Программно-методическое обеспечение учебного процесса 6 кл. история России
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс)

Валентина Маслова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ 6 КЛАССА БАЗОВОГО И ПРОФИЛЬНОГО УРОВНЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_6_kl.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

«Cредняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов»

Рабочая программа

по предмету «История России»

6 класс

УМК «История России с древнейших времен до начала XVI века». 6ласс, Пчёлов Е.В., П.В. Лукин, М., «Русское слово»,2018 г;

 

 

г.Железногорск

2020

Аннотация

Рабочая программа  составлена на основании ФГОС ООО,  примерной программы  по истории.

Нормативно-правовая основа рабочей программы по истории

1)        ФЗ № 273 « Об образовании в РФ» от 29.12 2012 г.

2)    ФГОС ООО        

3) Приказ от 8.06.2015г № 576  «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации,  имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г № -253».        

4)  Приказ Комитета образования и науки Курской области от 11.06. 2013 г. № 1-677 «О внесении изменений  и дополнений в региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области от 23.03.2007 № 1-421 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для    общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования» ( в редакции приказа Комитета образования и науки Курской области от 17.08.2012г №1-893)

5) Учебный план  МОУ «СОШ№   11 суглублённым изучением отдельных предметов »  на 2019-2020 год

Результаты освоения учебного предмета

  К  личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

 Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 6 классов включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны ;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.

Ученик  научится:

  • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.); локализовать во времени общие рамки и события исторических периодов (Древняя история, Средневековье, Новое время, Новейшая история); соотносить хронологию истории России ;
  • использовать историческую карту как источник информации о территории государства Российского, значительных социально-экономических процессах и политических, местах крупнейших событий и др.;
  •  проводить поиск информации, анализировать информацию из различных источников по отечественной ; систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
  • представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи;
  • раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития страны, политических режимов, международных отношений, развития культуры;
  • объяснять причины и следствия наиболее значительных событий (реформы и революции, войны и др.);
  • давать оценку событиям и личностям отечественной истории.

Ученик получит возможность научиться:

  • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России;
  • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
  • осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.; применять знания по истории России и своего края при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края; проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и способов исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 6-9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:
  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:
  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
  1. Работа с историческими источниками:
  • читать историческую карту с опорой на легенду;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и других);
  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
  1. Описание (реконструкция):
  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
  1. Анализ, объяснение:
  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  • соотносить единичные исторические факты и общие   явления;
  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
  1.  Работа с версиями, оценками:
  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
  • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
  1. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Содержание программы

История России: Россия с древнейших времен до начала XVI века.

6 класс

Введение.Что изучает история Отечества. История России - часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории.

Тема 1. Восточные славяне

Происхождение восточных славян. Восточные славяне и их соседи. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. 

Тема 2. Русь в первой половине XII века.

Формирование Древнерусского государства. Первые русские князья. Князь Владимир. Крещение Руси. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Культура Древней Руси. Религиозно-культурное влияние Византии. Быт и нравы Древней Руси.  Особенности развития древнерусской культуры.

Повторение и обобщение по теме: «Русь в VIII – первой половине XII века»

Тема 3. Русь во второй половине XII -  XIII века.

Раздробление Древнерусского государства: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Владимиро – Суздальское княжество. Великий Новгород. Галицко – Волынская земля.).  Идея единства русских земель в период раздробленности.

Монгольское нашествие на Русь. Борьба русских земель с западными завоевателями. Русь и Орда. Русь и Литва. Культура русских земель во второй половине XII -  XIII века.

Повторение, обобщение и контроль знаний по теме: «Русь во второй половине XII -  XIII века» (1ч).

Тема 4.  Образование единого русского государства.

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.  Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV века. Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. 

 Московское государство в конце XV – начале XVI века. Церковь и государство в конце XV – начале XVI века. Культура и быт в XIV – начале XVI века. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина».

 Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

Основные социальные слои Российского государства в XIV – начале XVI века.

Повторение, обобщение и контроль знаний по теме: «Объединение русских земель вокруг Москвы»

Итоговое повторение и обобщение по теме: «История России с древнейших времен до начала  XVI века»

Календарно - тематическое и поурочное планирование курса

«История России с древнейших времен до нач.XVI века» (базовое изучение)

№ урока

Темы уроков

      Дата провед.

  По плану

По факту

1

Первобытная эпоха.

2

Народы и государства на территории нашей страны в древности

3

 Восточная Европа в середине I тясячелетия н.э

4

Восточные славяне

5

Образование государства Русь

6

Образование государства Русь

7

Первые русские князья

8

Князь Владимир и крещение Руси

9

Русь при Ярославе Мудром

10

Начало русского законодательства

11

Преемники Ярослава Мудрого

12

Борьба за Киевский престол

13

Древняя Русь: общество и государство

14

Развитие городов и быт жителей Руси

15

Православная церковь в Древней Руси

16

Язык и письменность Древней Руси

17

Литература Древней Руси

18

Искусство Древней Руси: архитектура

19

Искусство Древней Руси: живопись.

20

ПОУ: «Древняя Русь IX-XII в.в.»

21

Образование самостоятельных русских земель

22

Особенности эпохи раздробленности

23

Земли Южной Руси

24

 Юго-Западная Русь

25

 Новгородское государство

26

Культура Новгорода

27

Северо-Восточная Русь

28

Монгольское нашествие на Русь

29

Натиск с запада

30

Золотая Орда. Народы и государства евразийской степи и Сибири в XIII-XV в.в.

