Методы и формы организации деятельности учащихся и средства используемые в учебном процессе на уроках истории и обществознания
материал
В настоящее время очень важным является развить познавательный интерес учащихся к предмету, сформировать способности к самообразованию и самоконтролю, развить логическое мышление, воображение, навыки научно-исследовательской деятельности, умение работать с документальными материалами, формировать коммуникативные способности. Для решения этих задач учитель должен совершенствовать и развивать приемы и методы обучения, делать их разнообразными и учитывающими интересы каждого отдельно взятого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_formy_attestatsiya.docx | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы, формы организации деятельности учащихся и средства используемые
в учебном процессе на уроках истории и обществознания.
В настоящее время очень важным является развить познавательный интерес учащихся к предмету, сформировать способности к самообразованию и самоконтролю, развить логическое мышление, воображение, навыки научно-исследовательской деятельности, умение работать с документальными материалами, формировать коммуникативные способности. Для решения этих задач учитель должен совершенствовать и развивать приемы и методы обучения, делать их разнообразными и учитывающими интересы каждого отдельно взятого ребенка.
По источнику знаний применяются следующие методы: на основе логических операций – индуктивный (от фактов к теоретическим выводам) аналитический, и др. По дидактическим целям - методы изучения материала, закрепления, проверки знаний. В обучении – словесные, наглядные, практические материалы.
По характеру познавательной деятельности преобладают: объяснительно - иллюстрационный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский.
На своих уроках часто использую прием работы с учебником, с печатно-словесными текстами. Например, учащиеся анализируют документы в учебнике, составляя синхронистическую таблицу.
Работу по усвоению понятий можно сделать интересной и увлекательной, а их запоминание активным творческим процессом, используя различные приемы и формы работы. На своих уроках применяю различные современные педагогические технологии:
- Технология критического мышления
- Проблемные уроки
- Урок «мозговой штурм»
- Урок деловая игра
- Урок лабораторная работа
- Урок презентации
- Урок практикум
- Урок проектов
- Интегрированные уроки
Интегрированные уроки повышают познавательную активность учащихся, способствуют развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся. На них взаимосвязано изучаются темы истории и литературы, история и география, обществознания и русского языка, истории и обществознания. Урок с элементами анализа и сопоставление различных источников (исторических документов, литературных произведений) например «Культ личности Сталина, массовые репрессии в СССР» с предметом литература 11 класса. Тему «Освоение Сибири» использую в изучении интеграцию с предметом «География». Урок обществознания в 7 классе «Деньги, их функции» можно интегрировать с уроком истории: рубрика «Вспомним» стр. 105, ответьте на вопросы: Что выполняло, роль денег у древних славян? Какими были деньги в Древнерусском государстве?
На уроках истории и обществознания наиболее эффективны такие приемы:
Создание словаря. В конце тетради учащиеся записывают термины и определения, подчеркивая главное и второстепенное в определении.
Составление кластера может быть использовано на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы в классе, так и дома.
Прием написания синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому – либо поводу. Синквейн – это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Например:
Тема: Государство на берегах Нила
На первой строке записывается одно существительное. Это и есть тема синквейна. | Египет |
На второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна | Загадочный, древний |
На третьей строке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна | Привлекает, воодушевляет, впечатляет |
На четвертой строчке решается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. | Замечательное место для туристов |
Последняя строчка – это слово резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить свое к ней личное отношение | Страна |
Иллюстрированный тест. Этот тест может быть использован при закреплении изученного материала по культуре любой страны, любого исторического периода.
Еще одним приемом активизации обучения является регулярное использование познавательных задач в ходе изучения материала. Основными видами познавательных задач являются:
анализ исторических фактов, событий, статистических данных;
комментирование различных суждений из газет, журналов, документов;
задания на сравнительный анализ, выявление причинно-следственных связей и т.д.
В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Это форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности учащихся.
При групповом контроле класс делится на несколько групп и каждой группе даётся проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которые ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность и качество выполнения конкретного задания по звеньям). Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приёмов и методов решения задач.
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Работа с книгой. Это важнейший метод обучения. Правильно организованная система работы с текстом способствует развитию личностных, регулятивных, регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий. Важно научить каждого обучающегося, находить нужную информация в тексте, самостоятельно изучать её и критически оценивать. На уроках применяются ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:
- конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления;
- составление плана текста. План, может быть, простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть;
- тезирование - краткое изложение основных мыслей по изучаемому учебному тексту;
- цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);
- реферативное – краткое изложение основного содержания материала.
Тест. Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех учащихся. Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства. Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Практическое занятие – форма учебной деятельности, при которой на основе ранее полученных знаний и умений решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической деятельности или осваивают сложные познавательные приемы. Практикумы подразделяются на три вида:
практическое занятие по развитию познавательных умений;
практическое занятие по решению познавательных задач;
практическое занятие по проверке результатов творческо-поисковой деятельности.
Например: изучая тему «Древний Египет» по истории древнего мира в 5 классе, я предлагаю следующие познавательные задания:
Найдите на цветной карте и опишите словами географическое положение Древнего Египта.
На контурной карте найдите «Египет», подпишите ее название, напишите название реки, протекающий через Египет, обозначьте на ней первый порог, а также подпишите названия двух морей, ближайших к Египту.
Найдите на карте города Древнего Египта и нанесите их на карту.
На практических занятиях используются и логические задания, активизирующее абстрактно-логическое мышление. Особый интерес представляют проблемные задания. В процессе их решения ученики овладевают опытом творческой деятельности, т.е. способностью при решении каждой новой задачи находить свой оригинальный способ ее решения, опираться на собственные знания, умения, догадку и интуицию. Пользование тестов особенно важно в современных условиях – условиях введения ЕГЭ.
Очень важная роль отводится самому началу урока. Организационный этап достаточно короткий, но именно на данном этапе, высказывая добрые пожелания детям, учитель формирует положительную эмоциональную направленность. Создание доброжелательной обстановки достигается следующими методами: можно начать урок с эпиграфа, стихов, девиза («С маленькой удачи, начинаются большие успехи»), предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке: можно «отправиться в экспедицию», и достигнуть цели нам помогут не только приобретённые знания, но и взаимовыручка и поддержка на уроке. Такие приёмы я использую на уроках «Великие географические открытия», «Древняя Греция».
При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика для привития интереса к учебе. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести уроки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Материал содержит методы и формы организации деятельности учащихся на различных этапах уроков истории в соответсвии с требованиями стандартов второго поколения....
Методы, формы организации деятельности учащихся и средства
Основные методы формы и средства деятельности учащихся...
Применение ИКТ, метода проектирования , проблемного обучения и игровых технологий для повышения эффективности учебного процесса на уроках истории и обществознания.
Мой педагогический опыт"Применение ИКТ, метода проектирования , проблемного обучения и игровых технологий для повышения эффективности учебного процесса на уроках истории и обществознания&qu...
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результ...
Методы, формы организации деятельности учащихся и средства обучения, применяемых на уроках истории и обществознания
В данной статье описываются методы, формы организациии деятельности учащихся и средства обучения, применяемых на уроках истории и обществознания...
Методы и формы организации деятельности учащихся на уроках истории
Методы, формы организации деятельности учащихся и средства используемые в учебном процессе на уроках истории и обществознания....
Методы и формы организации деятельности учащихся и средств используемые в учебном процессе на уроках биологии и химии
Методы и формы организации деятельности учащихся и средств используемые в учебном процессе на уроках биологии и химии...