Происхождение калмыцкого народа (Занятие в детском объединении 2021 г.)
план-конспект занятия по краеведению (7 класс)

Надбитов Руслан Константинович

Предками калмыков были монголоязычные племена, кочевавшие в Джунгарии и в западных областях Монголии.   В конце XVI – начале XVII вв. несколько племен отделились от основной массы и стали продвигаться на северо-западном направлении. В 30-х – 40-х гг. они достигли низовьев Волги. На территориях Нижнего Поволжья по соседству с ойратами (так мы называем предков калмыков сейчас) проживали разные народы, происходило взаимовлияние культур и традиций, быта, формировались политические и хозяйственные отношения. 

   Прошлое калмыков удивительно и своеобразно. Известный историк Лев Николаевич Гумилев в одной из своих книг отметил, калмыки - это единственный небольшой народ, который за несколько лет совершил миграцию и преодолел несколько тысяч километров через всю Россию. В истории таких примеров больше не найти. Выйдя из степей Западной Монголии, калмыки уже в начале XVII в. стали заселять территорию между Волгой и Доном. Впоследствии они обосновали на этих землях Калмыцкое ханство.

   До сих пор идут споры о происхождении термина "калмык". Сейчас мы называем себя "хальмгуд" (калмыки). Известно, что слово "калмык" встречается в указе царя Ивана Грозного от 30 мая 1574 г. на имя купцов Строгановых. Если верить письменным источникам, то можно сказать, что, по крайней мере, до конца XVIII века это название еще не было распространено среди наших предков. В действительности оно усваивалось довольно медленно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_3.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

    О происхождении калмыцкого народа

     

  Предками калмыков были монголоязычные племена, кочевавшие в Джунгарии и в западных областях Монголии.   В конце XVI – начале XVII вв. несколько племен отделились от основной массы и стали продвигаться на северо-западном направлении. В 30-х – 40-х гг. они достигли низовьев Волги. На территориях Нижнего Поволжья по соседству с ойратами (так мы называем предков калмыков сейчас) проживали разные народы, происходило взаимовлияние культур и традиций, быта, формировались политические и хозяйственные отношения.  

   Прошлое калмыков удивительно и своеобразно. Известный историк Лев Николаевич Гумилев в одной из своих книг отметил, калмыки - это единственный небольшой народ, который за несколько лет совершил миграцию и преодолел несколько тысяч километров через всю Россию. В истории таких примеров больше не найти. Выйдя из степей Западной Монголии, калмыки уже в начале XVII в. стали заселять территорию между Волгой и Доном. Впоследствии они обосновали на этих землях Калмыцкое ханство.

   До сих пор идут споры о происхождении термина "калмык". Сейчас мы называем себя "хальмгуд" (калмыки). Известно, что слово "калмык" встречается в указе царя Ивана Грозного от 30 мая 1574 г. на имя купцов Строгановых. Если верить письменным источникам, то можно сказать, что, по крайней мере, до конца XVIII века это название еще не было распространено среди наших предков. В действительности оно усваивалось довольно медленно. Так, в 1761 году астраханский губернатор и ученый Василий Иванович Бакунин писал, что хошеуты и зюнгары (у Бакунина - "зенгорцы") называли себя ойратами. По мнению В.Бакунина, слово "калмык" укоренилось в степи под влиянием тюркоязычного населения, а в переводе с татарского языка оно означало "отсталец". Бакунину верить можно - он часто выезжал в Калмыцкую степь по делам службы и заодно изучал жизнь степняков.

   Интересное мнение высказал калмыцкий нойон (владелец, князь, глава улуса) Батур Убаши Тюмень в своем произведении "Сказание о дербен - ойратах" 1819 г. Он считал так:  "Мангаты (тюрки) дали название халимак (калмык) оставшимся после падения нутука (кочевья)". Говоря о нутуке, Тюмень скорее всего имел в виду откочевку в конце XVI - начале XVII в. части ойратского населения из Джунгарии в пределы России.

