Предпосылки объединения русских земель
план-конспект урока по истории (6 класс)
Предпосылки объединения русских земель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka._panasenko.docx | 161.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ИСТОРИИ
УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
МБОУ ЛИЦЕЯ № 35 Г. СТАВРОПОЛЛЯ
Панасенко Анастасии Геннадьевны
Класс: 6 «В»
Тема:«Предпосылки объединения русских земель. Роль Московского княжества в объединении русских земель» (1 час)
Цель: в ходе изучения темыраскрыть предпосылки объединения русских земель в единое государство, показать закономерность процесса образования централизованного государства,сформировать у учащихся представление о политической ситуации на Руси в начале XIV века; подвести учащихся к пониманию причин и обстоятельствам возвышения Москвы, подчеркнуть роль и политику московских князей на усиление Москвы. Продолжить формирование умений и навыков самостоятельно работать дополнительной литературой, работать с исторической картой, анализировать исторические факты и делать выводы.
Когнитивная задача:Установить предпосылки и причины объединения русских земель,дать оценку внутренней и внешней политики Ивана Калиты, определить причины возвышения Москвы.
Операциональная задача:формирование ценностно-смысловой, общекультурной, коммуникативной, учебно-познавательной компетенции, компетенции личностного самосовершенствования путем освоения: нравственно-этического оценивания значения изучаемой эпохи; освоение регулятивных УУД на основе оценки предложенных мнений и прогнозирования дальнейшего развития ситуации; освоение познавательных УУД на основе анализа исторических источников, освоение коммуникативных УУД на основе построения дискуссии, аргументации собственной позиции, культуры ведения диалога.
Аксиологическая задача: показать в процессе изучения материала роль знаний о культуре, истории, традиции «другого» для организации коммуникации.
Основные понятия и термины:вотчинное землевладение, удельные княжества, политическая система.
Персоналии:Иван Калита, митрополит Петр.
Межпредметные связи:География
Тип урока: изучение нового материала.
Педагогические компетенции:коммуникативная, познавательная, информационная.
Оборудование: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.– М., «Просвещение», 2006; Данилов А.А., Косулина Л.Г., рабочий лист урока, компьютер, проектор, экран, презентация «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества».
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
1. | Организационный момент. | Приветствие, знакомство,проверка наличия учебных принадлежностей. | Приветствуют учителя и знакомятся с ним. |
2. | Подготовка школьника к новой теме | Объявляется тема и цель урока, вступительное слово учителя. | Записывают тему в тетрадь |
3. | Изучение нового материала | Учитель предлагает ученикам ознакомиться с текстом первого пункта §17 и самостоятельно определить предпосылки и причиныобъединения русских земель. Объясняет ученикам названные ими причины и предпосылки.Причинами объединения русских земель стало 1. Заинтересованность большинства людей в развитии земледелия, ремесла и торговли. 2. Существование различий в деньгах, мер весов, длины создавали затруднения в торговли и хозяйственных связях между княжествами. 3. Невозможность покупки боярами земель из других княжеств мешало развитию вотчинного землевладения. 4. Заинтересованность в объединении земель православия. 5. Государства-княжества не могли в одиночку противостоять врагу. Задает вопрос - Что такое вотчина? Определение политической системы: Политическая система – форма организации государства. Задает вопрос - Вспомните систему управления в русских княжествах накануне монгольского нашествия и в годы владычества. Предлагает рассмотреть и разобрать схему «Политическая система Руси» Далее учитель предлагает ученикам сравнить Московское и Тверское княжество на основе пункта параграфа Предлагает ученикам посмотреть фильм о Иване Калите. Учитель подытоживает просмотренный фильм: «Московское княжество стало при Иване Калите сильнейшим на Руси. Никто из князей не пытался оспаривать у него великое княжение, и сейчас мы разберем основные причины возвышения Москвы». Рассматривают причины возвышения Москвы: Причины возвышения Москвы. 1. Московские князья были более искусными политиками, налаживая отношения с ордынскими ханами. 2. Московские князья увеличивали свои владения любыми способами. 3. Получали с помощью подкупов ярлык на великое княжение. 4. К богатым и щедрым князьям тянулись бояре из других княжеств. 5. Поддержка князей Русской православной церковью. 6. Удалось избежать дробления на более мелкие княжества. 7. Укреплению княжества способствовала Золотая Орда. | Знакомятся с текстом,определяют предпосылки и причины объединения русских земель, озвучивают их: 1.Установление торговых и хозяйственных связей. 2.Развитие вотчинного землевладения. 3.Стремление церкви за объединение земель. 4.