Семинар «Наставничество в обучении: как помочь учиться». Опыт представлен на городском и окружном конкурсе "Учитель года"
учебно-методический материал по истории
Опыт представлен на городском (2020г.) и окружном (2021г.) конкурсе "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар «Наставничество в обучении: как помочь учиться»
Слайд
Добрый день, уважаемые коллеги!
Слайд
Перед вами учитель истории и обществознания! - главная задача которого объяснить детям, почему вся мировая история складывается именно так, а не иначе. Можно ли переписать историю? Кто и для кого пишет историю. Насколько наука история правдива или искажена?... Не кажется ли вам, что это слишком глобальные задачи для учителя истории?! Не много ли ответственности возлагают на учителей истории? Возможно…. Но в этом есть необходимость, ибо история учит нас тому, что человечество ничему не учится! (Гегель)
Слайд
Согласитесь, приобретая знания об истории человечества, общество существенно облегчает себе жизнь, при условии, что правильно извлекает уроки «История ничему не учит, но жестоко наказывает за незнание своих уроков» (Ключевский)
Слайд
Представьте, сколько социального и психологического ущерба мы все получаем, не зная истины явлений в обществе.
Слайд
Дети редко проявляют осознанный интерес к историческим знаниям. Они готовы слушать яркие рассказы, способны в случае необходимости запоминать даты, заучивать положительные и отрицательные стороны идеологии, но к сожалению, не проявляют желания анализировать события, тем более их не волнуют причинно – следственные связи
Отсюда вытекает ключевой вопрос образования – вопрос мотивации познания. Поэтому современной школе нужна смысловая, мотивирующая педагогика.
Слайд
Я, наверное не ошибусь, если скажу, что каждый из нас решает проблему мотивации своими методами и технологиями.
Слайд
Что касается меня, то в этом смысле наиболее перспективными считаю технологии наставничества и проблемного обучения. Позвольте сегодня поделиться с вами успехами в освоении хорошо забытой, а потому новой технологии наставничества.
Итак, тема моего семинара «Наставничество в обучении: как помочь учиться»
Почему наставничество столь популярно? Этому способствовал Национальный проект «Образование». Паспорт которого был оформлен в августе 2018 года.
В Национальном проекте обозначены 2 цели:
1. Обеспечение глобальной конкурентноспособности Российского образования
2. Воспитание гармонично развитой и социально – ответственной личности.
В национальном проекте 10 подпроектов, в 6 из которых прослеживается значимость наставничества.
Следует отметить, что к 2024 году государство ставит следующую задачу:
не менее 70% обучающихся и педагогических работников должны быть вовлечены в различные формы наставничества.
Очевидно, что наставничество – это перспективная образовательная технология, методология которой до сих пор является загадкой. Однако этот процесс многим моим коллегам и мне в том числе, представляется интересным. Я сам нахожусь на ступени поиска и для меня это еще не большой, но уникальный опыт. С некоторыми успешными практиками я хочу познакомить вас сегодня на моем семинаре.
Очевидные вещи скажу я вам: время меняется, жизнь ставит нам и нашим детям (ученикам) новые вызовы и контекстные навыки (предметные, узкой направленности), которые являлись приоритетными в былые времена теряют свою актуальность. Нам и нашим ученикам нужны кросс-контекстные навыки:
- способность к отбору информации,
гибкое и нестандартное мышление,
сотрудничество в виртуальном пространстве,
социальный интеллект, который выражается в договороспособности и умении вести диалог
работа с современными СМИ,
способность понимать смыслы
Педагог - наставник - отвечает на вызовы времени и содействует тому, чтобы кризисы оборачивались развитием. Таким образом, можно смело заявить, что наставничество - технология интенсивного развития, канал обогащения опытом.
Что такое наставничество
Наставничество – отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному усвоить определенные компетенции.
Виды наставничества:
Тьюторы – чаще всего роль тьютора мной осуществляется в классном руководстве. Я сопровождаю, поддерживаю интерес ребенка к развитию и обучению, помогаю сформулировать запрос («какие у вас вопросы»)
КОУЧИНГ Когда я Коуч –Работаю уже с готовой целью, развиваю сильные стороны ученика, ищу более эффективные способы достижения цели. Основная задача – повысить КПД. («У меня для вас есть несколько полезных вопросов»). Так же на уроках учу других детей быть коучами.