  Но интересно, что термин "калмык" появился намного раньше. Ученые выяснили, что первое упоминание о калмыках встречается в сочинении Шереф – ад - дина Йезди «Зафар - намэ», написанном в первой четверти XV в. Сам Шереф-ад-дин назвал калмыками обитателей улуса Джучиева (т.е. Золотой Орды). Известна и летопись «Родословие тюрков» (XV в.) Так вот в ней под калмаками понимаются люди, отказавшиеся присоединяться к исламу и кочевавшие в степях Нижней Волги. Наверное, потребуется еще много времени для изучения всех оставшихся источников и выяснения исторической правды.

   В начале XIII в., как раз накануне образования монгольского государства, кочевья ойратских племен простирались на севере и северо-западе до территории енисейских киргизов, на востоке до р. Селенги, на юге до отрогов Алтая, вплоть до верховий Иртыша. В империи Чингисхана ойраты составляли союз кочевых племен, пользовавшийся определенной самостоятельностью и находившийся вдали от столицы, на периферии. В отличие от центральных областей Монголии, ведущих торговлю с Китаем, ойраты предпочитали обмениваться товарами с тюркоязычными западными соседями.

   В XV в. (с 1437 г. по указу Тогона-тайши) у ойратов появляется такое этнографическое новшество, как ношение улан-зала – кисти из красной ткани на головных уборах. Улан зала носилась на головных уборах калмыками вплоть до начала ХХ в. Примечательно, что калмыки сами себя называли «улан залата хальмгуд», т.е. «носящие красную кисть». Красная кисть на головном уборе была заимствована у гвардейцев китайского императора, с которым Тогон - тайша вел войну.

   После распада Монгольской империи ойратские владельцы включились в политическую борьбу за власть. В первой половине XV в. ойратский нойон Эсен объединил под своей властью всю Монголию и в 1454 г. стал общемонгольским ханом. Он одержал крупную победу над армией Минской династии Китая и захватил в плен китайского императора Ин - Цзуна.

   Со смертью Эсен - хана началась раздробленность Западной Монголии. Во второй половине XV – XVI вв. положение ойратов непрерывно ухудшалось, что было связано с внутриполитической борьбой за власть и влияние,  развернувшейся в среде знати. Воспользовавшись противоречиями в ойратском обществе, внешнеполитические противники (Могулистан, Казахстан и Восточная Монголия) стремились улучшить свои дела за счет ослабленного соседа.

   В XVI в. противником ойратов стал халхаский Убаши - хунтайджи, с которым они сражались «подобно клыкам лютых зверей и ежовым иглам, сомкнутым в четырехугольник». Ойратскому Байбагас - хану, в распоряжении которого было около 30 тысяч воинов, удалось отразить нападения врагов и даже установить временное единство ойратского общества.

   В XVI – начале XVII в. продолжились столкновения ойратов с халхасцами, казахским ханом Тевеккелем и Турфанским султанатом. Военные неудачи вызвали теорриториальные потери, и, как следствие, недостаток пастбищ. Обстановку усугубляло дробление и мельчание улусов из-за продолжавшихся распрей в среде ойратской знати.  Сложились предпосылки для откочевки ойратских нойонов с подвластными им людьми из Западной Монголии и Джунгарии в пределы Российского государства.  

   Калмыцкий (ойратский) язык оформился как особый язык в XVI – начале XVII в. От других монгольских диалектов его отличало присутствие большого количества слов, заимствованного до других, в основном тюркских, языков. Это, как отметил Ю. Лыткин, сделало калмыцкий язык необыкновенно живым, мягким и гибким. В 1648 г. ойратский просветитель Зая - Пандита создал старокалмыцкую письменность, известную как «тодо бичиг» (ясное письмо). Он также является автором около 50 оригинальных и более 150 переводных произведений, в основном, религиозного содержания. Благодаря Зая - Пандите, ойраты познакомились с тибетской литературой, элементами индийской культуры, с накопленными знаниями в области естественной истории, географии, медицины.

