Разработка заданий по истории с использованием иллюстративного материала
статья по истории

В статье представлены разработки заданий с использованием иллюстративного материала по дисциплине ОГСЭ.02 История. Тема: "СССР в годы перестройки".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка заданий по истории с использованием иллюстративного материала.

Использование на уроках истории различных визуальных источников (рисунка, картины, фотографии, плаката, карикатуры) направлено на создание зрительного образа. Изображение является мощнейшим фактором мотивации к обучению и важнейшим обучающим средством. В процессе обучения любой визуальный источник выступает в качестве носителя новых исторических знаний, также выполняет функции актуализации знаний, иллюстрирования теоретического материала, закрепления и проверки знаний, формирует эмоциональный компонент образовательного процесса. Без использования визуальных источников невозможно провести урок истории на должном уровне. Благодаря им исторический материал становится боле понятным для обучающихся. Наглядность активизирует их память, внимание и мышление (в результате исследований психологи доказали, что люди запоминают 50% увиденного, услышанное же воспроизводится всего на 20%), заставляя переключать внимание обучающегося с одного элемента урока на другой, не утомляя его.

Вашему вниманию хочу предложить несколько вариантов заданий с использованием иллюстративного материала, разработанных мною по теме «Перестройка».

Первое задание: студентам предлагается рассмотреть ь ряд иллюстраций, представляющих собой разные виды исторических документов: плакаты, фотографии, журнальные заголовки. И на основе ранее прослушанной или прочитанной лекции расположить иллюстрации в хронологическом порядке. Для того, чтобы задание было выполняемым, необходимо подбирать «говорящие» картинки, т.е. событие, изображенное на них должно быть опознаваемым без особых усилий. Если это антиалкогольная кампания, то будет уместным использовать плакат с аналогичным содержанием (пьяница, бутылка алкоголя, соответствующая надпись), если дефицит – то фотография с пустыми магазинными прилавками и т.п. Идентификация событий может поводиться в рамках как индиивидуальной, так и групповой работы.

Задание: Расположите номера иллюстраций в том порядке, в котором иллюстрируемые события они упомянуты в тексте.

ИЛЛЮСТРАЦИИ:

C:\Users\1\Desktop\Снимок.JPG

Второе задание.  В ходе лекции выясняем официальную трактовку понятия «гласность», потом вниманию обучающихся предлагается несколько карикатур периода конца 80-х годов на эту тему, как иллюстрация общественного мнения к этому вопросу. Студенты должны рассмотреть изображения и ответить на предлагаемые вопросы по теме. Задание может быть выполнено как устно, так и письменно, например,  в виде эссе. Изображения также должны быть понятны и читаемы. Из предложенных карикатур моим студентам была непонятна лишь 4 картинка, здесь необходимо было пояснить, что за предмет на глазах у человека и в чем его предназначение.

Задание: Если плакат – это выражение официальной точки зрения, то карикатуру можно назвать неким народным ответом на деятельность правительства. Рассмотрите данные изображения и ответьте на вопросы.C:\Users\1\Desktop\эл курс\тема 1.3\Новая папка\2aa396e450c810d75631d6c9b1c855a0ы.JPG

Вопросы:

1. Какой авторы карикатур видят гласность?

2. Чем их точка зрения отличается от официальной?

3. Какие недостатки авторы карикатур подчеркивают у официальной гласности?

Основываясь на своем опыте, могу сказать, что, действительно, подобные задания положительно воспринимаются студентами, позволяют легко переключить внимание студента с одного элемента урока на другой, активизировать внимание и мыслительную активность.  Усвоение материала лекции становится более результативным, что в свою очередь положительно влияет на итоги написания проверочной работы по данному тематическому разделу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории с использованием ИКТ по теме Крестовые походы

Разработка урока по истории с использованием ИКТ по теме Крестовые походы...

Разработка заданий к уроку и использованием видео "FRIENDS. Joe speaks French."

Для развлечения с обучением, для повторения некоторых лексических единиц по теме "Ищу работу. Мое резюме." Учащимся старших классов предлагается посмотреть и поработать над не большим филимм, после че...

Использование иллюстративного материала для формирования понятийного аппарата на уроках истории.

Текст выступления на фестивале методических идей в Нефтегорске 2017 г....

Использование иллюстративного и презентационного материала для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей с ОНР .

Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для формирования уме...

Использование наглядных примеров и иллюстративного материала на уроках русского языка

Доклад на педсовет "Использование наглядных примеров и иллюстративного материала на уроках русского языка...

Задания с опорой на иллюстративный материал

Задания с опорой на иллюстративный материал раздел культура...