование:
- Презентация
- Аудиозапись «Дм. Шостакович «Ленинградская симфония»
- Метроном
Слайд 1. Объявление ведущего.
«Литературно-историческая композиция, посвященная 70-летию снятия блокады Ленинграда «Был город-фронт, была блокада».
Слайд 2. Учитель истории Никифорова А.П. «С началом Великой Отечественной войны удар в направлении Ленинграда был поручен группе немецких армий "Север» . Не сумев захватить город , противник решил сломить сопротивление его защитников длительной блокадой. 8 сентября 1941 года началась блокада города, которая продолжалась 871 день. Окруженный фашистами город оказался под угрозой полного уничтожения, в нем находилось 2 млн. 887 тыс. жителей. Гитлер заявляет, Ленинград должен быть стёрт с лица Земли».
Слайд 3. Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод, канализация, электричество, дома не отапливались, воду брали из прорубей. Город систематически подвергался артиллерийским обстрелам и бомбардировкам с воздуха.
Слайд 4-7 (медленно). Но все эти дни блокады в городе работало радио, по которому передавали сводки Совинформбюро, выступали писатели, поэты, артисты, ходили трамваи, работали предприятия, школы, театры, музеи. А когда сводок не было, по радио звучал метроном, это означало, что сердце города бьется, что город жив. ( Звучит метроном)
Богайчук О.
«А может нам о них забыть?
Опять война,
Опять блокада...
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне»
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Халанов М.
«Но даже если это правда,
Такая правда –
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она как сила нам нужна...»
Библиотекарь Янжимаева С.Б: «В кошмаре этой девятисотдневной блокады жило и спасало исстрадавшиеся души защитников города искусство. Многие ленинградцы - блокадники как величайшие драгоценности носили в противогазных сумках вместе с продуктовыми карточками маленькие книжки стихов. Читались, нашептывались, переписывались в ледяных квартирах, в тесноте бомбоубежищ любимые строки, напоминающие бесконечно далекий, мирный, до блокадный город:
Как люблю, как любила глядеть я,
На закованные берега,
На балконы, куда столетья
He ступала ничья нога.
Эти строки заставляли верить, что фашистский сапог никогда не ступит в прекрасный город Петра, Пушкина и Достоевского. Чуть ли не ежедневно по радио читала стихи Ольга Берггольц, имя которой стало олицетворением Музы блокадного города.»
Слайд 8.
Балагунов А.
«А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина...
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных...
Так с декабря кочуют горожане
За много верст, в густой туманной мгле,
В глуши слепых, обледеневших зданий
Отыскивая угол потеплей.»
Цыреторова В.
«Вот женщина ведет куда-то мужа.
Седая полумаска на лице,
В руках бидончик-это суп на ужин.
Свистят снаряды, свирепеет стужа...
Товарищи, мы в огненном кольце...
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот
Завернутое в одеяло тело
На Охтенское кладбище везет.
Везет, качаясь, -к вечеру добраться б...
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин!
Провозят ленинградца,
Погибшего на боевом посту.»
Богайчук О.
«Скрипят полозья в городе, скрипят...
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев…»
Слайд 9.Учитель Никифорова А.П.
«Всю страну потрясла седьмая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича. Над Ленинградом тревожно выли сирены, стучал по радио метроном, по улицам шли танки. Может быть, из всех этих звуков и слагались первые образы будущей симфонии?
Все больше пожаров пылало в городе. Все меньше становился хлебный паек. Вот в каких условиях создавалась симфония, которую автор посвятил своему родному городу.»
Звучит аудиозапись 7 Ленинградской симфонии Д. Д. Шостаковича.
Килин Д.
«Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской
Без воды, без тепла, без света,
День похож на черную ночь.
Может в мире и силы нету
Чтобы все это превозмочь?»
Карпуков В.
Умирали и говорили:
«Наши дети увидят свет!»
Но ворота они не открыли
На колени не встали, нет!
Мудрено ли , что в ратной работе,
Город наш по-солдатски хорош
Петр построил его на болоте
Но прочнее его не найдешь.
Учитель истории Никифорова А.П.
Из воспоминаний Галины Вишневской: «В блокадном Ленинграде работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленом классе, голодные. У всех закопченные лица: электричества уже не было, горели коптилки - баночки с какой-то горючей жидкостью. Света мало, коптит немилосердно. И у учительницы нашей скопилась в морщинках эта копоть...»
Очирова Р.
Девчонка руки протянула
И головой —
На край стола.
Сначала думали —
Уснула,
А оказалось-
Умерла...
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья -
После похорон.
Учитель истории Никифорова А.П.