Менторы (настоящие наставники) - - это опытные профессионалы, помогают на любом этапе , в том числе в целеполагании , образовательной траектории, карьере. Ментор источник ценных связей. Я – ментор, когда готовлю детей к экзаменам (ОГЭ, ЕГЭ)
(«У меня для вас есть несколько отличных ответов на ваши вопросы»)
Ментор+ коуч+ тьютор = наставничество. На самом деле слагаемых гораздо больше, но в приоритете - 3
Сценарии наставнических программ могут проходить в нескольких формах:
«Один на один», «Один – на группу», «Виртуальное» (блогерное)
Дети любят блогерное наставничество, у меня есть одно из домашних заданий – создать блог на определенные темы (в основном по урокам обществознания)
Формы наставничества вы можете видеть на экране
Обратите внимание, что даже реверсионное наставничество имеет место быть. И на своей практике я с этим сталкивался.
Практики наставничества, которые можно использовать учителю – предметнику и классному руководителю
Побуждение к использованию этой технологии возникло на уроке истории/ обществознании. Так, на одном из уроков истории, мы изучали Великую французскую революцию, я заметил, что изученный материал определенным некоторыми учащихся был не понят, когда я попытался начать объяснение, но неожиданно для меня слово попросил мой ученик – Арсений. К моему удивлению ему удалось в краткие сроки дать объяснение, и они его поняли. Это был успех!
Являясь классным руководителем, я отслеживаю посещаемость и дисциплину на всех уроках. На перемене, в кабинете математике я увидел, что Арсений и еще двое учащихся собрали возле себя группу из 5-7 человек, объясняют решение уравнения на доске. Этот опыт натолкнул меня на мысль – использовать этот прием на уроках в системе.
Используя на уроке прием «Пирамиды логичных вопросов» я стал выявлять детей, которые могут наставниками. И снова успех!
Я растиражировал метод на другие классы …10 – 9… и активно практики с наставничеством внедряю в процесс обучения, что в принципе соответствует стандартам /ФГОС
Уважаемые коллеги, уверен, что среди вас многие уже активно осваивают презентуемые мной практики, и это хорошо. Так же мне будет приятно представить вам несколько приемов и методов (или как говорят в современной педагогике – интсрументарий) наставничества, используя которые, вы получите такое же удовольствие от работы, как и я.
Итак, обратите внимание на слайд – представлены активные формы вовлечения учащихся в образовательный процесс. Все они позволяют применять технологию наставничества.
Например, пирамида логичных вопросов позволяет выявить потенциальных наставников. С помощью вопросов – от простых к сложным.
Шкалирование «Колесо познания» Я использую этот метод для диагностики уровня усвоения пройденного материала. Наставники – эксперты, отвечающие за каждый сегмент (подтему). На экране вы видите шаблон, который может использовать учитель на любом обобщающем уроке.
- стратегия Уолта Диснея - очень нравится детям на уроках общствознания. Так на уроке мы обсуждали Добро победит зло. Дети разделись на команды – мечтателей, реалистов , критиков. Отсаивали свою точку зрения. У наставников была не менее сложная задача, они придумывали и задавали провокационные вопросы.
Результативность использования технологии наставничества вы видите на экране, я хотел бы обратить ваше внимание, что помимо положительной динамики уровня обученности и повышения мотивации познания, эта технология дает высокий социальный эффект.
- В моем классе активно функционирует ученическое самоуправление.
- ученическое волонтерство (благородное репетиторство)
В заключении своего выступления хочу отметить, что представленная технология не является панацеей от всех проблем, наряду с этой я, естественно, использую различные технологии, но именно эта позволяет мне наиболее полно решать поставленные мной задачи – повышать познавательный интерес к предметам истории и обществознания и помочь найти смысл в познании прошлого во всем его многообразии.
Спасибо за внимание, я готов ответить на ваши вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутришкольный семинар " Неуспевающие учащиеся. Как им помочь"
Выступление завуча с элементами практического задания для педагогов+памятки для работы с "неуспевающими"...
Базарова О.Л. Выступление на круглом столе городского этапа конкурса «Педагог года – 2012» Тема: Применение технологий личностно-ориентированного обучения на современном этапе.
В статье рассмотрены преимущества и трудности применения новых педагогических технологий сотрудничества, критического мышления, деятельностного метода и проектов в учебном процессе. Предлагаемая сводн...
Научно-методическая статья "Мультимедийный путеводитель "Математический Петербург": опыт погружения в городскую среду"
Статья адресована учителям математики, педагогам дополнительного образования. Статья посвящена реализации исследовательского проекта по созданию мультимедийного аудиопутеводителя "Математический Петер...
выступление на городском семинаре по интегрированному обучению
обобщение опыта на городском семинаре по интегрированному обучению...
Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"
Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...
Семинар-практикум для родителей "Как помочь агрессивному ребенку?"
Основные вопросы встречи:• Кто виноват? Причины конфликтного поведения детей;• Что делать?• Какие задачи должны ставить перед собой взрослые?Мы подробно рассмотрели:• «инстру...
Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия (формирование элементарных количественных представлений, сенсорное развитие) с детьми четвёртого года обучения
Из опыта работы с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии / лёгкая степень умственной отсталости...