Вхождение калмыков в состав Российского государства

   Передвижение калмыцких улусов вдоль границ Российского государства в Сибири началось в XVII в. Первую попытку заключить договор с воеводой сибирского города Тары Гагариным предпринял в 1606 г. глава торгоутов Хо - Орлюк, направив своего посланца Катачея Бурулдуева. Калмыки просили разрешения кочевать по рекам Камышлову и Ишиму, а также вести торговлю. В 1607 г. в Тару прибыл дербетский тайша Кугонай Тубеев, который от имени всех тайшей заявил, что калмыки готовы принять русское подданство. 14 февраля 1608 г. калмыцкие послы были приняты при дворе царя Василия Ивановича Шуйского. Их одарили дорогими подарками и обещали выполнить все пожелания. Уже 27 февраля 1608 г. царское правительство разрешило кочевать калмыкам «в Сибирской земле по Иртышу и на Оми реке и по Комышлову и в ыных местах, где похотят, и велели им под нашею царскою рукою бытии навеки неотступными, и ото всех недругов велели их оберегати и обороняти».

20 августа 1609 г. правительство Василия Шуйского приказало тарскому воеводе отправить к калмыцким тайшам служилых людей и привести их к присяге. Эта дата считается началом добровольного вхождения калмыков в состав Российского государства.

    Историки отмечают, что в начале XVII в. к границам России прикочевало около 80 тысяч калмыцких воинов и 200 тысяч человек остального калмыцкого населения.

   Скотоводство являлось основным видом хозяйственной деятельности у калмыков. Помимо этого они занимались промыслами, охотой и рыболовством, применяли капканы, сети и самострелы. Есть сведения, что уже в 1643 г. калмыки «ставили на рыбу аханы (сети)» в низовьях реки Яик (Урал). В тот период в калмыцких улусах было развито производство войлоков, обработка овчин и кож. Кочевое хозяйство не могло обойтись без определенного ассортимента изделий из металла. Умельцы делали железные стремена, топоры, ножницы, тесла, резцы, щипцы, буравы. Для военных нужд изготовлялись панцири, латы и наконечники стрел.

   В XVII в торговые связи калмыков с Россией осуществлялись через Астрахань, Уфу, Яицкий городок, Тобольск, Тару и Тюмень. Именно эти города раньше других вступили в торговлю с калмыками. Вначале царское правительство дало указания воеводам, в которых говорилось, что если калмыки «учнут приезжать с базаром, и с ними торговать и лошади покупать». Главными товарами, которые поставляли на русские рынки калмыцкие улусы, являлись скот, войлок, овчины и шерсть. В обмен калмыки получали от русских купцов ткани, одежду и металлические изделияВ калмыцкие улусы часто приезжали бухарские купцы, донские и азовские казаки.

   Добровольное вхождение калмыков в состав Российского государства содействовало тому, что в среде калмыцкой знати стали ослабевать усобицы. Калмыки стали устанавливать торговые связи со своими соседями, выслали послов в Хиву, приняли торговых людей из Бухары. Вместе с тем калмыцкие тайши пытались взять под свой контроль торговые пути между Русским государством и Средней Азией. Тесные связи калмыки установили с туркменами – чабдурцами. В 50-х гг. XVII в. были установлены дружественные отношения с Ираном. В 1656 г. к Дайчину, Мончаку и другим тайшам шах Ирана присылал своих послов с подарками и торговыми людьми. Тайши в свою очередь направляли от себя посланцев в Иран.

   Поселение калмыков на Волге открыло для них путь на северный Кавказ и Приазовье, что вызвало серьезное беспокойство Крымского ханства. Последующие совместные с донскими казаками походы против Крымского ханства привели к тому, что часть улусов ногайцев и крымских татар была вынуждена отойти вглубь Крыма.

      Глава Русского государства именовался калмыками как «цаган-хан» или «белый царь». В 1655 г. впервые встречается упоминание о том, что калмыкам предоставляется право кочевать по берегам Волги. В 1657 г. пределы кочевий обозначены следующим образом: «Кочевать по Крымской стороне до Царицына, а по Ногайской стороне по Самару. Зимой калмыкам дозволялось в «мочаках или иных местах кочевать». С 1661 г. для калмыков кроме волжских степей были открыты и степи Придонья.

   1657 г. мы можем рассматривать как год завершения добровольного вхождения калмыков в состав Русского государства. Калмыки стали нести регулярную военную службу по призывам царского правительства.    Выражением доверия к калмыкам и признанием их заслуг в несении военной службы Русскому государству явилась отправка в сентябре 1664 г. в калмыцкие улусы русского военного знамени. Этим фактом признавалось, что калмыцкое войско отныне выступает в качестве составной части русской армии или как одно из его подразделений.