«Какими словами опишешь подвиг ленинградских мальчишек и девчонок, которые наравне со взрослыми защищали свой город и оставили миру потрясающие свидетельские показания, такие, как дневник Тани Савичевой, ленинградской девочки, потерявшей всех своих родных, который сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда.
Слайд 10.
Маленькая записная книжка из 9 страниц. 6 страниц — 6 дат, 6 страниц- 6 смертей.
Под звук метронома ученики по одной страничке читают дневник Тани Савичевой:
"28 декабря 1941 года. Женя умерла».
«Бабушка умерла 25 января 1942-го»
«7 марта - Лека умер»
«Дядя Вася умер 13 апреля»
«10 мая - дядя Леша»
«Мама - 15 мая".
А дальше — без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня»
Учитель истории Никифорова А.П. Так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. Таню не удалось спасти. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. Трагедия этой семьи типична для блокадного Ленинграда: сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей!»
«Здесь лежат ленинградцы
Здесь горожане-мужчины, женщины, дети
Рядом с ними- солдаты-красноармейцы
Всею жизнью своею они защищали тебя , Ленинград,
Колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем
Так их много под вечной охраной гранита,
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто!»
Раднаева Э.
«Я к ним подойду.
Одеялом укрою,
О чем-то скажу, но они не услышат
Спрошу-не ответят...
А в комнате трое...
Нас в комнате трое,
но двое не дышат.
Я знаю: не встанут.
Я все понимаю...
Зачем же я хлеб на три части ломаю?..»
Слайд 11. Библиотекарь: Янжимаева С.Б.
«Блокадный хлеб. Из чего только не приходилось его выпекать!
Меньше всего в нем было муки - мякина, отруби, целлюлоза. И все же это был хлеб, почти единственное питание ленинградцев.
Всего несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 года рацион хлеба дошел до 125 гр. иждивенцам и 250 гр. рабочим. Крупы давали 300 гр., масла - 100 гр. в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 гр., от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог...
Слайд 12. Учитель истории Никифорова А.П.
«Вскоре после того как замкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда, родилась идея постройки ледовой автомобильной трассы через Ладожское озеро, или Дороги жизни, как назвали ее ленинградцы. Длина всего маршрута составляла триста восемь километров.
Ладожский лед был капризным и ненадежным даже в сильные морозы: трещины возникали каждую зиму, они могли оказаться ловушками для шоферов. 19 ноября 1941 года - первые подводы с хлебом прибыли на западный берег. Дорога жизни была пробита! Фашистские самолеты стали сбрасывать на озеро тысячекилограммовые фугасы и развернули охоту за автомобильными колоннами. Обороняли трассу ладожские зенитчики. В Ленинград по Дороге жизни доставляли продовольствие, а оттуда на Большую землю везли людей. Сотни тысяч ленинградцев удалось вывезти из осажденного города , большинство которых, составляли женщины и дети. Слайд 17. Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 18 января 1943 года с наступления войск Ленинградского и Волховского фронтов. А через год 27 января 1944 года блокада Ленинграда была полностью снята. Всего за 900 дней и ночей блокады в городе погибло по приблизительным данным 1, 5млн. человек, многие из которых похоронены на Пискаревском кладбище.»
«Мне кажется, когда гремит салют
Погибшие блокадники встают
Они к Неве по улицам идут
Как все живые ,только не поют
Не потому, что с нами не хотят
А потому, что мертвые молчат
Мы их не слышим, мы их не видим
Но мертвые всегда среди живых
Идут и смотрят, будто ждут ответ
Ты этой жизни стоишь или нет?»
Слайд 19. Победная музыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка внеклассного мероприятия "Был город фронт, была блокада..."
Разработка большого интегрированного внеклассного мероприятия в виде научно-литературной конференции, посвященное тяжелым дням блокады Ленинграда. Рассказ ведущего и историка дополняется рассказ...
Классный час: «Был город –фронт, была блокада».
70 лет со дня освобождения Ленинграда...
Презентация "Был город-фронт, была блокада..."
В презентации представлен материал, который можно использовать для предметной недели по истории.Тематика: прорыв и снятие блокады Ленинграда....
" Был город - фронт, была блокада"
Муниципальное образовательное Учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 Классный часТема: «Был город –фронт, была блокада». ...
Литературно-музыкальная композиция «Был город-фронт, была блокада».
СценарийЛитературно-музыкальная композиция «Был город-фронт, была блокада»....
Был город-фронт,была блокада
Торжественная линейка, посвященная подвигу ленинградцев во времена ВОВ...
Открытый классный час на тему: "Был город - фронт, была блокада"
Открытый классный час рассчитан на учащихся 5-7 классов и посвящён одной из наиболее трагических страниц в истории Великой Отечественной войны - блокаде Ленинграда. К сценарию классного часа прилагает...