Педсовет "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"
учебно-методический материал по теме
Материал к педсовету о современных технологиях обучения, которые помогут учителю в организации эффективного учебного процесса, а также решить проблемы выбора: как лучше построить урок, как отобрать и выстроить учебный материал по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_obrazov.tehnol.doc | 80.5 КБ |
pedsovet_sovr.obr_.tehn_.ppt | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Тематический педсовет
«Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся»
Цель педсовета:
Раскрыть роль современных педагогических технологий в создании педагогической среды, обеспечивающей деятельность Учителя и Ученика в новой образовательной системе.
Задачи:
- раскрыть сущность понятия «современные педагогические технологии»;
- познакомить с классификацией современных педагогических технологий;
- рассмотреть особенности современных педагогических технологий
- разработать план совершенствования деятельности педагогического коллектива по использованию современных педагогических технологий.
План педсовета.
1.Вступление. (Директор школы )
2.Доклад на тему «Современные педагогические технологии» (зам.директора)
3.Выступления на тему «Применение современных технологий в урочной и внеурочной деятельности». Из опыта работы педагогов.
4.Заключение. Рефлексия.
5.Решение педсовета.
Вступление.
Любая деятельность может быть
либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции,
Технология – на науке.
С искусства все начинается,
Технологией – заканчивается,
Чтобы затем все началось сначала.
(В.П. Беспалько).
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений. Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы сегодня будем говорить о педагогических образовательных технологиях.
Причиной выбора этой темы является следующее:
1.в условиях существующей классно-урочной системы занятий современные педагогические технологии наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивая содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит, каким бы то ни было серьезным коррективам;
2.образовательные технологии позволяют достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
3.педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основного направления педагогической стратегии: личностно-ориентированного подхода;
4.они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, четкую ориентацию на развитие творческой деятельности;
5.обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
6.отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
Все мы прекрасно знаем, что знания приходят только к заинтересованному человеку. “Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может” - говорит народная мудрость. И это действительно так. Но, к великому сожалению, в настоящее время у учеников среднего и старшего звена наблюдается слабая мотивация к учёбе, да и у детей младшего школьного возраста мы подчас отмечаем низкую заинтересованность в обучении.
Но ведь, уже не раз подчёркивалось, что начальная школа - это фундамент образования. От того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому учитель и ставит перед собой цель – обеспечить положительную мотивацию обучения; активизировать познавательную деятельность учащихся. А для достижения данной цели предопределяет определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий.
Основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы, а также книги, статьи, исследования о современной школе ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:
1.школа является важнейшим фактором развития личности;
2.школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;
3.систему образования и школу необходимо постоянно развивать.
В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология».
«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Любая технология обладает следующими свойствами:
1. совокупность действий технологии образует законченную целостность;
2. действия любой технологии расположены в строгой последовательности;
3. Любая технология направлена на получение конкретного результата.
Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются:
1.гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;
2.экономичность резерва учебного времени,
3.оптимизация труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;
4.применение различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.
Педагогические технологии ориентированы:
1.на формирование положительной мотивации к учебному труду,
2.интенсификацию коммуникативной среды,
3.развитие личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору,
4.охрану здоровья учащихся
Современные педагогические технологии
Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют следующие.
Традиционные технологии применяются в различного вида учебных занятиях, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности и др.
Личностно ориентированное обучение - это обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность. Субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. При применении технологии личностно-ориентированного обучения происходит задействование учащихся в индивидуальном целеполагании и составлении плана урока; использование индуктивного и дедуктивного способов построения дидактического материала.
Интерактивные технологии или групповые технологии обучения - это работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу. С помощью данных технологий происходит формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышается эффективность усвоения программного материала.
ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ – технологии).
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.
С применением ИКТ на уроках учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим.
Под игровыми технологиями в педагогике понимается обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще "педагогическая игра" обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде или косвенном виде и характеризуется учебно-познавательной направленностью.
Технология проектного обучения. Исследовательская технология (метод проектов, эксперимент, моделирование).
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Применение данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта.
СОВРЕМЕННОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Традиционное обучение по своей философской основе является педагогикой принуждения. Основная цель обучения: формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения.
Атрибуты классно-урочной системы: учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, домашнее задание, отметки.
Массовая школа с традиционной технологией остается "школой знаний", основной акцент ставится на информированность личности, а не на ее культурное развитие.
Знания адресуются в основном к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности. 75% учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария мозга, на эстетические предметы отводится лишь 3% от общего числа школьных дисциплин.
До сих пор самые сильные, одаренные дети учатся в физико-математических классах или в классах естественно - научного профиля. И связано это в первую очередь с родительским, да и нашим, учительским, менталитетом, а во вторую очередь с реальной востребованностью специалистов: программистов, например, требуется больше, чем искусствоведов.