    Это знамя было изготовлено по специальному заказу. Оно представляло собой группу символических изображений на куске белой камки. В середине – двуглавый орел, над орлом – месяц, около орла «круг винецкие травы», на коне человек с копьем прободает змия. Знамя была написано с обеих сторон, кайма алого цвета, по ней вышиты травы золотом. Одновременно со знаменем Мончаку была отправлена «булава серебряная золоченая». Этим русское правительство поддерживало власть и влияние тайши в улусах. Мончак получил в подарок также саблю, пару пистолей, карабин, кольчугу, шапку, седло, войлоки, чепрак и другие предметы.

   Калмыцкое ханство просуществовало около ста лет и сыграло важную роль в истории калмыцкого народа. Наибольшего могущества оно достигло при правлении Аюки - хана (1669-1724 гг.). В начале правления Аюки ситуация в ханстве была очень сложная. Между представителями калмыцкой знати велась междуусобная борьба. Новому калмыцкому правителю с трудом удалось вернуть в подчинение всех своих подданных. В 1690 г. Аюка вступил в дипломатические отношения с Далай-ламой VI и получил от него ханский титул. С 90-х гг. XVII в. калмыцкое войско неоднократно привлекалось для защиты южных границ и на военные действия. Считается, что русское слово «захолустье» образовано от калмыцкого «заха улус», что значит «пограничные» или «дальние» люди. Калмыцкие воины блестяще показали себя во всех военных кампаниях русской армии в Северной войне 1700 - 1721 гг. – в битве при Лесной, в Полтавском сражении и др.

   С 1724 по 1736 г. в ханстве правил Церен - Дондук, а с 1735 по 1741 г. – Дондук - Омбо. Он показал себя сильным правителем, неоднократно возглавляя войска в военных действиях на Юге России. Во время правления Дондук - Даши (1741-1761 гг.) большое внимание уделялось образованию детей и калмыков, были приняты новые законы, регулирующие отношения в ханстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей ребёнка на занятиях бисероплетениемв детском объединении "Рукодельница" МОАУ ДОД "Станция юных техников г. Кирова"

В статье показана деятельность руководителя детского объединения «Рукодельница» по развитию творческих способностей воспитанников. Раскрываются основы содержания программы, эффективные приемы и методы...

Конспект учебного занятия в детском объединении «Акварель» для обучающихся 13- 14 лет Тема: «Зазеркалье в мире искусства»

Использование различных средств для повторения и закрепления изученного материала путем интеллектуальной разминки, искусствоведческой забавы с перевертышами, конкурса колорист, игры пантомимы, решение...

Технология опыта проведения занятий в детском объединении «Искусство и православие»

Занятия детского объединения «Искусство и православие»  предназначены для удовлетворения потребности учащихся в специфических знаниях в области искусства и православной культуры, мировой художест...

Родительское собрание «Дополнительное образование: занятия в детских объединениях - кружках».

Форма: мастерская общенияОбсудить с родителями нужно ли детям дополнительное образование.Нужно ли отдавать ребенка в секцию или кружок?Что нужно учесть, выбирая кружок или секцию для своего ребе...

Животный мир Калмыкии (занятие в детском объединении, 2021 г.)

Животный мир Калмыкии довольно разнообразен. Только млекопитающих здесь насчитывается 60 видов. Самую многочисленную группу из них составляют грызуны. К хищным млекопитающим относятся волк, лисица, ко...

Обычаи и традиции калмыцкого народа (Мероприятие в детском объединении, 2020 г.)

Жизненный уклад калмыцкого народа формировался веками. Определялся он в основном трудовым ритмом жизни. Существовали в народе и свои нравственные критерии, свой неписаный кодекс вежливости и культурно...

Калмыкия в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Краеведческое занятие в детском объединении. 2021 г.

В течение нескольких месяцев 1941-1942 годов на земле Калмыкии за счет ее собственных ресурсов, кроме оружия и боеприпасов, была сформирована и обучена 110-я Отдельная Калмыцкая кавалерийская дивизия....