План – конспект урока биологии в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему «Соцветия».
план-конспект урока (7 класс) по теме
Предаставлен план-конспект урова биологии проведенного с учащимися 7 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида. Программа В. В. Воронковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsvetiya_bio_7_kl_otkrytyy_urok.rar | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока биологии в 7 классе
Подготовила и провела
Марина Михайловна Мокринская
учитель биологии
ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа - интернат
Тема урока «Соцветия»
Цель: формировать представление учащихся о соцветиях, их типах и биологическом значении.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- формировать понятие о соцветии;
- формировать умение определять некоторые типы соцветий на рисунках и натуральных растениях;
- формировать умение работать с рисунками и схемами, читать и анализировать их.
Коррекционно - развивающие:
-развивать логическое мышление, умение анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, делать выводы при выполнении заданий и лабораторной работы;
- развивать речь при формулировании полных ответов на вопросы учителя;
- развивать память при запоминании названий соцветий;
- развивать зрительное восприятие, внимание при работе с иллюстрациями, слайдами, натуральными растениями;
- развивать слуховое восприятие при слушании рассказов и объяснение учителя, ответов учащихся, аудиозаписи песни, стихов.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к растениям при проведении релаксации, изучении материала урока;
- формировать навыки коммуникативного общения при проведении лабораторной работы;
- формировать эстетическое отношение к окружающему миру при работе с иллюстрациями цветов, при проведении релаксации;
- воспитывать патриотические чувства при прослушивании аудиозаписи песни «Ромашковая Русь»;
- воспитывать организованность, аккуратность при выполнении лабораторной работы, работы с моделями.
Новые понятия: соцветие, типы соцветий (колос, зонтик, корзинка, головка, кисть, щиток).
Тип урока: комбинированный .
Форма проведения: традиционный урок с использованием технологии проблемного обучения, дифференцированного обучения, личностно-ориентированного обучения, игровых технологий, здоровьесберегающих технологий.
Принципы обучения: контроля, связи обучения с жизнью, краеведения, деятельностного подхода, сознательности и активности, коррекции, коррекционно-речевой направленности, научности, доступности, последовательности, дифференциации, воспитывающего обучения, развития.
Формы организации работы детей: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения:
1.По источнику знаний:
- Словесные: беседа, рассказ, объяснение.
- Наглядные: демонстрация схем соцветий, рисунков, растений с различными соцветиями, слайдов.
- Практические: определение соцветий у растений.
2.По характеру деятельности учителя – проблемные.
3.По характеру деятельности обучающихся – исследовательские.
Дидактическое сопровождение, оборудование: плакат «Органы цветкового растения, модели цветков, плакат «Строение цветка», карточки с названиями частей цветка, иллюстрации ландыша и тюльпана, таблички с темой и вопросами урока, индивидуальные карточки для повторения пройденного материала по теме «Строение цветка», табличка с определением «соцветие», слайды, аудиозапись песни «Ромашковая Русь», телевизор, компьютер, схемы и описания соцветий, индивидуальные карточки для лабораторной работы, таблица к игре «Третий лишний», цветы из бумаги синего, красного и желтого цвета по количеству учащихся, рисунок вазы для цветов.
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие
- Я буду показывать части растения, когда покажу орган, который изучали на прошлом уроке, вы сядете за парты (учитель показывает указкой на части растения)
II. Повторение пройденного материала
- Итак, какой орган растения изучаем?
- Давайте вспомним строение цветка.
1. Индивидуальные ответы учащихся.
Двое учащихся описывают строение цветов по моделям цветов.
2. Индивидуальная работа по карточкам.
Остальные учащиеся выполняют работу по карточкам.
3. Рассказ учащегося с опорой на таблицу.
Один из учащихся у доски по таблице "Строение цветка" рассказывает о строении цветка.
III. Сообщение темы и цели постановка проблемы
- Перед вами два растения (вывешиваются иллюстрации тюльпана и ландыша). Скажите, как они называются?
- Посмотрите внимательно на их цветки, скажите, чем они отличаются? (У тюльпана - одиночный цветок, а у ландыша цветки собраны в группы).
- Как вы думаете, почему у одних растений цветки одиночные, а у других собраны в группы? (Учащиеся высказывают предположения).
- Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Учащиеся высказывают предположения).
- Сегодня на уроке вы узнаете, как называются цветы у ландыша и других подобных растений.
- Тема урока «Соцветия». Запишите в тетрадь дату, тему.
- В ходе урока мы ответим на проблемные вопросы (вывешиваются вопросы). Прочитайте.
1. Что называется соцветием?
2. Какое значение имеют соцветия?
3. Какие бывают типы соцветий?
IV. Изучение нового материала
- Беседа
- Ребята, посмотрите внимательно на цветки ландыша и ответьте на вопрос: цветки собраны в группы беспорядочно или в определенной последовательности?
Вывод: цветки собраны в группы в определенном порядке.
- Как вы думаете, что же называется соцветием?
- Где мы можем найти определение нового слова? (в учебнике, в словаре).
- Работа с учебником. Словарная работа.
- Прочитайте определение.
- Давайте запишем новое для вас слово в тетрадь (вывешивается определение).
Соцветие – это группа цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.
Вывод: - Итак, что такое соцветие?
- Рассказ
- На первый вопрос мы ответили. А сейчас послушайте внимательно мой рассказ, и ответьте на второй вопрос.
- Какое значение имеют соцветия?