Свержение ордынского владычества. Отвечают на вопрос. Вотчина – это наследственное земельное владение Записывают определение в тетрадь Отвечают на вопрос - В каждом княжестве была своя княжеская династия, имелось собственное войско, свои деньги, осуществлялась самостоятельная внешняя политика, наиболее могущественные именовались великими князьями. В пределах крупных княжеств выделялись уделы – наследственные земельные держания младших членов рода. Удельные князья были вассалами великих князей. Ордынские ханы хоть и сохранили сложившиеся на Руси порядки управления государством, но постоянно вмешивались в них. Они могли произвольно изменить границы княжеств, препятствуя усилению того или иного князя, разжигали соперничество и распри между князьями. Нередко ханы посылали свои войска в помощь одному русскому князю, боровшемуся против другого Рассматривают схему Работают с текстом учебника, сравнивают княжества: Московское княжество • 1276 г. – возникло • Первым московским князем стал младший сын Александра Невского – Даниил • 1301 г. – Даниил отнял у рязанских князей Коломну, получил по завещанию племянника Переяславское княжество • Сын Даниила Юрий отвоевал у смоленских князей Можайск • Владения Московского княжества увеличились в несколько раз, но по размеру территории уступали Тверскому княжеству • Юрий Данилович женился на сестре хана Узбека Кончаке и получил ярлык на великое владимирское княжение, но через 7 лет был убит сыном Михаила Тверского • Ярлык перешёл к его брату – Ивану Калите • 1327 г. – участие в подавлении восстания в Твери, за что Иван Калита получает право сбора ордынского выхода. Тверское княжество • 1247 г.– возникло • 1247г. – тверской престол занял младший брат Александра Невского – Ярослав Ярославич • 1305 г. – получено право от Золотой Орды на великое владимирское княжение. • 1318 г. – хан Узбек недоволен усилением Твери, обвинив Михаила в смерти своей сестры Кончаки, приказывает казнить князя. • 1327 г. – восстание против войск баскака Чолхана Смотрят фильм. Записывают причины в тетрадь |
4. | Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений | Учитель задает вопросы: Каким было положение Северо-Восточной Руси в составе Золотой Орды в конце XIII – начале XIV в.? Назовите причины быстрого усиления Московского княжества? Почему русские князья боролись за титул «великого князя владимирского»? Что это им давало? Расскажите о политике Ивана Калиты. Как это способствовало усилению Московского княжества? Какие земли претендовали на роль центра объединения русских земель? Почему? Почему в борьбе за первенство среди русских земель победа осталась за Московским княжеством? Почему православная церковь оказалась на стороне московских князей? Какие последствия это имело? | Отвечают на поставленные вопросы |
5. | Систематизация и обобщение новых знаний. | Учитель говорит, что политика Ивана Калиты помогла возвышению княжества Московского. Но у историков есть разные мнения об этом человеке. Одни считают, что он действовал только в своих интересах, другие – Иван Калита действовал в интересах всего государства и народа. Предлагает ученикам высказать свое мнение об Иване Калите, возвышении Московского княжества и объединение русских земель. | Высказывают свое мнение |
6. | Организация домашнего задания | Озвучивает домашнее задание : Параграф 17. В рабочей тетради по теме «Предпосылки объединения русских земель» выполнить задания № 1,2,3.Оглашает оценки. | Записывают домашнее задание в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку истории Предпосылки объединения русских земель
В презентации расматриваются предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы....
Тест "Предпосылки объединения русских земель". "Русь Московская" 6 класс
Тест "Предпосылки объединения русских земель". "Русь Московская" 6 класс...
Методическая разработка урока "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"
Данный урок разработан для проведения его в 6 классе. Материал содержит причины объединения русских земель и возвышения Московского княжества, используется интерактивная карта, а также акцентируется в...
Методическая разработка урока по истории на тему: «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» для учащихся 6 классов.
Методическая разработка урока по истории на тему: "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества" для учащихся 6 классов....
Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы
презентация для урока Истории в 6 классе, УМК А.А.Данилов, Л.Г.Косулина ("Просвещение", 2012)...
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества
Создание Русского централизованного государства - важнейший этап исторического развития нашей страны. С ним связаны преодоление феодальной раздробленности, объединение русских земель под главенством М...
Урок истории в 6 классе по теме "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"
Педагогические цели:· образовательная: раскрыть предпосылки и причины объединения русских земель в единое государство, сформировать представление о пол...