Основу традиционного обучения составляют
принципы, сформулированные еще Я. Коменским:
- научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные);
- природосообразность (обучение определяется развитием ученика, не форсируется);
- последовательность и систематичность (линейная логика процесса обучения, от частного к общему);
- доступность (от известного к неизвестному, от легкого- к трудному);
- прочность (повторение - мать учения);
- сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
- принцип наглядности;
- принцип связи теории с практикой;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет свои
сильные и слабые стороны.
К положительным сторонам в первую очередь следует отнести:
- систематический характер обучения;
- упорядоченную, логически правильную подачу материала;
- организационную четкость;
- оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
Отрицательные стороны
- Шаблонное построение, однообразие
- Нерациональное распределение времени урока. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней усвоения перекладывается на домашние задания
- Учащиеся изолируются от общения друг с другом. Отсутствие самостоятельности
- Пассивность или видимость активности учащихся. Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день). Слабая обратная связь.
- Отсутствие индивидуального обучения
В настоящее время существует проблема необходимости повышения эффективности учебного процесса, и особенно той его стороны, которая связана с гуманизацией образования, развитием личностного потенциала ученика, предупреждения тупиков его развития.
Снижение мотивации учения, школьные перегрузки, массовое нездоровье школьников, их отторжение от процесса учения связаны не только с несовершенным содержанием образования, но и с трудностями, которые испытывают педагоги при организации и проведении процесса обучения.
Беда сегодняшней школы не в отсутствии должного количества новых учебников, учебных пособий и программ - в последние годы их появилось невиданное множество, и многие из них не выдерживают никакой критики с дидактической точки зрения.
Проблема состоит в том, чтобы предоставить учителю методологию выбора и механизм реализации отобранного содержания в учебном процессе.
На смену отдельным формам и методам обучения приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения в частности.
Но в конце XX века педагогика подошла к необходимости перехода на личностно-ориентированное обучение, так как общество в целом предъявляет к выпускнику школы требования готовности на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Сегодня на педсовете мы поговорим о тех технологиях обучения, которые помогут учителю в организации эффективного учебного процесса, а также решить проблемы выбора: как лучше построить урок, как отобрать и выстроить учебный материал по данной теме.
- Технология личностно-ориентированного обучения. (учитель нач.классов)
- Технология проектного обучения. (учитель нач.классов, учитель русского языка
- ИКТ – технологии. (учитель информатики)
- Здоровьесберегающие технологии. (учитель нач.классов, учитель – логопед)
Какую бы педтехнологию мы не применяли в учебном процессе, все же реализуется она через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.
Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».
Что могут означать для нас эти слова?
По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем давать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.
Чтобы изучение было эффективным мы должны выбрать ряд технологий и более подробно их изучить, а не распыляться на поверхностное изучение всех технологий, как говорится «лучше меньше, да лучше».
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм.
Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
1. Создать в каждом ШМО банк данных методических разработок учителей школы, практикующих использование современных педагогических технологий.
2.Сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников. Формировать у них практические навыки самообразования. Увеличить время на самостоятельную работу (проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность). Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
«Если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду… Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы» В.А. Сухомлинский
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ) ТЕХНОЛОГИИ легко вписываются в учебный процесс, не затрагивая содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит, каким бы то ни было серьезным коррективам; позволяют достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету; обеспечивают внедрение личностно-ориентированного подхода; обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, четкую ориентацию на развитие творческой деятельности; обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу; особое внимание к индивидуальности человека, его личности.
Признаки педагогической технологии: 1. гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения; 2. экономичность резерва учебного времени, 3 .оптимизация труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени; 4. применение различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.
Смена парадигмы образования
Принципы традиционного обучения ложных знаний быть не может, могут быть только неполные (научность); обучение определяется развитием ученика, не форсируется (природосообразность ); линейная логика процесса обучения, от частного к общему ( последовательность и систематичность ); от известного к неизвестному, от легкого- к трудному ( доступность ) ; повторение - мать учения ( прочность) ; знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд ( сознательность и активность ); принцип наглядности; принцип связи теории с практикой; учет возрастных и индивидуальных особенностей. Я.А.Коменский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008
Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...
Профессиональный проект_Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках географии
Новые технологии обучения на уроках географии в школе закрытого социума...
Методический проект «Использование интерактивных и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения для формирования познавательного интереса обучающихся к иностранному языку».
Целью проектной работы является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленно...
Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках физики
21 век – время перемен. И в наше время в российское образование пришли новые веяния. Появились новые подходы к извечным проблемам: как учить, какие педагогические технологии использовать, какие ...
Проведение нестандартных уроков с использованием современных педагогических технологий с целью повышения познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла.
Данный материал показывает, ка наиболее эффективно использовать нестандартные формы обучения на уроках....
Доклад на тему: «Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках истории и обществознания»
Доклад на тему:«Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках истории и обществознания»...