31

Русские земли под властью Золотой Орды

32

Великое княжество Литовское и русские земли

33

ПОУ: «Русь между Востоком и Западом»

34

Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной земель после монгольского нашествия

35

Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой

36

Русские земли в конце XIV пер. половине XV в.в.

37

Конец раздробленности

38

Русская православная церковь  во второй половине XIII-ср.XV веков.

39

Русская литература во второй половине XIII-ср.XV в.

40

Искусство  во второй половине XIII-ср.XV веков.

41

ПОУ: «Объединение русских земель вокруг Москвы»

42

Итоговое повторение

43

Резерв

 

44

Резерв

Календарно - тематическое и поурочное планирование курса

«История России с древнейших времен до нач.XVI века» (профильное  изучение)

№ урока

Темы уроков

      Дата провед.

  По плану

1

Введение в историю России

2

Введение

3

 Первобытная эпоха.

4

Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

Восточная Европа в середине  I тясячелетия н.э

6

 Восточные славяне

7

ПОУ: «Древние жители нашей Родины»

8

ПОУ: «Древние жители нашей Родины»

9

Образование государства Русь

10

Образование государства Русь

11

Первые сведения о Руси

12

Первые русские князья

13

 Первые русские князья

14

 Князь Владимир

15

 Крещение Руси

16

Русь при Ярославе Мудром

17

Начало русского законодательства

18

Преемники Ярослава Мудрого  

19

Борьба за Киевский престол

20

Владимир Мономах

21

Древняя Русь: общество и государство

22

Древняя Русь: общество и государство

23

Развитие городов и быт жителей Руси

24

Развитие городов и быт жителей Руси

25

Православная церковь в Древней Руси

26

Древнерусское монашество

27

Язык и письменность Древней Руси

28

Литература Древней Руси

29

Искусство Древней Руси: архитектура

30

Искусство Древней Руси: архитектура

31

Искусство Древней Руси: живопись.

32

Искусство Древней Руси: живопись.

33

Искусство Древней Руси: декоративно-прикладное искусство

34

Искусство Древней Руси: декоративно-прикладное искусство

35

ПОУ: «Древняя Русь IX-XII в.в.»

36

ПОУ: «Древняя Русь IX-XII в.в.»

37

Образование самостоятельных русских земель

38

Особенности эпохи раздробленности

39

Особенности эпохи раздробленности

40

Земли Южной Руси

41

 «Слово о полку Игореве».

42

 Юго-Западная Русь

43

 Новгородское государство

44

Культура Новгорода

45

Северо-Восточная Русь

46

Северо-Восточная Русь

47

ПОУ: «Русские Земли в сер. XII-нач. XIII в.в.»

48

ПОУ: «Русские Земли в серед. XII-нач. XIIIв.в.»

49

Монгольское нашествие на Русь

50

Походы Батыя на Восточную Европу. Завоевание Руси

51

Натиск с запада

52

 Невская битва

53

 Ледовое побоище

Золотая Орда

54

Народы и государства евразийской степи в XIII-XV в.в.в.

55

Народы и государства  Сибири в XIII-XV в.в.в.

56

Русские земли под властью Золотой Орды

57

Великое княжество Литовское и русские земли

58

 ПОУ: «Русь между Востоком и Западом»

59

 ПОУ: «Русь между Востоком и Западом»

60

Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной земель после монгольского нашествия

61

Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой.

62

Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой.

63

Русские земли в конце XIVпер. половине XVв.в.

64

 Конец раздробленности.

 Конец раздробленности.

65

ПОУ: «Конец эпохи раздробленности»

66

ПОУ: «Конец эпохи раздробленности»

67

Русская православная церковь  во второй половине XIII-ср.XV веков.

68

Русская литература во второй половине XIII-ср.XV веков.

69

Русская литература во второй половине XIII-ср.XV веков.

70

Искусство  во второй половине XIII-ср.XV веков.

71

 ПОУ: «Объединение русских земель вокруг Москвы».

72

 ПОУ: «Объединение русских земель вокруг Москвы».

73

Итоговое повт.: «История России с др.времен до нач.16 в.»

74

Итоговое повт.: «История России с др.времен до нач.16 в.»

75

Итог.повт.Общее и обсобенное в развитии средневековойРуси и стран Центральной и Зап.Европы

76

Итог.повт.Общее и обсобенное в развитии средневековойРуси и стран Центральной и Зап.Европы

77

Резерв

78

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение учебного процесса

Обобщаюйщий отчет по школе....

Методическое и техническое обеспечение учебного процесса по информатике

методическое обеспечение образовательного процесса должно отличаться разнообразием, соответствовать вариативным образовательным программам, разрабатываться для всех видов учебной деятельности уч...

Санитарно-гигиенические условия обеспечения учебного процесса

Обеспечение оптимальных гигиенических условий в школе — важный элемент здоровьесберегающих технологий. Их нарушение отражается на всем, что происходит в школе: на учебном процессе, обучении сохранению...

Выступление к семинару: «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»

Вопросы методического обеспечения в сфере дополнительного образования детей приобретают особую актуальность: в настоящее время значительно возросли требования к результативности и эффективности образо...

Программно-методическое обеспечение учебного процесса

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИСТОРИИ...

Программно-методическое обеспечение учебного процесса

календарно-тематическое планирование ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ДЛЯ 6 КЛАССА...