Рассказ. Растения, у которых цветки расположены поодиночке, встречаются редко. Гораздо чаще мы находим целые скопления, группы цветков – от нескольких штук до нескольких тысяч. В соцветия собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых опылителей. Несомненно, что насекомое за единицу времени посетит гораздо больше цветков, если они собраны в соцветия. Кроме того, цветки, собранные в соцветия, более заметны среди зелени листьев, нежели одиночные цветки. Маленькие цветы почти не колышутся от ветра, а соцветия легко раскачиваются под влиянием движения воздуха, способствуя тем самым рассеиванию пыльцы.
- Итак, какое значение имеют соцветия?
Релаксация.
- Давайте отдохнем. Положите голову на парту, закройте глаза, представьте, что вы сейчас не в классе, а на лесной поляне. (Включается аудиозапись «Ромашковая Русь» и показ слайдов с изображением ромашек и ромашкового поля на экране телевизора).
- Посмотрите, что вы увидели, поднимите голову и посмотрите на экран телевизора.
- Закройте глаза, положите голову на парту. Когда я прочту стихотворение, вы снова вернетесь в класс.
- Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь ...
Все это называется природа
Давайте же всегда ее беречь! - В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить...
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить! - Летят, звеня, снежинки с небосвода.
Клубится на заре тумана дым...
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим! - Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это.
Давайте же любить ее всегда!
- Беседа, объяснение с показом слайдов, иллюстраций, схем.
- Посмотрите на эти растения (показ на экране соцветий растений). Назовите знакомые вам растения.
- У всех этих растений цветки собраны в соцветия. А как вы думаете, строение этих соцветий одинаковое или разное? (Разное).
- Итак, у каждого растения соцветие имеет свою форму. Ученые долго сравнивали все соцветия и выделили несколько групп. Давайте их рассмотрим.
- Внимательно посмотрите и послушайте и постарайтесь запомнить их названия.
- Из чего же состоит соцветие? В соцветии есть главная ось, на которой расположены цветки или на цветоножках или сидячие (Схема).
А) Кисть: отдельные цветки расположены один за другим на цветоножках. Такие соцветия у черемухи, ландыша (показ на слайдах).
Б) Колос: цветки расположены друг за другом на общей оси, без цветоножек, сидячие. Такие соцветия у подорожника, пшеницы (показ на слайдах).
В) Зонтик: цветоножки одинаковой длины выходят из вершины оси. Такие соцветия у вишни, укропа (показ на слайдах).
Г) Корзинка: мелкие сидячие цветки расположены на расширенном, уплощенном ложе соцветия, имеют общую обертку. Такие соцветия у одуванчика, ромашка (показ на слайдах).
Д) Головка: мелкие, сидячие цветки на круглой оси соцветия. Такие соцветия у клевера, чеснока (показ на слайдах).
Е) Щиток: цветки расположены поочередно один за другим на общей оси, но на одном горизонтальном уровне. Такие соцветия у боярышника, тысячелистника (показ на слайдах).
Вывод. Итак, какие типы соцветий запомнили? (ответы детей).
V. Закрепление изученного материала.
- Ребята, мы с вами изучили все вопросы урока, а сейчас проверим, как вы усвоили материал.
1. Фронтальная работа
- Какие же типы соцветий у этих растений, определите? (показ слайдов с изображением разных соцветий, дети называют соцветия, опираясь на схемы).
2 Лабораторная работа (работа в парах)
Определите виды соцветий, выполнив лабораторную работу, полученные результаты занесите в таблицу на карточке (Учащимся раздаются живые растения).
Выполнение детьми работы.
Давайте проверим, что у вас получилось (показ слайдов растений, определение соцветия).
3. Игра «Третий лишний»
А теперь проверим вашу внимательность. Игра «Третий – лишний». Для каждой группы я называю растения. Какое из них лишнее и почему?
1. Пшеница, черемуха, ландыш.
2. Пшеница, рожь, черемуха
3. Клевер, морковь, укроп.
4. Морковь, подсолнечник, астра.
VI. Итог урока
- Что понравилось, запомнилось на уроке?
- Давайте ответим на вопросы урока.
- Что называется соцветием?
- Какое значение имеют соцветия?
- Какие бывают типы соцветий?
VII. Домашнее задание
1, 2 группа – прочитать текст в учебнике, ответить на вопросы, зарисовать схемы соцветий
3 группа – зарисовать схемы соцветий
VIII. Оценивание.
IX. Рефлексия
- Ребята, у меня на доске ваза, но она пока без цветов. Я прошу вас, помогите составить букет. У каждого из вас лежат цветки. Если вам понравился урок, то посадите на клумбе красный цветок, если не очень понравился – желтый цветок, если совсем не понравился – синий.
- Ребята, вы замечательно работали на уроке. Как эти цветы тянутся к свету, так и вы стремитесь к знаниям.
- Урок мне хочется закончить этим стихотворением.
Цветы, как люди, на любовь щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Список используемой литературы:
1. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, - 2002. – 432 с.
2. Колобковский Е.Ю. Экология для любознательных. – Ярославль: Академия развития, - 2003. – 43 с.
3. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2-х ч. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.
6. www.it-n.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида
В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook
Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида. К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...
Самоподготовка в 7 классе специальной (коррекционной) школы вида
Конспект самоподготовки в 7 классе специальной (коррекционной) школы вида...
План-конспект занятия для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
1. Познакомить учащихся с разнообразием геометрических фигур.2. Выявить различия между фигурами.3. Учить видеть в реальных...
План-конспект занятия для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
1. Познакомить учащихся с разнообразием геометрических фигур.2. Выявить различия между фигурами.3. Учить видеть в реальных...
План -конспект урока для учащихся специальной (*коррекционной )школы 8 вида.
Коспект урока по теме : Разновидности цветников .для специальной (коррекционной )школы 8 вида.Профильный труд....